РСПП инициирует подготовку новых законопроектов о защите интеллектуальных прав
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) инициирует подготовку новых законопроектов. На заседании Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям было предложено к обсуждению три документа в формате законопроектов: о подсудности споров об интеллектуальных правах и обеспечительных мерах в интернете, судебном разбирательстве как альтернативе существующей административной процедуре в Палате по патентным спорам (ППС), а также предложение о новом способе признания общеизвестности товарного знака.
По словам председателя Комитета РСПП Андрея Кричевского, большую часть вопросов управления интеллектуальной собственностью рынок может регулировать самостоятельно, но именно проблема защиты прав в значительной степени связана с функциями органов власти: судебной системы, Роспатента, Роскомнадзора.
- Чтобы сделать обсуждение более конкретным, мы подготовили подходы к решению задач в виде проектов законов. Это не данность, а повод для обсуждения. Мы обобщим предложения, представим их профильным комитетам Госдумы нового созыва и, конечно, обсудим с федеральными органами власти, — сказал Кричевский.
Первая инициатива предполагает уточнение подсудности споров об интеллектуальных правах и расширение возможностей применения обеспечительных мер. Сегодня обеспечительные меры по спорам, связанным с авторским и смежными правами, принимает Мосгорсуд. Чаще всего речь идет о блокировке нелегального контента в сети. Эта практика требует изменений, отметил заместитель председателя Комитета Анатолий Семенов.
- Абсурдность ситуации в том, что Мосгорсуд рассматривает даже конфликты юридических лиц и коммерческих организаций. В моей практике был случай, когда индивидуальный предприниматель и ООО спорили в суде о блокировке контента в связи со спором об исключительном праве. Этот спор рассматривался Мосгорсудом только по той причине, что именно он принял решение о наложении обеспечительных мер, — рассказал юрист.
Члены Комитета выступили за ограничение подсудности споров об интеллектуальной собственности рамками арбитражной системы: полномочиями накладывать обеспечительные меры по таким делам предполагается наделить Суд по интеллектуальным правам (СИП). Это позволит работать не только с музыкой и кино, но и со всем спектром охраняемых объектов, а также повысит качество решений, ведь суды общей юрисдикции зачастую попросту не располагают должной экспертизой в нюансах интеллектуального права. СИП станет точкой входа, где принимается решение об обеспечительных мерах относительно любых охраняемых объектов в интернет-среде, а дальше разбирательство можно продолжать в арбитражном суде.
Вторая инициатива-законопроект касается расширения возможностей судебной защиты при оспаривании интеллектуальных прав. Сегодня по патентным спорам, прежде всего при оспаривании действий патентного ведомства участники рынка обязаны следовать административной процедуре — обращаться в Палату по патентным спорам в структуре Роспатента. Лишь в некоторых из этих споров участие Палаты имеет содержательный смысл. Когда ведомство может дать оценку новым обстоятельствам с помощью серии экспертиз или патентного поиска, речь идет о нормальной дискуссии. В тех же случаях, когда все обстоятельства известны и оценки даны, но согласие все равно не достигнуто, участие ППС представляется избыточным. Члены Комитета предлагают предоставить участникам рынка возможность не ходить по бесконечному кругу административных процедур, а сразу обратиться в суд по интеллектуальным правам.
- Обратиться в Палату по патентным спорам можно и нужно, когда речь идет о сути технического решения, когда Роспатенту нужно провести работу над ошибками, — отметил заместитель председателя Комитета Сергей Матвеев.
Третья инициатива Комитета касается совершенствования института общеизвестного товарного знака. Если обозначение признано таковым, исключительное право на него становится бессрочным, а охрана распространяется в том числе на неоднородные товары. Чтобы получить эту привилегию, нужно обратиться в Роспатент с документами, подтверждающими, что товарный знак в самом деле популярен. По словам Анатолия Семенова, многие из общеизвестных товарных знаков, содержащихся в реестре Роспатента, зачастую никому неизвестны.
- Я выкладываю наиболее комичные случаи признания общеизвестности товарных знаков в фейсбуке и все смеются, - сказал он. - Этих знаков люди попросту не знают: никто их не видел и не слышал о них, тем более в связи с каким-то физическим лицом или компанией. Это происходит из-за того, что процедура признания товарного знака общеизвестным, мягко говоря, не прозрачна.
Анатолий Семенов напомнил, что известность, как правило, связана с определенным периодом, страной или регионом. Кроме того, различительная способность товарного знака может как появляться, так и исчезать. На это влияет рост или падение популярности продукта — тому есть хрестоматийные примеры «Памперса» или «Ксерокса». Инициатива Комитета предусматривает, что признание товарного знака общеизвестным перейдет от Роспатента в систему арбитражных судов. Важно, что признание станет возможным в ходе конкретного судебного разбирательства, например, в споре об использовании обозначения для индивидуализации неоднородных товаров. Так понятие общеизвестности будет встроено в определенный контекст и приобретет реальный смысл.
Директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимир Энтин отметил, что концепция общеизвестности не укладывается в узкие рамки административной процедуры.
- Есть три подхода к признанию товарного знака общеизвестным: применительно ко всему населению региона, страны или к особым категориям специалистов. Все эти подходы требуют, чтобы вопрос не замыкался в рамках административной системы. Поэтому процедуру признания общеизвестности товарного знака нужно сместить в систему арбитражных судов, — отметил юрист.
Поддержала коллег и руководитель практики защиты бренда компании «Газпромнефть» Елена Сухих.
- Мы набили много шишек, возвращая Роспатенту неоднократные отказы, - рассказала она. - Было бы полезным прекратить монополию Роспатента на признание знака общеизвестным и установить предлагаемый законопроектом порядок.
По итогам заседания Комитета РСПП будут собраны формализованные предложения с учетом всех высказанных мнений участников дискуссии и заключений широкого круга представителей профессионального сообщества. Затем в предложенном законопроектном формате материалы будут переданы для экспертизы и дальнейшего обсуждения в соответствующие органы законодательной и исполнительной власти.
Контакты пресс-службы: rspp_committee@ipci.pro
В России растет спрос на стендап
Продажи билетов на стендап-концерты в России выросли в первом квартале на 234% год к году. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные компании «МТС Live», которая управляет билетными агрегаторами Ticketland и Ticketscloud.
Лидером оказалась Москва: продажи билетов в столице увеличились более чем в четыре раза, а количество мероприятий жанра - более чем в пять раз. Самым высоким спросом по всем регионам пользуются звезды женского стендапа Варвара Щербакова, Виктория Складчикова, Ольга Малащенко и Мария Маркова.
«Яндекс Афиша» показывает чуть меньшее увеличение спроса. По данным сервиса, число мероприятий в сегменте за первый квартал выросло на 51% год к году, а количество заказов — на 69%. В Kassir.ru подтвердили рост спроса на стендап, но не раскрыли показатели.
По мнению экспертов, опрошенных «Коммерсантом», причинами увеличения популярности жанра стали общее сокращение спектра мероприятий, дешевизна формата и рост числа известных телевизионных и онлайн-проектов, откуда люди узнают новые имена.
Глава Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций Михаил Шурыгин отметил, что сейчас на рынке преобладают телевизионные комики:
- Под них подбиваются продолжительные туры с большими площадками. Индустрию адаптировали под запросы аудитории, при этом сами комики не шутят на острые политические темы, как это делали покинувшие страну их коллеги.
Дэниэл Рэдклифф, Сара Полсон и Анджелина Джоли получили «Тони»
77-я церемония вручения главной американской национальной театральной премии «Тони» состоялась 16 июня 2024 года в Театре Дэвида Х. Коха Линкольн-центра исполнительских искусств в Нью-Йорке. Пять наград получил спектакль «Stereophonic», по четыре «The Outsiders» и новая постановка мюзикла Стивена Сондхейма «Merrily We Roll Along».
«The Outsiders» стали лучшим мюзиклом, и награду получила продюсер постановки Анджелина Джоли. «Stereophonic» был назван лучшей пьесой, а за актерскую работу в нем отмечен Уилл Брилл. «Merrily We Roll Along» стал лучшим возрожденным мюзиклом, награды получили сыгравшие в нем Дэниэл Рэдклифф (это его первая «Тони») и Джонатан Грофф. В номинации лучшая возрожденная драматическая постановка победителем стал «Appropriate», за лучшую главную роль награды также впервые удостоена Сара Полсон. Актер Джереми Стронг получил «Тони» за лучшую главную роль в спектакле «An Enemy of the People».
«Русалку» Даргомыжского представят в МАМТе в финале театрального сезона
Премьера оперы «Русалка» состоится 26-28 июня 2024 года в Московском академическом музыкальном театре (МАМТ). Спектакль поставили художественный руководитель оперной труппы Александр Титель и дирижер Тимур Зангиев, сценографию и костюмы создал главный художник театра Владимир Арефьев.
«Русалка» Александра Даргомыжского - актуальная во все времена социальная драма: дочь Мельника Наташа брошена Князем, женившемся не по любви, а по сословному этикету. Оскорбленная девушка бросается в воды Днепра. Проходят годы, но Князь не может забыть свою первую любовь. А Наташа, превратившаяся в русалку, мечтает о мести.
Литературной основой оперы стала одноименная неоконченная драма Пушкина, заключительные сцены были дописаны самим Даргомыжским, который выступил автором либретто. «Русалку» называют первой русской лирико-драматической бытовой оперой, характеры ее персонажей как будто взяты из жизни. Новый взгляд на народную тему, реалистичность образов, насущность сюжета и конфликтов значительно выделяют произведение из ряда музыкальный сочинений середины XIX века.
На сцене перед зрителем предстанут два мира: реальный и фантастический — подводное царство русалок. Режиссер-постановщик Александр Титель предлагает взглянуть на подводное царство как на проекцию внутреннего мира человека: горькие сожаления и острое чувство вины делают призрак реальностью.
В своей опере Даргомыжский стремился прежде всего раскрыть душевный мир героев, их характеры, которые меняются под влиянием событий и проявляются в напряженных ансамблевых сценах. Той же идее служит и лаконичная, образная сценография Владимира Арефьева: простор сценического пространства заполнят драматические переживания героев.
В постановке занято три состава артистов оперной труппы, хор, оркестр, миманс, приглашенные арфистки и цыганский театр, в пошивочных мастерских создано более 250 костюмов, стилизованных под XIX век.
Премьера «Русалки» завершит «русский сезон», в котором МАМТ представил четыре новых спектакля на музыку выдающихся отечественных композиторов.