Ольга Ярилова рассказала о пользе ухода с российского рынка популярных брендов
Секция «Креативизация экономики: развитие национальных проектов, продуктов и брендов» состоялась в рамках XXV Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). На ней эксперты обсудили особенности стратегии компаний в новых экономических условиях, успешные передовые практики по импортозамещению в креативных индустриях, а также вопросы обеспечение инфраструктуры для создания конкурентоспособных товаров и услуг.
В мероприятии приняла участие заместитель министра культуры Российской Федерации Ольга Ярилова. По ее словам, правительством Российской Федерации поставлены амбициозные задачи, связанные с креативным сектором экономики. Ведь творческие индустрии – это не только динамично развивающийся сектор экономики, это и популяризация культурного кода территорий, интерпретация креативными командами локальной идентичности, а значит сохранение многонациональной культуры.
- Наша цель – к 2030 году довести импортозамещение креативных продуктов до положительного сальдо экспорта-импорта, изменить структуру занятости населения, увеличив долю занятых в креативных профессиях до 15%, а также увеличить вклад креативной экономики в ВВП страны до 6%. И такие амбиции небезосновательны. Уход с российского рынка популярных брендов – это уникальная возможность для экспансии отечественных креативных продуктов как внутри страны, так и за ее пределами. Несмотря на сложную эпидемиологическую и экономическую ситуацию, активность отечественных креативных индустрий набирает обороты, – сказала Ольга Ярилова.
При этом замминистра отметила, что в регионах по количеству организаций креативных индустрий и числу занятых в них лидируют IT, видеоигры, реклама и архитектура. При этом в крупнейших городах большее количество занятых приходится на индустрию архитектуры, в крупных городах – на промыслы, ремесла, музейное и библиотечное дело, а в малых высока доля занятых в ювелирном деле. Кроме того, Ольга Ярилова назвала лидирующие в сфере креативных индустрий регионы.
- К регионам-лидерам развития креативных индустрий, помимо столичных регионов, относятся Тюменская и Новосибирская области, Республика Башкортостан, - сказала она. - Хочу отметить, что потенциал креативных индустрий прослеживается не только в мегаполисах или городах-миллионниках. По данным исследования Высшей школы экономики, в топ-20 российских городов по числу занятых в креативных индустриях на 10 тыс. человек вошло лишь 7 городов с численностью населения свыше 1 млн человек – это Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар, Новосибирск, Нижний Новгород, Казань). При этом Красногорск, Кострома и Ярославль заняли в этом рейтинге 2, 4 и 6 место соответственно! И это лишь подтверждает высокий потенциал создания рабочих мест в локальных креативных индустриях, созданных на основе имеющегося культурного наследия.
Ольга Ярилова также отметила, что с целью «взращивания» креативного класса разработан федеральный проект «Придумано в России», в рамках которого регионам с этого года предоставляются субсидии на создание школ креативных индустрий. Так, в начале учебного года в России откроются 32 школы креативных индустрий. Первые такие школы были открыты в культурно-образовательных и музейных комплексах в Кемерове, Владивостоке и Калининграде – более 500 ребят получают уникальные знания и навыки по дизайну, анимации, интерактивным технологиям, виртуальной и дополненной реальности, фото- и видеопроизводству, звукорежиссуре, звуковому дизайну.
При этом Ольга Ярилова подчеркнула, что любую идею небходимо не только создать, но и суметь воплотить в проект и продать.
- Для этого на базе подведомственных вузов мы открываем центры прототипирования, где каждый желающий сможет получить свободный доступ к специальному оборудованию для изготовления прототипов и малых партий товаров. На старте проекта каждый вуз совместно с бизнес-сообществом и региональным министерством культуры провел анализ запросов креативных предпринимателей – что им необходимо для развития бизнеса? Исходя из реальных потребностей рынка родилась концепция каждого центра, – сказала она.
Так, на базе Дальневосточного государственного института искусств создается центр по изготовлению фарфоровой и керамической посуды, авторской плитки, предметов интерьера, гипсовых моделей и форм, украшений и сувенирной продукции. В Казанском государственном институте культуры откроется «Центр разработки цифрового контента», где можно будет создать графические модели в 2D и 3D, 3D-анимацию, а также контент дополненной реальности. В Пермском государственном институте культуры появится «Центр саунд дизайна и визуальных технологий», где можно будет создать оригинальные саундтреки, аудиовизуальные инсталляции, в том числе с дополненной реальностью, анимированные ролики, 3D-модели пространств для компьютерных игр. До конца этого года будет создано 26 центров прототипирования.
В завершение Ольга Ярилова сообщила, что период пандемии наглядно продемонстрировал важность развития цифровых ресурсов для продвижения и продажи товаров и услуг. Именно с этой целью разрабатывается цифровая платформа «Культурная карта 360», которая станет единой точкой входа для креативного сообщества, представителей бизнеса, инвесторов и органов государственной власти в деле популяризации отечественных брендов. На ней будут представлены банк вакансий в сфере креативных индустрий, данные о доступной инфраструктуре в привязке к локации, маркетплейс отечественных брендов, вся информация об образовательных мероприятиях, акселератор креативных проектов. Каждый желающий сможет создать свой креативный профиль, который станет источником достоверной информации для потенциальных инвесторов.
Иван Дергачев соединит воспоминания и импровизациями в масках Дель Арте в «Спектакля нет»
Моноспектакль «Спектакля нет. Иван Дергачёв» будет поставлен в Центральном доме культуры железнодорожников в Москве (ЦДКЖ) 25 апреля 2024 года. «Спектакля нет» — работа актера МХТ им. Чехова Ивана Дергачёва, где трогательные воспоминания из жизни сплетаются с импровизациями в масках дель арте, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе ЦДКЖ.
- Общение с залом придает хулиганское настроение, ведь всегда есть место для неожиданных откровений, риска и шуток, - говорится в описании постановки. - Главное – обмен душевным теплом, мотивация к творческому росту, преодолению трудностей художника-одиночки. Только бы не потерять в себе большого ребенка...
Во время спектакля Иван Дергачев погружает зрителя в личные воспоминания, когда каждый видит, как он в одиночку преодолевает трудности, как он воспринимает ушедшее детство, проживает школьный период, армию и сегодняшний день.
- Я общаюсь с залом, импровизирую и меняю направление в зависимости от хода спектакля, сохраняя атмосферу позитива и игры. Маски вплетены в канву истории, это и канонические маски Италии комедии Дель Артэ и маски реальных людей, с кем меня сталкивала судьба. Многие узнают в этих масках своих знакомых, а может и себя, – делится автор.
Петербургский спектакль «Прыжок в свободу», посвященный Рудольфу Нурееву, был поставлен в ЦДКЖ 18 апреля 2024 года. В роли Рудольфа Нуреева занят Сергей Янковский.
Виктор Шамиров снимает драмеди об астрономах «Температура вселенной»
Стартовали съемки нового фильма Виктора Шамирова («Со мною вот что происходит», «Большая секунда») «Температура вселенной». Как сообщает «Кинопоиск», в марте работа над фильмом прошла в поселке Нижний Архыз в Карачаево-Черкесии.
Согласно синопсису это «история расставания и встречи, которая разворачивается в поселке астрономов». Виктор Шамиров описывает новый проект как камерную драму про людей, наблюдающих за космосом в далеком поселке среди гор Кавказа.
- Мне интересно, как люди, которые думают о космосе, живут свою обычную жизнь. Мне казалось, что это смешное сочетание науки о космосе и истерики семейной драмы, — говорит режиссер.
Главные роли в фильме исполнят Григорий Сиятвинда, Дарья Семёнова, Антон Эльдаров, Ольга Тумайкина, Александра Серзина, Ростислав Бершауэр, Михаил Филиппов и др.
- Мой персонаж — историк из Новосибирска, - рассказал Сиятвинда. - Он одинок, у него нет ни жены, ни семьи. Сергей впервые оказался в поселке Нижний Архыз. Он приезжает на день рождения к своему другу юности - ученому-астроному Андрею (Эльдаров). Сергея пригласила Наташа (Семёнова), жена Андрея, чтобы устроить ему сюрприз, хотя именинник еще не вернулся с конференции в Москве.
- Наташа - астрофизик, работает в местном институте, подрабатывает экскурсоводом, - говорит Дарья Семёнова. - Скромная и верная жена, мама двоих детей. Накануне празднования ей звонит из Москвы муж Андрей и сообщает, что больше к ней не вернется. Сергей пытается ее поддержать, они обсуждают, что сказать друзьям и семье. В какой-то момент между Сергеем и Наташей начинают зарождаться теплые чувства.
Для «Температуры вселенной» Шамиров собрал команду единомышленников, с которыми уже работал. Сценарий писал вместе с Ольгой Мотиной-Супоневой («Большая секунда»), оператором стал Семён Яковлев («Большая секунда», «А зори здесь тихие…»). Производством занимается кинокомпания «Контент-Клуб» («Летучий корабль», «Повелитель ветра»), продюсеры — Антон Сиренко, Павел Горин и Елена Быстрова.
Съемки фильма продолжаются. Дата выхода пока не названа.
Ева Лонгория и Хью Бонневиль снимутся в киномюзикле «Рождественская карма»
Кунал Найар («Теория Большого взрыва», «Космонавт») исполнит главную роль в фильме «Рождественская карма» (Christmas Karma) режиссера Гуриндер Чадхи («Играй, как Бекхэм», «Дом вице-короля»). Как сообщает Deadline, проект позиционируется как современный болливудский мюзикл, действие которого происходит в Лондоне и вдохновлено оригинальной «Рождественской песнью» Чарльза Диккенса.
Найяр исполнит роль Скруджа, а также в звездном касте фильма заявлены Ева Лонгория, Бой Джордж, Билли Портер, Хью Бонневиль, Лео Сутер, Чаритра Чандран, Пикси Лотт, Дэнни Дайер, Билал Хасна, Аллан Кордунер, Трейси-Энн Оберман, Руфус Джонс и другие.
Чадха написала сценарий, а также выступит в качестве одного из продюсеров, музыку к фильму напишут Гэри Барлоу из Take That, Шезней Льюис из All Saints (она снималась у Гуриндер в «Играй, как Бекхэм») и британский композитор Нитин Соуни.
- Так же, как я уже много лет наслаждаюсь «Этой замечательной жизнью» Фрэнка Капры, моя цель в «Рождественской карме» - создать праздничную классику для нашего времени и для будущих поколений, - говорит режиссер. - Саундтрек будет потрясающим: на него повлияли Евангелие, Бхангра, колядки и классические поп-песни. Вы не сможете усидеть на месте!
- Гуриндер обладает невероятной способностью рассказывать такие интересные современные британские истории, - признается один из продюсеров проекта Зиги Камасе. - Прошло более 20 лет с тех пор, как мы вместе сняли «Играй, как Бекхэм», и в этом фильме есть все те черты сердечности, комедии, драмы и невероятно приятный финал. Это будет праздник мультикультурного Лондона, наполненный невероятным набором песен, написанных Гэри, Шезней и Нитином, с использованием музыкальных жанров от рэпа до диско, и это будет лучший рождественский фильм, который мы выпустим в декабре 2025 года.