Anna Asti стала триумфатором премии «Муз-ТВ-2024»Умерла Франсуаза АрдиВладимир Машков возглавил «Современник», а Евгений Герасимов – Театр СатирыГарик Харламов и Катерина Ковальчук поженилисьСати Казанова ждет ребенкаУмерла Анастасия ЗаворотнюкАлсу подала на разводРамиля Искандер отправится в колонию за сбыт наркотиков«Анора» с Марком Эйдельштейном и Юрой Борисовым получила «Золотую пальмовую ветвь» в КаннахМилли Бобби Браун вышла замужМари Краймбрери и Сергей Лазарев взяли по две премии RU.TVБилли Айлиш выпустила третий альбомРоман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИВладимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужем

"Независимая газета": РАО представляет интересы всех правообладателей

Общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» (РАО) опубликовала годовой отчет за 2014 год на своем сайте www.rao.ru. В материале от 5 октября 2015 года «Независимая газета» подробно анализирует этот документ.

РАО представляет интересы абсолютно всех авторов музыкальных произведений, отмечает издание. Это соответствует действующему законодательству в области охраны интеллектуальной собственности. За основу организация, как и многие другие, ей подобные, чтобы не изобретать велосипед, берет методику работы западных коллег. И цифры отчета являются, по мнению экспертов, одними из доказательств эффективности сложившейся системы, соответствующей передовой зарубежной практике. Поэтому специалисты, среди которых Министерство культуры РФ, не поддерживают инициативу Министерства связи и массовых коммуникаций РФ кардинально поменять систему.

Один из наиболее распространенных упреков РАО – неэффективная работа общества. СМИ приводят жалобы отдельных авторов на то, что при многомиллиардных сборах они получают считаные рубли вознаграждений. Такой аргумент, как утеря популярности на произведения, авторами отчего-то отметается сразу, отмечает «Независимая газета». Особенную обиду на РАО таят маститые отечественные авторы, которые не верят, что их песни, сделавшие им имя, сегодня никто со сцены не поет. Но сотрудники РАО, получая ежедневно массу подобных претензий, каждый раз терпеливо объясняют, что их задача – не популяризация музыкальных произведений и не сбор гонораров за исполнение, а защита интересов авторов, чьи права регламентированы законом.

РАО – это правопреемник существовавшего в советское время Всесоюзного агентства по авторским правам (ВААП) и других организаций, которые стояли на страже интеллектуальной собственности. Рыночные отношения внесли свои коррективы в законодательство и в деятельность общества, но и сегодня РАО управляет правами авторов на коллективной основе как уполномоченное государством, которое выдало ему соответствующую аккредитацию. Причем представляет интересы всех правообладателей – и тех, кто заключил с ним договор, и тех, кто вообще не знает о существовании организации.

С последними бывают сложности. Они заключаются только в том, что не всегда с первого раза можно идентифицировать, кто написал, к примеру, песню с таким популярным названием, как «Любовь моя». Проще это сделать, когда произведение исполнено на концерте конкретным исполнителем: организатор мероприятия обязан предоставить список композиций и перечислить в РАО авторский сбор. Или когда телеканалы и радиостанции, с которыми общество подписало договоры, присылают подробные отчеты со списком композиций, количеством их звучаний в эфире и хронометражем, не забывая, естественно, присовокупить к ним авторские отчисления.

Труднее с предприятиями общепита, кафе и ресторанами. Да, у них тоже есть с РАО договор, но транслируемая в их помещениях музыка – это фон для развлечения посетителей, которые в первую очередь наслаждаются трапезой и общением друг с другом. Владельцы кафе и не в курсе, что у них звучит из динамиков. На помощь приходит статистика о том, какие произведения в данный отчетный период крутили музыкальные радиостанции и телеканалы и какие исполнители находились в ротации. И тогда вознаграждение распределяется между авторами пропорционально рейтингу их композиций.

Суммы с кафе и ресторанов могут быть и небольшими, поскольку ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение музыкальных произведений учитывают множество факторов, начиная с того, в какой точке России заведение расположено (разным населенным пунктам соответствуют свои понижающие коэффициенты) и работает ли оно круглый год или только летом, заканчивая количеством в нем столиков. Это может быть и 35 руб. с одного посадочного места. Даже если в месяц набегает 1000 руб., авторы могут быть спокойны: свои пять копеек они с этого кафе получат непременно. Все отчисления отражены в отчетах, которые получают правообладатели. Они также могут запросить у РАО подробную детализацию. Это касается не только российских авторов, но и иностранных. Общество с советских времен состоит членом Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (СИЗАК/CISAC). На сегодня у РАО заключено 189 соглашений о взаимном и одностороннем представительстве интересов со 119 иностранными авторскими обществами в 68 странах мира. За 2014 год организация перечислила почти 350 млн руб. вознаграждений партнерам из западных стран и около 58 млн руб. – из стран СНГ.

Жалуются не только авторы, но и пользователи, то есть те, кто использует музыкальные произведения в коммерческих целях, но платить за это авторам не хочет. Задача РАО – донести до них, что, отказываясь отчислять авторские, они нарушают закон. Ведь тот же ресторан с пониманием относится к требованиям законодательства получать лицензию на продажу алкогольных напитков. А интеллектуальная собственность – вроде как ничья. Отсюда возмущенные возгласы «общественности»: мол, РАО требует деньги с хора ветеранов за исполнение песен о войне в День Победы. Но когда выясняется, что это был не праздник Победы, а торжественное мероприятие по случаю юбилея района в одном из российских регионов, на проведение которого местная администрация потратила деньги, вопросов к РАО уже не должно возникать. По закону общество обязано потребовать от администрации как организатора мероприятия заплатить авторские.

У РАО солидная сеть филиалов и представительств, которыми охвачена практически вся страна (для сравнения – закон требует присутствия общественной организации не менее чем в 50% субъектов Федерации). Так что тем, кто использует музыкальные произведения в коммерческих целях, достаточно обратиться в ближайшее отделение – приедет сотрудник РАО и привезет договор. В противном случае нарушителя авторского права ждет суд.

Чаще всего юристам по защите авторских прав, которые составляют примерно половину сотрудников РАО, приходится отстаивать иски о дебиторской задолженности – когда пользователь не платит правообладателю по лицензионному договору. Бывает, что пользователи вообще отказываются заключать договор. Нередки ситуации, когда автор сам замечает, что его права нарушены, и просит общество быть его представителем в споре.

В прошлом году в производстве юридической службы РАО находилось более 1,5 тыс. таких дел, а в 2013-м – еще больше. Почти 90% из них всегда решаются в пользу авторов. Так, за трансляцию музыкальных произведений интернет-провайдер «АКАДО» по суду заплатил 11 млн руб. Организатору концертов ООО «С.А.Т. маркетинг» пришлось выплатить более 5,7 млн руб., чтобы Земфира, авторы песен групп «Браво» и «Король и шут», композиций, звучавших на концертах Maxidrom 2013 и «Чартова дюжина», и другие получили свои вознаграждения. Противоречия здесь нет: исполнители, одновременно являющиеся авторами, тоже имеют право на вознаграждение, поскольку часть прибыли от концерта получает организатор. Поэтому выгоднее заключить договор с РАО, чем платить потом сверх авторских штрафы и пени.

Таких юридически грамотных пользователей в стране становится все больше. Многие уже знают не только свои обязанности, но и права. Например, организаторы концертов могут не перечислять в РАО вознаграждения, если правообладатели не возражают против этого, но они должны письменно уведомить об этом авторское общество. Или если мероприятие является знаковым событием, как Олимпийские игры. Олимпийский комитет России перед проведением Игр в Сочи в 2014 году предусмотрительно обратился в РАО с просьбой снизить размер отчислений. Авторский совет организации эту просьбу удовлетворил. Уже много лет вообще освобождаются от сборов паралимпийская сборная России и фестиваль «Кинотавр», при этом каждый раз они дисциплинированно обращаются в РАО.

Еще один традиционный камень преткновения, когда речь заходит о деятельности авторских обществ, – расходы. Упрекают в том, что организации, собирая авторские вознаграждения, удерживают чуть ли не большую часть собранного и тратят ее непонятно на что. При этом забывают, что это, по сути, профессиональные объединения, созданные на общественных началах и не занимающиеся коммерческой деятельностью. Такие структуры могут существовать за счет грантов, спонсорской помощи или членских взносов. В случае РАО роль таких взносов в некотором смысле играют комиссии, которые в организации называют «отчислениями на покрытие расходов по осуществлению деятельности по управлению авторскими правами», поскольку слово «комиссия» в юридической практике относится к договорам по предоставлению услуг. Так, в 2013 году они составили 1 млрд руб. из общих сборов – 4,3 млрд руб., а в прошлом году собрали больше, но из них обществу досталось около 856 млн руб. Эти отчисления пропорциональны вознаграждениям каждого автора, но их размеры, так же как в случае со ставками вознаграждений, зависят от многих факторов. А от членских взносов в организации давно отказались, посчитав их лишней нагрузкой на правообладателей.

Расходы РАО ежегодно утверждает авторский совет. Весь год организация работает на основании этой сметы. Ничего неординарного: зарплата, свет, отопление, услуги банков, куда перечисляются сборы, материальная помощь, новые компьютеры. Самая внушительная статья – оплата труда, что понятно: в РАО работают только штатных сотрудников 660 человек, не считая многочисленных представителей по всей стране. Хозяйственные расходы тоже немалые. В 2014 году на эти нужды, включая коммуналку, РАО потратило 96 млн руб. Но нужно содержать штаб-квартиру в Москве, обширную региональную сеть – 12 филиалов и 33 представительства. Вот только недоброжелатели упорно называют расходы на представительства и представителей «представительскими».

В прозрачности деятельности РАО убедились и налоговики, когда у них вызвала сомнение статья расходов «направление средств на покрытие убытков, возникших в предыдущие годы». Дело в том, что РАО, как и вся российская система защиты авторских прав, имеет относительно недавнюю историю. При этом организация некоммерческая и не может брать кредиты на развитие. Денег на все – создание базы данных, поиск авторов, открытие представительств и т.д. – на первом этапе не хватало, вот и возникла задолженность у организации перед собой же. Налоговые органы сначала записали этот долг в прибыль общества, а когда разобрались, сняли претензии к РАО.

Когда речь заходит о расходах РАО, как-то сразу забывается о том, какие средства общество тратит на благотворительность – поддержку культурных и просветительских проектов. Для этого три года назад РАО совместно с Российским союзом правообладателей создало Национальный фонд поддержки правообладателей (НФПП). В 2014 году фонд организовал более 50 фестивалей и конкурсов. В первую очередь он помогает молодежным музыкальным, кино- и театральным фестивалям. Кроме того, фонд вручает множество поощрительных премий.

РАО участвует в проектах НФПП только с согласия авторского совета. Одно из самых известных мероприятий, проходящих при его поддержке, – Международный фестиваль современной музыки «Московская осень». В прошлом году в его рамках прошло 47 концертов. Вход на фестиваль, кстати, бесплатный. Благодаря конкурсу «Молодые таланты» свои вокальные способности смогли показать воспитанники московских детских домов. Фестиваль «Наш джаз», прошедший в крымском Коктебеле, за два дня посетило более 10 тыс. человек. При поддержке НФПП прошел XXXIV Международный студенческий кинофестиваль ВГИК, на котором в течение недели было показано более 50 студенческих работ из 25 стран мира.

РАО поддерживает и джазовые фестивали народного артиста России, дирижера, пианиста, композитора и аранжировщика Анатолия Кролла. Один из них – «Российские звезды мирового джаза» – пройдет в ноябре этого года. «Я показываю не себя, а все лучшее, что есть в отечественном джазовом искусстве, но ничего бы не смог сделать без такой надежной опоры, как Российское авторское общество и Национальный фонд поддержки правообладателей», – сказал музыкант. По словам Кролла, без поддержки фестивали не могли бы быть столь масштабными, а условия для исполнителей – комфортными.

К этому списку стоит добавить ежегодное участие РАО в Днях интеллектуальной собственности в России – общество организует площадку, где можно обсудить проблемы в сфере интеллектуальной собственности. Отдельная забота организации – уникальная фонотека старейшей в России фирмы звукозаписи «Мелодия». В свое время общество помогло предприятию выйти из кризиса, а сегодня РАО поддерживает проект по созданию фонохрестоматии, которая безвозмездно раздается детским музыкальным школам по всей стране.

Александр Серов отметит 70-летие в Кремле

15.06.2024 19:22 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
Илья Золкин

Юбилейный сольный концерт Александра Серова состоится 6 октября 2024 года в Государственном Кремлёвском дворце. Шоу посвящено 70-летию артиста, которое он отметил 24 марта. Юбилейная программа получила название «70». Александр Серов споёт лучшие песни из своего репертуара: «Как быть», «Я люблю тебя до слёз», «Ты меня любишь», «Мадонна», «Музыка венчальная» и др.

Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Рецензия на клип «Потерявший» группы «Дискотека Авария»: «Конфетка» из…

обложка сингла

2024, «Дискотека Авария».

Оценка: 6 из 10.

В отличие от абсолютного большинства песен группы «Дискотека Авария» композицию «Потерявший» НЕ написал Алексей Рыжов. И это не кавер какого-нибудь хита вроде «Воли и разума». Предыстория такова: «Потерявшего» «Авария» исполнила на шоу ТНТ «Конфетка», где популярные музыканты пытаются лепить песни-«конфетки» из понятно чего. В смысле, из интернет-хитов неизвестных авторов. «Потерявшего» написал Юрий Игнатов на слова кондитера Максима Щербакова. «Дискотека Авария» переработала песню в своём стиле, и это могло бы остаться единоразовой шуткой, но не осталось. Вместо этого «Авария» взяла «Потерявшего» в свой репертуар, официально издала под своим именем и с размахом сняла клип.

Произведение повествует про трусы, которые вероломно забрала бывшая подруга лирического героя. Как написал один саркастичный комментатор, «текст, конечно же, кардинально выделяется среди песен современной эстрады своей неординарностью и глубиной мысли, эдакий интеллектуальный посыл обществу о его состоянии». «Дискотека Авария» - одни из самых умелых хитмейкеров на нашей эстраде и давно уже уважаемые мэтры, так что их обращение к теме нижнего белья кого-то может и шокировать. Но, если вспомнить, у них и в начале карьеры хватало достаточно дурацких песен (про яйца и пиво, например), так что к желанию молодецки тряхнуть стариной, видимо, нужно отнестись с пониманием.

Другое дело, что дурацкий трек – он не всегда остроумный. «Потерявший» звучит странно и где-то стрёмно, но не смешно. Алексей Серов, голосящий «верни на место, это глупо и мерзко – забирать чужие трусы», самоотверженно валяет дурака, но текст от этого лучше не становится. «Дискотека Авария» постаралась добавить смысла за счёт креативного видеоклипа, но результат тоже получился двойственным.

Ролик построен на контрастах: Алексей Рыжов играет роль умудрённого опытом музыканта, который будто проходит по собственному «залу славы»: награды, статуэтки, трофеи в виде дамских трусов… Седовласый и седобородый, похожий одновременно на Джона Лорда и Бенни Андерссона, он садится за клавиши и играет патетическую мелодию. В припевах Алексей Серов являет собой полную противоположность коллеге: поджарый, в леопардовом наряде, он азартно выкрикивает всю эту дичь про утраченные трусы, будто и не было за плечами 30-летней карьеры, при этом так старается, что зритель не успевает толком оценить иронию рыжовской роли. Зато он успевает заметить, что с мелькающих в клипе старых фотографиях «Аварии» бесследно исчез бывший участник группы Николай Тимофеев. И от того, как оставшиеся так отчаянно веселятся, почему-то становится только грустнее.

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Пол Маккартни впервые выпустил «пиратский» альбом Wings 50-летней давности

15.06.2024 14:10 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка альбома

Релиз альбома группы Wings «One Hand Clapping» состоялся 14 июня 2024 года – через 50 лет после того, как пластинка была записана. Альбом записывался в студии Abbey Road Studios в течение четырех дней 1974 года, пока режиссер Дэвид Личфилд снимал документальный фильм, который не вышел тогда официально (лишь в 2010 году его выпустили на DVD). Поскольку ленту положили на полку, возникли проблемы с авторскими правами на 26 треков. Некоторые из них входили в последующие альбомы Пола Маккартни, но целиком издаются впервые – в цифровом формате и на физических носителях.

Это также был первый альбом Wings, записанный в новом составе: Денни Сейвелл и Генри Маккалоу ушли после тура «Band on the Run», и их заменили гитарист Джимми Маккалок и барабанщик Джефф Бриттон, присоединившись к Полу Маккартни, Линде Маккартни и Денни Лейну. На пластинке представлены такие хиты Wings, как «Live and Let Die», «Band on the Run», «Maybe I’m Amazed», песни Beatles из сольного репертуара Маккартни «The Long And Winding Road», «Lady Madonna» и «Let It Be», а также каверы – «Blue Moon Of Kentucky» Элвиса Пресли и «Go Now» старой группы Лейна Moody Blues.

В день релиза состоялась премьера клипа на песню «Soily», представляющего собой отреставрированный фрагмент из того самого документального фильма Дэвида Личфилда.

Фото: обложка альбома
Теги: клип, Пол Маккартни, неизданное, Wings
β 16+