Умерла Анастасия ЗаворотнюкАлсу подала на разводРамиля Искандер отправится в колонию за сбыт наркотиков«Анора» с Марком Эйдельштейном и Юрой Борисовым получила «Золотую пальмовую ветвь» в КаннахМилли Бобби Браун вышла замужМари Краймбрери и Сергей Лазарев взяли по две премии RU.TVБилли Айлиш выпустила третий альбомРоман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИВладимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженое

Эксперты рассказали IPQuorum, кому принадлежат права на кота Леопольда

кадр из мультфильма

Американская компания Rubstein Properties, владеющая правами на персонажей ремейка советского мультфильма про кота Леопольда, с августа 2020 года судится с российским производителем игрушек Prosto Toys и требует от него 250 млн рублей. Эксперты рассказали IPQuorum, на чьей стороне правда в этом непростом споре.

В исковом заявлении говорится о нарушении лицензионных прав на главного персонажа мультсериала «Новые приключения кота Леопольда», созданного по мотивам советского мультфильма. В 2015 году Rubstein Properties купила у создателя ремейка - компании РМТ - исключительную лицензию на всех персонажей анимационного сериала. Права на оригинальных персонажей «Кота Леопольда», как и на игрушки с их образами, принадлежат художнику-мультипликатору Вячеславу Назаруку, подтвердил юрист московского офиса фирмы «Ильяшев и Партнеры» Максимилиан Гришин. Эксперт считает, что Rubstein Properties имеет основания для судебного разбирательства, но с точки зрения здравого смысла действует "как типичный патентный тролль".

- Компания взяла советского персонажа и купила права на ремейк, - говорит Максимилиан Гришин. - Мультфильм остался близок к оригиналу, но, несмотря на это, компания теперь будет предъявлять претензии к производителям всего, что, по ее мнению, нарушает лицензию. При этом обычно бывает так, что у создателя ремейка есть свой производитель игрушек, который не платил 250 млн, но к нему претензий нет — он же свой. Это один из абсолютно легальных, но совершенно бесчестных видов заработка на правах интеллектуальной собственности.

Ход разбирательства Rubstein Properties и Prosto Toys будет зависеть от того, имелось ли у производителя игрушек какое-либо разрешение на использование охраняемых авторским правом персонажей, пояснила генеральный директор компании IP-Codex Наталья Полианчик. При полном отсутствии таких документов продукция является контрафактной по умолчанию. Если у Prosto Toys все же имелось разрешение лица, которого она обоснованно считает правообладателем, то эта компания-производитель может быть признана добросовестным участником рынка.

- Также интересно, когда и в каких пределах правообладатель, предъявивший претензии, получил “исключительную лицензию”, - отметила эксперт. - Одно дело, если речь идет о договоре с условием полного отчуждения исключительного права — на все способы использования, весь его срок действия, в любой стране и без каких-либо ограничений. Но совсем другое дело, если компания приобрела права на основании лицензионного договора на исключительной основе. Такой документ может содержать любые ограничения и оговорки — по периоду действия, территории, способу использования, тиражу и другим условиям.

Известны и другие случаи, в которых владельцами прав на использование персонажей российских мультфильмов выступает зарубежная компания. Например, популярный сериал «Буба» про домового производят российские мультипликаторы, но правообладателем признана британская компания 3D Sparrow. Возникает вопрос: куда должны обращаться производители игрушек для покупки лицензии на использование образов героев? Согласно российскому законодательству, исключительное право на произведение первоначально возникает у автора. Норма не распространяется только на служебные произведения — если автор создает произведение в силу своих трудовых обязанностей или по договору подряда. В таком случае права авторства сохраняются за создателем продукта, а исключительные права на отчуждение произведения или его использование обычно принадлежат работодателю или заказчику. В свою очередь, исключительные права могут быть переданы другому правообладателю по договору — как целиком (договор об отчуждении исключительного права), так и во временное пользование (лицензионные договоры).

Чтобы не запутаться в хитросплетениях авторского права и верно определить правообладателя, почетный адвокат России, заведующий бюро адвокатов «Де-юре» Никита Филиппов предлагает два варианта действий.

- Первый — пройтись по цепочке, начиная с автора произведения, и постараться определить, принадлежит ли ему это право или оно было передано, - говорит адвокат. - Если самостоятельно разобраться не удается, обратитесь в организации по коллективному управлению правами и государственные реестры с запросом о наличии информации об охране интересуемых прав.

При этом важно учитывать, что не любое действующее лицо произведения может быть охраняемо законом, подчеркнул Филиппов.

- Если истец обратился в суд за защитой прав на персонажа как часть произведения, он должен обосновать, что герой существует как самостоятельный результат интеллектуальной деятельности, - добавил адвокат.

Разъяснения об этом были даны в постановлении Пленума Верховного суда «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» в апреле 2019 года. В документе сказано, что судебная экспертиза учитывает, обладает ли конкретное действующее лицо произведения достаточными индивидуализирующими характеристиками: к примеру, определены ли внешний вид, характер, отличительные черты (движения, голос, мимика, речевые особенности) или другие особенности персонажа, благодаря которым он становится узнаваем даже при использовании вне мультфильма. Производитель игрушек с изображениями кота Леопольда не прав, если использовал персонажа без разрешения автора.

- Но не факт, что и зарубежная компания сможет доказать в судебном порядке, что исключительные права на популярного героя принадлежат именно ей. Кроме того, очень часто судебная практика при определении размера штрафа исходит не только из характера допущенного нарушения, но также учитывает и финансовое положение ответчика, — полагает Никита Филиппов.

"Если вы намереваетесь использовать образ персонажа, очень важно оповестить правообладателя о своих планах, получить его согласие и подписать договор", - считает генеральный продюсер группы компаний «Рики» (организация владеет правами на персонажей мультсериалов «Смешарики», «Малышарики», «Фиксики») Юлия Николаева. По ее словам, правообладателями мультфильмов, как и любой другой кинопродукции, чаще становятся не конкретные люди, а компании.

- Кино — это коллективный труд, над которым работает много авторов, и проще закрепить права на него за юридическим, а не за физическим лицом, - считает Юлия Николаева. - Автоматические отчисления тем, кто первый придумал тех или иных персонажей, законом не предусматриваются. Важно договориться с теми, у кого права находятся сейчас, и убедиться, что они действительно закреплены за этой компанией. Имущественные права на фильм и персонажей затем могут передаваться полностью или частично другому юридическому лицу. В итоге мы видим сложные цепочки прав, в которых способны разобраться только опытные юристы.

Фото: кадр из мультфильма
Теги: права на персонажа, IPQuorum, кот Леопольд

«Море волнуется раз» Николая Хомерики обсудят в «Закрытом показе» на Первом канале

постер к фильму

Телевизионная премьера и обсуждение фильма Николая Хомерики «Море волнуется раз» состоится в «Закрытом показе» на Первом канале 15 июня 2024 года. Картина в сентябре 2021 года завоевала главный приз на 32-м кинофестивале «Кинотавр», а награду за лучшую женскую роль получили дебютантка Ольга Бодрова (дочь актера и режиссера Сергея Бодрова-младшего).

Главные герои Саша (Ольга Бодрова) и Коля (Валерий Степанов) влюбляются и вместе сбегают жить в домик в лесу. Парень пообещал уютное жилище с яблонями и грушами, а по факту это разваливающаяся хижина и заросшие тропы. Девушка каждый день сомневается в том, серьезны ли их отношения. Из-за нарастающей тревоги ее накрывает серией кошмаров, где уже взрослая Саша стоит в многоэтажке мегаполиса и не может дозвониться до любимого Коли, пока на город надвигается огромнейшая волна. Параллельно в таком же отрезанном от цивилизации, но жилом доме обнаруживается другая пара, лет на 30 постарше (Андрей Смоляков и Юлия Ауг), с отлаженными семейными отношениями, но удивительно похожая внешне на первую пару. Ориентируясь на них, Коля и Саша попробуют разобраться в своих чувствах.

В обсуждении примут участие создатели фильма: режиссер и сценарист Николай Хомерики, актер Валерий Степанов, художник по костюмам Стася Хомерики-Гранковская и продюсер Роман Борисевич, - а также приглашенные эксперты. В их числе киновед Наталия Примакова, искусствовед Дина Кирнарская, кинорежиссёр Ирина Волкова, киновед Вячеслав Шмыров, актер Владимир Стеклов, режиссёр и сценарист Константин Саркисян и другие.

Эфир в 23.50.

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

«Чистые», «Взрослые» и «Трудная» вошли в конкурсную программу фестиваля «Пилот»

предоставлено пресс-службой фестиваля

VI фестиваль сериалов «Пилот» объявляет конкурсную программу этого года. В нее вошли 15 новых российских сериалов, которые впервые будут показаны индустрии и зрителям. Более 10 новейших проектов будет представлено в программе «Проекты в производстве» в рамках делового форума «Пилот. Точки взлета». VI фестиваль сериалов «Пилот» пройдет с 20 по 23 июня 2024 года в городе Иваново.

Основную конкурсную программу этого года отобрали сценарист, продюсер, шоураннер Андрей Золотарев и писатель, сценарист и продюсер Сергей Минаев.

В конкурсе этого года: комедийное роуд-муви о взрослении и дружбе «Она такая классная» (Kion) Александра Домогарова-мл.; откровенная драма Николая Хомерики о мире роскоши и порока петербургской богемы начала XX века - «Чистые» (Wink, в главных ролях Федор Бондарчук, Виктория Исакова, Даниил Воробьев); детективный проект Сергея Мокрицкого «Эль Русо» (Premier), снятый в русскоязычной староверческой общине в Аргентине со Светланой Ивановой в главной роли; детский детектив про юного вундеркинда-сыщика «Любопытная Варвара» (Wink); комедия с Михаилом Галустяном и Светланой Ходченковой «жЫЫЫзнь» (Premier), остросюжетный детектив Первого канала «Противостояние» по одноименному роману Юлиана Семенова с Владимиром Вдовиченковым и Алексеем Гуськовым и скетчком «Демис и Марина» (ТНТ).

Также в программе драмеди о трех подругах в поисках себя - «Взрослые» (Okko) с Марией Мацель, Анастасией Талызиной и Стасей Милославской, спин-офф сериала «Новенькие» - «Трудная» (Start) с Кирой Медведевой и Глебом Калюжным, актуальное драмеди «Дайте шоу!» (IVI) с Милошем Биковичем в главной роли, курортная комедия «Убойный отпуск» (Kion) с Анной Михалковой, Александром Робаком и Любовью Аксеновой, комедия «Хрущевский синдром: пора взрослеть» (Okko), криминальная драма «Черная бухгалтерия» (ТНТ), мелодрама «Ландыши» (Wink) и независимая драмеди «Теория большой лжи»

Откроет фестиваль премьера сериала «Плевако» (НТВ, Premier) с Сергеем Безруковым в главной роли. Исторический детектив рассказывает о легендарном российском адвокате и блестящем ораторе, которого современники прозвали «московским златоустом», – Фёдоре Никифоровиче Плевако. Режиссером картины выступила Анна Матисон. Сериал создан киностудией «РОК» при поддержке АНО «ИРИ».

Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля
Теги: анонс фестиваля, программа фестиваля, Пилот (фестиваль)

Зоя Бербер не хочет быть домохозяйкой в трейлере фильма «Семейный переполох»

постер к фильму

Трейлер комедии «Семейный переполох» представила 4 июня 2024 года кинокомпания «Централ Партнершип». Главные роли в картине исполнили Зоя Бербер, Владимир Гуськов, Ева Смирнова, Полина Айнутдинова, Савелий Кудряшов и Александра Урсуляк. Режиссером стала Евгения Юстус.

В центре сюжета — история образцовой домохозяйки Ани (Бербер), посвятившей жизнь заботе о семье. Близкие привыкли, что мама всегда одна дома с тремя детьми, пока папа Саша (Гуськов) пропадает на работе. Однажды, обидевшись на неуместную выходку супруга, Аня решает уйти от него с детьми и найти работу, начав самостоятельную жизнь. Получается у нее не все и не сразу. А в это время дети, оказавшись дома одни, устраивают настоящий переполох.

- Я очень люблю ромкомы и семейные фильмы, которые я смотрела в детстве, - признается Зоя Бербер. - И сейчас в России популярность этих жанров набирает обороты. Мне очень нравится, быть частью таких теплых и уютных картин, в которых происходит легкий диалог со зрителем, а том, что порой бывает сложно. Но даже из трудных ситуаций можно найти простой выход. Для этого надо открыть глаза и посмотреть на все со стороны. Я ожидаю теплого, доброго чувства от этого фильма, которое подарит зрителю энергию и хорошее настроение.

В российский прокат «Семейный переполох» выйдет 20 июня.

β 16+