«Наутилус Помпилиус» - «Серебряный век» *** (Слушать)
2015, Первое музыкальное издательство
Согласно новейшей мифологии, предложенной Первым музыкальным издательством, после «Золотого века» у «Наутилуса Помпилиуса» случился «Серебряный век». С этой терминологией можно согласиться в том смысле, что серебро гораздо дешевле золота. Если на сборнике песен конца 80-х («Золотой век») самородками можно считать процентов 80 композиций, то в альбоме «Серебряный век» великие композиции можно по пальцам пересчитать. И это говорит не только об исчерпании идеи «Наутилуса», но и вообще показывает отличие музыкальных 80-х от музыкальных 90-х. 80-е были временем жадного поглощения дефицитного товара: культурные шлюзы открывались постепенно, и песня, которую ты только что чудом переписал у одноклассника, могла ни с того ни с сего прозвучать по телевизору в программе «Взгляд». А могла и не прозвучать, поэтому процесс познания был очень азартным: хотелось найти, узнать и услышать больше, чем предлагалось - и в найденное, разумеется, порой вкладывалось больше значения, чем подразумевалось авторами. К песням «Наутилуса Помпилиуса» это относится в полной мере. Ну а к началу 90-х азарт во многом пропал, процесс постепенно устаканился, и песни русских рокеров заняли в сформировавшемся шоу-бизнесе не самое заметное и почётное место. Общество в этом, конечно, виновато, но и сами музыканты не приложили много усилий к тому, чтобы занять более существенные ниши. Давайте, например, вспомним, чем занялась группа «Наутилус Помпилиус» после того, как написала пару десятков важнейших для своей эпохи песен.
Ещё не все слушатели познакомились с классикой «Нау», а коллектив уже раздирали внутренние противоречия. В 1988 году ушёл один из основателей Дмитрий Умецкий; даже в доинтернетную эпоху это стало большой сенсацией, особенно среди поклонников группы. Бутусова и Умецкого мирили, они пытались помириться сами, в результате чего разошлись окончательно. Масла в огонь подлила присуждённая «Наутилусу» премия Ленинского комсомола, свою часть которой Умецкий взял, Бутусов отправил в Фонд мира, а поэт Илья Кормильцев со скандалом отказался. В общем, было не совсем до музыки. Поклонники уже почти смирились с распадом группы, когда Вячеслав Бутусов переехал в Ленинград и собрал новый состав. Споры о том, насколько этот «Нау» «тру», долго не утихали, но появление у новой реинкарнации пары великих песен «Прогулки по воде» и «На берегу безымянной реки», в принципе, примирили публику с утерей «настоящего» «Помпилиуса». Но и новый состав лихорадило: смены состава, попытки распада - и вымученные альбомы, в которых внезапными исключениями выглядели песни вроде «Дыхания» и «Титаника». Последние годы группа существовала по инерции и после прощального тура развалилась навсегда (разовые юбилейные реюнионы не в счёт). Интересно, что только после окончательных похорон «Нау» Бутусов наконец обрёл душевное спокойствие, собрал новый проект и сочинил ещё немало неплохих песен.
Альбом «Серебряный век» - точный саундтрек ко всем этим метаниям и раздраю. Правда, он не очень соответствует понятию «сборника лучших песен», ибо великие хиты здесь выглядят больше исключениями, чем правилом. Тем не менее спасибо издателям и за подробную иллюстрацию к исходу «Наутилуса», и за присутствие в трек-листе «Титаника», «Дыхания», «Утра Полины», «На берегу безымянной реки», «Крыльев», «Тутанхамона», «Человека на Луне», «Прогулок по воде», «Одинокой птицы», «Джульетты» и «Колёс любви».
Алексей Мажаев, InterMedia
Стартует прием заявок на конкурс современных песен для детей «Мелодия детства»
Российский музыкальный союз и Союз композиторов России при поддержке Министерства культуры Российской Федерации проводят Всероссийский профессиональный конкурс-фестиваль современных композиторов и поэтов на создание песен для детей «Мелодия детства». Прием заявок на участие в конкурсе стартовал 20 мая и продлится до 15 августа 2024 года.
Среди задач проекта: создание актуальных детских песен для расширения репертуара современных исполнителей; содействие в творческой реализации поэтов и композиторов, пишущих для детей на темы любви к своей Родине, тяги к знаниям, стремления к мечте, дружбе и семье; развитие песенного жанра и единого культурного пространства в сфере детской музыки.
Диапазон тем для участников конкурса-фестиваля широк — это и песни, воспевающие подвиги героев, славное прошлое и настоящее нашей страны, и песни, посвященные природной красоте и уникальной самобытности родного края, города или села, а также песни о дружбе, чувстве товарищества, взаимопомощи, песни о важности семейных ценностей. Объединяет их одно — все произведения должны быть созданы для детской аудитории не ранее января 2022 года и написаны на русском языке.
Жюри конкурса определит 15 финалистов, чьи произведения будут исполнены на гала-концерте в Москве Большим детским хором имени Попова под руководством Анатолия Кислякова. Этот коллектив ведет свою историю с 1970 года, когда был создан Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио, и носит имя своего основателя и первого руководителя — Виктора Сергеевича Попова — выдающегося дирижера и педагога, народного артиста СССР. Виктор Сергеевич подготовил множество программ, куда входили хоровые миниатюры и песни, кантаты и симфонии, оперы и оратории. За время существования Большого детского хора его школу прошли многие поколения детей и подростков. Сегодня в коллективе занимаются около 300 человек в возрасте от 4 до 17 лет.
Конкурсантов, которые примут участие в открытом концерте-фестивале, определит профессиональное жюри в составе:
- генеральный директор Российского музыкального союза, композитор, заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель и главный дирижер Академического Большого концертного оркестра им. Ю.В.Силантьева Александр Клевицкий;
- главный дирижер и художественный руководитель Большого детского хора имени Попова, заслуженный артист России, доцент кафедры хорового дирижирования Московской консерватории Анатолий Кисляков;
- композитор, пианистка, музыкальный педагог, заслуженный деятель искусств России, автор опер, балетов, оратории, мюзикла, инструментальных концертов, симфонических, камерно-инструментальных и вокальных произведений, в том числе детских, Елена Ларионова;
- радиожурналистка, заслуженный журналист России, заслуженный деятель искусств России, заслуженный работник культуры России Диана Берлин;
- композитор, сценарист, автор детских песен Артем Колпаков;
- начальник отдела музыкального искусства и народного творчества Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ Людмила Сироткина.
- В столь непростое для нашей страны время очень важно помнить о подрастающем поколении, о детях. Именно сейчас им наиболее необходима наша забота и внимание, потому что дети гораздо острее взрослых все чувствуют, и события, пережитые в детстве, оказывают влияние на формирование личности ребенка и на всю его последующую жизнь. Конкурс-фестиваль «Мелодия детства» призван наполнить культурный фон современных детей лучшими образцами музыки, созданной для них, — отмечает член жюри, композитор Артем Колпаков.
Заполнить заявку и отправить материалы можно через сайт проекта: melodiya-detstva.ru.
Объявлены номинанты на Национальную премию интернет-контента
Институт развития интернета (ИРИ) объявил номинантов III Национальной премии интернет-контента. В номинации «игровой фильм» представлены «Поехавшая» Антона Маслова, «Снегирь» Бориса Хлебникова, «Здоровый человек» Петра Тодоровского, «Дыхание» Романа Каримова и «Повелитель ветра» Игоря Волошина, в номинации «игровой сериал более 25 минут» - «Цербер», «Библиотекарь», «Плейлист волонтера», «Раневская» и «Абрек».
Торжественная церемония вручения состоится 30 мая в Москве.
Список некоторых номинантов:
Игровой фильм:
- «Поехавшая» (реж. Антон Маслов);
- «Снегирь» (реж. Борис Хлебников);
- «Здоровый человек» (реж. Петр Тодоровский);
- «Дыхание» (реж. Роман Каримов);
- «Повелитель ветра» (реж. Игорь Волошин).
Игровой сериал до 25 минут:
- «Дом Светофоровых»;
- «Политех»;
- «ШКЛТ», 2-й сезон;
- «Царская прививка»;
- Анимационный сериал «Объяснялкины».
Игровой сериал более 25 минут:
- «Цербер»;
- «Библиотекарь»;
- «Плейлист волонтера»;
- «Раневская»;
- «Абрек».
Короткометражный фильм:
- «Искусство танцевать: Балет»;
- «Принцессы. Сказочный голос»;
- «Тренер»;
- «Как пройти на Эверест»;
- «Доброволец» (из цикла «Про людей и про войну»).
Музыкальный трек:
- Mia Boyka – «Врангель не врал»;
- Максим Фадеев, Маша Гулевич – «Скажите детям»;
- Юрà, «Родная речь» – «Соколка»;
- Хор Сретенского Монастыря – «Православие»;
- Паша Руденко – «Родные люди».
Блог:
- «Сама Меньшова»;
- Ида Галич;
- Тутта Ларсен;
- Татарка ФМ;
- «Просто о сложном с Софико Шеварднадзе».
Nightwish выпустили эпичный клип из нового альбома
Премьера сингла и клипа «Perfume Of The Timeless» финской симфоник-метал-группы Nightwish состоялась 21 мая 2024 года. Это первая песня из их нового, десятого по счету, альбома «Yesterwynde», релиз которого состоится 20 сентября. Над пластинкой композитор и клавишник группы Туомас Холопайнен начал работать еще в 2021 году, а запись состоялась в 2023-м в Финляндии и в лондонской студии Abbey Road.
Вокалистка Флор Янсен охарактеризовала новый материал как движение в сторону утяжеления с сохранением фирменного звучания группы. По словам Холопайнена, этот альбом завершает трилогию, начатую в «Endless Forms Most Beautiful» (2015) и развитую в «Human. :II: Nature» (2020).
Использованное в качестве названия альбома слово «Yesterwynde» придумано Троем Донокли. Туомас Холопайнен объясняет его значение как ощущение времени, истории, памяти и контакта с прошлыми поколениями людей, «проживших свои жизни с их взлётами и падениями, но более не существующих иначе как в форме рассеянных по всей вселенной атомов. И, поскольку мы и сами довольно скоро придём к этому состоянию, нам есть о чём подумать». По словам Холопайнена этот альбом о гуманизме, истории и смертности, и при этом он наполнен надеждой на лучшее.
Эта идея прослеживается в клипе «Perfume Of The Timeless», посвященном эволюции и хрупкости жизни на Земле. В 8,5-минутном ролике появляются доисторические и современные животные, Эйнштейн, Дарвин, показаны кадры катастрофы и многое другое.
Группа пока не планирует гастрольный тур в поддержку альбома, возможно, это связано со здоровьем солистки Флор Янсен, которая в 2022 году перенесла операцию по удалению раковой опухоли груди.