Рецензия на фильм «Я была дома, но...» : Дом бытия
Оценка: 9 из 10
Показ фильма «Я была дома, но...» кинорежиссёра берлинской школы Ангелы Шанелек состоялся 19 апреля 2019 года в рамках программы «Эйфория наваждений» Московского международного кинофестиваля. В главных ролях: Марен Эггерт, Торбьерн Бьернсон, Эстер Бусс, Мартин Клауссен.
На Берлинале-2019 фильм получил «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру.
Свой фильм Ангела Шанелек начинает с меланхолично неспешного наблюдения сцен живой природы. Природа есть нечто иррациональное, но вместе с тем и наиболее подлинное, поэтому даже элементы насилия в ней не вызывают у зрителя тревоги и дискомфорта. К тому же, Шанелек отличается умением мягко и почти стерильно изображать, казалось бы, не самые приятные явления. Так, поедание зайца дикой собакой оборачивается чем-то вроде размеренной дегустации мишленовского деликатеса, а испачканная в лесу куртка или бэушный велосипед - своеобразными артефактами.
В финале циклическая структура произведения приведёт нас сюда же, к этим идиллическим сельским пейзажам и интерьерам, с которых все начиналось. Но прямо сейчас мы наблюдаем перемещение от естественного модуса существования к пристанищу иллюзии и рациональности - цивилизации.
При первом приближении в «городской» части картины перед зрителем разворачивается стандартная социальная драма - эдакая «история одной немецкой семьи» - матери Астрид, брата и сестры Филипа и Фло, и их собаки. Это и составляет «повествовательный» каркас фильма. Они переживают недавнюю гибель отца и мужа - театрального режиссёра. И каждый проходит через это по-своему. Зачастую дети предстают в картине намного сильнее и осознаннее взрослых: ведь последние даже больше нуждаются в сочувствии и утешении.
Однако, уже с первых моментов картины улавливается интенция художницы откреститься от нарратива и ухватить впечатление. Так, один из наиболее значимых элементов завязки сюжета просто опускается за ненадобностью. Мальчик Филип убегает в лес и отсутствует целую неделю, в то время как в хронометраже это событие занимает всего пару мгновений. Кадром позже подросток уже возвращается домой, не предоставляя никаких рациональных объяснений своему внезапному исчезновению.
Таким образом, «Я была дома, но...» - это скорее сплетение бессвязных набросков и зарисовок - задумчивых и наблюдательных, напряженных и комичных. Абсурдистской иронией, к примеру, пропитан эпизод с покупкой Астрид подержанного велосипеда у старика, который вообще практически не говорит. Единственный доступный ему способ коммуникации - общение при помощи специального прибора, вызывающего некие имитирующие речь колебания звука.
Другой эпизод ленты, также служащий своеобразным композиционным акцентом, - диалог на улице между главной героиней и её знакомым режиссером. Идея последнего состоит в том, чтобы соединять в кадре актеров, изображающих смерть, и реальных смертельно больных людей. Умирая на сцене, с его точки зрения, последние тем самым как бы освобождаются.Астрид находит эту идею в корне ошибочной: действительность жизни и смерти лишь обнажит фальшь актерской игры. Героиня отстаивает свой тезис особенного эмоционально, ведь и сама она переживает подобное внутреннее противоречие. Вокруг неё происходят ритуальные и поверхностные воспроизводства стандартных человеческих практик, цель которых - уход от правды, забвение бытия - в то время как недавняя кончина мужа заставила Астрид столкнуться с собственной экзистенцией лицом к лицу. Этот внутренний диссонанс она описывает в своих рассуждения как безвыходность позиции человека, который одновременно является (плоскость сущностного) и становится (плоскость экзистенциального).
Вот как сама Шанелек описала этот момент в интервью Зинаиде Пронченко для журнала «Искусство кино»:
- Вся эта сцена на улице - всего лишь одна из ситуаций, призванных проиллюстрировать одиночество и отчаяние моей героини. Как она цепляется за возможность поговорить хоть с кем-то, а потом в итоге слышит только саму себя.
Тема языка как воплощения мысли, которая жаждет быть высказанной, но не услышанной, и бытия, которое в этой мысли нам открывается, а также осознание собственной ничтожности и одиночества в связи с «заброшенностью» человека в мире - концептуальные столпы, которые позволяют приоткрыть мировоззрение режиссёра, хотя сама Шанелек и является противником интерпретации (откуда, кстати, ещё одна идея фильма об иррациональности всего и тотальной невозможности понять друг друга).
Реакция детей и взрослых, выдуманных персонажей и настоящих людей, художников и теоретиков перед лицом смерти предстаёт в картине основным предметом рассмотрения. Только смерть как экзистенциальное условие, крайняя возможность, тот горизонт, который всегда присутствует и являет себя человеческому существованию, но никогда им не достигается, придаёт жизни подлинный смысл. Все, что вне этого - либо огромное Ничто, перед которым человек замирает в ужасе и непонимании, либо иллюзия как попытка его избежать.
Подобная амбивалентность прослеживается уже в названии ленты. Невольно вспоминается язык - тот, который у Хайдеггера дом бытия, но который и сам по себе раздваивается. Есть язык повседневности, он лишь уводит нас от существования, вовлекая в обман, а есть язык поэзии и философии - он наоборот приоткрывает нам саму жизнь.
Отсюда и «Гамлет» - бессмертное произведение, наподобие мифа в древнеегипетском времени Джет разворачивающееся на фоне в течение всего повествования. По Шанелек, дети, декламируя трагедию Шекспира, таким образом как бы осуществляют «сурдоперевод страданий своих родителей». Гамлет - «один из самых одиноких» литературных героев - по сути сталкивается с тем же самым экзистенциальным надломом, что и главная героиня. Перед неумолимым лицом смерти обнажается лицемерие и ничтожность всего человеческого -семьи, взаимоотношений, даже искусства,ведь мы по сути своей лишь «квинтэссенция праха».
Ещё одна кульминационная точка - диалог учителя из школы Филипа и его девушки о том, следует ли заводить ребёнка. Его мучают вопросы «Почему мы разумны?» и при этом «Зачем исчезаем?». Она же озвучивает тот самый мотив одиночества в мире и тотальной обречённости на свободу. Когда даже будучи с кем-то, ты все равно остаёшься один. Парадоксально, но именно в этом обнаруживается хоть какой-то смысл. Принимая собственную конечность и отказываясь заводить ребёнка (что в действительности является только иллюзорным продолжением существования), девушка тем самым совершает кафкианский бунт героя абсурда: вместо бессмысленной борьбы с неизбежным - просто примиряется с ним и продолжает жизнь вопреки всему.
Особенности киноязыка Шанелек поражают своей самобытностью. В частности, сцены природы создают впечатление, будто оператор просто оставил камеру и ушёл. Ведь люди, кажется, уже разучились по-настоящему наблюдать, а камера ещё может позволить себе такую роскошь. Кроме того, в картине много тактильности, некоторые кадры ощущаются прямо-таки физически, а прикосновениям уделяется особое внимание.
Очень интересно использование Шанелек музыки. За кадром звучит всего лишь одна композиция - перепетый "Let’s Dance" Дэвида Боуи в сцене, когда Астрид убегает из дома, чтобы заснуть на могиле мужа. "Moon River" Генри Манчини исполняется уже в кадре Филипом в качестве колыбельной. Исполнение это весьма неказисто, но от этого не менее аутентично.
Впрочем, некоторые из кинематографических приемов вполне легитимны и не так уж оригинальны, однако даже их режиссеру удаётся подать с большой долей остаранения. Так, тревеллинг-съёмка города из окна машины, на фоне которой звучит телефонный диалог, то ли из-за своей развернутости, то ли из-за особой эстетики позволяет привлечь внимание зрителя так, словно он видит подобное впервые.
Следуя примеру импрессионистов, теоретиков и практиков фотогении и любимого ею Брессона, Шанелек не пытается сделать свою картину четкой и понятной, ведь это не передаёт целостного восприятия мира, а лишь дробит его на последовательности и таксономии обманчиво связанных друг с другом явлений. Создаёт ненужную иллюзию понимания.Здесь же - наоборот - события будто совершенно изолированы друг от друга, а зритель, вопреки обыкновению, не занимает позиции, из которой можно было бы проследить все необходимые для сюжета причинно следственные связи. Он скорее становится одним из персонажей, таким же блуждающим в потёмках и растерянным, но зато обладающим способностью чувствовать и переживать мгновение.
Анна Стрельчук, InterMedia
Александр Збруев расскажет о главном в своей жизни в «Однажды…» на НТВ
Александр Збруев станет героем нового выпуска программы «Однажды…», которая выйдет в эфире НТВ 26 мая 2024 года. В выпуске народный артист РСФСР Александр Збруев вспомнит хулиганское детство, расскажет о самом начале творческого пути и сделает неожиданное признание, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе телеканала.
- Его улыбку называли главной улыбкой Советского Союза. Не померкла она и сейчас, хотя артисту уже 86 лет и он утверждает, что видел Сталина, - говорится в анонсе выпуска. - Родным для Збруева стал «Ленком», в котором он служит уже более 60 лет. На его сцене Александр Викторович сыграл более 30 ролей. Зрители не чают души в Збруеве. Любимец нескольких поколений до сих пор востребован в профессии. Хотя на вопрос о том, что такое счастье, отвечает, что для него – это семья и дети.
Ранее Александр Збруев был награжден Орденом Александра Невского за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства и многолетнюю плодотворную творческую деятельность. Соответствующий указ подписал 8 февраля 2024 года президент России Владимир Путин.
Эфир в 14.05.
Никита Кологривый угоняет дорогой автомобиль в трейлере «Корешей»
Трейлер фильма «Кореша» обнародовала 23 мая 2024 года кинокомпания «НМГ Кинопрокат». «ИнтерМедиа» напоминает, что криминальная комедия режиссера Дениса Павлова является приквелом сериала «Макс и Гусь». Главные роли исполнили Никита Кологривый и Владимир Карпук, а также снялись Михаил Горевой, Георгий Дронов, Микита Воронов, Настасья Самбурская, Надежда Сысоева, Глеб Калюжный, Марат Башаров, Сергей Рост и другие.
В центре сюжета двое закадычных друзей Макс (Кологривый) и Гусь (Карпук). Макс угоняет коллекционный «Кадиллак» у местного авторитетного бизнесмена Германа Эдуардовича (Горевой), и пока он не вернет имущество, Гуся берут в заложники и заставляют разгребать бесхозные гаражи, на месте которых Герман Эдуардович решил построить самый лучший в Пензе отель. Гусь попадает в подчинение к Михалычу (Дронов) вместе с еще одним провинившимся - студентом физиком-ядерщиком Фунтиком (Воронов).
В российский прокат «Кореша» выйдут 13 июля.
Никита Тарасов станет новым врагом Занозиных в третьем сезоне «Против всех»
Съемки третьего сезона сериала «Против всех» стартовали в конце весны 2024 года. Сериал снимают онлайн-кинотеатр Start и телеканал СТС. В продолжении комедийного сериала «Против всех» семья Занозиных вновь спасает родовое гнездо и выходит на борьбу с алчными застройщиками, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе проекта.
К своим ролям вернулись актеры Николай Добрынин, Александра Урсуляк, Сергей Лавыгин, Александра Ребенок, Тимофей Елецкий, Василина Юсковец. В новом сезоне к проекту также присоединится Никита Тарасов.
На пороге дома Занозиных появляется новый член семьи — третий брат-близнец Михаил (Сергей Лавыгин). Миша, стремясь завоевать расположение родных, везет их в Москву, знакомит со своей столичной жизнью и, в качестве широкого жеста, восстанавливает в Смоленске дом Деда Захара (Николай Добрынин). Однако героям не суждено насладиться семейной идиллией: рядом с ЖК начинается строительство кольцевой дороги, которая, по плану, должна пройти прямо через участок несговорчивого семейства. Семья Занозиных снова начинает борьбу за сохранение своего родового гнезда.
Режиссер сериала Алексей Татаренко рассказал, с какими трудностями придется столкнуться главным героям.
- У деда Захара появляется новый противник — хитрый манипулятор в исполнении Никиты Тарасова, - говорит режиссер. - Он действует гораздо тоньше и ловчее, чем наглый бюрократ Роберт или жестокая Барбара. Внутри семьи также происходят неожиданные изменения: объявляется еще один сын деда Захара. Непростая актерская задача для Сергея Лавыгина — теперь он играет сразу три роли. Братья будут ревновать и отца, который в восторге от блудного сына, и Василису — вечное яблоко раздора между Витькой и Германом.
По мнению режиссера, сериал «Против всех» завоевал народную любовь неслучайно.
- Вопросы частной собственности и справедливости, способность отстаивать свои интересы — все это продолжает вызывать живой отклик у зрителей, - говорит Алексей Татаренко. - Многие оказывались в ситуации, когда противостоять бездушной системе кажется невозможным. Но пример главного героя вдохновляет и придаёт уверенности. Важно, что и дед Захар, и члены его семьи не “картонные” герои — они настоящие, зрители видят в них себя и сопереживают им, когда у них возникают проблемы. При всех минусах Занозиных они остаются семьей, поддерживают друг друга, умеют любить и прощать.
«Народность» проекта отмечает и Александра Урсуляк, исполнившая роль Василисы.
- Сериал рассказывает о знакомых персонажах и жизненных ситуациях, которые могут раздражать, даже бесить, но ведь так бывает и в жизни, - считает актриса. - Семья — это не всегда просто, но важно оставаться вместе. В новом сезоне будет много смешного. Не могу раскрывать все карты, но скажу, что Василису ждут интересные события и приключения!
Сергей Лавыгин, исполняющий теперь сразу три роли, по-своему объясняет популярность сериала.
- Сериал обладает так называемым хай-концептом — очень внятной идеей, интригой сюжета и событийными аттракционами, - объяснил актер. - Один из таких аттракционов — появление в сериале третьего брата-близнеца Михаила. У всех моих героев начинается новая жизнь: один впервые женился, другой развелся, а третий нашел семью. Это для затравки!
«ИнтерМедиа» напоминает, что сериал «Против всех» вышел в 2023 году и рассказывает об упрямом деде Захаре — единственном из всей деревни, кто отказался продавать под застройку земельный участок, в результате чего дом Занозиных оказался окружен новым ЖК.