Роберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летияДима Билан получил три статуэтки премии «Виктория-2024»Семен Трескунов и Роман Либеров признаны иноагентами в РФУмер Александр ШирвиндтГруппа «Город 312» нашла новую солистку на «Голосе»Скончалась Наталия КасаткинаМарина Кравец родила вторую дочкуОливия Манн перенесла операцию по удалению грудиЕвгений Петросян вновь стал отцом«Оппенгеймер» собрал урожай «Оскаров»Умерла диктор ЦТ Светлана Моргунова«Винни-Пух: Кровь и мёд» и Меган Фокс собрали урожай «Золотой малины»

На ММКФ обсудили необходимость госзаказа в кино и составили обращение в Минкультуры РФ и Администрацию президента

Екатерина Чичеткина/InterMedia

Круглый стол «Госзаказ в кино: культурная мобилизация» состоялся 30 августа 2022 года в Центральном доме кинематографистов. Событие было организовано Союзом кинематографистов РФ и стало частью Московского международного кинофестиваля, проходившего в столице с 26 августа по 2 сентября.

Модератором дискуссии выступил президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов РФ Алексей Алешковский (на фото). Он напомнил присутствующим, что на открытии Российской креативной недели, которое состоялось месяцем ранее, руководитель Управления президента Российской Федерации по общественным проектам Сергей Новиков акцентировал внимание на острой нехватке российского контента в сфере кино, а его заместитель Александр Журавский призвал снимать «умное социальное кино».

– Мы с коллегами очень много обсуждали, как это сделать и что для этого нужно. Мы сошлись на одном – нашей индустрии необходим госзаказ и понимание того, что государство и общество могут получить от кинематографа, – заявил Алексей Алешковский.

Основатель и генеральный директор Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов рассказал про недавно проведенное его компанией исследование социальных эффектов в кино. По оценке спикера, зачастую фильмы, которые оказывают наиболее заметное влияние на общество, не бывают массовыми. В то же время массовое кино решает задачи смотрибельности, но упускает ценностные аспекты.

– Запрос на кино, которое меняет человека и мотивирует его на какие-то действия, существует. Когда мы спрашивали респондентов, в чем, по их мнению, заключается смысл кинематографа – в развлечении или изменении общества, – то мы увидели, что второй вариант ответа доминирует, у него 59%, – рассказал спикер.

По мнению Алексея Фирсова, при финансировании фильмов государство должно проводить социологический анализ, чтобы лучше понимать потребности общества.

Редактор гуманитарного блока «Российской газеты» Сусанна Альперина заявила, что с точки зрения госзаказа Россия оказалась в плену у собственной системы.

– С одной стороны, госзаказ – это неплохо, если все сделано талантливо. К тому же мы прекрасно знаем, что кино, сделанное не по госзаказу, вполне может не быть талантливым. Это всегда именно вопрос таланта и высказывания творца. Фильмы, сделанные по госзаказу, могут опережать свое время, – заявила она.

По мнению Сусанны Альпериной, государство верно поступает, повышая объем денег, выделяемых на кино, но плохо то, что при этом не существует четких критериев оценки качества, результата. В отчетности ключевой акцент делается на том, что фильм в принципе вышел в прокат.

– Мы смотрим кино, которое словно рапортует: «Да, мы получили деньги, кино сняли, оно вышло в прокат, на телевидении и на видеосервисе. Мы вашу госзадачу выполнили». А то, что это смотреть невозможно – с этим что делать? Ясно только, что худсоветы – пагубная практика, потому что она порождает конфликты и войны интересов, – уточнила она.

По оценке Сусанны Альпериной, некоторые фильмы снимаются только для того, чтобы отбивать бюджеты. Кроме того, в стране явно недостаточно негосударственных организаций и фондов, которые вкладывались бы в кино – только «Кинопрайм». Развитие в этом направлении могло бы поспособствовать тому, что фильмов было бы больше и они были бы разными. Сейчас, когда государство диктует какую-то конкретную патриотическую повестку, на питчингах часто появляются проекты, чьи авторы не претендуют на высокий уровень профессионального мастерства, но зато хорошо знают, какой список тем надо озвучить перед аудиторией, чтобы проект сочли политически актуальным и дали на него денег.

Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов напомнил присутствующим, что в 1943 году ГРУ Генштаба Красной Армии провело специальную операцию, в результате которой в СССР вернулся Александр Вертинский с женой и дочерью Марианной. Даже в разгар мировой войны руководство страны тратило значительное время и ресурсы на сотни решений, относящихся к сфере культуры. В том же году фильм Леонида Варламова и Ильи Копалина «Разгром немецких войск под Москвой» получил «Оскар», и таких примеров известно множество.

По мнению эксперта, на госзаказ надо смотреть шире – не только как на заказ конкретного фильма с конкретным списком тем: никогда нельзя заранее определить, как именно фильм необходимо сделать, чтобы он сработал. И большой бюджет не является гарантией выполнения государственной задачи.

Самое главное, что необходимо от государства – комплексный подход ко всей культуре.

– И в Российской империи и в СССР было четкое понимание, что культура определяет темпы развития общества, его благосостояния. На нее не жалели времени и внимания. Сейчас же комплексного подхода к вопросам, связанным с культурой, нет – а без этого не будет ни единой культурной политики, ни экспертизы, ни точных критериев госзаказа в сфере культуры – отметил спикер.

Евгений Сафронов напомнил присутствующим, что решение принять закон о культуре было озвучено на самом высоком уровне еще в 2017 году, но текст до сих пор не составлен, и подвешенными остаются многие методологические вопросы. По данным исследования «Культура и культурные индустрии в РФ – 2021», сейчас в стране регулирует сферу культуры семь ведомств, каждое из которых работает по собственным регламентам и со своими госзаказами. Координации между этими ведомствами нет, общей статистики и терминологии также нет.

В завершение спикер представил данные из исследования, показывающие, что российские фильмы в прокате привлекают значительную долю публики – несравнимо более высокую, чем можно было ожидать, сопоставляя производственные бюджеты. Это показывает большой потенциал отечественного кинематографа и внушает надежду на его светлое будущее.

Общий известный бюджет фильмов в российском прокате, 2021
(руб., расчет с использованием средневзвешенных курсов)

Источники: ЕАИС, InterMedia

Средний бюджет одного фильма в российском прокате, 2021
(руб., расчет с использованием средневзвешенных курсов)

Источники: ЕАИС, InterMedia

Общее количество релизов в кинотеатральном прокате РФ, 2021 г.

Источники: ЕАИС, InterMedia

Сборы в кинотеатральном прокате РФ, 2021 г.

Источники: ЕАИС, InterMedia

Представитель Омской области при Правительстве РФ Николай Новиков рассказал, что его регион крайне заинтересован в том, чтобы в прокате появлялось больше фильмов, помогающих молодым людям с профориентацией. По его мнению, в стране ощущается кадровый провал в среднем инженерном звене, в нефтяном и газовом промысле. На Ямале и Таймыре реализуются масштабные проекты, но это никак не репрезентуется в кино.

– Мы строим завод. Период планирования – года два. Потом еще года три строим. За пять лет силами киноиндустрии можно было бы сподвигнуть молодежь пойти в те или иные техникумы и вузы, которые помогут укомплектовать завод. Это дешевле, чем «пылесосить» кадры по всей стране, – заявил он.

Новиков также похвалил деятельность Фонда поддержки регионального кинематографа. По его оценке, в регионах есть немало людей, которые хотели бы делать кино, и зрителей, которые хотели бы его видеть.

Генеральный директор АНО «Институт развития интернета» Алексей Гореславский рассказал, что подобные мероприятия уже зарождаются. Совместно с АНО «Национальные приоритеты» 29 августа состоялась встреча, в рамках которой молодые ученые из разных областей показывали кинопродюсерам подробности своей работы.

– Когда ты в красках видишь этих людей – то хоть их самих снимай. Даже актеры не нужны. Делай документалку, делай кино. Мы только за вчерашний вечер были завалены идеями от продюсерских компаний. Пройдет две-три недели – и они начнут работать над сценарными заявками, вдохновленными этой встречей, – уверен он.

По мнению Алексея Гореславского, в дальнейшем также будут нужны творческие встречи, поездки, туры в академгородки, в которых многое изменилось, на заводы и в университеты – то есть в те места, куда кинематографисты обычно не ездят.

Спикер напомнил, что в 2022 году ИРИ распределяет 15 млрд рублей в рамках двух конкурсов на контент для интернета. Хотя во главе угла стоит соответствие проектов заявленным темам, сформулированы они достаточно свободно, чтобы у творцов оставалось пространство для развития идей.

Директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин рассказал, что с помощью опросов реально выявить топ-5 российских актеров и режиссеров, на которых зритель точно пошел бы в кино, но на этом практическое применение исследований общественного мнения заканчивается.

– Создавать контент, идя на поводу у общественного мнения, – это опасно. Кино – это то искусство, которое должно развивать и подтягивать. Если мы залезем в интернет, то быстро обнаружим, какая именно отрасль киноиндустрии находится в топе и составляет половину контента всего интернета (спикер имеет в виду порнографию, – прим. ред.). С этой точки зрения социальный запрос – штука опасная, – уверен он.

С точки зрения Кирилла Родина, в фильмы необходимо «упаковывать» какие-то ценности. Например, сейчас, по данным опросов, одним из ключевых запросов в обществе является запрос на справедливость. Причем речь идет и о справедливости перед законом, и о равенстве возможностей.

По мнению эксперта, госзаказ должен стать конвейером, который выполняет определенные задачи. При этом должно работать такое социальное проектирование, когда государство анализирует актуальные ценности до того, как заказывать фильмы.

Заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа Дмитрий Якунин отметил, что помимо экспертизы государства важна также и экспертиза того, кто снимает, его понимание темы. По словам спикера, почти все отечественные фильмы 2022 года, попавшие в топ, – это импакт-контент (т.е. медийный продукт, который способен вызывать позитивные изменения в сознании людей) – «Мистер нокаут», «Одна», «Артек: Большое путешествие».

– Зритель соскучился по такому назидательному контенту, вызывающему лучшие эмоции. Он сам дозрел до того, что такое кино должно сниматься, – считает он.

Отдельно Дмитрий Якунин подчеркнул, что понимает скепсис, который есть у кинематографического сообщества в отношении некоторых тем, которые не выглядят массовыми. К примеру, это фильмы о якутских оленеводах, людях разных профессий или развитии индустрий в регионах. Однако в Фонд поддержки регионального кинематографа периодически поступают подобные проекты, вполне проработанные, и они получают поддержку.

Заместитель руководителя Россотрудничества Дмитрий Поликанов напомнил также про необходимость «постподдержки» киноиндустрии. Такая система ранее уже существовала в Московской области – кинематографистам выдавали не только субсидии, но и премии, если кино прошло проверку зрителем, собрало большую аудиторию и продвинуло правильные ценности.

– Таким образом у частных продюсеров появляется стимул вкладываться, поскольку есть понимание, что деньги отобьются за счет государства. Если мы переживаем о том, что на предварительном этапе все оценки – вкусовщина, и мы не можем спрогнозировать, какое кино выстрелит, то можно подумать как раз про механизмы такой «постподдержки», – заявил он.

Также Дмитрий Поликанов отметил, что очень важно ориентироваться на то, что хочет видеть зритель, потому что продвижение ценностей должно происходить именно через массовое кино. Вдобавок, Россотрудничество готово продвигать российские картины и в других странах, вывозить туда творческие группы. Сейчас это тоже происходит, но не очень оперативно – часто возникают проблемы с передачей прав на фильм, когда его пытаются показать где-то за рубежом на некоммерческих условиях. По мнению спикера, если в другой стране готовы показать российское кино, то ради этого в пропагандистских целях можно и «наступить на горло коммерческой песне». Главное – чтобы фильм увидели.

Сценарист, куратор программы «Шоураннер» Московской школы кино Ася Гусева рассказала об инициативе создания Ассоциации региональных киношкол, поддержанной Союзом кинематографистов России. Начинающих кинематографистов планируется обучать драматургической работе с социальной тематикой, которая отвечает принципам государственного заказа в кинематографе.

– Иногда у киношкол в регионах есть деньги и техника, но они не знают, что с этим делать. У других – много идей, но они не знают, с кем поговорить, чтобы снимать кино. Можно объединить эти киношколы в ассоциацию, у которой будет единая образовательная система и опытные педагоги. Обучение будет практическим – через конкурсы заявок и киноакселераторы, на которых сценарии будут дорабатываться с кураторами и потом представляться на питчингах, – пояснила она.

По мнению спикера, Ассоциация не только увеличит количество специалистов креативных индустрий, но и оживит региональное кинопроизводство. Кроме того, жители регионов лучше понимают, какое кино им нужно.

Участники круглого стола обсудили резолюцию о кризисной ситуации в киноиндустрии и необходимости инициировать разработку Концепции государственного заказа в кинематографе, попросив Союз кинематографистов России представить в Администрацию Президента и Министерство культуры РФ следующие предложения:

1. Положить в основу Концепции государственного заказа в кинематографе тезисы Президента России:

– национальная идея России заключается в патриотизме, который должен быть не квасным, а направленным на развитие страны;

– необходимо объединить общество для достижения созидательных целей;

– российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.

2. Рекомендовать проводить конкурсы заявок на создание сценариев для господдержки по тематическим слотам, связанным с социальными задачами государства.

3. Разработку сценариев по победившим заявкам проводить в рамках сценарных лабораторий (киноакселераторов) в целях обеспечения высокого качества драматургического материала и его соответствия принципам госзаказа.

4. Сделать государство как инвестора обладателем авторских прав на сценарии, передающим их на конкурсной основе отобранным производящим компаниям — на условиях творческого и финансового контроля.

5. Предусмотреть денежную компенсацию правообладателям за право некоммерческого проката отечественных фильмов за рубежом в рамках мероприятий Россотрудничества.

Резолюция направлена Первому заместителю Председателя Союза кинематографистов РФ Ларисе Солоницыной. После юридической экспертизы эти предложения будут обсуждаться на пленуме Правления Союза кинематографистов России. Итоговый документ будет представлен в органы государственной власти. Деятели киноиндустрии рассчитывают, что их инициативы помогут усовершенствовать законодательство в интересах развития отечественного кинематографа.

Павел Соломатин, InterMedia

Екатерина Гусева считает, что киноактерам не нужно образование

Илья Золкин

Екатерина Гусева заявила, что киноактеры не нуждаются в специальном образовании для нормального выполнения своих функций.

На благотворительном марафоне в поддержку подопечных Благотворительного фонда Константина Хабенского артистка пояснила, что истинная профпригодность ее коллег проверяется исключительно на театральной сцене. Умения киноактеров она назвала данностью, при этом выразив уверенность, что освоить их тоже возможно.

- Для того, чтобы сниматься в кино, [образование] не нужно. Для театра — необходимо. Только в театре можно понять — актер это или фейк. В кино можно сделать сто дублей, а из ста сделать один наиболее приличный, - передает слова Екатерины Гусевой News.ru.

Как мы сообщали ранее, Екатерина Гусева в ходе интервью, посвященного ее участию в музыкальной постановке «Бременские музыканты» в Театре Моссовета заявила, что представляла себя принцессой, и только, получив роль в спектакле, начала понимать, что атаманша на самом деле интереснее.

Источник: News.ru Фото: Илья Золкин
Теги: Екатерина Гусева
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Блейк Лайвли и Анна Кендрик отправятся на Капри в сиквеле «Простой просьбы»

постер к фильму

Сиквел фильма «Простая просьба» ( A Simple Favor) запущен в производство. Об этом сообщает Deadline со ссылкой на Amazon MGM Studios. «ИнтерМедиа» напоминает, что о потенциальных съемках продолжения стало известно в 2022-м. Тогда сообщалось, что к своим главным ролям вернутся Анна Кендрик и Блейк Лайвли, а режиссерское кресло снова займет Пол Фиг.

По данным издания, в «Простой просьбе 2» снимутся также Генри Голдинг, Эндрю Рэннелс, Иэн Хо, Келли Маккормак, Джошуа Сатине и Башир Салахуддин из каста оригинального фильма, о новых актерах и персонажах будет объявлено позже.

По сюжету продолжения, Стефани Смозерс (Кендрик) и Эмили Нельсон (Лайвли) направляются на прекрасный остров Капри в Италии, на экстравагантную свадьбу Эмили с богатым итальянским бизнесменом. Наряду с гламурными гостями ждут убийства и предательства, а также неожиданные сюжетные повороты в ходе расследования.

Над сценарием сиквела, основанного на персонажах из романа Дарси Белл, работали автор первого фильма Джессика Шарзер, а также Лаэта Калогридис и режиссер Пол Фиг. Он также будет продюсировать проект вместе с Лаурой Фишер из Feigco Entertainment и Анной Кендрик.

Lionsgate выступит сопродюсером продолжения черной комедии 2018 года, которая заработала 97 миллионов долларов при бюджете в 20 миллионов. Съемки начнутся этой весной. Премьера планируется на Prime Video.

Ремейк «Холопа» снимут в Турции с Керемом Бюрсином в главной роли

предоставлено Yellow, Black and White

Съемки ремейка одного из самых кассовых российских фильмов «Холоп» стартуют в Турции летом 2024 года. Как сообщает пресс-служба кинокомпании «Централ Партнершип», главную роль в адаптации исполнит 36-летняя звезда турецкого кинематографа Керем Бюрсин. Он более всего известен по роли Серкана Болата в популярном сериале «Постучись в мою дверь», а также фильмах и сериалах «Если сильно полюбишь», «Чистая правда», «Жизнь отдам», «Дело чести», «В ожидании солнца» и др.

Турецкая версия фильма сохранит концепцию о перевоспитании мажора. Сюжет развернется вокруг главного героя по имени Мете, избалованного наследника из Стамбула, который попадает в османский город XVI века. Старт съемок запланирован на июнь, османский город воссоздадут в знаковых локациях сериалов «Великолепный век» и «Эртугрул». Режиссерское кресло занял Онур Унлю («Лейла и Меджнун»). Производством картины займется турецкая кинокомпания Kunay Film совместно с российской студией Yellow, Black and White.

- Появление новых адаптаций нашего фильма — высокая оценка со стороны зарубежных коллег, - признался режиссер Клим Шипенко. - Я рад, что «Холоп» продолжает путешествовать по миру!

- Мы ожидаем, что в Турции «Холоп» тоже станет народным хитом и полюбится зрителю, - считает генеральный продюсер Kunay Film Карина Миа Сатлыкова. - Сценарий нашей версии претерпел ряд изменений, у нас другая историческая эпоха, морские сцены, пираты и самое главное — шикарный каст из турецких звезд во главе с Керемом Бюрсином. Мы также надеемся, что турецкая версия фильма найдет своего зрителя и в России.

- Очень радостно признавать, что успех истории холопа Гриши вышел за пределы России, - говорит продюсер Yellow, Black and White Жанна Шахшаева. - Права на ремейк проданы более чем в десять стран мира. Уже созданы монгольские и французские версии нашей комедии. Мы очень рады, что теперь и турецкие зрители увидят свою адаптацию. Уверены, ее ждет большой успех.

Дистрибьютором турецкого фильма в России выступит кинокомпания «Централ Партнершип». Дата премьеры пока не названа.

Фото: предоставлено Yellow, Black and White
Теги: ремейки, Холоп, Керем Бюрсин
β 16+