Эксперты «IP Академии» обсудили антипиратское законодательство
Международная образовательная конференция по интеллектуальной собственности «IP Академия» завершилась в Сколково 20 сентября 2019 года. Одна из дискуссий заключительного дня работы конференции была посвящена борьбе со злоупотреблениями в сфере авторского права.
В сессии «Антипиратский закон: последние тренды и вопросы применения» приняли участие доктор юридических наук, профессор, президент юридической фирмы «Интернет и Право» Антон Серго, омбудсмен по интеллектуальной собственности Анатолий Семенов, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Национального исследовательского центра Томского государственного университета, доцент кафедры финансового и предпринимательского права ВИУ РАНХиГС при президенте РФ Дмитрий Кожемякин, вице-президент по совместному производству и форматам компании «Стар-Медиа» Мария Гречишникова, управляющий портфелем IT-проектов группы IPChain Валерия Брусникина, глава звукозаписывающей компании Effective Records Кирилл Лупинос, юридический советник Гильдии продюсеров России, Ассоциации продюсеров кино и телевидения Александра Радоминова. Модерировал дискуссию основатель и партнер юридической фирмы Semenov & Pevzner Роман Лукьянов.
Благодаря громким делам о блокировках антипиратское законодательство стало известно всем, но в действительности оно включает куда более широкий набор инструментов, отметил Роман Лукьянов.
– Под антипиратским законом принято понимать в основном нормы о блокировках пиратских сайтов, хотя в действительности это гораздо более широкий набор норм. Это и инфопосредничество, и различные основания для блокировок информационных ресурсов. Даже не сталкиваясь в своей повседневной практике с этим институтом, наверняка каждый что-то слышал о нем из медиа, – сказал он.
Доктор юридических наук, профессор, президент юридической фирмы «Интернет и Право» Антон Серго попросил поднять руку тех, кто не умеет обходить блокировки Роскомнадзора. Таких людей в аудитории не оказалось.
– Это наглядная, но грустная иллюстрация эффективности закона, – вздохнул Серго.
Омбудсмен по интеллектуальной собственности Анатолий Семенов также отметил слабые места в действующих регуляторных механизмах, в частности, института внесудебной блокировки в качестве обеспечительной меры. Он напомнил об известном случае, когда в ходе спора об авторских правах между певицей и продюсером последний обратился в Мосгорсуд с просьбой заблокировать интернет-ресурсы, с помощью которых его бывшая подопечная монетизировала свое творчество. В итоге суд заблокировал все композиции певицы на всех сайтах, на контенте не смогли зарабатывать ни продюсер, ни певица.
– Говорить о целесообразности рассмотрения этого дела в Мосгорсуде при сохранении блокировки в качестве обеспечительной меры несколько странно. Фактически суд каким-то образом просто исключает целый пласт объектов из оборота при отсутствии нарушений в отношении третьих лиц, – отметил омбудсмен, добавив, что блокировка как обеспечительная мера не работает в сложных делах о праве.
Блокировка вводилась для простых случаев, согласился кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Национального исследовательского центра Томского государственного университета, доцент кафедры финансового и предпринимательского права ВИУ РАНХиГС при Президенте РФ Дмитрий Кожемякин.
– Этот институт нужен, когда есть очевидный гад, который зарабатывает своим гадством, и его надо привлечь к ответу, – сказал он.
Между тем, по его словам, в известном деле АЗАПИ (Ассоциация по защите авторских прав в интернете) против «Архива интернета» (Ассоциация пыталась заблокировать «библиотеку интернета» за то, что на их ресурсе появились нелегальные ссылки) совершенно не очевидно, за кем правда – за интересами правообладателей или за колоссальным общественным интересом в сохранении ресурса.
Суды – эффективная, но крайне дорогая и затратная по времени мера, считает управляющий портфелем IT-проектов группы IPChain Валерия Брусникина.
– Время суда по блокировке одного ресурса – это миллионные потери для правообладателя, – сказала она.
Брусникина объяснила, что блокировки в той или иной мере работают только для видеоконтента, позволяя работодателям хотя бы не потерять кассу в первый уикенд проката. В музыкальном бизнесе, где «тайтлов» не тысячи, а миллионы, решением могут стать только «белые» списки.
– Если мы хотим решить проблему пиратства и работать в долгую, есть еще один механизм, который позволит правообладателю вести реестр «белых» ресурсов, то есть тех ресурсов, которые они отлицензировали с указанием непосредственного перечня ссылок на страницы, где размещен контент, и с обязательством поисковиков удалять все, чего нет в этих списках. История сложная, долгая, но единственно эффективная. С технической точки зрения уже есть готовые решения, позволяющие это реализовать, такие как инфраструктура IPChain, – сказала Брусникина.
Глава звукозаписывающей компании Effective Records Кирилл Лупинос отметил, что решения Мосгорсуда о блокировках пиратов все-таки помогают при выходе знаковых релизов. В то же время он согласился с Брусникиной в том, что этого инструмента недостаточно.
– Мы хотели бы, чтобы создавались «белые» списки, «белые» реестры. Мы бы хотели, чтобы был императив, при котором есть некие компании, станции или общества, гарантированно блокирующие пиратский контент. Эти инструменты должны быть доступны компаниям – лидерам рынка, – сказал Лупинос.
Вице-президент по совместному производству и форматам компании «Стар-Медиа» Мария Гречишникова отметила, что благодаря географически распределенным сетям доставки контента, так называемым CDN (Content Delivery Network) пираты могут создать новый сайт буквально за 15 минут, и удаление конкретных ссылок из выдачи в этой ситуации выглядят как борьба с ветряными мельницами.
– Следующий шаг, который мы должны предпринять вместе с поисковиками, – это обсудить возможности закрытия CDN. CDN – это первопричина, это то, откуда берется пиратский контент, – сказала Гречишникова.
Юридический советник Гильдии продюсеров России, Ассоциации продюсеров кино и телевидения Александра Радоминова подвела итог встречи, отметив, что «любые правовые средства защиты работают в составе комплексной терапии».
Анна и Надежда Михалковы приурочат «Дядю Стёпу» к новогодним праздникам
Новогоднее шоу «Дядя Стёпа. Говорят: под Новый год...» пройдут в "МТС Live Холл" с 27 декабря 2024 по 8 января 2025 года. Режиссером стала Наталья Шуляковская, удостоенная «Золотой маски» в 2014 году за спектакль «Русалочка». Авторами идеи выступили внучки писателя Сергея Михалкова — Анна и Надежда. Они объяснили, что решили создать подобный проект, чтобы таким образом возродить добрую традицию встречаться всей семьей под Новый год.
- Нам хочется воспитывать своих детей на примерах, проверенных временем и нами! Дядя Стёпа — всем знакомый герой, с ним меня связывает история из детства, как и со многими другими героями произведений: Три поросенка, Зайка-зазнайка, Упрямый лягушонок, которых создал мой дед, Сергей Михалков, — подчеркнула Анна Михалкова.
В постановке задействовано более 40 актеров, а также присутствуют меняющиеся по ходу действия декорации для 15 сцен. Изюминкой проекта станет 20-метровый прототип дома-высотки с видеопроекцией. Создатели проекта отмечают, что зрители попадут в атмосферу путешествия уже в фойе: они окажутся на вокзале с расписанием поездов, где их будут встречать настоящие проводники.
Ранее Анна и Надежда Михалковы заявили, что считают дядю Степу альтернативной западным супергероям.
Никита Михалков готов показать «12» на Западе
Никита Михалков представил свой спектакль «12» в Сербии. Режиссер допускает возможность остановки и в других европейских странах — если представители этих стран проявят к ней интерес.
- Но проблема в том, что я под санкциями, - напомнил Никита Михалков ТАСС. - И Украина делает все, чтобы изолировать и не давать возможности ни работать, ни путешествовать. Бог даст, закончится весь этот морок, поедем куда-нибудь.
Режиссер подчеркнул, что данная ситуация его не слишком беспокоит, поскольку он еще не объехал всю Россию, и в его родной стране «на всю жизнь может хватить путешествий». При этом он считает, что спектакль «12» будет интересен «нормальным людям в любой стране абсолютно, потому что разговор идет о том, насколько человек готов жертвовать своим временем, средствами, душой».
- Но даже и звать меня они не могут, зная, что это нереально, это невозможно, - признает Михалков.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, показы спектакля Никиты Михалкова "12" состоятся на сцене Новосибирского академического молодежного театра "Глобус" 12-13 ноября 2024 года.
«Белую комнату» с музыкой Владимира Мартынова покажут в «Зарядье»
Премьера мультижанрового проекта фестиваля Context. Diana Vishneva «Белая комната» состоится 5 и 6 ноября 2024 года в МКЗ «Зарядье». Музыку специально для постановки хореографа Павла Глухова создал композитор Владимир Мартынов. Он написал музыкальное произведение для ударных и одного из крупнейших органов в Европе. Инструмент был специально спроектирован для Зала Зарядье с учетом его архитектурных и акустических особенностей.
- Заполняя всё пространство, музыка создаст условие для сонастройки зрителей, артистов и музыкантов в единый организм-ансамбль, - сообщается в пресс-релизе. - Танец орнаментом из человеческих тел наполнит сцену символами, приближенными к искусству каллиграфии. Хореографическое повествование без нарратива способно породить множество ассоциаций, индивидуальных для каждого зрителя.
Хореографию Павла Глухова исполнят танцовщики труппы Context. За визуальную составляющую «Белой комнаты» отвечают видеохудожник Алексей Бычков, с которым Глухов неоднократно работал (в Воронежском Камерном театре, в «Балете Москва»), и художник по свету Арсений Радьков. Костюмы для премьеры создаёт дизайнер Мария Смирнова (бренд INSHADE).Музыка «Белой комнаты» прозвучит в исполнении Софьи Иглицкой (орган) и Евсея Зубкова (ударные). Сценическое пространство будет представлено в виде инсталляции, максимально уходящей от застывшей, строгой формы — плавные линии и вздернутые углы подобны зависшей в воздухе материи.
- Это радикальное изменение сценического условия для артистов и устоявшегося представления о сцене, как о фундаментальном, статичном объекте, - описывается замысел создателей проекта. - Инсталляция в сочетании со светом и хореографией спектакля создаст эффект невесомости. Это радикальное изменение сценического условия для артистов и устоявшегося представления о сцене, как о фундаментальном, статичном объекте. Воздух течёт по металлическим трубам, создавая музыкальную материю, танец вступает в контакт со звуком, разливаясь по пространству сцены — музыкальное произведение Владимира Мартынова, соединяясь с хореографией Павла Глухова и по-новому раскрытым пространством зала «Зарядье», рождают уникальную синергию произведений искусства. «Белая комната» — это ситуация, в которой можно остаться наедине с собой, всё лишнее здесь исчезает.