Владимир Шевельков рассказал об актёрстве как стиле жизни в Лаборатории театра и фольклора
Заслуженный деятель искусств России Владимир Шевельков провел лекцию из цикла «Мастера театра и кино» 28 февраля 2022 года. Этот проект реализуется Региональной молодёжной Лабораторией театра и фольклора, созданной Национальным фондом поддержки правообладателей (НФПП). Из лекции об актёрской профессии зрители почерпнули немало полезного и интересного.
Студенты, начинающие артисты и режиссёры заранее зарегистрировались на сайте folk-lab.ru, чтобы получить возможность расспросить Шевелькова обо всём, что их интересует. Гость студии дал молодым людям ценные практические советы, которые помогут многому научиться. Лекция транслировалась на портале «Культура.РФ» и на сайте Лаборатории театра и фольклора. Ведущим беседы по традиции выступил художественный руководитель Лаборатории, актёр театра и кино Максим Линников.
- Актёр – не профессия, а скорее вера или стиль жизни, – это высказывание Шевелькова стало определяющей темой разговора.
Базовой вещью в актёрстве он назвал веру и степень погружения в фантазию – это умение, по его словам, говорит об уровне таланта. Главное же качество успешного артиста, которое нужно развивать, считает Владимир Алексеевич, – внимание, умение концентрироваться на деталях.
- Если западных актёров учат памяти расположения рук, ног, поворота головы в кадре и так далее, то у нас в России – нет. И, когда снимают дубли, то очень мешает, например, если герой сцены поменял руки или смотрит не туда, – поясняет Шевельков.
В то же время он отмечает, что нашего артиста можно попросить поменять градус эмоционального отношения к партнёру на съёмочной площадке, а иностранца – нет.
- Видимо, он думает о руках и ногах и поэтому «заваливает» сцену, – иронизирует Владимир Алексеевич.
Гость поделился, что за период актёрской деятельности успел сыграть в более чем 40 кинокартинах. В 1992 году он на целых 12 лет расстался с кинематографом. Занялся рекламой, созданием клипов, а затем сериалов, и таким образом вернулся в кино.
- Сняв вторую свою картину, я понял, что режиссура мне интереснее, – признаётся Шевельков. – Когда я набрал большое количество ролей, то понял, что не хочу больше говорить чужими словами. Сейчас я чувствую себя комфортно в кинорежиссуре. Может, возраст пришёл, мне 60 лет. У меня есть два принципа: первый – если я что-то решил, то это ничего не значит. И второй: если я снял какую-то сцену, которая мне очень нравится, я без проблем от неё откажусь, если она не вписывается в картину, не является опорной. Важен конечный результат.
Когда мастера спросили, как он подходит к кастингу актёров, он ответил, что как режиссёр прежде всего обращает внимание на внешность – соответствует ли она роли. Затем разговаривает, провоцируя человека на реакцию, чтобы посмотреть, как он смеётся, дышит, жестикулирует. После этого проверяет, умеет ли артист сохранить те же эмоции при вхождении в образ.
- Рекомендую приходить на кастинг не просто поучаствовать, а для того, чтобы его выиграть, – сказал Шевельков. – Не нужно волноваться, попадать в зависимость от химических реакций организма, лучше перевести волнение в адреналин, обернуть на пользу. Если тебя пригласили – значит, ты им нужен.
Мэтр дал также советы на тему того, как правильно записать видео-визитку. Во-первых, стоит делать это в том настроении, в каком находишься сейчас, показать, что чувствуешь на данный момент. Быть самим собой.
- Визитка – скоропортящийся продукт, их надо записать не одну и не две, а тысячу в жизни и выбрать нужную при необходимости, – говорит Владимир Шевельков. – Плюс надо следить за светом: он должен быть мягким, ровным, контровым – как в «Джоконде».
Рассказывая о своём опыте, мастер вспоминал, что в актёрстве у него было два больших учителя: Александр Романцов, игравший Яго в фильме-опере «Отелло», и Ада Роговцева, исполнявшая роль матери в картине «Было у отца три сына». А из режиссёров выделил Владимира Мотыля («Белое солнце пустыни»), к которому однажды попал на пробы.
- Я ходил за ним две недели потом, – признался Шевельков. – Впервые в жизни хотелось просто находиться в его атмосфере, не помню даже, о чём мы тогда говорили.
У Владимира Алексеевича своеобразный взгляд на личную жизнь артиста: он считает, что творческие люди не имеют права на семью – во-первых, она отвлекает от работы, а во-вторых, актёр вынужден содержать её и нередко соглашаться на любые роли ради заработка.
- Но веселиться, делать ошибки, гореть – надо. И нести ответственность за своих детей, – отмечает мэтр. – В профессии актёра нет поблажек: ты должен быть всегда ответственным, голодным, в тонусе. Не пить, не курить, не встречаться с девушками перед съёмками. Иначе это рано или поздно скажется на работе. Нужно настраивать себя как инструмент, чтобы ты мог, как на клавише в пианино, вызывать у себя определенную эмоцию.
Шевельков дал ценный практический совет начинающим актёрам.
- Надо заходить не только со стороны Станиславского, но и Павлова, - сказал он. - Недавно один студент спрашивал меня, как научиться плакать по заказу. Я сказал: вы не можете вызывать всё время слезы, представляя какие-то мраки, иначе рано или поздно сойдёте с ума. Слёзы могут быть и из другой области тоже – соринка в глазу, смех, икота, щекотка. Найдите в себе способ появления чувств не из эмоций, а из тела, чисто технически.
Кроме того, он рассказал, что делать, если партнёр по фильму старше или маститый актёр, и сложно разговаривать с ним на равных: нужно просто представить, что ему 5 или 10 лет. Кроме того, посоветовал учиться молчать в кадре – по мнению Шевелькова, сейчас актёры разучились это делать, и не знают, куда себя деть, если в сцене или роли нет текста. На лекции прозвучало ещё несколько важных советов.
- Первое: следует помнить, что раз ты пошёл в актёры, то ты наглец от природы. И соответствуй этому. Второе: успех может прийти в 15 лет, а может в 60. И третье: надо сто раз подумать – идти в актёры или нет, – сказал Владимир Шевельков. – Если нет работы, то практикуйтесь: идите на площадь, читайте стихи. Надо быть постоянно готовым к пробам. Всё очень жёстко: пригласили – не упусти шанс.
Иван Дергачев соединит воспоминания и импровизациями в масках Дель Арте в «Спектакля нет»
Моноспектакль «Спектакля нет. Иван Дергачёв» будет поставлен в Центральном доме культуры железнодорожников в Москве (ЦДКЖ) 25 апреля 2024 года. «Спектакля нет» — работа актера МХТ им. Чехова Ивана Дергачёва, где трогательные воспоминания из жизни сплетаются с импровизациями в масках дель арте, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе ЦДКЖ.
- Общение с залом придает хулиганское настроение, ведь всегда есть место для неожиданных откровений, риска и шуток, - говорится в описании постановки. - Главное – обмен душевным теплом, мотивация к творческому росту, преодолению трудностей художника-одиночки. Только бы не потерять в себе большого ребенка...
Во время спектакля Иван Дергачев погружает зрителя в личные воспоминания, когда каждый видит, как он в одиночку преодолевает трудности, как он воспринимает ушедшее детство, проживает школьный период, армию и сегодняшний день.
- Я общаюсь с залом, импровизирую и меняю направление в зависимости от хода спектакля, сохраняя атмосферу позитива и игры. Маски вплетены в канву истории, это и канонические маски Италии комедии Дель Артэ и маски реальных людей, с кем меня сталкивала судьба. Многие узнают в этих масках своих знакомых, а может и себя, – делится автор.
Петербургский спектакль «Прыжок в свободу», посвященный Рудольфу Нурееву, был поставлен в ЦДКЖ 18 апреля 2024 года. В роли Рудольфа Нуреева занят Сергей Янковский.
Масштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАСС
IV Художественно-промышленная выставка-форум «Уникальная Россия» пройдёт с 2 по 12 мая 2024 года в московском Гостином дворе. Грандиозное событие объединит тысячи художников, мастеров, дизайнеров, руководителей промышленных предприятий, представителей учреждений культуры и туристических администраций, органов государственной власти и, конечно же, профессионалов и любителей истории и культуры со всей страны.
На выставке будут представлены предметы декоративно-прикладного, ювелирного искусства, народных художественных промыслов (НХП), а также живопись, скульптура, антиквариат. Объединенные стенды Республики Татарстан, Крыма, Бурятии, Тывы, а также Приморского и Камчатского края, Волгоградской и Калужской области представят все многообразие своих регионов. Всего в выставке примут участие 78 регионов Российской Федерации.
В рамках деловой программы пройдут дискуссии, лекции, презентации, мастер-классы – всего более 50 мероприятий.
На «Уникальной России» также состоятся специальные события к юбилеям легендарных предприятий и центров НХП России — столетию искусства Палеха и 130-летию предприятия «Торжокские золотошвеи».
Отдельные мероприятия будет посвящены юбилеям выдающихся деятелей культуры, науки и общественной жизни нашей страны. К 190-летию Дмитрия Менделеева состоится презентация энциклопедии экономических трудов учёного, а к 150-летию Николая Рериха будет организован круглый стол и экспозиция, посвящённая путешествию Рерихов в 1903-1904 гг. по древнерусским городам.
Каждый день для посетителей «Уникальной России» будут проходить концерты и фестивали, шоу, модные показы. На форуме также состоятся награждения победителей всероссийских конкурсов «Золотые руки России», «Уникальные мастера России»; сестёр милосердия - наградой «За самоотверженный и милосердный труд».
Организаторы «Уникальной России» более подробно расскажут об участниках экспозиции, мероприятиях деловой и культурной программы на пресс-конференции в пресс-центре ТАСС 23 апреля.
В числе спикеров:
- президент Фонда развития художественной промышленности и ювелирного искусства Галина Ананьина,
- председатель оргкомитета выставки-форума, председатель правления Ассоциации организаций народных художественных промыслов, ремесленников и художников «Наследие и традиции» Сергей Коломийцев,
- директор выставки-форума и фонда «Уникальная страна» Валерий Богомолов,
- заместитель директора департамента государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней Министерства финансов РФ Евгений Сидин,
- народная артистка РСФСР Анна Шатилова.
Начало в 15:00.
Адрес: Тверской бульвар, 2 (Пресс-центр ТАСС)
Аккредитация СМИ: +7 (926) 608-08-16 press-center@tass.ru
Выставка-форум «Уникальная Россия» пройдёт 2 - 12 мая 2024 года, по адресу: Москва, ул. Ильинка, 4 (Гостиный двор).
Режим работы: с 11:00 до 21:00.
Аккредитация СМИ на выставку-форум: pr@intermedia.ru, +7 (916) 568-8959 (Ирина Кравченко).
Организатор выставки — Ассоциация организаций народных художественных промыслов, ремесленников и художников «Наследие и традиции».
Существенный вклад в проведение выставки-форума и поддержку Ассоциации вносят Фонд «Уникальная Страна» и Фонд развития художественной промышленности и ювелирного искусства.
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Официальное пресс-агентство - «ИнтерМедиа».
Дополнительная информация о проекте — на официальном сайте.
Сообщение носит исключительно информационный характер.
Скончался режиссер РАМТ Александр Пономарёв
Александр Пономарёв скончался на 65-м году жизни. Соболезнования по поводу кончины режиссера выразил РАМТ, где он осуществлял свои постановки в последние годы. О времени и месте прощания с ним будет сообщено дополнительно.
- Он обладал удивительной способностью слышать стиль, атмосферу и особое дыхание эпохи, про которую говорил. Мастер литературного театра, способный пересочинить легендарную постановку футуристов или скрестить Островского и Хлебникова, - говорится в некрологе театра.
В активе режиссера более ста поставленных спектаклей. В 1997 году за спектакль Александра Пономарёва "Победа над солнцем" РАМТ получил свою первую премию "Золотая маска". Впоследствии режиссер поставил для театра еще целую серию спектаклей. Сейчас в репертуаре РАМТ есть две постановки Александра Пономарёва - "Блоха" и "Смерть Зинаиды Райх".
Александр Пономарёв также известен как киноактер. В его фильмографии 14 картин, среди них ленты "Однажды в Ростове", "Призраки зеленой комнаты", "После дуэли", "Прошедшее вернуть".
Как мы сообщали ранее, отец Ани Лорак Мирослав Иванович Куек скончался на 78-м году жизни.