Зоя Бербер родила сынаAnna Asti стала триумфатором премии «Муз-ТВ-2024»Умерла Франсуаза АрдиВладимир Машков возглавил «Современник», а Евгений Герасимов – Театр СатирыГарик Харламов и Катерина Ковальчук поженилисьСати Казанова ждет ребенкаУмерла Анастасия ЗаворотнюкАлсу подала на разводРамиля Искандер отправится в колонию за сбыт наркотиков«Анора» с Марком Эйдельштейном и Юрой Борисовым получила «Золотую пальмовую ветвь» в КаннахМилли Бобби Браун вышла замужМари Краймбрери и Сергей Лазарев взяли по две премии RU.TVБилли Айлиш выпустила третий альбомРоман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИВладимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний раз

Виталий Ставицкий: «Наша главная цель – увеличить национальный рынок дизайна в 10 раз»

28.12.2021 14:22 Lifestyle Рубрика: Дайджест 16+

Союзу дизайнеров России (СДР) в декабре 2021 года исполнилось 30 лет. В честь юбилея творческого объединения его президент Виталий Ставицкий рассказал о малоизвестных фактах из истории отечественного дизайна, нынешнем дне СДР, а также о ключевых проблемах развития дизайн-отрасли в стране и путях их решения.

Виталий Викторович, в своем предыдущем интервью «Российские дизайнеры – мировые трендсеттеры, определяющие развитие глобальных индустрий» для издания «1474» вы рассказали об успехах зарубежного дизайн-рынка и существенной роли наших дизайнеров в его развитии. Нынешний разговор проходит в дни празднования 30-летия Союза дизайнеров России. В этой связи, с одной стороны, не хотелось бы особо заострять внимание на существующих проблемах, но, с другой ‒ как говорится, юбилей – хороший повод поговорить о том, что было, есть и что будет. Поэтому, обращаясь к тому, что было, предлагаю совершить небольшой экскурс в прошлое отечественного дизайна. На фоне того, что за рубежом, как вы сами не раз отмечали, наш национальный дизайн не признают и никак не идентифицируют, хочу спросить у вас: по прошествии советского периода развития дизайна, нынешних, уже российских трех десятилетий неужели у нас, образно говоря, за душой нет ничего, чем можно и нужно гордиться дизайн-отрасли России?

Что вы! Напротив, наша история наполнена огромным количеством достойнейших примеров, заслуживающих всемерного уважения и безграничной гордости. Так, именно дизайнеры из СССР в 80-е годы минувшего столетия спрогнозировали те прорывные технологии, которые за рубежом появились только спустя 15–20 лет. Речь идет об уникальном изобретении наших специалистов, получившем название СФИНКС.

В сентябре 1987 года советский журнал «Техническая эстетика» опубликовал статью о домашнем телерадиокомплексе, поразившем иностранцев гениальной задумкой и прогрессивным дизайном. Концепт, предвосхитивший современную идею умного дома, презентовали в 1985 году на международном проектном семинаре «Будущее часов» в Ереване сотрудники Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) Дмитрий Азрикан (руководитель проекта), Алексей Колотушкин и Валерий Госсен.

Несколько позднее, в 1987-м, фрагменты концепта воплотили уже в СФИНКС – суперфункциональную интегрированную коммуникативную систему, предназначенную для получения информации от всех устройств жизнеобеспечения дома или квартиры, а также управления ими. В том числе – дистанционно! Дизайнеры ВНИИТЭ создали удобный и функциональный интерфейс единой системы. В ее комплект входили дисплеи, беспроводные акустические колонки с объемным звучанием, наушники, ручные пульты разных размеров, процессор с тремя блоками памяти.

СФИНКС, позиционируемый как система радиоэлектронного оснащения жилища будущего, уже в то время предугадал сегодняшние идеи Apple и Google по созданию целых экосистем гаджетов. Более того, именно дизайнеры ВНИИТЭ едва ли не первыми в мире разработали концепты наручных смарт-часов, которые сейчас производят Apple и Huawei.

В ряду уникальных разработок легендарного института можно назвать также проект перспективного такси, созданный в 1964 году, который, по оценке экспертов, по своему решению получился удачнее автомобиля итальянского дизайнера Джорджетто Джуджаро, предложенного через 10 лет. К сожалению, в массовое производство наше такси так и не запустили, но, на мой взгляд, его вполне можно считать предшественником популярных минивэнов, покоривших спустя почти 20 лет автодороги Европы и Америки.

Важными вехами в летописи ВНИИТЭ стали проект «Серебряная нить» по созданию нового поезда повышенной комфортности для Московского метрополитена в 1987 году, разработка первого переносного кассетного магнитофона «Сайгак» (1987 год), жилого автоприцепа «Рапан» (1988 год) и многое другое.

Надо признаться, в силу разных причин далеко не все дизайн-проекты, созданные в советский период, оказались реализованы. Некоторые из них так и остановились на этапе концептов. Но эти проекты развивали дизайн-отрасль, двигали ее вперед, зачастую опережая свое время по дерзости и гениальности идей.

Так что погрузитесь в историю отечественного дизайна, и вы убедитесь, что нам есть чем гордиться!

Осмелюсь предположить, что нынешнее поколение российских дизайнеров так же талантливо, успешно и плодотворно?

И не ошибетесь. Сейчас большим спросом во всем мире пользуются портативные колонки JBL или, скажем, умные колонки Harman Kardon. Однако мало кто знает, что ведущие дизайнеры в этих компаниях-производителях – наши соотечественники.

Сегодня российские специалисты также участвуют в создании итальянской мебели, которая ассоциируется с изысканностью, роскошью и стилем и широко популярна во многих странах. Более того, дизайн интерьера нового Fiat 500 – легенды итальянского автопрома – разработала российский дизайнер Инна Кондакова.

Современность в дизайне – время для всевозможных коллабораций. Это особенно характерно для фэшн-индустрии. Отмечу, в частности, коллаборацию Puma x Outlaw Moscow, когда отечественный бренд Outlaw Диляры Минрахмановой и Максима Башкаева объединился с немецкой компанией и выпустил коллекцию спортивной одежды, которую – не поверите! – за рубежом раскупили за несколько дней, а в некоторых странах вообще смели с полок буквально в считаные часы.

Успешная коллаборация с Puma получилась и у бренда Jahnkoy Марии Казаковой. В 2017 году Мария со своей маркой стала номинанткой премии для молодых дизайнеров LVMH Prize – престижного конкурса от французского модного дома Louis Vuitton.

Подчеркну: истоки у всех примеров, приведенных мной, одни – отечественная школа дизайна!

Отрадно, что российские дизайнеры настолько успешны и признаны. Однако, согласитесь, большинство фактов свидетельствуют все-таки о том, что как высококлассные специалисты они состоялись именно на западном рынке дизайна… Не секрет, как много для любой страны значат ее интеллектуальные ресурсы, являющиеся национальным богатством. В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия отечественная наука столкнулась с глобальной проблемой «утечки мозгов» за рубеж. Насколько знаю, она актуальна по сей день, хотя, возможно, и не в такой критичной степени. А российскому дизайну присуща «утечка мозгов»? Если – да, то, как вы считаете, в чем причины, по которым молодые специалисты уезжают на Запад? Невостребованность, невозможность полностью реализовать себя в России?

– К сожалению, вы правы. У нас ежегодно 10–15 тысяч специалистов в сфере дизайна уезжают из страны, наверное, в первую очередь потому, что в России у них нет достаточного объема заказов. Если говорить о промдизайне, то в этом сегменте просто нет работы на родине.

Некоторые специалисты, такие, например, как предметные дизайнеры Дима Логинов и Екатерина Елизарова, остаются жить в России, но при этом успешно сотрудничают с западными компаниями. В частности, Катерина основала дизайн-студию Ekaterina Elizarova Design и разрабатывает частные и общественные интерьеры по индивидуальным заказам, а также создает уникальные предметы интерьера ‒ мебель, светильники, аксессуары, которые производят преимущественно европейские фабрики. К слову, очень серьезные бренды. Елизарова также регулярно участвует в крупнейших международных выставках. Это важно для формирования собственного имени и бренда на мировом рынке.

Но, конечно, многие уезжают за рубеж. В принятии такого решения, на мой взгляд, все зависит от страны, в которой дизайнер предполагает работать. Где-то, скажем в Италии, у дизайн-специалистов зарплата небольшая, но вот в Германии – это уже серьезный доход: речь может идти о десятках тысяч евро ежемесячно.

Согласен, в целом «утечка мозгов» – достаточно неприятная история. Но сегодня она абсолютно логична: для молодежи не существует границ либо языкового барьера. Молодые люди легко мигрирует как внутри своей страны, так и за ее пределы. А причин остаться за рубежом, как видим, всегда предостаточно: начиная от интересной и высокооплачиваемой работы и заканчивая, например, той же пандемией ‒ много наших дизайнеров остались в странах, в частности в Индонезии, Китае, в которых отдыхали на момент объявления карантина и закрытия границ. В итоге ребята были вынуждены оперативно искать работу. Но они – скорее исключение, чем правило.

По подсчетам аналитиков, к середине 90-х годов прошлого века экономические потери России от интеллектуальной эмиграции составили около 30 миллиардов долларов. К 2003 году убытки страны от «утечки мозгов» и оттока ноу-хау уже превысили 1 триллион долларов. А каковы эти цифры в сфере дизайна сейчас?

– Боюсь, с одной стороны, эти показатели никто не подсчитывал, а с другой – не ошибусь, если буду утверждать, что в названные суммы также входят финансовые потери – и немалые! – от утечки российских дизайнерских «мозгов» за рубеж. К сожалению, молодые люди, которые сейчас обучаются в вузах по дизайнерским специальностям, как бы печально это ни звучало, уже изначально нацелены уехать в другую страну, а скорее всего – в ту иностранную компанию, которая предоставит им работу.

Приведу высказывание доцента кафедры промышленного дизайна Академии Штиглица и руководителя образовательной программы «Дизайн средств транспорта» Сергея Хельмянова, которое я постоянно цитирую на различных форумах и дискуссиях. Так вот, Сергей Петрович с горечью говорит, мол, «я экспортер кадров за рубеж». Каждый год он выпускает от 20 до 50 специалистов в области промышленного дизайна, впоследствии почти все они уезжают за границу. А потом мы умиляемся, что практически весь международный автопром держится именно на российских дизайнерах.

Лично я как президент СДР главную задачу вижу в том, что мы должны убеждать молодых специалистов оставаться в России. Однако, чтобы наши слова были вескими, необходимо сформировать в стране современный по уровню и объемам дизайн-рынок, который позволит талантливым дизайнерам реализовать себя на родине. Для этого надо донести до лидеров отечественного бизнеса всю важность внедрения дизайна в промышленное производство. Как показывают практика и опыт иностранных коллег, он реально увеличивает конкурентоспособность российской продукции не только на внутреннем, но и на международном рынке. Таким образом, это приведет к ощутимому росту национальной экономики и формированию новых рабочих мест, что, согласитесь, для всех нас также немаловажно.

Виталий Викторович, а может быть, молодые дизайнеры уезжают на Запад еще потому, что на отечественном рынке они слабо защищены, в частности, от нарушения их авторских прав? Это явление – болевая точка российской дизайн-индустрии?

– К сожалению, и здесь вы правы: в нашей отрасли проблема копирования авторских работ и проектов очень остра. Понятно, прямое копирование преследуется законом. Но еще есть такое понятие, как styling – буквально моделирование, предполагающее переработку чьих-то идей. Придуман для этого злостного явления и другой термин – авторская интерпретация, призванная, как я вижу, несколько размыть деяния нечистоплотных «творцов».

На мой взгляд, в каждом отдельном инциденте необходимо тщательно разбираться: нарушены ли права конкретного дизайнера, и если – да, то насколько сильно? Если же факт нарушения будет установлен, то, как показывает практика, у пострадавшего дизайнера есть два пути разрешения ситуации. Первый – обратиться в суд, но это немалые финансовые затраты и существенная потеря времени. Второй – не забывая о произошедшем, продолжать нарабатывать новые дизайн-продукты и их реализовывать. Дело в том, что сегодня время – это, наверное, один из основных критериев, влияющих на эффективность нашей профессиональной деятельности. За месяц вынужденного простоя, вызванного, скажем, необходимостью участвовать в судебных заседаниях, экспертизах и так далее, можно легко потерять свой рынок: разработки, которые вы сделали, но вовремя не запустили в реализацию, просто перестают быть актуальными и востребованными.

Поэтому, как свидетельствует опыт, многие дизайнеры и производители, взвесив все за и против, выбирают именно второй путь: выпускать как можно больший ассортимент дизайн-решений и продуктов, своевременно пополнять его, чтобы так называемые коллеги не успевали плагиатить.

Знаю, существуют профессиональные кодексы чести и этики дизайнеров. Не помогает?

– Увы, не всегда! Да, они даже есть у международных ассоциаций. Например, СДР руководствуется Международным профессиональным кодексом чести дизайнера, который пропагандирует основные принципы этических норм в дизайнерской практике. Они приняты организациями – членами WDO (Всемирная организация дизайна) и ICSID (Международный совет организаций промышленного дизайна). В нашей иерархии – это наивысший уровень!

Так вот, в одном из разделов этого кодекса – «Ответственность перед другими дизайнерами» ‒ черным по белому прописано, что «дизайнер не имеет права следовать указаниям клиента, если это ведет к созданию плагиата, а также сознательно создавать плагиат».

Но, извините, вообще-то все мы творим в условиях рынка. По этой причине есть и такие, кто считает, что его законы превыше всего. Рынок – само по себе очень хищное пространство: здесь кто первый встал, того и тапки.

То есть, к сожалению, плагиат – это устойчивый мировой тренд?

– К стыду, даже самые именитые бренды не гнушаются, так сказать, подворовывать. И суды, которые расследуют факты плагиата в сфере дизайна, – тому подтверждение.

Каким вы видите решение вопроса защиты авторского права в промышленном дизайне и дизайн-индустрии в целом?

– Я убежден, при желании всегда можно установить истинного автора. Доказательством здесь могут служить, скажем, предварительные наброски (эскизы), варианты дизайнерского решения, финальные файлы, электронная переписка с заказчиком и участниками проекта, если они есть. Эти и другие факты суды принимают в качестве доводов. В конце концов, могут быть свидетели, готовые подтвердить, что именно вы в такое-то время занимались этой разработкой.

На мой взгляд, гарантом защищенности авторских прав служат грамотно составленные юридические документы, в первую очередь – договор между исполнителем и заказчиком. Распространенный пример, когда дизайнер утверждает, что заказчик присвоил предложенное решение. Но при детальном разборе ситуации выясняется, что дизайнер изначально не решил правовые вопросы в свою пользу: подписал неконкретно составленное техническое задание, не заключил договор, в котором обязательно должны быть отражены, в частности, права сторон на результаты интеллектуальной деятельности, не соблюдены другие юридические правила. Более того, может оказаться, что у дизайнера нет соответствующего статуса: он не является ни самозанятым, ни индивидуальным предпринимателем, ни законным представителем юрлица.

Мы не должны выпадать из правового поля и обязаны знать хотя бы элементарные юридические каноны. Важно всегда помнить о том, что авторское право возникает в момент создания продукта. Как только вы нарисовали эскиз или создали 3D-модель, они уже являются активом, которым вы можете распоряжаться по собственному усмотрению. Главное, при возникновении спора об авторстве – подтвердить и доказать ваше право.

Виталий Викторович, как в наше время молодому дизайнеру заявить о себе? Какими он должен обладать качествами? Поделитесь секретами профессионального мастерства…

– Чтобы добиться успеха в дизайне, во-первых, необходимо очень много и упорно трудиться, не зацикливаясь на каких-то одних, пусть даже супергениальных решениях. Словом, не нужно уподобляться отдельным отечественным певцам, исполняющим один и тот же хит в течение 20–30 лет. В дизайне такое не прокатывает.

Во-вторых, хороший дизайнер, как правило, старается разработать за месяц 40–50 концептов, из которых только один-два, в лучшем случае, получат свое творческое продолжение и развитие.

В-третьих, немаловажную роль в достижении признания играют наличие у молодого специалиста каких-то собственных нестандартных наработок, выделяющих его из общего круга коллег, а также его умение убедить заказчика, что предложенное им дизайнерское решение в отличие от других (конкурентов) – единственно правильное.

Многие ли дизайнеры пытаются делать все, так сказать, в одиночку?

– Нет. В одиночку мало что получается. Это всегда работа больших команд. Бывает недостаточно сделать только искусный дизайн. Он обязан быть в первую очередь технологически выгодным: легко воспроизводимым и дешевым в массовом производстве. То есть дизайн должен иметь достаточно низкую себестоимость. А это, поверьте, – дело не одного дня и даже месяца.

Например, чтобы прийти к созданию первого iPhone, такая глобальная компания, как Apple, проделала большой путь, растянувшийся не на одно десятилетие. Как минимум это заняло у нее, насколько помню, почти полвека.

На мой взгляд, сейчас для начинающих студий и творческих коллективов довольно комфортное время для входа на рынок дизайна. Подскажите, как сегодня, учитывая степень развития дизайн-индустрии и требования к ней, перспективной команде из двух-трех человек лучше двигаться по пути достижения результата? На кого равняться и от каких правил отталкиваться?

– Вопрос сложный, и однозначного ответа на него я не дам. В дизайне, как в жизни: каждый выбирает свой путь. Как ни странно, часто молодые команды обращаются в союз с запросами типа ‒ дайте нам заказчиков, решите за нас вопросы, обеспечьте ресурсами, которые помогут расти дальше.

А есть творческие команды, которые самостоятельно разрабатывают оригинальную бизнес-модель, позволяющую им в кратчайший срок – буквально за пару-тройку лет занять лидирующие позиции на рынке, стать, скажем, полноправным членом Ассоциации коммуникационных агентств России, войти во всевозможные рейтинги.

Повторюсь, каждый выбирает собственный сценарий профессионального развития. И на традиционный вопрос начинающих коллег и студентов профильных вузов: «Как же нам занять нишу на рынке?», отвечу, что формирующийся отечественный рынок дизайна пока еще позволяет творческим, трудолюбивым и целеустремленным молодым специалистам занять свой перспективный сегмент.

Союз дизайнеров России помогает им в этом?

– Ну конечно. Например, разрабатываем образовательные программы, связанные с получением как первого высшего, так и дополнительного образований в области дизайна. Налаживаем связи с потенциальными клиентами – различными российскими и западными компаниями. Помогаем молодым дизайнерам с организацией их стажировок за рубежом.

Помимо того, мы создаем общероссийскую информационную базу, где заказчики могут подобрать себе дизайн-компанию или специалиста, подходящих для реализации того либо иного проекта. В базу СДР уже внесены данные 4000 наших дизайнеров, как самозанятых специалистов, так и индивидуальных предпринимателей.

О каких направлениях деятельности вашего союза еще можно рассказать?

– Основные меры, принимаемые нами, направлены на поддержку и популяризацию отечественного дизайна на территории России и за рубежом. Главная цель – увеличить национальный дизайн-рынок в 10 раз и довести долю работающих в нашей индустрии до 2,5% экономически активного населения страны.

Участвуем также в формировании связей между образовательными учреждениями и бизнесом. В частности, чтобы будущие дизайнеры сразу начинали работать в реальных рыночных условиях.

Помимо этого союз уделяет серьезное внимание вопросам экспортной политики. Мы популяризируем во всем мире российское лицо дизайна – Made in Russia, то есть те товары, которые производятся у нас, нашу национальную стилистику. Культивируются же за границей, скажем, немецкий дизайн, считающийся олицетворением эффективности и функциональности; швейцарский, в основе которого – философия школы Баухаус «форма следует за функцией»; итальянский дизайн... И так далее.

А вот у российского дизайна своего самобытного лица на международном рынке, к сожалению, пока еще нет. Однако мы усиленно работаем над этим.

Виталий Викторович, не так давно Союз дизайнеров России и Ассоциация специалистов индустрии дизайна сформировали Совет по дизайну. Расскажите подробнее, каковы его цели и задачи?

– Совет по дизайну – это консультативный орган. Сформирован он с целью проведения экспертизы решений государства, которые касаются развития индустрии дизайна, а также для позиционирования отрасли как драйвера инновационной политики страны и урегулирования процессов в профессиональном сообществе, в частности, консолидации региональных систем дизайна.

В числе его основных задач – обеспечение взаимодействия государственных органов с нашим экспертным сообществом, ведение политики в сфере дизайна через формирование единой стратегии развития индустрии, подготовка и участие в госпрограммах, а также выработка экспертного мнения по международному позиционированию национального бренда Made in Russia и официальная презентация отечественной дизайн-индустрии за рубежом.

Насколько СДР активно использует площадки публичных мероприятий для обсуждения актуальных проблем современного дизайна?

– Мы просто обязаны всегда быть там, где идут дискуссии о дизайне, обсуждаются перспективы его развития и продвижения на глобальном рынке.

Например, в октябре в Казани состоялся международный форум и премия в области визуальных коммуникаций, архитектуры, промышленного и продуктового дизайна Best for Life Design. Это – ежегодное мероприятие для ведущих дизайнеров и архитекторов со всего мира, представителей творческих сообществ и общественных организаций, которые собираются, чтобы обсудить новые тенденции и поделиться опытом решения актуальных вопросов в профессиональной сфере. Союз дизайнеров России – партнер форума, я вхожу в экспертный состав жюри премии.

Хедлайнером Best for Life Design Forum & Award 2021 стал всемирно известный промышленный дизайнер, основатель дизайн-студии Karim Rashid INC Карим Рашид.

Примечательно, что этот форум посвятили мифам и стереотипам о дизайне, а также их преодолению. В премии приняли участие более 50 компаний, представивших жюри проекты в разных отраслях дизайна, благодаря которым жилые и рабочие пространства, а также места для отдыха станут максимально комфортными и экологически безопасными.

Особо подчеркну, с нынешнего года Best for Life Design Forum & Award включили в событийный календарь и программу поддержки World Design Organisation.

Знаю, что Союз дизайнеров России, став одним из соучредителей Федерации креативных индустрий, также занимает лидерскую позицию в деятельности этого самого крупного в стране объединения творческого бизнеса…

– Мы стараемся участвовать во всех мероприятиях, тематика которых касается и креативных индустрий. Междисциплинарность дизайна позволяет нам это. Так, в ноябре союз выступил партнером по теме дизайна коммуникаций в хакатоне SPB Travel Industry Hack 2021 «Въездной туризм. Перезагрузка!». Команды университетов Санкт-Петербурга решали кейсы, предложенные компаниями и институтами развития туризма, сервиса и гостеприимства. Лучшие креативные решения были отмечены призами и подарками от владельцев кейсов и организаторов мероприятия.

Недавно СДР участвовал еще в одном хакатоне. Его провели АНО «Креативная экономика» вместе с Роскультцентром при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. На нем 11 студенческих команд из четырех творческих вузов страны состязались в разработке концептуального решения трофея Национальной премии в области креативных индустрий Russian Creative Awards.

Отмечу, студенты откровенно порадовали широтой творческого подхода, разработав 16 визуальных концептов образа статуэтки для Russian Creative Awards, в которых ярко отразили свое видение отечественных креативных индустрий. В итоге победила команда Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени Штиглица, взявшая за основу символ «семечки» в виде метапланеты.

Добавлю, 18 декабря в Москве в концертном зале «Зарядье» прошла торжественная церемония вручения Russian Creative Awards. Союз дизайнеров России выступил одним из партнеров национальной премии.

Виталий Викторович, уже более четверти века вы занимаетесь дизайном, успешно работали в разных странах мира. Как говорится, многое повидали и вам есть что и с чем сравнивать. С чем вы связываете перспективы отечественного промышленного дизайна и в целом дизайн-индустрии страны? А также, пользуясь случаем, что наш разговор состоялся в канун Нового, 2022 года, что пожелаете коллегам-дизайнерам и всем креаторам России?

– За три десятилетия своего существования Союз дизайнеров России убедительно доказал важность индустрии дизайна для развития отечественной креативной экономики, промышленности, бизнеса и комфортной среды. Сегодня наш союз по праву считают одним из самых крупных и авторитетных общественных объединений, которое активно участвует в глобальной дизайн-политике, помогает талантливым ребятам состояться в профессии и максимально реализовать свой творческий потенциал на родине.

Главное, что Союз дизайнеров России сейчас находится в постоянном диалоге с государством. Конечно, скажу прямо, власть иногда понимает нас, иногда – к сожалению, нет. Но эта дискуссия есть, она продолжается – и слава богу!

Очень здорово, что в нашей стране наконец-то образовалась новая, устойчивая тенденция на развитие креативной экономики. Создание Федерации креативных индустрий – только один показательный пример этого. Мы были искренне рады поддержать общую инициативу объединиться в большую творческую коллаборацию, позволяющую решать многие вопросы коллегиально, сообща, так как в разных отраслях проблемы практически одинаковые.

Нынешний год – Международный год креативной экономики. Но, насколько знаю, уже звучали предложения в целях устойчивого развития России и у нас в стране в скором времени объявить Год креативной экономики. Мы уверены, это обязательно даст свои положительные результаты.

А в наступающем Новом году, как дизайнер, желаю абсолютно всем россиянам быть в гармонии с собой и окружающим миром! Крепкого здоровья, творческого вдохновения, захватывающих дух креативных идей и новых успехов в профессиональной деятельности!

(1474ip, 27.12.21)

Семнадцать книжных мгновений

обложки книг

Изначальные сказки, ставшие основой «1001 ночи», рассказы о семейных корнях Пушкина, классическая отечественная военная проза, уникальные исторические подробности – в культурном обзоре Алекса Громова.

Сказки Шахерезады

Эти сюжеты пережили века, ведь менялись города и села, обстановка жилищ, но люди во многом оставались прежними, - добрыми и великодушными, взволнованными и возмущенными, надеявшимися на лучшее и порой готовыми поверить тем, кто обещает им чудеса, обогащение и чудесное преображение. Книга написана Зохре Хайдари по мотивам древнего персидского сборника «Тысяча сказок», который был потом переведен на арабский язык и приобрел всемирную известность как «1001 ночь». В этих сказках нашли отражения всё людские чувства, как благородные, так и порочные, поэтому в героях этих сказок многие могут узнать своих знакомых, да и себя тоже.

На протяжении столетий здравый смысл часто соседствовал с верой в волшебство, "вероятность невероятного", в счастливый поворот судьбы, найденные сокровища и даже доброго правителя, готового помочь людям. Есть среди сказок и посвящённые животным и птицам, в том числе - их верности своим хозяевам. Так сокол ценой своей жизни опрокидывает золотую чашу, в которой плещется отравленная жидкость, и спасает шейха.

В тексте есть и весёлые мистификации, и забавные приключения, причудливые фантасмагории. Назидательные тексты органично переплетаются с комическими сценками. Герои этих сказок – добрые и злые, щедрые и жадные, узнаваемые персонажи, похожи на тех, с кем в повседневной жизни сталкивались слушатели и читатели этих старинных преданий. Описания и эпитеты носят условный характер, но замечательное словесное искусство и богатейшая фантазия, поэтичность изложения делают эти образы живыми. Во многих рассказах – обилие комического, персонажи поражают своими ловкими проделками, умелыми плутнями и находчивыми ответами. Эти сказки отличаются поэтичностью и изяществом композиций, занимательностью и порой – с комическими преувеличениями, а также – поучительные истории. Справедливость торжествует, злодеи наказаны, а достойные получают вознаграждение.

Борис Васильев. А зори здесь тихие

Недавно исполнилось сто лет со дня рождения Бориса Васильева, фронтовика, одного из авторов «лейтенантской прозы», по произведениям которого были сняты кинофильмы и телесериалы. Это произведение было впервые опубликовано более полувека назад и по словам автора, основано на реальном эпизоде военных действий. В мае 1942 года на военный разъезд, расположенный между фронтом и Мурманской дорогой к северу от блокированного Ленинграда, прибывают служить девушки-зенитчицы, которые по ночам стреляют по вражеским самолетам, а днем мирно отдыхают, стирают и загорают. Каждая из девушек имеет свою историю и характер, но при этом они – юные, мечтающие о счастье или оплакивающие потерянное.

Одна из них увидела в лесу двух вооруженных немецких диверсантов в маскировочных накидках. Чтобы преградить путь вражескому отряду, направлявшемуся к железной дороге, старшина, комендант разъезда, собирает из девушек-зенитчиц отряд, вступающий в неравную схватку с численно превосходящими и лучше вооруженными диверсантами. Враг обезврежен, но девушки погибли. Книга рассказывает о героизме советских женщин и трагических судьбах, о любви к Родине и подвиге.

Валентин Пикуль. Реквием каравану PQ-17

Исторический роман, по которому был снят телесериал, написанный участником Великой Отечественной войны и посвященный трагедии одного арктических конвоев, почти полностью уничтоженным фашистскими подлодками и авиацией из-за того, что PQ был брошен своим английским конвоем. Книга была переведена на многие иностранные языки.

Пикуль не просто использовал различные документы об этом конвое, но благодаря своему таланту создал «эффект присутствия» в самой гуще трагических событий. В тексте уделено внимание действиям советской подлодки К-21 с капитаном Луниным, атаковавший вражеский корабль «Тирпиц», наводивший ужас на союзников, выпустив по нему четыре торпеды. Две попали в цель и поэтому «Тирпиц» был вынужден вернуться на свою базу, не преследуя уцелевшие корабли. Автор дает нелицеприятные оценки английским морским чиновникам, но при этом отдавая должное героизму советских и иностранных моряков, находившихся даже во моменты смертельной опасности на своих боевых постах. Описаны с документальной точностью события тех дней, сцены схватки. подвиги и мужество, а также- трусость отдельных людей, рассказывается о роли нашего Северного флота и конвоев в годы войны.

Борис Норик. Очерки истории Англо-иранской войны 1856–1857 гг.

Середина XIX века стала началом одного из этапов Большой Игры - борьбы за влияние в Азии между Российской и Британскими империями. Англичане бережно охраняли жемчужину своей державы - Индию и старались контролировать всё подходы к ней. В этот раз развернулась борьба между Англией и Персией за Герат.

Англия рассчитывала на то, что Афганистан станет дружественной к Лондону буферной территорией между Российской Средней Азией (в которой влияние Санкт-Петербурга неуклонно увеличивалось) и британской Индией. Персия не раз пыталась вернуть Герат, прежде находившийся под её властью, и в октябре 1856 года в Герат вошли войска персидского шаха, а через несколько дней Британия объявила Персии войну. Англичане высадили свои войска, и 8 февраля 1857 года произошла битва при Хушабе, персы потерпели поражение и вынуждены были отступить. 4 апреля в Париже состоялось подписание мирного договора. Шахские войска покинули Герат, а англичане отправили свои подразделения в Индию для подавления мятежа местного населения.

В книге на основании отечественных и зарубежных архивных документов раскрываются как причины этой войны, так и опасения российского Генштаба и МИДа в отношении вероятного утверждения англичан на южном и юго-восточном побережьях Каспийского моря. При этом, когда обстановка действительно стала напряженной, англичане, находившиеся в Иране, начали опасаться гнева местных жителей. Они обратились за помощью к русским дипломатам: «Со своей стороны К.Э.Эббот в письме Кларендону от 23 октября 1856 г. отмечает, что французского консульства в Табризе нет, а живущие здесь немногочисленные британские подданные предпочли воспользоваться услугами русского генерального консула, который выразил готовность их предоставить».

Автор уделяет внимание как внутренней ситуации в Персии, так и личным амбициям его владыки Насер ад-Дин-шаха, которому не давала покоя как слава Петра Великого, так и Наполеона, биографиями которых он пристально интересовался. Шах рассчитывал овладеть Гератом и Кандагаром, но англичане оказались сильней и коварней.

А.Громов. Персия – Иран: ХХ век

Долгое время Иран для европейцев и американцев был одной из самых загадочных стран мира. Сюда приезжали зарубежные дипломаты и военные, коммерсанты и немногочисленные путешественники, ценители восточной экзотики, уникальных предметов старины и традиций, сохраняющихся на протяжении долгих столетий. Но именно ХХ век изменил облик Ирана, сделав его одной из самых непредсказуемых и быстро развивающих стран. Он стал для страны веком перемен, но как выяснилось спустя десятилетия, многие трансформации оказались новым возвращением к традиционным ценностям и путям родной цивилизации, своеобразной и чарующей, побеждающей и создающей новые мировоззренческие смыслы.

В книге известного историка показано, как на иранской земле переплетались древность и современность, традиции и новые технологии. История двух иранских революций - уникальна и не имеет аналогов в мире. Автор уделяет внимание прогрессивному премьеру Мосаддыку, пытавшемуся отобрать иранскую нефть у британских колонизаторов, но свергнутому в результате государственного переворота, устроенного ЦРУ и английскими спецслужбами.

А широко разрекламированная шахскими СМИ «Белая революция» в итоге оказалась, несмотря на всё усилия тысяч чиновников, лишь фикцией, антуражем для съёмок шаха с так называемыми благодарными крестьянами, "получившими" землю. На самом деле, реформа была обманом - шах решил продавать земли, отобранные у духовенства. А у богатых помещиков оставались лучшие земли, доступ к источникам воды, сельскохозяйственная техника. Когда после этого сотни тысяч обездоленных крестьян отправлялись в города в поисках жилья и заработка, то им доставалось лишь существование в жалких лачугах и тяжкий ручной труд за гроши. На недовольных обрушивалась вся мощь одной из самых жестоких спецслужб мира – тайной полиции САВАК.

Зато шах смог устроить самую дорогую «вечеринку века» - празднование 2500-летия Персидской империи. Та империя действительно была великой и одной из самых совершенных и развитых держав древнего мира. Парад воинов в костюмах времен победоносной персидской армии царей Кира и Дария, устроенный по приказу последнего шаха в Персеполе, поразил масштабностью действа даже искушённых зрителей – президентов и королей.

Лариса Черкашина. Пушкин и родословие Любви. От прадедов к внукам

С предками нашего великого поэта связано множество увлекательных и любовных историй, многие из которых превратились в предания. Книга, основанная на документальных материалах, рассказывает не только о самом А.С.Пушкине и его бурных страстях, отчасти отраженных в стихах и рисунках, но и предках и потомках. Поэт интересовался судьбой своего славного прадеда, Абрама Ганнибала, сподвижника Петра Великого, получившего свое первое боевое крещение в Полтавской битве. Фамилией Ганнибал Абрам Петрович стал подписываться значительно позднее, в зрелые годы, первая же фамилия — Петров, как и отчество, была дана в честь его «августейшего восприемника». «До 1716 году Ганнибал находился неотлучно при особе Государя, спал в его токарне, сопровождал его во всех походах», — отмечает поэт… Царский арап с манерами галантного кавалера-француза — грозное и невиданное оружие для простодушных женских сердец...»

В тексте уделено внимание и семейным легендам Пушкиных – несмотря на пушкинскую строчку, посвященную возвышению Орловых при падении Петра III - «А дед мой в крепость, в карантин», подполковник Лев Пушкин уже к тому времени был в отставке и мирно проживал в своем московском особняке, приняв участие в торжествах при вступлении императрицы в Первопрестольную.

Будущий отец А.С.Пушкина, молодой Сергей Пушкин во время своей службы в гвардии в Санкт-Петербурге повстречался с прекрасной барышней Наденькой Ганнибал и был всецело покорен «прекрасной креолкой», как ее окрестили в столичном свете.

В книге уделено внимание Анне Керн, Екатерине и Елизавете Ушаковым, Наталье Гончаровой (и соперникам Пушкина), судьбе фамильных реликвий, пушкинской Москве и романам пушкинского века.

Осознать смысл, осмыслить сознание

Сборник статей, вышедший под редакцией академика Андрея Смирнова, посвящен смыслу и сознанию как центральным понятиям современного философского и научного дискурса. В нем представлены работы ведущих отечественных философов. А.В.Смирнов во вступительной статье указывает, что до сих пор ни одна из множества философских систем, созданных на протяжении всей людской истории, пока не может точно определить место, которое в ней полагается сознанию.

«Дело дошло до того, что сегодня начали говорить о «трудной проблеме сознания», - пишет А.В.Смирнов, - как будто это красивое словосочетание может замаскировать некрасивый, просто-таки скандальный провал старой доброй материалистической парадигмы, предполагающей, что вместо сознания надо начать с чего-то Другого – с мира, с мозга, с тела, с общества…». А ведь вопросы сознания теснее всего связаны с важнейшими понятиями человеческого бытия и представлением о том, как устроен мир. Если их игнорировать, появляются разные варианты психологических манипуляций, а то и даже откровенного расчеловечивания и людей, и целых социальных групп. Он предлагает подходить к решению этого вопроса с принципиально иной точки зрения, а именно – ориентируясь на разные типы логики. «Логика смысла представлена как подход, избегающий ловушки «трудной проблемы сознания», в которую неизбежно попадают редукционистские и материалистические программы исследования сознания. Задача логики смысла заключается в том, чтобы проследить разворачивание сознания «изнутри», отвечая на вопрос о том, как содержание сознания может быть объяснено исключительно из него самого, без принятия каких-либо догматических предпосылок».

Поскольку язык и принятый в том или ином социуме тип логики тесно связаны, авторы ряда статей, включенных в сборник, уделяют особое внимание тому, как соотносится тема смысла с текстовой культурой, грамматикой, философским наполнением искусства перевода.

Валентин Распутин. Сибирь, Сибирь…

Эта книга знаменитого мастера отечественной литературы состоит из документальных очерков о знаковых событиях сибирской истории и великих людях, связанных с ней, и о местах, откуда они были родом. Валентин Распутин констатирует, что нет у нас традиции ставить памятники городам. И добавляет, что есть города, которые вполне заслуживают подобной чести. Писатель перечисляет имена славных первопроходцев - Семена Дежнева, Ерофея Хабарова, Василия Пояркова, Владимира Атласова, Василия Бугра, Парфена Ходырева «и многих, многих других, добывших себе по сибирским рекам, морям и волокам мужественную славу». И особо подчеркивает, что все они были уроженцами Великого Устюга.

Кроме героев, завоевателей и первооткрывателей Валентин Распутин подчеркивает важную роль простых тружеников. Он пишет, что освоил и по-настоящему покорил эту суровую землю обычный крестьянин, научившийся возделывать ее. При этом земледельцы легко сосуществовали с коренным местным населением. А ведь поначалу у некоторых пришельцев были намерения устроить в Сибири систему рабства, подобную американской. Роль рабов в этих замыслах отводилась местным народам. Но, к счастью, эти попытки угасли сразу, «провалились с треском, осужденные и правительством, и нарождающейся общественностью, и практикой переселившегося сюда простого мужика».

Книга состоит из нескольких разделов, которые посвящены конкретным регионам Сибири: городу Тобольску, озеру Байкал, городу Иркутску, Алтаю и Кяхте.

Петр Волцит. Нескучная география с Жюлем Верном по следам капитана Гранта

Красочное издание, предлагающее читателям отправиться в воображаемую экспедицию на происки капитана Гранта вместе с героями прославленного, неоднократно экранизированного романа. В издании включены цитаты из романа, к котором добавлены исторические и другие научные комментарии о берегах, островах, течениях, местном населении и животных, деревьях и растениях, вулканах. Путешественники посещают разные континенты, знакомясь с их обычаями и порядками. В романе Паганель рассказывает историю открытия Австралии и ближайшего к ней острова – Новой Гвинеи, открытой в 1526 году португальцем Жоржи ди Менезишу. В 1770 году Джеймс Кук на корабле «Индевор» открывает Новую Зеландию и становиться на якорь в одной из бухт на восточном побережье Австралии. В Новой Зеландии происходили конфликты и даже войны между местными жителями и английскими чиновниками, которые пытались внести «усовершенствования» в жизнь аборигенов. «Картофель был завезен в Новую Зеландию европейцами в середине XVIII века. С 1769 год маори начали активно разводить его – прохладный климат Новой Зеландии как нельзя лучше подходит для этой культуры, «не любящей» жару».

Не все в тексте самого романа соответствует реальности того времени, когда разворачивалось действие книги. В романе упоминается Малькольм-Касл «замок клана Малькольм»), который на самом деле является вымышленным поместьем вымышленного героя. Реальный родовой замок клана Малькольм (Маккллум) носил другое название и находился на западе Шотландии.

Рыцарство. Автор текста А.Голованова

В красочной книге рассказывается о прославленных рыцарях, чьи подвиги были запечатлены в мировой истории, в поэмах и балладах, исторических романах и летописях, приводятся описания как рыцарского вооружения, так и быта, отношений с королями, прекрасными и н очень дамами. В тексте рассказывается о подвигах Роланда, Жерара II, Ожье Датчанина, Бертрана де Борна, Вольфрама фон Эшенбаха, Роберта II Благородного, Джона Хоквуда, Бертрана Дюгеклена, Томаса Мэлори, Рене IАнжуйского Доброго, Гастона де Фуа, Серло Отвиля, Гармана фон Ауэ, Гильома IX Трубадура и многих других. «Игральные карты были изобретены на Востоке, скорее всего в Китае, а в Европе они получили распространение во времена Крестовых походов… На картинках французской колоды, популярной во времена Средневековья и дошедшей до наших дней, были запечатлены исторические и легендарные персонажи: Юлий Цезарь, Александр Македонский, библейский царь Давид, древнегреческая богиня мудрости Афина, рыцарь Круглого стола Ланселот Озерный и другие».

В издании приводятся популярные мифы, связанных с прославленными рыцарями. Так о франкском рыцаре Гильоме Оранжском, сподвижнике и родственнике Карла Великого, были сочинены поэмы «Песнь о Гильоме», «Взятие Оранжа» и другие. Но реальный Гильом никогда не штурмовал Оранж и маловероятно, что это место было его резиденцией.

Лев Лурье. Роковые женщины Серебряного века. По материалам судебных процессов

Каждая из героинь этой книги в начале XX века была скандально известна, о судебных процессах над ними писало множество изданий в России и за рубежом. Именно это время, Серебряный век, стал для нашей страны временем роковых женщин. «Любовные отношения в браке или вне брака занимали в этом великосветском кодексе чести важнейшее положение… Русский «праздный класс» признавал престижными прежде всего связи с актрисами, особенно балеринами… Ниже известных актрис по лестнице престижа ли разнообразные дамы, которых называли «камелиями» по знаменитому роману Александра Дюма-младшего».

В тексте описана светская жизнь империи накануне и в первые годы войны, коррупция, взятки и развлечения. Одна из героинь книги – Екатерина Сухомлинова, жена военного министра Российской империи Владимира Сухомлинова. Одним из давних приятелей Сухомлинова был известный светский персонаж и пройдоха, князь Михаил Андроников. Он решил рассказать министру о любовных похождениях его супруги, но тот отказался его выслушать и указал князю на дверь. Чтобы помириться с нужным министром, Андроников решил сделать ему дорогой и заметный подарок – изящные золотые запонки. Министр присланные с курьером запонки взял, стал носить на великосветских приемах, но князя по-прежнему не принимал.

Тогда обозленный Андроников создал целый неформальный штаб по компрометации Сухомлинова и его жены, и даже при помощи Григория Распутина добился его отставки. В августе 1917 года супруги Сухомлиновы были отданы под суд, бывший министр приговорен к пожизненной каторге, а его жена – оправдана.

Лев Лурье. Петербург Чеховского времени. Исторический путеводитель

В издании рассказывается о столице империи в 1880-1890-х годах, когда в городе неоднократно бывал Антон Чехов. В тексте уделено как императорам и их дворцам, Ходынской трагедии, революционерам и легальным марксистам, газетам и издателям, отношения Чехова с коллегами, сведения о писательских гонорарах и столичных развлечениях.

«Еще один ресурс для «веселящегося Петербурга» - «загородные сады». Они могли находиться даже в самом центре, где флора отличается чрезвычайной бедностью. Что важно: летом столики – на воздухе, ресторан, кафешантанная программа; на разного рода развлечения и аукционы – свободный вход. Рабочее время – от вечера до раннего утра. Почти обязательно хоры – русский и/или цыганский. Кутящие компании вызывали хор в свои отдельные кабинеты….

Петербургские кутежи связаны с островами. Аптекарский, Петровский, Елагин, Каменный, Крестовский острова и примыкавшая к ним с севера Новая Деревня – зеленый оазис на севере Петербурга, этакий Булонский лес».

В тексте описываются гостиницы и рестораны, типографии и библиотеки, квартиры Николая Лескова и Якова Полонского, Владимира Короленко и Петра Чайковского, Александрийский театр и Михайловский Манеж.

Антон Власкин, Юлия Чернышёва. Любовные истории в Стране восходящего солнца

В увлекательной книге рассказывается о любви с древности до наших дней в Японии, ведь по легенде, сам японские острова – это плод любовной связи между божествами Идзанаги-но ками и Идзанами-но ками. Старинная трогательная история отношений императрицы Кокэн и буддийского монаха Докё, получившего необычный титул «дайдзин-дзэндзи», что означает «министр-монах», как и любовь прославленных военачальников и бунтарей, до сих волнуют людей.

Но один из реальных героев этих историй знаком отечественному читателю – это Рихард Зорге, казненный 7 ноября 1944 года в токийской тюрьме Сугамо. Его возлюбленная, Ханако, пережила многое – свой арест, заключение и потерю любимого человека. Но она решила, что люди должны были узнать правду о Рихарде, написав о книгу воспоминаний. Она встречалась с бывшим адвокатом Зорге Асанума Сумие, обивала пороги бесчисленных кабинетов чиновников, чтобы узнать нахождение могилы Зорге. «В воспоминаниях Ханако пред читателем проходят образы японских чинуш, которых иначе чем «салтыков-щедринскими» и не назовешь. Ведь покойный был советским шпионом? А вы ведь знаете, какое сейчас время?». Возлюбленная Рихарда Зорге Ханако таки не вышла замуж, но многие годы носила на пальце золотое обручальное кольцо, которое было сделано из золотых коронок челюсти Зорге после эксгумации его останков. Впоследствии был снят фильм «Кто вы, доктор Зорге?».

Евгения Пация, Станислав Панкратов. Саамские сказки

В давние времена саамы, обитавшие на Кольском полуострове, в суровом, но чудесном крае, полном разнообразных зверей и птиц, не только рыбачили и охотились, но и успешно сражались с неприятелями, и сочиняли замечательные сказки, в котором рассказывали о маленьких волшебных человечках - чхакли,- которые помогают только добрым людям, о Солнце ио чудо-богатыре, который принёс солнце в страну вечной ночи.

«Давным-давно была на севере страна, где не светило солнце. И луна не светила. Совсем темная была страна. Только звезды виднелись в черном небе. Но от звезд какой свет? Почти никакого. Одно мерцание…Жили они в вежах из дерна и прутьев, утепляли эти жилища как могли — землю насыпали, мхом утыкали… Но все равно дрожали от холода, потому что в Темной стране всегда дул лютый ветер с холодного моря, глухо закрытого льдом…». В красочном издании (иллюстрации Ирины Семикиной) есть предисловие, рассказывающее об этом народе и его традициях. Также в книге приведены и шесть самобытных сказок саамов.

Мария Мартиросова. Мифы народов мира

В красочном издании рассказывается о мифах Древней Греции, легендах Старой Европы, Древнего Востока и индейцев Центральной и Южной Америки, приводятся сведения о древних богах и легендарных героях.

Самая первая глава посвящена Зевсу Громовержцу, ставшему верховным Богом и подарившему трезубец брату Посейдону — повелителю морей. «Лишь одна богиня неподвластна Зевсу. Обольстительная Афродита, рождённая из белоснежной морской пены на острове Крит. С благоухающими золотыми волосами, нежно-розовыми губами, лазурными глазами. Без молний и меча завоевывает Афродита сердца и простых смертных, и могучих богов. Даже Громовержец покорен её власти». Даже идёт рассказ о Персее и Геракле, Орфее и Эвридике, Эдипе и Сфинксе. В завершении первой части — Троянская война и Странствия Одиссея.

Из следующей части можно узнать, как о мифах древних кельтов, так о мече короля Артура и волшебнике Мерлине. Уделено внимание Ланселота Озерному и Томасу по прозвищу Рифмач, Беовульфу и золоту Нибелунгов. «Навеки осталось в тихой Рейнской заводи золото нибелунгов. Многие пытались его отыскать, но тщетно. Карлик Андвари никому не откроет тайну проклятого клада». В завершающей части — мифы шумеров и Вавилона, Древнего Египта и Древнего Китая, Индии, инков и ацтеков.

Эрнест Сетон-Томпсон. Индейские сказки

Канадский писатель Эрнест Сетон-Томпсон собрал целую книгу удивительных историй, которые индейцы из поколения в поколение рассказывали друг другу и своим детям. Ещё он интересовался жизнью индейцев, их умением понимать природу. Коренные жители Америки в свою очередь доверяли писателю, дали ему почетное имя Чёрный Волк.

Часть этих сказок включена в новое издание, проиллюстрированное рисунками Елены Гончаровой. Например, сказка о Дикобразе: «Жил-был однажды в лесу Дикобраз, очень недовольный жизнью. Все ему не нравилось, и он постоянно жаловался, что все не так, пока не надоел всем до такой степени, что создатель мира и людей Великий Дух Ваконда, устав от его ворчания, не произнес: — Похоже мир, устроенный мной, и ты не подходите друг к другу; нужно что-то изменить. Проще изменить тебя. Тебе не нравятся деревья, ты чувствуешь себя неуютно на земле, ты считаешь, что здесь все шиворот-навыворот, а потому я тебя самого выверну наизнанку и отправлю в воду».

В других сказках говорится, как мышиная птица посмеялась над Лесовичком, откуда взялись каштаны, почему появилось бабье лето, которое в Северной Америке называют индейским летом. Легенда гласит, что Правитель Мира, Великий Дух Ваконда, трудился всё лето, создавая горы, леса и озёра. А осенью решил отдохнуть. Но тут подул сильный северный ветер и стал мешать Ваконде. Тогда тот повелел, чтобы все ветра угомонились – и они немедленно послушались. Десять дней стояла тихая солнечная погода. С тех так и повелось, чтобы каждую осень наступало время безветрия и последнего тепла.

Три подарка. Корейские народные сказки. Пересказ Елены Катасоновой

Красочное издание старинных корейских сказок начинается с предисловия, в котором говорится об истории этой страны, о животных (тигре, могущественном существе, чародее и волшебнике; олене, которого связывают с небесными феями) и волшебных предметах, которые в мгновенье ока могут изменить жизнь к лучшему. «Дождался юноша назначенного часа и отправился в путь. Нашел он озеро, что за зеленой горой было, спрятался получше и стал ждать. Вот повисла над водой семицветная радуга, и спустились по ней на берег восемь прекрасных фей. Все они красоты удивительной, а одна краше всех».

В сказке «Волшебная кисточка» рассказывается, что в давние времена, когда рисовали кисточками, мальчик Чхон Дон искусно рисовал палочкой – на кисточку денег не было, и его картины, которыми восхищались соседи, заносили песком. Однажды во сне к Чхон Дану явился седой старик и протянул ему кисточку. Когда мальчик проснулся, то увидел рядом с собой золотую кисточку. Что он рисовал – то сразу оживало. Стал мальчик помогать бедным людям.

Прослышал о волшебной кисточке великий ван, повелитель Кореи, и повелел найти мальчика и привести с кистью к нему. Схватили его слуги Чхон Дону, посадили в темницу, а утром привели во дворец к вану. Ван был недоволен, слез с трона и сам взял кисточку. Стал рисовать огромный кусок золота, но вместо этого получился у него лишь огромный камень, который покатился и разбил трон вана вдребезги. Не послушалась вана золотая кисть, осталась она у мальчика.

Фото: обложки книг
Теги: книги, Алекс Громов
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Сегодня 50 лет Денису Симачёву

12.06.2024 08:12 Lifestyle Рубрика: Хроника 16+
соцсети

12 июня 2024 года, среда.

24 года певцу Xolidayboy.

30 лет актёру Петру Скворцову.

37 лет актёру и режиссёру Семёну Серзину.

38 лет актёру Роману Маякину.

43 года модели Адриане Лиме.

44 года кинорежиссёру Эдуарду Оганесяну.

46 лет актрисе Алисе Гребенщиковой.

47 лет актёру Алексею Барабашу.

50 лет модельеру Денису Симачёву.

57 лет актрисе Фрэнсис О’Коннор.

59 лет актёру Александру Дьяченко.

64 года гитаристу Александру Яненкову.

74 года клоуну Вячеславу Полунину.

75 лет солисту группы «Рок-отель» Иво Линне.

75 лет назад родился певец и басист Джон Уэттон (1949-2017).

77 лет кинорежиссёру Константину Лопушанскому.

77 лет театральному режиссёру Иосифу Райхельгаузу.

13 июня.

30 лет актрисе Дэйзи Уотерстоун.

34 года актёру Аарону Тейлору-Джонсону.

38 лет певцу Монсу Зельмерлёву.

38 лет актрисам Мэри-Кейт и Эшли Олсен.

43 года актёру Крису Эвансу.

48 лет телеведущей Дане Борисовой.

48 лет участнику группы Five Джею.

55 лет участнику группы Aqua Сорену Растаду.

57 лет пародисту Валерию Пономаренко.

63 года певцу Геннадию Богданову.

66 лет актёру Сергею Маковецкому.

66 лет актёру Александру Яцко.

73 года актёру Стеллану Скарсгарду.

75 лет назад родился исполнитель шансона Геннадий Жаров (1949-2021).

81 год актёру Малкольму Макдауэллу.

84 года актёру Гойко Митичу.

14 июня.

Shaman, «Руки вверх» и Anna Asti выступят на премии «Муз-ТВ-2024».

22 года актрисе Валентине Ляпиной.

23 года певице Просто Лере.

34 года телеведущей Регине Тодоренко.

41 год актёр Луи Гаррелю.

43 года актёру Дэниэлу Ньюману.

46 лет сценаристке Диабло Коди.

63 года певцу Бою Джорджу.

67 лет бизнесмену Леонарду Блаватнику.

67 лет режиссёру Джею Роучу.

68 лет певице Джанне Наннини.

68 лет актрисе Елене Сафоновой.

73 года кинорежиссёру Александру Сокурову.

78 лет экс-президенту США Дональду Трампу.

10 лет назад умер актёр Никита Быченков (1986-2014).

15 лет назад умер актёр Пётр Вельяминов (1926-2009).

30 лет назад умер композитор Генри Манчини (1924-1994).

90 лет назад родился актёр Виктор Борцов (1934-2008).

95 лет назад родился актёр Владимир Сошальский (1929-2007).

Фото: соцсети На фото: Денис Симачев
Теги: Денис Симачев, события дня

Премию Terra Incognita Awards получили Арина Шарапова, Михаил Шахназаров и «Время легенд»

предоставлено организатором мероприятия

Лауреаты международной премии Terra Incognita Awards были объявлены в начале июня 2024 года на Красной площади в Москве. Эта награда традиционно присуждается ученым, творцам, общественным деятелям, в работе которых, по словам организаторов, «черты современности органично сочетаются с классическим опытом, позволяя выйти за пределы устоявшихся границ, сберегая при этом всё самое лучшее».

Открывая церемонию награждения, председатель жюри, писатель Алекс Громов отметил:

- Важнейшая миссия Премии – сохранение равновесия между традициями классического наследия и их новым прочтением под знаком современности. Это открывает путь к синтезу принципиально новых смыслов, опирающихся, тем не менее, на культурный и научный опыт, уже накопленный человечеством.

В номинации «Будущее мультимедиа» лауреатом стала телеведущая и общественный деятель Арина Шарапова.

- Это большая неожиданность для меня, и это очень приятно! – призналась она. - Премия Terra Incognita у всех на устах. Мы живем рядом с ней много лет.

Недавно у Арины Шараповой вышел роман «Конец эфира», посвященный тому, как тесно связаны развитие человечества и информационных технологий. Член жюри премии Сергей Дмитриев отметил как необычность темы романа, так и доскональное знание темы, логичность предвидения:

- Это прорыв в осмыслении будущего, в том числе - телевидения.

В номинации «Запечатленная эпоха» лауреатом был признан теле- и радиоведущий, автор книг Михаил Шахназаров.

- Мне очень приятно осознавать, что мой литературный труд был по достоинству оценен. И я горд находиться в одном ряду с известными людьми, которые стали обладателями этой награды ранее, — сказал он, принимая приз.

В номинации «Воображаемые миры» были награждены создатели книжной серии «Время легенд» Татьяна Соловьева, Антон Верещагин и Сергей Чунаев. Татьяна Соловьева в своем выступлении сказала:

- Я благодарю жюри премии за внимание, оказанное нашему проекту! «Время легенд» учит дружбе, любви, взаимовыручке, а легенды объединяют всех нас.

Сергей Чунаев добавил, что серия книг получила большой отклик у аудитории:

- Я счастлив, что наш проект «Время легенд» полюбился юным читателям. Мне бы хотелось, чтобы в жизни каждого из них было место для легенды.

В номинации «Поэзия времён» лауреатом премии стал Андрей Щербак-Жуков, который подчеркнул в своем выступлении: «Поэзия — это всегда неизведанная земля».

В заключение церемонии основатель премии, писатель Арти Д. Александер подвела итоги нового сезона:

- В каждом времени свои герои, творцы, созидатели и звезды. Потому что эти талантливые люди всегда впереди. Они стремятся к совершенству, вдохновляют, открывают новые перспективы, проявляют стойкость и делятся самым сокровенным.

Ранее Премией Terra Incognita были награждены: телеведущий, ученый, писатель Николай Дроздов; режиссер, актер Карен Шахназаров; певица Любовь Казарновская; пианист Юрий Розум; писатель Хабиб Ахмад-заде; поэт Илья Резник; документалист, телеведущий Игорь Прокопенко; телеведущий, писатель Евгений Додолев; телеведущий Вадим Верник; полярный исследователь Матвей Шпаро; писатели Фредерик Бегбедер, Ольга Славникова и Юрий Поляков; певица, писатель, лидер группы «Мельница» Наталья О’Шей (Хелависа); Музей Большого театра, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. Щусева, Московский театр Луны.

Фото: предоставлено организатором мероприятия
Теги: лауреаты, репортаж, книги, Terra Incognita
β 16+