Рецензия на фильм «Побочный эффект»: Страшные грибные сказки Дома на Набережной
Оценка: 7 из 10
Мистический триллер «Побочный эффект» вышел в российский прокат 5 ноября 2020 года. Режиссёр: Алексей Казаков. В ролях: Александра Ревенко, Марина Васильева, Семён Серзин.
Архитектор Андрей тяжело переживает семейную драму. Некоторое время назад он и его жена Оля подверглись нападению отморозков, вследствие чего у нее произошел выкидыш. Теперь женщина не может общаться с ним так же беззаботно, как прежде, и наотрез отказывается посещать семейного психолога.
Лихорадочные поиски выхода приводят Андрея в небезызвестный Дом на Набережной, где базируется квартира-офис знахарки Мары. Кудесница обещает стереть Ольге память о пережитом горе посредством одной несложной манипуляции. Взамен пара должна поселиться в квартире Мары и ухаживать за ее экспериментальными грибочками, в которых она души не чает. Колдовство срабатывает быстро, но вскоре Оля начинает погружаться в кошмар похлеще устраненного.
Режиссерский дебют сценариста «Горько!» и «Самого лучшего дня» Алексея Казакова относится к довольно редкому в наших широтах поджанру постхоррора. Отличительной чертой таких фильмов является желание режиссера не столько напугать, сколько выбить зрителя из зоны комфорта, помочь погрузиться в неожиданные сюжетные и визуальные решения и напряжённо размышлять об их функции. Проблема реальности (или же, напротив, ирреальности) происходящего отходит при этом на задний план, уступая место чистому психологизму.
Попытка проанализировать «Побочный эффект» с точки зрения типичного ужастика имеет право на существование, но ею отнюдь не будет исчерпываться все богатство использованных в фильме приемов. Итак, в наличии дом с многочисленными скелетами в шкафу, которыми здание по адресу Серафимовича, 2 действительно может «похвастаться». В качестве идеального монстра использован главный персонаж русских страшных сказок баба Яга, с которой с самого начала себя ассоциирует Мара. Вполне оправданно и желание Алексея Казакова использовать самые удачные наработки отечественных фильмов ужасов. Заметны, например, прямые заимствования из «Конверта» Владимира Маркова, к изящному финал которого, казалось бы, начинает двигаться в определенный момент и «Побочный эффект», но резко сворачивает куда-то в сторону
Но главный кошмар заключается не в арсенале проверенных страшилок, а в том, что героям-хипстерам оказываются не по зубам серьезные культурные коды. Работая в таком почти сакральном учреждении, как «Гильдия храмоздателей», Андрей совершенно холоден к религии («Воистину работает!», - говорит он о чарах Мары). И он не одинок, ведь обратиться к экстрасенсу ему изначально посоветовал коллега. Не лучше себя проявляет и Ольга, которая, попав в напичканную раритетами заветную квартиру, не испытывает перед ними никакого священного трепета, а ведет себя как дикарка, прыгая с радостными воплями на массивной кровати.
Казалось бы, наказание за нарушенные границы и духовную несостоятельность неминуемо, однако в зыбком пространстве постхоррора и эти зрительские ожидания не оправдываются. Заявляя о желании стереть память, Андрей с Ольгой и без того похожи на манкуртов, у которых нет даже мало-мальски оформившегося представления о прошлом. Неудивительно, что личная память уступает место памяти исторической (которая, как известно, в нашей стране весьма травмоопасна) и архетипам коллективного бессознательного. Чуждые православному миросозерцанию герои буквально сваливаются в плен языческих представлений. Именно так можно трактовать и их грибные трипы в параллельный мир и жутковатую сцену крещения ведьмы «во имя отцов и сынов», в которой время как бы начинает течь в обратную сторону к архаическим дохристианским обрядам.
Однако и здесь окончательно расставить все по своим местам так и не удается. Мару никак нельзя отнести к категории традиционных злодеев, поскольку названа она по имени славянской богини смерти, обладающей двоякими функциями. Именно поэтому героиня фактически расщепляется на две сущности и пытается проверить на Андрее справедливость утверждения Фридриха Ницше - «то, что нас не убивает, делает сильней».
В конечном итоге «Побочный эффект» оставляет больше вопросов, чем ответов. Однако один важный ключ его создатели все же для нас припасли. Другое название «Побочного эффекта» отсылает нас к предтече постхорроров 1973 года «А теперь не смотри» Николаса Роуга. Так что перед нами – вольная киноадаптация венецианского карнавала смерти, пересаженного в самый центр изнемогающей от собственной серости современной Москвы.
Денис Ступников,InterMedia
Умерла актриса Агния Елекоева
Актриса Агния Елекоева скончалась 2 июня 2024 года в возрасте 94 лет. Она получила актёрское образование в Ленинградском театральном институте им. Островского, служила в Ярославском театре им. Волкова и Театре им. Ленсовета.
С 1953 года Агния Елекоева снималась в кино. Первый фильм – «Весна в Москве», затем были роли в «Оводе», «На дальних берегах», «Вдали от родины», «Двух билетах на дневной сеанс» и др. Последняя роль Елекоевой в российском кинематографе — участие в сериале «Адвокат» в 1990 году. После этого актриса переехала в США.
Ранее стало известно о смерти актриса Театра Вахтангова Инны Алабиной.
Сьюзен Сарандон и Уильям Х. Мэйси отправятся в последнее путешествие в фильме «Выход направо»
Сьюзен Сарандон, Уильям Х. Мэйси («Линкольн для адвоката») и Марсия Кросс («Ты») исполнят главные роли в фильме «Выход направо» (Exit Right). Как сообщает Deadline, режиссером и сценаристом проекта выступит Томас А. Морган, ранее снимавший документальные фильмы.
Главная героиня Ян Рэндлал (Сарандон) – волевая, предприимчивая и уверенная в себе женщина. Она недавно вышла на пенсию, сделав успешную карьеру журналиста и получив в как местное так и национальное признание. Но планы на увлекательную старость обрывает страшный диагноз: Ян узнает, что у нее неоперабельная раковая опухоль мозга. Отказываясь принимать лекарства, из-за которых последние дни ей пришлось бы провести на больничной койке, Рэндалл переезжает в палатку на заднем дворе своего дома. И тогда ее муж Джон (Мэйси), будучи преисполнен решимости сделать ей последний подарок, отправляется с женой в кругосветное путешествие — пешком, в их родной город. Джон по натуре домосед, бывший бухгалтер в мебельной компании и тоже пенсионер. Он очень практичен, ему нравятся простые вещи и размеренная жизнь, но ради жены он готов всё бросить. Кросс сыграет Монику Фриман - сестру Ян. Она глубоко презирает Джона и полна решимости обеспечить своей сестре все удобства, которые может предоставить современная медицина, несмотря даже на ее протесты.
- Эта история во многих отношениях является для меня личной, - говорит Морган. - Когда мы стареем, кто может влиять на то, как мы умираем? Кого мы хотим видеть рядом с собой? Как мы определяем любовь, семью или сообщество? Познакомить мир с такой историей — это мечта всей жизни маленького мальчика, который каждые выходные сидел в кинотеатре и ждал, чтобы увидеть, как жизнь развернется на экране.
Минни Драйвер, Джулианна Маргулис и Морена Баккарин снимутся в фильме «Миллеры в браке»
Джулианна Маргулис («Утреннее шоу»), Гретхен Мол («Американский жиголо»), Минни Драйвер («Нандор Фодор и говорящий мангуст») и Морена Баккарин («Дэдпул») исполнят главные роли в фильме «Миллеры в браке» (Millers in Marriage) режиссера и сценариста Эдварда Бёрнса («Братья Макмаллен», «Одноклассники»). Как сообщает Deadline, в касте также заявлены Бенджамин Брэтт («Покерфейс»), Кэмпбелл Скотт («Мир Юрского периода: Господство»), Брайан Д’Арси Джеймс («В центре внимания»), Патрик Уилсон («Астрал») и сам Бёрнс.
В центре сюжета сложные отношения множества персонажей. Одна из них бывшая солистка и автор песен инди-рок-группы Ева Миллер (Мол), которую тянет к музыкальному журналисту (Брэтт) в условиях токсичного брака. Тем временем сестра Евы Мэгги (Маргулис), автор романов-бестселлеров, также сталкивается с проблемами в своем 30-летнем браке, поскольку ее карьера гораздо успешнее, чем у мужа. В то же время Рене (Драйвер), недавно разведенная успешный руководитель отдела моды, налаживает многообещающие отношения с Энди Миллером (Бёрнс) - художником, который разрывается между своими чувствами к Рене и своей бывшей жене Тине (Баккарин).
Уилсон играет Скотта - успешного музыкального менеджера, который борется с алкоголизмом; Кэмпбелл Скотт — Ника, отмеченного наградами писателя с тяжелым писательским кризисом; Джеймс — Денниса, добросовестного смотрителя элитных домов, которыми заинтересовалась Мэгги.