На международном симпозиуме «Индустрия звукозаписи академической музыки» обсудили музыкальное образование и создали задел для развития музыкальной индустрии
Круглый стол «Профессиональное образование в области звукорежиссуры» состоялся в рамках международного симпозиума «Индустрия звукозаписи академической музыки» 15 октября 2021 года.
В дискуссии приняли участие:
- Виктор Осадчев - зав. кафедрой музыкальной звукорежиссуры РАМ им. Гнесиных,
- Анатолий Вейценфельд - старший преподаватель кафедры звукорежиссуры ГИТИС,
- Алексей Чудинов - зав. кафедрой звукорежиссуры МГИК,
- Семен Литвин - зав. кафедрой музыкальной звукорежиссуры Института современного искусства,
- Александра Зеленина - доцент кафедры музыкальной звукорежиссуры Института современного искусства,
- Михаил Хохлов - директор МССМШ (колледжа) им. Гнесиных,
- Андрей Зубец - зав. отделением звукооператорского мастерства МССМШ (колледжа) им. Гнесиных,
- Елена Русинова - зав. кафедрой звукорежиссуры ВГИК,
- Михаил Муханов - преподаватель звукорежиссуры Колледжа предпринимательства №11
а также модератор дискуссии Мария Соболева - звукорежиссер, профессор ВГИК, МГК, ИСИ, руководитель Гильдии звукорежиссеров РМС.
- Очевидно, что подобного рода мероприятия подразумевают не принятие решений, а выявление насущных проблем, - сказала во вступительном слове Мария Соболева. - Мы будем вырабатывать «общую температуру по больнице», которая нам в дальнейшем поможет улучшить ситуацию с образованием в области звукорежиссуры.
Дискуссия началась с обсуждения изменений в образовательной цепочке в связи с появлением средних образовательных учреждений, занимающихся подготовкой звукорежиссеров и звукооператоров. В Москве сейчас представлено два таких колледжа — ГАПОУ “Колледж предпринимательства №11” и МССМШ (колледж) им. Гнесиных. В первом из них — 6 бюджетных мест, во втором — 4.
Михаил Хохлов вкратце рассказал о специфике звукооператорского факультета, открытого в Колледже предпринимательства №11 в 2018 году.
- Каждый год в Москве около трех тысяч выпускников музыкальных школ не поступают в музыкальные вузы, но многие из них все же намерены продолжать профильное образование. Так у нас появилась идея учить их важному и востребованному делу. Педагоги принципиально берут ребят только с музыкальным образованием. В первый год к нам поступили всего 10-12 человек, спустя 3 года уже есть конкурс - 6-7 человек на место.
Сейчас у нас есть два профильных направления - «Звукооператорское мастерство» и «Создание музыкального образа».
Зав. отделением звукооператорского мастерства МССМШ (колледжа) им. Гнесиных Андрей Зубец признался, что сначала сомневался, есть ли необходимость в учебном направлении “Звукооператорское мастерство», но позже убедился в его необходимости.
- Обучение дает студентам широкий спектр знаний. Например, студенты второго курса получают задание написать аранжировку для струнного квартета, а потом организовать запись готового произведения. Поскольку юные музыканты играют не идеально, будущий звукооператор при записи должен исправить их огрехи. Обучение продолжается четыре года, и задачи постепенно усложняются. К концу обучения ребята собирают солидное портфолио, - отмечает Андрей Зубец. - Это и популярные песни, и симфонические произведения, и саундтреки для кино. После обучения часть выпускников идет работать по специальности, кто-то становится композитором, а кто-то - музыкальным менеджером.
Доцент кафедры музыкальной звукорежиссуры Института современного искусства Александра Зеленина посетовала, что стандарты для среднего образования всегда более жесткие, чем для высшего, и это оставляет методистам мало пространства для маневров.
Старший преподаватель кафедры звукорежиссуры ГИТИС Анатолий Вейценфельд признался, что выпускники средних музыкальных заведений, приходящие на его кафедру, зачастую имеют достаточно низкий уровень подготовки. Например, выпускники Колледжа предпринимательства №11 не могут объяснить принцип работы громкоговорителя.
- Что касается музыкальной подготовки, то она невооруженным глазом не просматривается, - посетовал спикер. - В специализированных школах-одиннадцатилетках уровень обычно более высокий. Но то, что среднее образование в области звукооператорства начало появляться в принципе, очень обнадеживает. Надеюсь, идею подхватят и другие учебные заведения.
Зав. кафедрой звукорежиссуры МГИК Алексей Чудинов согласился с наблюдениями Анатолия Вейценфельда и выразил надежду, что Колледж предпринимательства №11 повысит уровень подготовки студентов. В качестве ориентира он привел выпускников Военно-музыкального училища, которые отличаются хорошим уровнем музыкальной подготовки и безупречной дисциплиной.
Зав. кафедрой звукорежиссуры ВГИК Елена Русинова отметила, что вектор систематизации среднего и высшего музыкального образования очень важен, и что ее особенно радует, что инициатива в данном вопросе исходит от представителей академической музыки, для которых особенно важны традиции и преемственность.
- В нашем учебном плане присутствует большой блок музыкальных дисциплин. Во ВГИКе мы обращаем внимание не только на уровень подготовки, но и на уровень мышления человека, - подчеркнула она. - Правда, я не очень понимаю, куда идут потом выпускники профильных колледжей. Надеюсь, что они будут приняты сообществом кинематографистов и театрами.
Зав. кафедрой музыкальной звукорежиссуры РАМ им. Гнесиных Виктор Осадчев заметил, что среднее образование дает широкий круг возможностей, который позволяет выпускникам лучше определиться как с направлением дальнейшего образования, так и с местом работы.
Второй темой для дискуссии стал вопрос формирования специализаций внутри профильных стандартов по звукоредиссуре Сейчас есть три таких стандарта — аудиовизуальные искусства, музыкальная звукорежиссура и звукорежиссура зрелищных программ. Мария Соболева отметила, что в свете частых проблем с трудоустройством выпускников назрела необходимость в создании более гибкой системы стандартов с большим количеством специализаций внутри них.
Зав. кафедрой музыкальной звукорежиссуры Института современного искусства Семен Литвин поддержал эту инициативу. По его наблюдениям, студентам удается определиться с профилем не ранее конца четвертого курса, и это надо учитывать. Много недоработок есть и в системе модульного обучения, когда определенной дисциплиной студенты концентрированно занимаются в течение непродолжительного времени, откладывая все остальные предметы.
Анатолий Вейценфельд отметил, что некоторые студенты не желают учить «все подряд», и считают более правильным именно углубление в одну дисциплину. По его мнению, в таком подходе есть подводный камень: прогресс идет вперед, и казавшаяся вчера перспективной узкая специализация сегодня может оказаться никому не нужной.
Звукорежиссер и преподаватель Софья Кругликова предложила организовать между вузами обмен студентами не только для передачи опыта, но и для возможных «рокировок». Примерно два раза в год студенты имели бы возможность посещать «соседние» учебные заведения, чтобы иметь возможность выбрать дело, которое им больше по душе.
Из-за жесткого регламента проблема дистанционного обучения была затронута лишь пунктирно. Участники круглого стола сошлись на том, что данный формат плохо подходит именно для музыкального образования и договорились определить в перспективе наиболее оптимальную долю удаленного обучения в этой сфере.
Работу симпозиума подытожила Мария Соболева.
- Залог успеха мероприятия, на мой взгляд, - это программа, своим разнообразием охватывающая множество направлений деятельности всех специалистов, связанных со звукорежиссурой - рассказала она корреспонденту InterMedia. - Нам удалось значительно продвинуться в этом направлении. Потрясающие лекции на самые актуальные темы, интереснейшие мастер-классы дополнились в этом году техническими турами. Свои двери открыли лучшие студийные и театрально концертные комплексы столицы. Наши слушатели смогли попасть в такие места, как Большой театр, МГК им. П. Чайковского, «Мосфильм», электротеатр «Станиславский», «Геликон-оперу», Новую оперу и др. - увидеть техническое оснащение, оценить условия работы звукорежиссеров. Разрослась и выставка оборудования. Были показаны новые разработки лучших отечественных и зарубежных производителей. Новым форматом оказался Public talk. Идея поговорить о насущном с людьми, с которыми мы постоянно пересекаемся в творческом процессе - композиторами, исполнителями, продюсерами, захватила возможностью задать самые интересные вопросы. Оказалось, что это действительно увлекло и слушателей.
Удивительный подарок нам сделал Центр электроакустической музыки МГК им. П. Чайковского, проведя четыре интереснейшие тематические лекции и фантастический концерт в Рахманиновском зале. Также впервые на симпозиуме состоялась научная конференция. В перспективе лучшие российские учёные смогут представлять на ней свои идеи и новейшие разработки профессиональной общественности.
Мы считаем, что все это - очень перспективные направления, развивающие российскую музыкальную индустрию в целом, а потому их поддержка особенно важна.
Очень интересной оказалась и презентация нового учебника музыки - "Музыка. Теория и практика". Это настоящий концентрат знаний, который поможет многим - и звукорежиссерам и людям, желающим получить музыкальное образование, - быстро и глубоко познать суть музыкального искусства.
Одним словом, на симпозиуме мы показали много современного, интересного, ранее не очень доступного, открыли для всех желающих двери в святая святых музыкальной индустрии.
Дополнительная информация - на официальном сайте организатора симпозиума
Григорий Лепс отметит день рождения стадионным концертом
Григорий Лепс выступит в ДС «Мегаспорт» 15 июля 2024 года. Концерт состоится накануне 62-го дня рождения артиста, который он будет отмечать 16 июля, поэтому его программа получила название «Концерт в день рождения». Детали предстоящего выступления пока не объявлены. Первоначально концерт планировалось провести в Crocus City Hall, где он традиционно проходил уже несколько лет.
Ранее агентство «ИнтеМедиа» сообщило, что Григорий Лепс выбил телефон из рук снимавшей его фанатки. Инцидент произошел на концерте музыканта в Костроме 13 апреля 2024 года. Певцу не понравилось, что одна из зрительниц концерта стала снимать его со слишком близкого расстояния.
Ёлка, Мари Краймбрери и «Винтаж» выступят на уютном «Вельвет фесте»
Фестиваль «Вельвет фест» состоится в саду «Эрмитаж» 18 августа 20924 года. Организатором выступает компания SAV Entertainment, в которой этот фестиваль называют «самым уютным музыкальным событием лета».
Участниками программы станут артисты лейбла Velvet Music Ёлка (на фото), Мари Краймбрери, Владимир Пресняков, «Уматурман», Нюша, Ева Польна, Наталья Подольская, Звонкий, группы «Винтаж», «Чи-Ли» и др. В этот вечер они исполнят свои главные хиты и, возможно, представят новинки.
Ранее стало известно, что III Moscow Jazz Festival пройдет в Москве с 10 по 16 июня 2024 года.. Среди хедлайнеров в этом году – Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр, Дафер Юссеф (Тунис), Ришар Бона (США), Авишай Коэн (Израиль), Константин Хабенский, Дмитрий Маликов с программой Pianomaniя Jazz, Виктор Добронравов и ансамбль «Кинопроектор», Роберто Фонсека (Куба), «Меджикул», Jukebox Trio и др.
Сергей Лазарев и Николай Басков проведут «Народный кастинг» шоу «Ну-ка, все вместе!»
Продолжение масштабного вокального проекта «Ну-ка, все вместе!» готовят телеканал «Россия» и компания «ВайТ Медиа». Прием заявок для участия в новом шоу «Ну-ка, все вместе! Народный кастинг» стартовал в середине весны 2024 года.
Лидер сотни Сергей Лазарев и бессменный ведущий шоу Николай Басков отправляются в города России на поиски новых талантов, а помогать им в этом будут музыкальные эксперты. 10 мая кастинг пройдет в Сочи («Сочи Парк»), 12 мая – в Екатеринбурге («ЦК Урал»), 19 мая – в Нижнем Новгороде (DKRT), 6 июня – в Москве («Мосфильм») и 13 июня – в Уфе («Тинькофф Холл»).
К участию приглашаются исполнители возрастом от 18 лет, мечтающие попасть на большую сцену. Создатели проекта советуют претендентам уже сейчас начать подготовку к выступлению: продумать образ и правильно подобрать композицию, которая во всей красе покажет вокальные данные и индивидуальность участника. Каждому из кандидатов предстоит покорить членов жюри - лидера сотни Сергея Лазарева, ведущего шоу Николая Баскова и членов сотни –Этери Бериашвили, Олега Влади, Ирину Ортман, Еву Власову, Арсения Бородина, Елену Евстигнееву, Андрея Солода, Марселя, Ирину Олифер, Николая Ерохина, Григория Юрченко и др. Исполнители, отобранные в процессе съемок «Народного кастинга», получат шанс принять участие в новом шестом сезоне «Ну-ка, все вместе!», сроки выхода которого пока не объявлены.
Для участия в съемке шоу «Ну-ка, все вместе! Народный кастинг» вокалистам необходимо заполнить анкету на медиаплатформе «Смотрим» или на сайте компании «ВайТ Медиа», рассказать о себе, перечислить репертуар, приложить видеовизитку и оставить контактные данные. Прием заявок продлится в каждом городе до начала съемки.
«ИнтерМедиа» напоминает, что финал прошлого сезона вокального шоу «Ну-ка, все вместе! Хором!» состоялся на канале «Россия 8 марта 2024 года. В нем приняли участие хор «Каданс» Детской филармонии Хакасской республиканской филармонии им. В.Г.Чаптыкова из Абакана, ансамбль «Сулико» из Москвы, мужской хор Art'o'dox Воронежской государственной филармонии, академический мужской хор МИФИ Национального исследовательского ядерного университета Москвы, камерный хор «Петербургские серенады» из Пушкина, ансамбль Arielle из Москвы, Государственный камерный хор Республики Татарстан из Казани, эстрадный хор Open Sound из Москвы и джаз-хор Свердловской государственной детской филармонии из Екатеринбурга.