Умерла Анастасия ЗаворотнюкАлсу подала на разводРамиля Искандер отправится в колонию за сбыт наркотиков«Анора» с Марком Эйдельштейном и Юрой Борисовым получила «Золотую пальмовую ветвь» в КаннахМилли Бобби Браун вышла замужМари Краймбрери и Сергей Лазарев взяли по две премии RU.TVБилли Айлиш выпустила третий альбомРоман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИВладимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженое

Рецензия на фильм Ивана Твердовского «Конференция»: Страх как худший из пороков

постер к фильму

Оценка: 9 из 10

Режиссер: Иван И. Твердовский. В ролях: Наталья Павленкова, Ольга Лапшина, Ксения Зуева, Олег Феоктистов, Ян Цапник, Александр Семчев. Мировая премьера фильма состоялась в рамках Венецианского кинофестиваля, премьера на «Кинотавре» пройдёт 15 сентября 2020 года.

Матушка Наталья приезжает из монастыря в Москву. Ее благословили на проведение вечера памяти жертв террористического акта, произошедшего в Театральном центре на Дубровке 23–26 октября 2002 года. Она пытается собрать выживших, чтобы вместе вспомнить эту страшную трагедию и заслужить прощение у дочери за роковую ошибку, которую совершила.

Твердовский снял, возможно, свой самый провокационный фильм, решив отрефлексировать на тему еще относительно свежую. При этом «Конференция» очень органично вырастает из «Зоологии» и «Подбросов», развивая как авторский стиль, так и темы, поднимаемые ранее (вроде давящих комплексов, чувства вины и неумения найти свое место в мире).

С самого начала фильма личная память участников тех событий вступает в конфликт с памятью коллективной, массовой. Общество говорит, как надо правильно скорбеть, но тем, кто потерял своих близких во время теракта, скорбеть по правилам не получается – каждый переживает боль по-своему. Официально все выглядит так, словно теракт на Дубровке и вовсе предан забвению. Неподалеку от здания Театрального центра установлены гранитный камень с надписью «В память о жертвах терроризма» и стела с журавлями. Но на этом заканчивается весь официальный траур. В итоге руководитель ДК без энтузиазма соглашается подписать с матушкой договор на аренду помещения. Вечер памяти по бюрократическим причинам превращается в безликую «конференцию». Охранник бесчувственно не пускает в зал бывших заложников, пока у него нет списков приглашенных, а вечером поскорее пытается выгнать всех, чтобы наконец выключить свет и уйти домой. Открывающая сцена фильма и вовсе может показаться кому-то из зрителей комичной – уборщица равнодушно и методично чистит помещение после очередного состоявшегося ранее развлекательного мероприятия; провод пылесоса застревает между креслами, а вилка вылетает из штепселя – их постоянно приходится поправлять в лучших традициях скетчей. Весь зал, в котором несколько дней удерживали почти тысячу человек, где на глазах у людей разворачивалась настоящая трагедия, для кого-то – лишь самое рядовое помещение, в котором надо выполнять будничные задачи. Вот и матушка Наталья переживает от того, что за серыми буднями трагедия стерлась из памяти и так мало людей готовы прийти на этот вечер – ведь, по ее мнению, эти события надо помнить.

Твердовский умело заигрывает с жанром документалистики, порой практически поминутно реконструируя события тех дней. Бывшие заложники по памяти пересказывают все, что с ними происходило, что они видели, постоянно дополняя личные истории друг друга взглядами на одни и те же события из разных сторон зала. Многочисленные длинные монологи поданы небанально, так, что их интересно смотреть. При этом показаны они с настоящей болью, нарастающим чувством тревоги и переживанием посттравматического стресса. В какой-то момент из-за комка, подступающего к горлу, смотреть становится физически тяжело.

Именно в этот момент в фильме вскрывается, пожалуй, его главный конфликт. Личная память на то и личная. Она конфликтует не только с общепринятой общественной памятью, но и сама с собой. Каждый из заложников в те дни видел что-то свое. Кто-то видел террористов-боевиков, кто-то – подростков, бросивших школу и оставленных в мясорубке боевых действий чеченской войны. Кто-то думал о себе, кто-то – о семьях, кто-то продолжает до сих пор жить с болью, кому-то получилось с ней справиться. Кто-то пережил в те дни подлинный ужас, а для кого-то понимание чудовищности ситуации пришло лишь со временем. Кто-то готов поделиться воспоминаниями перед всеми, а кто-то хочет молча выпить за погибших родственников и друзей.

Но сеанса коллективной психотерапии из вечера памяти не выходит. Для матушки Натальи все эти истории существуют не для помощи другим в избавлении от страданий, а в сугубо прикладном ключе. Она переживает свою собственную трагедию и не может избавиться от груза вины и страха из-за того, что сама совершила в те дни. Эти чувства заставляют ее переживать весь захват заложников снова и снова – и в попытке достичь катарсиса и избавиться от мучающих ее чувств она заставляет других переживать захват вместе с собой. В какой-то момент история повторяется – и она уже сама практически берет зал в заложники: блокирует двери, раздает еду и после этого с шумом собирает стеклянные бутылки – все в точности так, как ей описывали другие. Будучи парализована страхом, она никак не может понять ни чужую боль, ни чужие страхи, ни чужие попытки научиться жить дальше. Ее фанатичное «надо, чтобы помнили» доставляет окружающим только страдания.

Конечно, найдутся те, кого «Конференция» оскорбит – она очень метко проходится по болевым точкам современного общества. В ней объединились как нежелание помнить ошибки и сочувствовать другим, так и демонстративная сакрализация любых жертв и трагедий без должной рефлексии. Твердовский возвращает память о важном для нашей истории событии – при этом он десакрализирует ее, лишает политической или религиозной подоплеки, делает простой и осязаемой. Вот обычные люди, вот их необычные судьбы. Живых людей надо постараться не забывать, а вот призраков лучше оставить позади. Но если возможности оставить их нет, то хотя бы не стоит пугать ими других людей.

Павел Соломатин, InterMedia

Умерла актриса Агния Елекоева

кадр из фильма

Актриса Агния Елекоева скончалась 2 июня 2024 года в возрасте 94 лет. Она получила актёрское образование в Ленинградском театральном институте им. Островского, служила в Ярославском театре им. Волкова и Театре им. Ленсовета.

С 1953 года Агния Елекоева снималась в кино. Первый фильм – «Весна в Москве», затем были роли в «Оводе», «На дальних берегах», «Вдали от родины», «Двух билетах на дневной сеанс» и др. Последняя роль Елекоевой в российском кинематографе — участие в сериале «Адвокат» в 1990 году. После этого актриса переехала в США.

Ранее стало известно о смерти актриса Театра Вахтангова Инны Алабиной.

Фото: кадр из фильма "Ищу человека"
Теги: смерть
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Сьюзен Сарандон и Уильям Х. Мэйси отправятся в последнее путешествие в фильме «Выход направо»

соцсети

Сьюзен Сарандон, Уильям Х. Мэйси («Линкольн для адвоката») и Марсия Кросс («Ты») исполнят главные роли в фильме «Выход направо» (Exit Right). Как сообщает Deadline, режиссером и сценаристом проекта выступит Томас А. Морган, ранее снимавший документальные фильмы.

Главная героиня Ян Рэндлал (Сарандон) – волевая, предприимчивая и уверенная в себе женщина. Она недавно вышла на пенсию, сделав успешную карьеру журналиста и получив в как местное так и национальное признание. Но планы на увлекательную старость обрывает страшный диагноз: Ян узнает, что у нее неоперабельная раковая опухоль мозга. Отказываясь принимать лекарства, из-за которых последние дни ей пришлось бы провести на больничной койке, Рэндалл переезжает в палатку на заднем дворе своего дома. И тогда ее муж Джон (Мэйси), будучи преисполнен решимости сделать ей последний подарок, отправляется с женой в кругосветное путешествие — пешком, в их родной город. Джон по натуре домосед, бывший бухгалтер в мебельной компании и тоже пенсионер. Он очень практичен, ему нравятся простые вещи и размеренная жизнь, но ради жены он готов всё бросить. Кросс сыграет Монику Фриман - сестру Ян. Она глубоко презирает Джона и полна решимости обеспечить своей сестре все удобства, которые может предоставить современная медицина, несмотря даже на ее протесты.

- Эта история во многих отношениях является для меня личной, - говорит Морган. - Когда мы стареем, кто может влиять на то, как мы умираем? Кого мы хотим видеть рядом с собой? Как мы определяем любовь, семью или сообщество? Познакомить мир с такой историей — это мечта всей жизни маленького мальчика, который каждые выходные сидел в кинотеатре и ждал, чтобы увидеть, как жизнь развернется на экране.

Источник: Deadline Фото: соцсети На фото: Сьюзен Сарандон
Теги: Сьюзен Сарандон, Уильям Х. Мэйси, кинопроект, Выход направо

Минни Драйвер, Джулианна Маргулис и Морена Баккарин снимутся в фильме «Миллеры в браке»

соцсети

Джулианна Маргулис («Утреннее шоу»), Гретхен Мол («Американский жиголо»), Минни Драйвер («Нандор Фодор и говорящий мангуст») и Морена Баккарин («Дэдпул») исполнят главные роли в фильме «Миллеры в браке» (Millers in Marriage) режиссера и сценариста Эдварда Бёрнса («Братья Макмаллен», «Одноклассники»). Как сообщает Deadline, в касте также заявлены Бенджамин Брэтт («Покерфейс»), Кэмпбелл Скотт («Мир Юрского периода: Господство»), Брайан Д’Арси Джеймс («В центре внимания»), Патрик Уилсон («Астрал») и сам Бёрнс.

В центре сюжета сложные отношения множества персонажей. Одна из них бывшая солистка и автор песен инди-рок-группы Ева Миллер (Мол), которую тянет к музыкальному журналисту (Брэтт) в условиях токсичного брака. Тем временем сестра Евы Мэгги (Маргулис), автор романов-бестселлеров, также сталкивается с проблемами в своем 30-летнем браке, поскольку ее карьера гораздо успешнее, чем у мужа. В то же время Рене (Драйвер), недавно разведенная успешный руководитель отдела моды, налаживает многообещающие отношения с Энди Миллером (Бёрнс) - художником, который разрывается между своими чувствами к Рене и своей бывшей жене Тине (Баккарин).

Уилсон играет Скотта - успешного музыкального менеджера, который борется с алкоголизмом; Кэмпбелл Скотт — Ника, отмеченного наградами писателя с тяжелым писательским кризисом; Джеймс — Денниса, добросовестного смотрителя элитных домов, которыми заинтересовалась Мэгги.

Источник: Deadline Фото: соцсети На фото: Минни Драйвер
Теги: Минни Драйвер, Джулианна Маргулис, Морена Баккарин, кинопроект, Миллеры в браке
β 16+