Владимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»

Екатерина Еременко: «Я рассказываю о счастливых людях, которые занимаются достойным делом»

Мировая премьера фильма «Буквальная геометрия» кинодокументалиста Екатерины Еременко состоялась 13 октября 2015 года в рамках фестиваля актуального научного кино (ФАНК). Картина о работе научно-исследовательского центра «Дискретизация в геометрии и динамике» показывает математические исследования без сознательных упрощений научных вопросов за счет «живого» киноязыка и раскрытия характеров героев.

Корреспондент InterMedia Анна Ефанова побеседовала с режиссером о том, как снимать документальный фильм-наблюдение в кризисные годы научного кино.

– Есть ли параллели между «Буквальной геометрией» и другими вашими фильмами о математике?

- Да, для меня он стал дополнительным движением вперед. С одной стороны — это продолжение традиций «Моего класса», где мы снимали моих одноклассников. С другой – «Чувственной математики», в которой показали великих ученых. На этот раз мы решили попробовать найти новые формы коммуникации кинематографа с наукой и погрузиться в математику больше. Мне кажется, что у нас получился, скорее, фильм о науке, чем о людях, создающих ее.

– Название метафорично?

- Я думаю, что его расшифровывать — неблагодарное занятие. Могу лишь сказать, что мы очень долго искали нечто подходящее. Хотелось, чтобы зритель почувствовал его созвучность «Чувственной математике».

Сначала я назвала этот фильм «Эмоциональная математика», поскольку в нем много эмоций: отчаяния, надежд и радости. В итоге, выбрали другое русское название «Буквальная геометрия». Ученые, кстати, раскрашивают букву «В» в одном из эпизодов фильма. Английское название The Discrete Charm of Geometry предложил математик Борис Шпрингборн участвующий в съемках.

– Как вы объяснили ученым, о чем будет этот фильм?

- Я им не объясняла. Для меня каждая кинокартина — это свое путешествие, путь, который с интересом прохожу. В некотором смысле, это мой способ борьбы с хаосом, потому что я рассказываю о счастливых людях, которые занимаются достойным делом. Ученые ведь служители культа науки. Для них исследовательский процесс — это сакральное состояние. Когда начинаются обсуждения, то они становятся, как дети, и забывают обо всех заботах и делах.

В «Чувственной математике» мы сняли ученых, рассказывающих о своей работе и через свое повествование позволяющих нам ее почувствовать. В «Буквальной геометрии» показываем взаимодействие математиков в коллективе, стремимся передать их эмоции во время рождения научных истин.

– Назовете главное?

- Мы, например, рассказываем о пока не решенных задачах, которые можно быстро сформулировать. Кроме того, стараемся решать чисто художественные проблемы — задать экзистенциальные вопросы, выходящие за грань математики: их порой страшно задавать самому себе.

Профессия ведь очень много значит в жизни человека, что бы мы не говорили. То, где ты выкладываешься на 100 %, когда это происходит и почему — иногда важно спросить себя, насколько ты готов всем пожертвовать, чтобы найти свою истину. Это ведь экстремально, страшно. И задать этот вопрос математикам, может быть, особенно ценно, поскольку они привыкли быть честными. Как никакая другая наука, математика четко делит между собой черное и белое. В ней нет полутонов: либо ты прав, либо не прав.

– Научная жизнь дискретна?

- Наверное, можно так сказать. Ученые ставят задачи, а потом видят, как они сочетаются между собой и связываются. А что такое дискретность? Если говорить о том, что материя состоит из атомов, то все дискретно.

– В чем смысл дискретности «Буквальной геометрии»?

- Мои ученые пытаются найти ее правильные, основные свойства. И в этом плане дискретность созвучна художественным задачам фильма — показать конкретные судьбы людей, складывающиеся в общую картину. Я показала фильм своим героям, и один из них сказал мне, что после показа у зрителя изменится отношение к науке.

Конечно, то, что выйдет в прокат — это верхушка айсберга, за которой стоит очень много другого. Во многом поэтому, мы перечисляем в конце фильма решенные задачи и научные работы, возникшие во время съемок.

– Вышло экспериментальное кино?

- Нормальный, не телевизионный фильм, который ведет за собой зрителей, при этом не опускаясь до их уровня. Нам повезло, поскольку возникла совершенно уникальная возможность — практически каждый день, в течение двух лет я находилась среди математиков и снимала их. Хотя обычно как снимаются фильмы? У тебя есть съемочная группа и несколько дней, которые стоят дорого. Ты приезжаешь к конкретным людям, быстро берешь у них интервью и уезжаешь домой.

– Как вам удалось изнутри взглянуть на исследовательский процесс?

- Меня пригласил поучаствовать в проекте его руководитель — наш соотечественник, замечательный русский математик питерской школы Александр Бобенко. Он посмотрел фильм «Мой класс». Мы познакомились с ним после «Чувственной математики», которую он также видел. Помимо режиссерского, у меня ведь еще есть математический диплом. Мне кажется, обществу нужно рассказывать о деятельности ученых, особенно математиков. Тем более, что наши представления о фундаментальных исследованиях, к сожалению, часто ошибочны.

– Для вас ценно, каким будет зритель, или весомее, чтобы он просто был?

- Чтобы зритель пришел. Мне интересно, что у нас получится, как аудитория воспримет «Буквальную геометрию», появятся ли у нее своя аудитория.

Возможно, этот фильм удивит тем, как он «нашпигован» настоящей математикой. Хотя это сделано нами очень коротко и немного, но вполне сознательно. Мы вставили в него отдельные математические фрагменты, которые понять невозможно, да и не нужно. Их можно сравнить со специями к блюду, без которых есть несъедобно. Наверное, это будет интересно специалистам.

Что еще необычного? Мозаичность структуры. Мы все привыкли к тому, что, если начинается рассказ, то дальше пойдут объяснения — я этого не делаю. И раньше, в «Чувственной математике» не делала. Там у меня была идея мотивировать, не столько объяснить. И здесь мы продолжаем ранее начатое движение.

Для людей, не имеющих отношения к математике, видимо, будет важна общечеловеческая линия. Она должна держать внимание, как мне кажется. В любом случае, те, кто со мной — я рада. Кто не со мной — бывает. А если вдруг окажется много людей, кто со мной — просто счастлива.

– После «Чувственной математики» пришло счастье?

- У меня появился невероятный опыт. Честно, не ожидала такого большого зрительского успеха. Думала, что крошечный фильм соберет маленькую аудиторию.

Почему так случилось? Возможно, потому что со мной работала замечательная команда: великий оператор Павел Костомаров, прекрасный композитор Марк Шредер и очень хороший режиссер монтажа Марат Магамбетов. А может, потому что фильм получилось снять современным языком. Это стало модным, посмотреть «Чувственную математику». Он оказался востребованным среди молодежи.

Что самое интересное, фильму уже три года, а он до сих пор собирает полные залы. Сейчас я приехала с огромного показа в Берлине, а через пару недель снова поеду в Нью-Йорк.

– Но ведь математики — интеллектуально крутые люди, как вы однажды сказали.

- Когда был Московский международный кинофестиваль, то мы вообще удивились, что нас допустили до этого праздника жизни. Ко мне на премьеру пришли совершенно не гламурные люди — математики в стоптанных ботинках. Я слышала разговор пожилой пары во время проката, где женщина говорила мужчине: «Послушай, ну можем же мы хоть раз выбраться в кино?» Такой зритель пришел, который обычно в кинотеатр не ходит. Я встретила пару, в которой жена мне сказала, что ее муж был последний раз в кино в 1985 году.

Экономисты сказали бы, наверное, что это новый рынок — ученые, скачивающие фильмы в интернете. Я рада, что многие посмотрели «Чувственную математику» в кинотеатрах. На компьютере гораздо лучше смотреть истории со строгой сюжетной линией.

– Не секрет, что научное кино снимать технически сложно. Оно переживает кризис?

- По-видимому, не лучшие времена во всем мире. С одной стороны — это огромная индустрия, изначально являющаяся одной из основных в документальном кино. С другой — исчезающее явление, которое всюду сокращает форматы. Пожалуй, что слишком долго снимались фильмы с учеными-оракулами, скучно вещающими о науке.

– Кто в этом виноват?

- Сами кинематографисты, поскольку нельзя стоять на одном и том же месте. Нужно искать новые подходы, развиваться.

Когда мы снимали «Чувственную математику», то я пыталась вовлечь телевидение, поскольку была еще и продюсером. Тогда мне редакторы говорили: «Знаешь, лично мне нравится, что ты делаешь, но наш зритель к этому не привык»; «Наш зритель любит попроще, они привыкли к другому»... В конце концов, я сделала фильм без телевидения. И, если бы оно изначально участвовало в нем, то вышло бы кино с закадровым текстом, когда тебе рассказывают, что ты только что видел, что сейчас видишь и что еще увидишь. И все это помногу раз пересказывается — скучно и неинтересно. Я благодарна судьбе за то, что этого не произошло.

– Сколько минут занял отснятый материал «Буквальной геометрии»?

- Трудно сказать. Но у меня остались фрагменты, которые хотелось бы переработать и, возможно, использовать в последующих фильмах.

– Имеете в виду «Озеро Восток»?

- И его тоже. У меня есть идеи, как интегрировать в этот фильм современную математику. В сценарии, например, прописаны геометрические картинки. Пока мы не все сняли. Надеюсь, что к сентябрю следующего года фильм будет готов.

Фильм «Сама любовь» с Хейли Беннетт и Сэмом Райли выйдет в российский прокат

постер к фильму

Британский фильм «Сама любовь» (She Is Love) выпустит 23 мая 2024 года в российский прокат кинокомпания TenLetters. Главные роли в картине режиссера Джэми Адамса об ошибках прошлого, превратностях настоящего и неопределённости будущего исполнили Хейли Беннетт, Сэм Райли и Мариса Абела. Премьера фильм состоялась в 2022 году на Лондонском кинофестивале.

По сюжету, молодая женщина Патрисия (Беннетт) останавливается в небольшом отеле в Корнуолле и встречает своего бывшего мужа Идриса (Райли), занимающего должность управляющего гостиницей со своей девушкой Луизой (Абела). В общении между троими моментально возникает неловкость. Каждому придётся поразмышлять об ошибках прошлого и решить, кому же принадлежит его сердце.

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Мохаммад Расулоф смог покинуть Иран после приговора

соцсети

Иранский режиссер-диссидент Мохаммад Расулоф покинул Иран и в настоящее время находится в «секретном месте в Европе». Об этом он сообщил 13 мая 2024 года в заявлении, распространенном в международной прессе.

«ИнтерМедиа» напоминает, что 8 мая его адвокат подтвердил, что иранские власти приговорили режиссера к восьми годам тюремного заключения за «подписание заявлений и создание фильмов».

- Я прибыл в Европу несколько дней назад после долгого и сложного путешествия, — признался Расулоф в заявлении. - У меня было мало времени, чтобы принять решение. Мне пришлось выбирать между тюрьмой и выездом из Ирана. С тяжелым сердцем я выбрал изгнание. В сентябре 2017 года Исламская Республика конфисковала мой паспорт. Поэтому мне пришлось тайно покинуть Иран. Я решительно возражаю против недавнего несправедливого решения против меня, которое вынуждает меня покинуть страну. Однако судебная система Исламской Республики вынесла столько жестоких и странных решений, что я не считаю своим долгом жаловаться на приговор. Смертные приговоры исполняются, поскольку Исламская Республика преследует жизни протестующих и борцов за гражданские права. В это трудно поверить, но сейчас, когда я пишу это, молодой рэпер Тоомай Салехи находится в тюрьме и приговорен к смертной казни. Масштабы и интенсивность репрессий достигли такой степени жестокости, что люди каждый день ожидают новостей об очередном чудовищном преступлении правительства.

Премьера его последнего фильма «Семя священного инжира», снятого несмотря на запрет властей Ирана, состоится в ближайшие дни на Каннском кинофестивале. Сам Расулоф не приедет в Канны. В своем заявлении он рассказал, что иранские власти угрожали нескольким актерам и съемочной группе, работавшими над «Семенем священного инжира».

- Прежде чем спецслужбы Исламской Республики были проинформированы о производстве моего фильма, ряду актеров удалось покинуть Иран, - говорит Мохаммад. - Однако многие все еще находятся в Иране, и на них оказывается давление со стороны разведывательной системы. Их подвергли длительным допросам. Семьи некоторых из них были вызваны и подвергнуты угрозам. Из-за их появления в этом фильме на них возбудили судебные дела и запретили выезд из страны. В офис кинооператора ворвались и отобрали все его рабочее оборудование. Они также не позволили звукорежиссеру фильма поехать в Канаду. На допросах съемочной группы спецслужбы просили оказать на меня давление, чтобы я снял фильм с Каннского фестиваля. Они пытались убедить съемочную группу, что они не знали сюжета фильма и что ими манипулировали, заставляя участвовать в проекте. Многие люди помогали создавать этот фильм. Мои мысли со всеми ними, и я опасаюсь за их безопасность и благополучие.

Источник: Deadline Фото: соцсети
Теги: эмиграция, Мохаммад Расулоф

Последний фильм Годара «Сценарии» покажут в Каннах

кадр из фильма

Трейлер последнего фильма Жана-Люка Годара «Сценарии» (Scénarios) был обнародован 11 мая 2024 года. Работу над 18-минутной лентой великий французский режиссер завершил буквально незадолго до смерти: Годар добровольно ушел из жизни 13 сентября 2022 года.

- Название «Сценарий» Жан-Люк Годар выбрал для своего последнего фильма, который был закончен буквально за день до его смерти, - сообщается в пресс-релизе. - Это не означало, что он останется незавершенным, но то, что сама его незавершенность сделает его завершенным. Однако смысли «Сценария», который затем стал «Сценариями», двоякий: ДНК, фундаментальные элементы, МРТ, Одиссея. ДНК — это биологическая подпись, которая придает человеку уникальность; МРТ вызывает медицинские образы и страдания, которые испытывает ослабленное тело, и предполагает, что субъект растворяется по прихоти магнитного резонанса. Между этими двумя полярностями, которые вызывают возникновение и упадок строго материалистическим образом, разворачивается история человека, состоящая из смеси заметок и образов, сжатых в 18 минут. Это уникальное, но общее повествование о жизни, преследуемой смертью, поскольку этот фильм также является прощанием, оплакиванием похорон.

В фильме можно будет видеть самого Жана-Люка Годара, который стал и автором, и героем ленты. Ее премьера состоится на Каннском кинофестивале, где также будет показан 34-минутный фильм «Exposé du Film Annonce du Film Sénario», в котором рассказывается о том, как снимались «Сценарии».

«ИнтерМедиа» напоминает, что в 2022 году в Каннах был показан трейлер незаконченного фильма французского классика «Смешные войны» («Drôles de Guerres»).

β 16+