Билли Айлиш выпустила третий альбомРоман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИВладимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамой

Артдокфест-2021: 7 лучших фильмов фестиваля

постер к фильму

Побитый, но не сломленный: вопреки переносам и запретам фестиваль документального кино «Артдокфест» всё-таки прошёл в Москве с 2 по 9 апреля 2021 года. Изначально смотр планировался осенью прошлого года, однако пандемия внесла свои коррективы в планы президента фестиваля, документалиста Виталия Манского. В итоге решено было перенести событие на апрель 2021-го из Риги в Москву и Санкт-Петербург. Но злоключения одного из самых смелых и свободных фестивалей в России только начинались: не успел закончиться показ фильма открытия, как Питер объявил, что тщательно распланированный и подготовленный семидневный праздник кино в их городе отменяется насовсем. Против Роскомнадзора, как говорится, не попрёшь.

В Москве дела обстояли чуть лучше – фестиваль всё же позволили откатать от и до, хотя не обошлось без неприятных инцидентов. Члены националистических организаций жаловались сначала на короткометражку «Родимое пятно», а затем и на полный метр «Дорога домой» — обе картины рассказывали о жителях Крыма, активистам не понравились упоминания в фильмах слов «аннексия» и «оккупация».

Две документальных ленты и вовсе пришлось снять с показа. Ими стали «Тихий голос» про сбежавшего из Чечни бойца ММА нетрадиционной ориентации и «Граница», повествующая о конфликте между той же Чечнёй и Ингушетией. А в последний день Виталий Манский подвёргся нападению одного из активистов прямо во время общения с журналистами. Никто, слава богу, не пострадал.

Тем не менее при всей политизированности контекста, в котором проводился фестиваль, его главным предметом обсуждения остаются всё же фильмы. Мы отобрали для вас семь прекрасных документальных работ, заслуживающих внимания.

«Расторгуев»

Режиссёр – Евгения Останина

Открылся «Артдокфест» фильмом-портретом выдающегося российского документалиста, жизнь которого оборвалась в 2018 году в ЦАР. Александр Расторгуев был человеком вселенского масштаба, умевшим добираться до самой сути и не боявшимся правды во всех её формах. Кинематографическая материя его работ указывала на бесспорный талант Расторгуева документировать жизнь какой она есть – без прикрас, со всеми её радостями и невзгодами, кристально чисто и беспристрастно. Многим он не нравился как человек (уж очень прямой, и упёртый он был) но мало кто мог устоять перед его фильмами.

Режиссёром документальной работы об Александре Расторгуеве стала его вдова – постановщица Евгения Останина, для которой, вне сомнений, создание этого фильма стало своего рода сеансом терапии. Она достаточно близко знала Расторгуева, чтобы не превратить документалку о нём в скорбную ленту, состоящую из сухих интервью современников. «Расторгуев» движется в двух направлениях: в первом мы в реальном времени наблюдаем за инсценировкой-расследованием убийства актёрами «Гоголь-Центра» в провинциальном городке, а во второй параллельно узнаём про жизнь и карьеру Расторгуева через его фильмы, его разговоры, его деятельность.

Оба направления сняты в лучших традициях самого Расторгуева: камера растворяется в происходящем, вылавливает незначительные на первый взгляд детали, остаётся до самого конца беспристрастной. Рассказывается о таких его работах, как «Гора», «Дикий, дикий пляж», «Срок», показаны сцены из фильма о фильме «Как я провёл этим летом» Попогребского и кастинга «Сталинграда» Бондарчука. Но двумя центральными эпизодами фильма, в полной мере раскрывающие взгляды ростовского документалиста на творчество и искусство, становятся жаркий спор Расторгуева с главным редактором «Сеанса» о фильме Германа «Трудно быть Богом» и его страстная беседа с создателями фильма «Киев/Москва».

Именно через эти, полные жизни, кадры ощущается вся невосполнимая утрата для отечественного кинематографа: Александр Расторгуев и при жизни сделал много, но вы только вдумайтесь, чего бы он мог достичь, если бы всё ещё был с нами. С осознанием этого становится совсем грустно.


«Дикий, дикий пляж. Жар нежных»

Режиссёр – Александр Расторгуев

По одной славной традиции Виталий Манский ежегодно показывает на своём фестивале полную режиссёрскую версию «Дикого, дикого пляжа» длиною в пять часов. Раньше это был просто эксклюзив «Артдокфеста» (все гуляющие по сети версии – укороченные), но теперь превратилось в дань памяти Расторгуева, близкого друга и соратника Манского.

Пятичасовой «Расторгуев кат» — это самый близкий вариант экранизации «Божественной комедии», до которой смогло дорасти человечество. Очень живописная экскурсия по всем кругам ада, не покидая Туапсе. Несколько сюжетов пересекаются и образуют эпическую фреску, на которой изображён среднестатистический бюджетный русский турист, который берёт от своего отпуска всё. Кино остаётся волнующим по сей день, некоторые его эпизоды шокируют (как, например, с верблюдом), некоторые смешат, некоторые пугают. Расторгуев снимает людей так, что мы обязательно в них разглядим знакомых или, если готовы это признать, отыщем в них самих себя. Незабываемый кинематографический опыт.


«Котлован»

Режиссёр – Андрей Грязев

Ещё один по-настоящему драйвовый фильм — это документальная картина «Котлован» Андрея Грязева — работа в духе поздних фильмов Годара или Олега Мавроматти. Она полностью создана на пост-продакшене и собрана из роликов на ютубе. Обрывки новостных передач из первой части переходят в обращения граждан к президенту с разными просьбами: от починки фонаря (где блестящий молодой человек с экрана лапидарно объясняет, что один фонарь светит, а другой нет, и почему это является непорядком) до самых насущных проблем ЖКХ и прямых призывов уйти. Несмотря на «лоскутную» структуру повествования, в картине обнаруживается внутренняя событийная драматургия, которая для каждого зрителя конструируется в процессе просмотра.

Фильм демократически уравнивает все высказывания граждан, вплоть до самых невероятных (в одном из эпизодов группа людей из Томска посылает Путину письменное обращение, привязав его к воздушным шарикам цвета триколора), горизонтально располагая их по соседству, что ни в коем случае не обесценивает нужды гласа народа. Наоборот, это как нельзя лучше представляет художественный срез уникального и многогранного устройства коллективной русской души — широкой, непостижимой и парадоксальной... В ней так же, как и в «Котловане», страх встречается с абсурдом, а глубокие и важные темы, как проблема домашнего насилия, необходимость защиты природы, сменяемость и произвол власти, граничат с безумием, панком, исконно русским андерграундом. Финал картины лишний раз показывает, насколько художественной может быть сама реальность: якутский шаман-экзорцист Саша удаляется пешком в сторону Москвы с телегой в руках в компании пса, а люди за кадром радостно и искренне желают ему счастливого пути.


«Горбачёв. Рай»

Режиссёр – Виталий Манский

Несмотря на то, что «Горбачёв» шёл во время «Артдокфеста» каждый день, попасть на него было чрезвычайно трудно. У вашего автора квест с проходом в зал завершился тем, что меня лично Виталий Манский, режиссёр фильма и президент фестиваля, за руку провёл на раскупленный за несколько дней до премьеры показ. После такого смотреть кино было вдвойне приятно.

Хотя и без увертюр «Горбачёв. Рай» смотрится гладко и увлекательно. Кино представляет собой портрет-наблюдение за первым президентом СССР (в отличие от вышедшего двумя годами ранее дока Вернера Херцога «Встреча с Горбачёвым», где были только их беседы). Манский чаще слушает своего собеседника, а ещё больше – молчаливо наблюдает за ним в быту, как Горбачёв трапезничает, читает стихи, что-то упоительно напевает себе под нос. Разговор завязывается от начала политической карьеры бывшего лидера страны до судьбоносного решения распустить республики, даровав им независимость.

У Херцога Горбачёв предстал стареющим лидером великой державы, тут он, скорее, стареющий романтик и гуманист, в конце концов, куда ближе к понятию «обычный человек».


«Гаражане»

Режиссёр – Наталья Ефимкина

«Гаражане» — документальный фильм из конкурсной программы «Артдокфеста», исследующий закоулки русской души на Крайнем Севере. В качестве метафоры ее вместилища — гараж. В России — «намного больше, чем здание для парковки машины».

Украинский режиссёр с берлинским образованием (и финансированием) Наталья Ефимкина потрясающе организует пространство фильма. Сами гаражи она снимает статичной камерой с широким разрешением. Высококачественное цифровое изображение позволяет разглядеть мельчайшие детали и «растворяет» камеру. Эффект соприсутствия создаётся ещё и потому, что в фильме нет «говорящих голов», но зато есть живая речь (включая обсценную лексику), ненамеренные реакции и мимикрия жизни под художественное кино. Всё это складывается в уверенный постдок на локальном материале, наподобие недавнего фильма «Едоки картофеля» Дины Бариновой — участницы питерского фестиваля «Послание к человеку» 2019 года, где камера фиксирует жизнь, а жизнь формирует поэтику.


«Гунда»

Режиссёр – Виктор Косаковский

Одной из главных премьер конкурсной программы «Артдокфеста» 2021 стал показанный в прошлом году на Берлинского кинофестивале фильм «Гунда» документального режиссера Виктора Косаковского (автора «Акварели»). Это кино совместного производства Норвегии и США с исполнительным продюсером Хоакином Фениксом (он, как и автор, веганит и является ярым защитником прав наших меньших братьев).

Это чёрно-белое полотно и едва ли не первый фильм, решившийся на столь радикальную смену оптики: в качестве субъектов киноповествования здесь не люди, а животные. В центре внимания режиссера — свинское существование (Гунды и ее поросят), а также быт ее беззаботных соседей по ферме — кур и коров. В новой картине Косаковского нет ни человеческого голоса, ни саундтрека. Зато всё показываемое на экране запросто может считываться и как бесцельное, но кинематографическое наблюдение за животными, и как философская притча об эгоистическом сосуществовании человека с другими созданиями на одной планете, и как модель базовых семейных отношений, возможных не только в социуме, но и в природе, о которой мы часто забываем.


«Нерка. Рыба красная»

Режиссёры – Владислав Гришин и Дмитрий Шпиленок

Камчатка становится местом действия документального фильма, затрагивающего рыбную ловлю и жизнь в географической изоляции. Российскую картину «Нерка. Рыба красная», представленную во внеконкурсной программе «Артдокфеста», можно смело сказать одним из самых красивым документальным фильмом фестиваля. Работа Владислава Гришина и Дмитрия Шпиленка рассказывает о диком лососе юга Камчатки – озерновской нерке, создающей местный рай для рыболовов и всех животных и птиц. Большие бурые мишки ежедневно выходят за добычей, порой устраивая показательные поединки друг с другом прямо посередине неглубокого притока.

Однако полюбоваться живописной идиллией дикого мира – не единственная цель документалистов, они выносят на обсуждения важный экологический вопрос. Казалось бы, запасы нерки неограниченны – как источник пищи и дохода, она занимает главенствующую позицию в регионе. Но из-за человеческой жадности и безответственного отношения к природе, даже самые огромные запасы могут оказаться на грани исчезновения.

Вадим Богданов, InterMedia

Эдриан Лестер и Эсме Крид-Майлс пополнили каст «Песочного человека»

кадр из ролика

О пополнении в касте второго сезона сериала «Песочный человек» объявил 20 мая 2024 года Netflix. Эсме Крид-Майлс («Ханна») появится в роли Сумасшествия, Эдриан Лестер («Такая жизнь») – Судьбы, а Бэрри Слоун («Шесть») – Блудного сына. Тизер с их участием были представлен в соцсетях видеосервиса.

Они присоединяются к Тому Стёрриджу (в роли Морфея, он же Песочный человек), Кирби Хауэлл-Батист (в роли Смерти), Мэйсону Александру Парку (в роли Страсти) и Донне Престон (в роли Отчаяния), которые возвращаются из первого сезона. Все вместе в комиксах «Песочный человек» (на котором основан сериал) Нила Геймана они составляли семью Вечных.

К своим ролям вернутся также Пэттон Освальт, Вивьен Ачеампонг, Гвендолин Кристи, Дженна Коулман, Фердинанд Кингсли, Стивен Фрай, Асим Чаудри, Санджив Бхаскар, Ванесу Самуньяи и Разан Джаммал.

В первом сезоне рассказывалось, как Песочный человек, — могущественное магическое существо, контролирующее все наши сны, — неожиданно попадает в плен к людям и удерживается там более века. Освободившись, он вынужден путешествовать по разным мирам и временным линиям, чтобы исправить хаос, вызванный его отсутствием.

Сценаристом и исполнительным продюсером второго сезона останется Нил Гейман, шоураннерами - Аллан Хайнберг и Дэвид С. Гойер, режиссером всех эпизодов выступит Джейми Чайлдс, производством занимается Warner Bros. Television.

«ИнтерМедиа» напоминает, что первый сезон «Песочного человека» вышел на Netflix во второй половине 2022 года, получил высокие оценки критиков и зрителей и был продлен на второй сезон. Съемки начались в 2023 году, но были прерваны забастовками сценарной и актерской гильдий, а потом возобновились в ноябре. Дата премьеры пока не названа.

Источник: Deadline Фото: кадр из ролика
Теги: Песочный человек, новый сезон, каст, сериалы
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Актеры и операторы стали самыми высокооплачиваемыми в российском кино

Анастасия Пожидаева

Онлайн-кинотеатр «Кинопоиск» и Московская школа кино (МШК) представили исследование о зарплатах в сфере российского производства. В исследовании приняли участие 130 профессионалов, ответивших на вопросы о заработке в их специальностях, что дало возможность выяснять, сколько зарабатывают представители 10 кинопрофессий. Опрос проходил с августа 2023 по май 2024 года. Дополнительно в исследование включили данные из открытых источников, Межрегионального профсоюза кинематографистов и документы со ставками от продюсеров и продакшенов, которые они используют для бюджетирования и расчётов гонораров.

Самыми высокооплачиваемыми (если рассматривать сдельную систему оплаты) оказались актёры, операторы и сценаристы. Только часть профессий в киноиндустрии предлагает стабильную систему оплаты: так, сценаристы чаще работают по контракту, VFX-художники получают фиксированную зарплату от студий, в которых они работают, а вторые режиссёры меньше зависят от производственных турбулентностей, поскольку занимаются координацией съёмочного процесса. Размер гонорара во всех кинопрофессиях зависит от количества успешных фильмов в портфолио и репутации в индустрии, особенно для режиссёров и продюсеров. Собеседники-актёры сообщали, что на их доходы также влияют медийность, работа агента и востребованность актёрского типажа.

Многие участники опроса отмечали дефицит квалифицированных специалистов в их сфере, например, среди VFX-художников или кинокомпозиторов, при этом для большинства начинающих специалистов поиск постоянной работы оказывается затруднительным.

На текущий момент в России не существует устойчивых и влиятельных организаций, которые бы занимались материальной защитой и благополучием работников, несмотря на множество гильдий и отраслевых организаций. Как отмечает кандидат экономических наук и сопредседательница Межрегионального профсоюза кинематографистов Ксения Леонтьева, «профсоюзы в России играют крайне слабую роль и занимают довольно маргинальное положение».

-Наши профсоюзы не могут выступать в переговорной позиции, чтобы устроить забастовку и потребовать всё, что причитается работникам по трудовому кодексу, - говорит она.

- Важно понять, что генеральный продюсер — не тот человек, которого нанимают на проект и который получает зарплату, - рассказал продюсер Михаил Врубель. - Это предприниматель, который сам запускает проект и определяет, сколько он будет себе платить и где откажется от своих денег. То есть если у тебя провалились последние проекты, то ты сам решаешь, можешь ли собрать деньги на ещё один, есть ли у тебя возможность убедить инвесторов и нести риски. Поэтому продюсер — самая прибыльная и самая убыточная профессия, в отличие от актёров, режиссёров, сценаристов, у которых нет финансовых рисков. Каким бы ни был фильм, они получат свой гонорар.

- Есть масса примеров, когда после кассового провала и невероятного антихайпа вокруг фильма, режиссёр тут же продолжает снимать с теми же бюджетами, - уверен режиссер Александр Хант. - Не знаю случаев, когда неудачи приводили к резкому падению гонорара и статуса режиссёра или даже к уходу из профессии. Ощущение, что индустрия работает по принципу: если человек прошёл через сложное производство с высоким бюджетом, неважно, провалил он или нет, значит, ему можно доверить картину, так как у него есть опыт высокобюджетного проекта.

Сколько зарабатывают в российском кино в месяц*:

Актёры — от 100 тысяч до 2 миллионов рублей;

Операторы — в среднем от 500 тысяч до 1,2 миллиона;

Художник-постановщик — от 400 до 800 тысяч;

Режиссёры монтажа — в среднем от 250 до 400 тысяч;

Сценаристы — в среднем 300 тысяч;

Продюсеры — от 150 до 600 тысяч;

Звукорежиссёры — от 150 до 300 тысяч;ч

Режиссёры — от 100 до 350 тысяч;

VFX-специалисты — от 80 до 230 тысяч;

Композиторы — от 30 до 500 тысяч.

*В выборке выше представлены данные о гонорарах линейных, исполнительных, креативных продюсеров, заработок генеральных продюсеров не учитывается. Были учтены гонорары незвёздных режиссёров (без больших кассовых или онлайн-хитов в фильмографии). Режиссёрам-постановщикам и вторым режиссёрам платят за проект, не учитывая длительность работы и неоплачиваемые переработки, поэтому их заработок за месяц может быть ниже, чем у других кинематографистов.

Источник: Кинопоиск Фото: Анастасия Пожидаева
Теги: исследование, зарплата, заработок, российское кино

«Унесенные призраками» снова выйдут в повторный российский прокат

кадр из мультфильма

Легендарный анимационный фильм «Унесенные призраками» Хаяо Миядзаки выпустит в повторный российский прокат 20 июня 2024 года кинокомпания Russian World Vision.

«Унесенные призраками» - это захватывающая сказка о приключениях школьницы Тихиро в мире духов и призраков, которая стала хитом в японском и мировом прокате. По сюжету, Тихиро с мамой и папой переезжает в новый дом. Заблудившись по дороге, они оказываются в странном пустынном городе, где их ждет великолепный пир. Родители с жадностью набрасываются на еду и к ужасу девочки превращаются в свиней, став пленниками злой колдуньи Юбабы. Теперь, оказавшись одна среди волшебных существ и загадочных видений, Тихиро должна придумать, как избавить своих родителей от чар коварной старухи.

Картина стала первым в истории аниме, номинированным на «Оскар» и получившем его в 2003 году, а также в 2002-м была удостоена главного приза Берлинского кинофестиваля.

«ИнтерМедиа» напоминает, что «Унесённые призраками» уже выходили в повторный российский прокат в 2021 году – к 20-летию премьеры фильма.

β 16+