На ПМЭФ обсудили перспективы развития игровой индустрии в России
Дискуссия «Игры нового мира: перспективы развития игровой индустрии» состоялась на ПМЭФ 18 июня 2022 года. Участники панели под модераторством генерального директора АНО «Институт развития интернета» Алексея Гореславского обсудили особенности текущей ситуации - уход с российского рынка больших игроков и проблемы с монетизацией, но вместе с тем и возможности для консолидации существующих проектов, создания новых точек роста в сегментах премиальных игр и даже международного развития.
Ключевыми стали следующие вопросы:
- Каковы вызовы и перспективы российского игрового рынка и киберспорта?
- Как создать эффективную систему поддержки производителей игр в новой реальности?
- В каких формах государство может помочь геймдеву в России?
- Как поддержать развитие киберспорта?
- Какое регулирование и какие льготы необходимы рынку?
- Как быть с инвестициями и рынками сбыта продукта?
Участники:
- генеральный директор Magic Factory Animation Сергей Демчев;
- генеральный директор Cyberia Limited Алексей Копцев;
- генеральный директор ESforce Holding Николай Петросян;
- президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит;
- руководитель проекта «Игры Будущего 2024» Игорь Столяров;
- генеральный директор «Сиридар» Виталий Терлюк;
- генеральный директор Watt Studio Егор Томский;
- директор по стратегическому развитию VK Play Артем Черменин;
- главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов
- и многие другие.
Во вступительном слове Алексей Гореславский (на верхнем фото) заметил, что дела на рынке сейчас обстоят одновременно «и хорошо, и плохо». Гейминг активно конкурирует с телевидением. Российские игроки тратят на свое увлечение в среднем по 3 часа в день. Отечественный игровой рынок сегодня – это 170 млрд рублей оборота (15-е место в мировом рейтинге) и 80 млн геймеров, но в течение последних трех месяцев многие западные производители ушли с российского рынка, платежи перестали работать, началась нехватка игр. Многие бизнесмены стали предрекать скорый конец российской игровой индустрии.
Артем Черменин попытался в своем выступлении расширить контекст, заострив внимание присутствующих на спросе со стороны россиян, которые за время пандемии приучились чаще играть. Это изменило и форматы контента, и весь рынок: если до пандемии основной рост приходился на сегмент мобильных игр, то теперь стала расширяться и роль ПК.
VK Play в ответ на последние события принял решение создать специальную страницу, где будут объединена информация об играх и новостях рынка, игровой аудитории, возможностях заработка и покупки контента.
Новую российскую игру «Тартария» представил Виталий Терлюк, компания которого («Сиридар») занимается разработкой исторических и образовательных игр. Несмотря на рискованность таких проектов в новых реалиях, спикер уверен в их потенциале. В «Тартарии» будут популяризироваться мифологические существа из русских народных сказок и других памятников культуры. Главный герой - князь Святослав, который перемещается по трем славянским мирам – Яви, Нави и Прави.
После выпуска игры в 2024 году разработчики намерены развить ее до уровня «вселенной Тартарии», но на текущем этапе необходимо преодолеть некоторые сложности, связанные с тем, что иностранным специалистам в условиях новых ограничений приходится платить гонорары по долларовым контрактам в рублях.
Егор Томский заявил, что релиз одной из первых игр Watt Studio состоялся в VK Play в мае 2022 года. Компания начинала с создания спецэффектов для кино, а сейчас занялась также разработкой приключенческих игр в качестве одного из перспективных направлений. Одно из важных и редко встречающихся на рынке направлений в эстетике компании – авангард 20-х годов.
Сергей Демчев рассказало деятельности компании Magic Factory Animation, которая не только производит игры и фильмы на их основе, но и обучает специалистов для индустрии: в настоящее время выпущено и трудоустроено около 50 человек.
Эксперт высоко оценил перспективы создания площадки VK Play для продажи игр. На проектную мощность Magic Factory Animation должна выйти в начале 2024 года, после чего она станет выпускать по проекту в год.
Сибирский сегмент производства игр осветил Алексей Копцев. Его компания второй год занимается созданием игры «Смута», ближайшие аналогии которой – «Призрак Цусимы» и «Ведьмак». Проект базируется на романе Михаила Загоскина «Князь Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» - одной из немногих книг, описывающих этот сложный, но важный для становления российской государственности период. Летом 2022 года планируется представить первый тизер проекта, а релиз запланирован на конец 2023 года.
Николай Петросян поведал, что ESforce Holding активно работает с VK Play над продвижением киберспорта и киберспортивных игр.
Киберспортивный бизнес может видеть потенциал в какой-то игре и на ее основе проводить турниры и создавать команды. Также издатель может разрабатывать новую игру, изначально закладывая в нее соревновательный киберспортивный элемент. Разработчик рассматривает киберспорт, прежде всего, как инструмент своего продвижения, и даже готов тратить на развитие киберспорта свои средства. Один из недавних примеров такого рода – турнир по Warface.
Тему киберспорта продолжил Дмитрий Смит. Он отметил, что российский киберспорт имеет большое влияние в мире. Киберспортсмены для современной молодежи – как рок-звезды, и российские – в том числе. Они собирают стадионы, к ним выстраиваются двухчасовые очереди за автографами. Основные представители киберкоманд – молодые парни, но и процент девушек тоже начинает расти.
По мнению эксперта, соревновательную составляющую важно закладывать в игры по максимуму, что же касается киберспортивных мероприятий, то сейчас российские спортсмены могут участвовать в международных событиях только с определенными ограничениями на использование российской символики. Российская же сторона никаких ограничений на своих мероприятиях не ставит, в том числе и для Украины.
Игорь Столяроврассказал о проекте «Игры Будущего 2024» - масштабном турнире, который пройдет в Казани в 2024 году и в который будут заложены все киберспортивные дисциплины. Его результатом должно будет стать взаимопроникновение спорта, шоу-бизнеса и индустрии игр.
Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов поинтересовался, может ли кто-то из присутствующих экспертов оценить объем рынка игр в 2022 году, темпы его спада, а также экспортный потенциал. Алексей Гореславский предположил, что это будет около 170-180 миллионов, а информация по спаду появится только к концу года. Пока что такой прогноз выглядит достаточно оптимистично на фоне данных за прошлые годы, представленных в исследовании «Сфера культуры и культурные индустрии в РФ – 2021».
- Наш портфель игр достаточно динамичный, - добавил Артем Черменин. – Например, рынок Японии является вторым приоритетным по валютной выручке. Сложности сейчас, конечно, есть, но рынки Азии, Индии и других стран тоже достаточно большие и интересные. Игровая индустрия уникальна и имеет серьезный потенциал во всем мире.
Денис Ступников, InterMedia
Дельфийские игры перенесены на более поздний срок
XXIII молодежные Дельфийские игры России, планировавшиеся к проведению 19-24 апреля 2024 года, в указанные сроки не состоятся. Об этом сообщил 18 апреля Национальный Дельфийский совет.
- Национальный Дельфийский совет России искренне благодарит всех участников, их преподавателей, концертмейстеров и родителей, руководителей коллективов и делегаций, председателей и членов жюри за тщательную подготовку к Играм. Выражаем надежду на ваше понимание.
Информация о новых датах проведения игр будет сообщена дополнительно.
Масштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАСС
IV Художественно-промышленная выставка-форум «Уникальная Россия» пройдёт с 2 по 12 мая 2024 года в московском Гостином дворе. Грандиозное событие объединит тысячи художников, мастеров, дизайнеров, руководителей промышленных предприятий, представителей учреждений культуры и туристических администраций, органов государственной власти и, конечно же, профессионалов и любителей истории и культуры со всей страны.
На выставке будут представлены предметы декоративно-прикладного, ювелирного искусства, народных художественных промыслов (НХП), а также живопись, скульптура, антиквариат. Объединенные стенды Республики Татарстан, Крыма, Бурятии, Тывы, а также Приморского и Камчатского края, Волгоградской и Калужской области представят все многообразие своих регионов. Всего в выставке примут участие 78 регионов Российской Федерации.
В рамках деловой программы пройдут дискуссии, лекции, презентации, мастер-классы – всего более 50 мероприятий.
На «Уникальной России» также состоятся специальные события к юбилеям легендарных предприятий и центров НХП России — столетию искусства Палеха и 130-летию предприятия «Торжокские золотошвеи».
Отдельные мероприятия будет посвящены юбилеям выдающихся деятелей культуры, науки и общественной жизни нашей страны. К 190-летию Дмитрия Менделеева состоится презентация энциклопедии экономических трудов учёного, а к 150-летию Николая Рериха будет организован круглый стол и экспозиция, посвящённая путешествию Рерихов в 1903-1904 гг. по древнерусским городам.
Каждый день для посетителей «Уникальной России» будут проходить концерты и фестивали, шоу, модные показы. На форуме также состоятся награждения победителей всероссийских конкурсов «Золотые руки России», «Уникальные мастера России»; сестёр милосердия - наградой «За самоотверженный и милосердный труд».
Организаторы «Уникальной России» более подробно расскажут об участниках экспозиции, мероприятиях деловой и культурной программы на пресс-конференции в пресс-центре ТАСС 23 апреля.
В числе спикеров:
- президент Фонда развития художественной промышленности и ювелирного искусства Галина Ананьина,
- председатель оргкомитета выставки-форума, председатель правления Ассоциации организаций народных художественных промыслов, ремесленников и художников «Наследие и традиции» Сергей Коломийцев,
- директор выставки-форума и фонда «Уникальная страна» Валерий Богомолов,
- заместитель директора департамента государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней Министерства финансов РФ Евгений Сидин,
- народная артистка РСФСР Анна Шатилова.
Начало в 15:00.
Адрес: Тверской бульвар, 2 (Пресс-центр ТАСС)
Аккредитация СМИ: +7 (926) 608-08-16 press-center@tass.ru
Выставка-форум «Уникальная Россия» пройдёт 2 - 12 мая 2024 года, по адресу: Москва, ул. Ильинка, 4 (Гостиный двор).
Режим работы: с 11:00 до 21:00.
Аккредитация СМИ на выставку-форум: pr@intermedia.ru, +7 (916) 568-8959 (Ирина Кравченко).
Организатор выставки — Ассоциация организаций народных художественных промыслов, ремесленников и художников «Наследие и традиции».
Существенный вклад в проведение выставки-форума и поддержку Ассоциации вносят Фонд «Уникальная Страна» и Фонд развития художественной промышленности и ювелирного искусства.
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Официальное пресс-агентство - «ИнтерМедиа».
Дополнительная информация о проекте — на официальном сайте.
Сообщение носит исключительно информационный характер.
Маргарита Митник рассказала как «оцифровка» приходит на помощь музейным работникам
Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» устанавливает, что все музеи страны до 31 декабря 2025 года обязаны занести оцифрованные коллекции своих экспозиций в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Но работа сотрудников музеев-усадеб направлена на то, чтобы не только запечатлеть коллекцию, но и обеспечить полную сохранность усадебного комплекса. Так, например, музей-заповедник «Усадьба Мураново» приступил к реализации проекта по оцифровке части экспозиции. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Об опыте оцифровки экспонатов, сложностях этой работы и поиске путей решения в интервью IPQuorum рассказала Маргарита Митник, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, хранитель фондов «Осветительные приборы», «Хрусталь» и «Стекло» музея-заповедника «Останкино и Кусково», старший преподаватель Учебно-научного центра региональной истории, краеведения и москвоведения РГГУ.
— Маргарита, ваши работы связаны с искусством усадебного быта. Расскажите, пожалуйста, был ли это какой-то осознанный выбор или так сложились обстоятельства?
— Моя специализация — история осветительных приборов. Я еще студенткой начала заниматься историей освещения и осветительных приборов и всегда рассматривала светильники не как исключительно бытовые предметы, а как один из самых выразительных предметов русского декоративно-прикладного искусства и важное свидетельство художественной культуры разных эпох. Каждая люстра для дворца или крупного имения была не только произведением искусства, но и очередным шагом прогресса: в их изготовлении мастерами применялись новейшие материалы и технологии.
Поступив в аспирантуру, защитила диссертацию «Русская люстра начала XVIII — первой половины XIX века: атрибуция, типология, принципы экспонирования». Далее я пришла работать в музей-усадьбу «Останкино», где сейчас хранится самая большая в России коллекция осветительных приборов с наиболее полной типологией. Могу сказать однозначно: каждая из моих тем, каждая из работ последовательно дополняла предыдущую.
— Расскажите, пожалуйста, об одном из самых уникальных проектов — «Останкинской Пьете». Откуда появилась идея? Кто принимал участие в проекте?
— Храмовая группа «Пьета» — деревянная резная композиция, изображающая Богородицу, оплакивающую лежащего на ее коленях Христа, — необычный образец для русской религиозной скульптуры.
Подбор таких экспонатов «с историей» — это всегда интересно. Обычно по ним есть некие первичные публикации, но, как правило, они устаревшие. Наш научный коллектив дополняет информацию, находит интересные факты, которыми хочется поделиться. Это и привлекает тех, кто приходит знакомиться с нашими цифровыми проектами.
Над оцифровкой и созданием VR-проекта «Останкинская Пьета» работал большой коллектив. Коллеги много общались с музеями, где есть аналоги данного сюжета, сделали интересную, на мой взгляд, подборку. В процессе работы над проектом впервые была установлена история происхождения «Пьеты», что еще более увеличивает ее ценность и как жемчужины искусства русской церковной резьбы, и как произведения искусства.
Научными сотрудниками проделана огромная работа по атрибуции, а потом уже была произведена оцифровка самого предмета. Благодаря реализации нашего онлайн-проекта и появлению оцифрованной модели скульптуры в 3D теперь можно рассмотреть «Останкинскую Пьету» в максимальном приближении, с разных ракурсов. Согласитесь, что это доступно не каждому посетителю музея.
Я же хочу отметить вклад в реализацию проекта научного куратора — хранителя фонда «Иконы», старшего научного сотрудника Марии Кондаковой и руководителя экспозиционно-выставочного отдела Полины Шевченко.
— Чем отличаются старинные усадебные владения с сохранившимися коллекциями от классических художественных музеев?
— Мы знаем, что максимум усилий было приложено предыдущими поколениями хранителей к тому, чтобы исторически ценные усадьбы сохранились до наших дней. Где-то уцелели даже парки и аллеи, а где-то до наших дней дошли только фундаменты домовых владений и дорожки. Именно поэтому подлинность вещей в музейной экспозиции усадьбы и играет такую большую роль. Даже если экспонаты не имеют близкого отношения к самой усадьбе, вы в любом случае попадаете в определенную атмосферу — атмосферу романтики, покоя, места, где время как бы замерло.
Только в мемориальных усадьбах можно посмотреть на те предметы быта и вещи, которые были в усадьбе изначально, которые принадлежали первым именитым владельцам, играли в их жизни немаловажную роль. Через историю вещей посетители могут проникнуться историей страны.
Но не стоит забывать, что такие экспонаты важны и для профессионального сообщества: с них можно «считывать» слои информации, историю создания, историю владельцев — а это порой несколько родов, несколько эпох. А также это история обретения музеем этого экспоната, история его реставраций.
И, разумеется, у каждого специалиста есть те предметы, к которым он привязан, которые связаны с его кругом интересов. Для него это не просто очередная любопытная вещица.
Если же в коллекции музея подлинных вещей немного, то сотрудниками музея все равно создается антураж, подчеркивающий вкусы владельцев, отражающий образы того времени, когда в доме была жизнь и творилась история.
— В современных условиях никакая усадьба не избежит влияния новых технологий. Насколько глубоко цифровизация уже проникла в музеи малого формата?
— Все музеи проводят цифровую фиксацию коллекций. Но я хочу отдельно остановиться на том самом кажущемся простым процессе — фотофиксации.
Приступая к проекту или конкретному процессу, мы должны понимать, какую цель преследуем. Сейчас это не всегда понятно. Кто этим фотоархивом будет пользоваться и для чего? Для достижения конечной цели очень важно качество изображения. Поэтому фотофиксацию мы, например, ведем на разных уровнях и делаем не только превью, но и фото в высококачественном разрешении.
Если говорить про маленькие музеи, они тоже делают фотофиксацию своих коллекций, размещая их в интернете. Однако мы, к сожалению, не можем сказать, насколько правильно они это делают. Тем более что культурные институции ограничены определенными возможностями, выше которых прыгнуть не получится.
Я еще хочу обратить внимание на то, что фотоархив музейного фонда — это не что-то вечное, сделанное раз и на всю жизнь: фотографии постоянно нужно обновлять. Взять те же фото 2007 года — их уже невозможно использовать. Разрешение не то, ракурс не тот, техника использовалась другая, не такая современная композиция. К сожалению, не все музеи могут позволить себе постоянно повторять процесс отсъема коллекции.
Если говорить о 3D-моделях, на которые есть определенный спрос, то, с моей точки зрения, здесь важно качество исполнения. В данном случае работает формула «лучше уж никак, чем как-нибудь».
— Как происходит оцифровка «сложных» объектов? Люстру ведь недостаточно просто сфотографировать с разных сторон. Было бы неплохо ее разобрать и сфотографировать еще отдельные детали.
— Обычно такие объекты, особенно стекло или, в нашем случае, люстра, — это сложносоставной предмет. Оцифровать его можно только тогда, когда он будет изыматься из интерьера и опускаться на уровень человеческого роста. И тогда, конечно, возможно сделать полную фотофиксацию предмета (разместив экспонат на специальном подвесе). В этом случае можно будет со всех сторон его сфотографировать и получить ту самую 3D-модель.
— Что делать малым музейным фондам, когда возникают трудности? Каким образом они решают проблемы?
— Первое и самое главное правило — руководству музея необходимо определить для себя, с какой целью делается оцифровка и какие дополнительные преференции возможно будет получить музею. Например, возможно реализовать онлайн-проекты, выпустить полиграфию или запустить собственную линейку мерча.
Затем важна работа с коллективом. Каждый музейный сотрудник должен не только получить распоряжение — принять участие в создании цифрового архива, но и осознать, для чего это нужно ему самому, что получат посетители, как это повлияет на будущее музея.
Достигли взаимопонимания с коллективом, но у музея нет оборудования. В таком случае это оборудование надо найти, может быть, даже вместе со специалистом, который может помочь. Стоит рассмотреть и партнерство. Музей может подобрать некий контент, который будет интересно оцифровать партнерам. Поверьте, уникальные предметы есть в каждом музее и в каждой коллекции. Даже в самом маленьком всегда найдется что-то любопытное. И в каждом музее есть то, что может быть интересно в рамках реализации партнерских проектов.
Более того, есть еще один сложный вопрос, касающийся публикации результатов оцифровки. Если их разместить на малоизвестной платформе, то люди могут об этом никогда и не узнать, несмотря на то что контент уникальный. Поэтому цифровые архивы надо как-то внедрять в сайты самих музеев. Должны быть специалисты, которые занимаются сайтом и его наполнением, PR-специалисты, SMM-менеджеры. И вот видна огромная разница между столицей и регионами. В субъектах у музеев таких специалистов может попросту не быть.
— А как вы относитесь к привлечению к работам по оцифровке волонтеров и студентов вузов? Или лучше обращаться к специалистам?
— Здесь двоякая ситуация. С одной стороны, доверить раритеты студентам иногда невозможно, с другой — если не доверять, то у нас не будет реставраторов. Это аналогично медицине: если студентов-медиков не подпускать к пациентам, то врачей из них не получится. Без практики у нас не будет вообще никаких специалистов.
А значит, у вуза, который готовит специалистов музейного дела, должны быть определенные договоренности с институциями и, главное, очень строгие регламент и правила, что и как будет происходить. В этой «пищевой цепочке» у всех есть свое место.
Конечно же, руководить стажерами и волонтерами должен человек опытный, который может не только рассказать методологию, но и объяснить, а в случае необходимости и выполнить эту работу собственными руками. Требуется и самое активное участие работников музея, например хранителей фондов.
Тогда практика будет полезна и для студентов, и для музея, и для общества.