Роберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летияДима Билан получил три статуэтки премии «Виктория-2024»Семен Трескунов и Роман Либеров признаны иноагентами в РФУмер Александр ШирвиндтГруппа «Город 312» нашла новую солистку на «Голосе»Скончалась Наталия КасаткинаМарина Кравец родила вторую дочкуОливия Манн перенесла операцию по удалению грудиЕвгений Петросян вновь стал отцом«Оппенгеймер» собрал урожай «Оскаров»Умерла диктор ЦТ Светлана Моргунова«Винни-Пух: Кровь и мёд» и Меган Фокс собрали урожай «Золотой малины»

Рецензия на сериал «Основание»: Мультивселенная Айзека Азимова для тех, кому мало «Дюны»

постер к сериалу «Основание»

Оценка: 8 из 10

Сериал «Основание» вышел на стриминговом сервисе AppleTV+ 24 сентября 2021 года. В ролях: Джаред Харрис, Ли Пейс и другие.

Видеосервис Apple TV+ запустился в ноябре 2019 года, но только сейчас решил выпустить сериал, который претендует на статус настоящего козыря компании. Стриминг взялся не просто за классику научной фантастики, но решил выпустить экранизацию произведения, которое долгое время считалось непосильным для адаптации на экране – цикл «Основание» Айзека Азимова.

Чтобы лучше разобраться во всех плюсах и минусах нового сериала, пожалуй, стоит сказать несколько слов про самого писателя и его огромное литературное наследие. Айзек Азимов – уже не просто классик, но и родоначальник научной фантастики, чей вклад в жанр где-то на уровне Рэя Брэдбери, Артура Кларка, братьев Стругацких, Станислава Лема, Филипа Дика и ряда других. Литературные произведения о будущем человечества существуют аж со второго столетия, но именно Айзек Азимов придумал многие условности и правила жанра, которыми активно стали пользоваться поколения писателей-фантастов, пишущих после него – например, три закона робототехники, на которые сейчас ориентируются не только новые авторы, но и разработчики искусственного интеллекта.

Среди главных работ Айзека Азимова – трилогия про Галактическую империю, серия детективов про робота Дэниела Оливо, а также семь романов из цикла «Основание». При этом все это – глобальный кроссовер: в заключительных романах выясняется, что Транторианская Империя из «Основания» и Галактическая империя – это одна и та же организация, а персонаж Эдо Демерзель на самом деле – еще одна личина робота Дэниела Оливо. Создать глобальный литературный кроссовер, связать все миры в один – это событие для читателей того времени по степени неординарности было сравнимо разве что с выходом первых «Мстителей» в 2012 году. Никто не думал, что это возможно, но это случилось.

С момента выхода «Мстителей» прошло всего девять лет – а зрители уже возмущаются, если в каком-либо новом блокбастере нет намеков на другие фильмы и других героев: настолько прочно в нашу жизнь вошло понятие мультивселенной. Айзек Азимов же придумал свой аналог мультивселенной задолго до появления блокбастеров от Marvel и DC.

При этом нельзя однозначно сказать, что в литературном плане серия «Основание» великолепна. По качеству книги получились очень разными, и многие считают, что под конец творческого пути Азимов исписался. Молодой аудитории его творчество и вовсе может показаться тягомотным, лишенным динамики и наполненным излишним количеством диалогов – ведь творческий путь автора начался еще в 1950-х годах, когда писали совсем иначе (без ваших модных сторителлингов и литературных онлайн-курсов).

Возвращаясь к сериалу, стоит отметить, что стилистически и атмосферно он оказался куда ближе к литературному Азимову, чем все прочие экранизации (например, «Я, робот» и «Двухсотлетний человек»). Он такой же неторопливый, так же медленно раскачивается и так же полон диалогов. Значительную долю времени в нем занимают красочные локации – не важно, показывают ли технологически продвинутый Трантор (столицу Империи) или же просто великолепные виды какой-нибудь заброшенной планеты с окраин Галактики. Визуально все это чудовищно напоминает смесь старых «Звездных войн» и новой «Дюны». При этом фильм Дени Вильнева, хоть и выглядит амбициозным технически совершенным гигантом, но воспринимается при этом холодно, будто бы внешний облик и музыка волновали режиссера больше, чем сама драма. «Основание» в этом плане куда честнее. Оно не пытается поражать своим масштабом, а концентрируется на отдельных личных историях. Известно, что Айзек Азимов сочинял этот цикл, ориентируясь на историю развала Римской империи. Визуально и сюжетно в сериале отсылок к Римской империи также предостаточно.

При этом экранное «Основание» взяло от литературного первоисточника только самое… основание.

Итак, существует великая галактическая Транторианская Империя, охватывающая планеты всего Млечного пути. Внешне она благополучна, но ученый Гэри Сэлдон, ориентируясь на собственные математические расчеты, предсказывает ее скорую гибель. Он даже разрабатывает специальную науку, которая прогнозирует глобальные процессы – психоисторию. При этом Гэри Сэлдон хочет лишь одного – отсрочить темные времена для человечества, а также создать плацдарм для его возрождения. По его задумке в этом должна помочь организация «Основание», которая соберет и сохранит все ценные знания и технологии со всех планет. Катастрофический прогноз ученого понятен очень немногим, остальные либо просто не в состоянии его осмыслить, либо считают подстрекательством к революции.

Здесь же стоит вновь вернуться к сюжету Айзека Азимова. В этом цикле он показал себя не просто писателем-фантастом, а настоящим визионером. Наука психоистория действительно появилась в дальнейшем, хоть и была немного о другом. То явление, о котором он сочинял, оказалось ближе всего к тому, что в наше время принято называть big data или большими данными. Разумеется, во время Азимова невозможно было представить себе ни такой объем данных, который можно будет обработать, ни появление для этого особой профессии, поэтому в его трактовке этой наукой занимаются исключительно математики.

Но сериал не стали пытаться осовременить. У авторов был соблазн рассказать историю про сбор больших данных корпорациями или про появление профессии дата-аналитиков. Вместо этого «Основание» старается максимально следовать духу книг Азимова, даже если это отдает каким-то ретрофутуризмом.

Весь остальной сюжет уходит в совершенно другую сторону, нежели шли книги. В этом подходе есть смысл – оригинальные романы описывали, скорее, ту самую историю движения масс, не так заметно концентрируясь на персонажах. Адаптировать все дословно и смотрибельно было бы даже не сложно, а попросту невозможно.

Структурно сюжет заметно напоминает «Игру престолов». Вот вам политические стычки между Сэлдоном и императором Клеоном, вот вам внутренние распри между народами разных планет. Политики в сериале много. Опять же, обойтись без деталей там, где Азимов наметил лишь общие штрихи, при всем желании бы не получилось.

Стоит быть готовыми и к другим существенным расхождениям с книгами. Например, помощник Сэлдона Гаал и робот Эдо Демерзель в сериале – девушки, а Клеон – несколько сменяющих друг друга клонов, на протяжении 400 лет выращиваемых из ДНК первого императора. Серьезно отличается от оригинальной и судьба самого Сэлдона.

Во время просмотра сериала кто-то, вполне вероятно, сильно оскорбится таким вольным обхождением с первоисточником. Даже сочтет их неуважением к автору. Азимову на эти претензии, скорее всего, было бы плевать – он всегда считал, что научная фантастика призвана рассказать людям, как любить друг друга, дружить и не враждовать. Сериал старается следовать в первую очередь этой идее. Но если для вас важнее не думать при просмотре каждые пять минут «Какого черта здесь происходит? В книгах было иначе», то лучше все-таки обойти сериал стороной. Другие же, скорее всего, оценят «Основание» как крайне занимательное зрелище.

P.S.: Среди актеров, как ни странно, больше всех приковывает внимание не Джаред Харрис, сыгравший доктора Гэри Сэлдона, а Ли Пейс, исполнивший роль одного из клонов императора Клеона. Всем, кто все еще не может забыть Трандуила из «Хоббита», его участие в сериале будет обязательным поводом к просмотру.

Павел Соломатин, InterMedia

Фото: постер к сериалу «Основание»
Теги: Павел Соломатин, Ли Пейс, Джаред Харрис, Айзек Азимов, Основание, Apple TV+

Евгений Шириков участвует в подпольных боях в трейлере «Панчера»

постер к сериалу

Премьера спортивной драмы «Панчер» состоится в онлайн-кинотеатре Premier 11 апреля 2024 года. Сериал производства «Кинокомпании 8 студия» и «Кинокомпании братьев Андреасян» покажет историю спортсмена, который из-за трагической случайности пересмотрел свои ценности и начал новую жизнь, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе проекта.

Главный герой сериала – Виктор, чемпион мира по боксу и любимец болельщиков. По трагической случайности он становится виновником непреднамеренного убийства. В одно мгновенье вся жизнь и карьера национальной звезды рушится, и ему приходится ответить за содеянное. Отбыв наказание, Виктор пытается построить карьеру в подпольных боях, но и здесь никто не ждет от него успехов, слава уже давно ушла, и о его прошлых заслугах помнят только самые близкие люди. Однако Виктор не отчаивается и становится тренером пацанов из детдома. Помогая детям, бывший боксер начинает помогать себе – он пересматривает отношение к жизни и ценности и ищет способ самому стать лучше.

Роль Виктора в «Панчере» исполнил Евгений Шириков. В сериале также снялись Елизавета Моряк, Ян Цапник, Дмитрий Поднозов, Федор Федосеев, Виктория Бычкова, Марина Денисова и другие. Режиссером сериала выступил Евгений Татаров, авторы сценария – Евгений Татаров и Евгений Шириков.

- «Панчер» – это мотивирующая спортивная драма, которая откликнется в сердце каждого зрителя, - говорит Евгений Шириков. - Это история о преодолении, искуплении, борьбе, предательстве и любви. Это актуальный сериал, в котором поднимается много насущных тем – проблемы отцов и детей, зависимость от социальных трендов, дети из детских домов, дети с аутизмом и многое другое. Но несмотря на такое обилие смыслов, главная мысль сериала проста: во что бы то ни стало всегда оставайтесь человеком.

Актер отметил, что при создании этой картины вся их съемочная группа словно прошла путь олимпийцев.

– Мы преодолевали, боролись, побеждали и радовались, - вспоминает Евгений Шириков. - Я тоже прошел этот путь – много тренировался при подготовке к съемкам и во всех боях снимался без дублера. А в последний съемочный день я провел несколько поединков с травмированной ногой. При этом «Панчер» – это жизненная драма, где есть очень сильные сцены, которые поднимают важные темы.

Ранее онлайн-кинотеатр Start представил первый тизер-трейлер сериала «Красные линии». Это спин-офф и приквел сериала «Бывшие», посвященный героине Полины Гагариной – Елене Берн. Действие разворачивается на три года раньше событий третьего сезона (где и появилась Берн).

Фото: постер к сериалу
Теги: анонс показа, сериалы, Premier, Панчер
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

На CPS-2024 представили сервисы для управления правами на медиапродукт на всех этапах жизненного цикла

пресс-служба IPEX

Сессия «Управление авторскими правами в цифровом мире: вызовы для киноиндустрии» состоялась в рамках 20-й международной выставки оборудования для медиапроизводства CPS-2024. Профессиональному сообществу были представлены инструменты, позволяющие максимально эффективно работать с правами на видеоконтент в цифровой среде на всех этапах его жизненного цикла.

Как и любой креативный продукт, кино, сериалы или их составные элементы, например сценарии, представляют собой объекты интеллектуальных прав. Авторские права возникают автоматически в момент создания произведения, однако, для того чтобы иметь козырь в рукаве на случай спора об авторстве, очень полезно заранее позаботиться о подтверждении этих прав. Раньше для этого шли к нотариусу или отправляли себе самому заказное письмо с экземпляром произведения. Сегодня для этого существует услуга цифрового депонирования, о которой рассказал генеральный директор сервиса n’RIS Николай Турубар.

- Мы берем ваш объект, помещаем его в защищенную ячейку, шифруем, записываем данные о нем в общественно-государственной блокчейн-инфраструктуре РЦИС.РФ и выдаем вам свидетельство о депонировании, с которым наши клиенты пока ни разу не проиграли в судах, - сказал он.

По словам Николая Турубара, вся процедура занимает несколько минут: файл с компьютера переносится в онлайн-ячейку, снабжается описанием (при этом сам сервис не знает, что именно находится в ячейке, утечки от него быть не может), далее происходит шифрование файла, осуществляется трехкратное резервирование и простановка цифровых меток места и времени «КриптоПро» или, для зарубежных юрисдикций, OriginStamp. Представитель n’RIS уточнил, что при наличии свидетельства о депонировании в 84% случаев споры решаются в досудебном порядке — достаточно простой претензии.

Проект «Hypergraph.Кино» в свою очередь позволяет автоматизировать работу с каталогами аудиовизуальных произведений, вести учет приобретенных и использованных лицензий, а также расчет и распределение вознаграждений. Он незаменим для продюсеров, дистрибьюторов, кинотеатральных сетей и всех, кто так или иначе участвует в кинорынке, особенно в процессе масштабирования бизнеса. Так, заинтересованный пользователь может в считаные секунды получить выборку по заданным параметрам, например, найти исчерпывающий ответ по запросу «Сериалы в жанре триллер, которые можно было бы продать в Испании в марте 2025 года». Без сервиса задача поиска подходящего коммерческого предложения заняла бы недели две.

- «Hypergraph.Кино — это модульная система, способная переварить любой объем каталогов и данных, — отметил коммерческий директор проекта Павел Марченко.

Первый модуль — это каталоги аудиовизуальных произведений с метаданными, описывающими каждый объект по 25 параметрам, с кастомизируемым справочником по видам прав, территориям, площадкам, а также с удобным поиском. Второй — система для работы с правами и договорами, позволяющая сэкономить время и исключить коллизии при заключении сделок. Третий модуль — управление кинопрокатом: роспись кинотеатров, учет всех платежей и задолженностей, управление логистикой копий и рекламных материалов. Четвертый модуль предназначен для автоматизации сбора и распределения роялти. Важно, что «Hypergraph.Кино» легко кастомизировать под конкретные задачи клиента, а в прошлом году Ассоциация АПКИТ рекомендовала его как надежное решение для нужд кинорынка.

После того как интеллектуальные права зафиксированы и тем или иным способом расписаны, приходит время подумать о монетизации контента. Здесь неоценимым для креаторов может оказаться маркетплейс для покупки и продажи прав на творческий контент IPEX. Среди более чем 1,5 млн единиц материалов, представленных на платформе, объекты самого разного типа — от музыки и видео до текстов и фотографий. По словам руководителя проекта Дарьи Воиновой, киноиндустрии могут быть особо полезны футажи с аэросъемкой или музыкальные композиции, которые можно использовать в саундтреке. Именно на IPEX были приобретены права на музыку для сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» и многих других известных сериалов и фильмов.

Особенность платформы в том, что в ее функционал «зашита» крайне продвинутая юридическая подложка. При заключении сделки автоматически формируется договор, который учитывает все необходимые условия: срок, территорию, способы использования объекта. На выходе получается грамотный юридический договор, который заверяется электронной подписью. При этом, разобраться в нем крайне просто, так как все оформлено с применением современных технологий и интуитивно понятных решений на основе LegalDesign. Это позволяет сэкономить время и деньги на услугах дорогостоящих юристов и сомнительных посредников. А еще на IPEX пользователь никогда не останется один на один с бездушной машиной, отметила руководитель проекта Дарья Воинова.

- Если вы что-то не нашли, вы всегда можете обратиться в службу поддержки. Наши специалисты вникнут в задачи вашего проекта и помогут подобрать необходимый контент. Мы настроены на долгосрочное сотрудничество, - сказала она.

Монетизация может оказаться весьма проблематичной, если контент украден пиратами. Слитая в первый уикенд проката копия легко может стоить бокс-офиса. Поэтому важна не только пассивная защита, например предварительное депонирование продукта на n’RIS, но и активная борьба с нарушениями. Как рассказал Николай Турубар, в этом киноиндустрии и медиахолдингам поможет сервис «Антипиратство».

- Нейросети по цифровому отпечатку и облаку тегов ищут контент на десятках миллионов площадок. При этом ИИ имитирует поведение пользователя в поисках пиратского контента: “слово пацана смотреть бесплатно”, “слово пацана онлайн бесплатно в HD-качестве”. Неважно, что контент переведен, пережат, зеркально развернут, снабжен титрами, — «Антипираство» найдет его, - уверен Николай Турубар.

После того как как контент найден, система в автоматическом режиме разошлет досудебные претензии администраторам сайтов, провайдерам хостинга и регистраторам доменных имен. Если претензия не возымеет действия, к работе подключатся юристы «Антипираства», которые напишут необходимые обращения в Роскомнадзор или Мосгорсуд. Так или иначе, найти удается 99% пиратских копий, из которых 90% незамедлительно блокируются.

Мониторить контент можно не только на сайтах и платформах, но и в режиме реального времени: в теле- и радиоэфире, соцсетях, в потоковом аудио и видео. Для этого служит сервис SonicScout. По словам руководителя проекта Евгения Хильченко, данный инструмент в равной мере полезен правообладателям, заинтересованным в пресечении нарушений авторских или смежных прав, компаниям, стремящимся защищать свои бренды и проводить мониторинг и анализ их упоминания в СМИ и блогосфере, и, разумеется, креативным индустриям, и в том числе кинобизнесу, заинтересованному в оценке восприятия контента и пресечении нарушений.

- Трейлер, музыка, обсуждения фильма на радио, ТВ или в подкасте, - все это, разумеется, попадет в мониторинг, с указанием модальности упоминания и многими другими дополнительными параметрами. А на основе этой информации продюсеры или дистрибьютеры смогут скорректировать маркетинговую стратегию или пресечь нарушения, — подчеркнул Евгений Хильченко.

Среди вопросов, которые возникли у аудитории, возможность регистрации творческого псевдонима или, например, фиксации прав на такое произведение искусства, как скульптура. Подробную информацию обо всех нюансах работы сервисов можно найти возле их стенда на выставке.

Фото: пресс-служба IPEX
Теги: авторские права, IPEX

Полина Гагарина знакомится с Ильей Любимовым в трейлере «Красных линий»

онлайн-кинотеатр Start

Первый тизер-трейлер сериала «Красные линии» представил 29 марта 2024 года онлайн-кинотеатр Start. «ИнтерМедиа» напоминает, что это спин-офф и приквел сериала «Бывшие», посвященный героине Полины Гагариной – Елене Берн. Действие разворачивается на три года раньше событий третьего сезона (где и появилась Берн).

Лена Огурцова (Гагарина) - пока еще скромная начинающая писательница из небольшого города, много лет пишущая свой первый роман, издание которого — ее единственный шанс на свободу. Она пытается вырваться из абьюзивных отношений с мужем (Ростислав Бершауэр), но, обретя надежду на новую жизнь, становится жертвой своего кумира – известного писателя Михаила Наумова (Илья Любимов).

Сериал предложит зрителю погрузиться в жестокий и своенравный мир, где талантливая писательница вынуждена сражаться за свое творение, за правду, за себя, и пройти вместе с ней непростой путь трансформации из Лены Огурцовой в Елену Берн.

Главные роли также исполнили Александра Флоринская, Алексей Маклаков, Сергей Бредюк, Тина Стойилкович и другие.

Режиссер-постановщик Гамлет Дульян признается, что при первом прочтении сценария не знал, что «Красные линии» как-то связаны с «Бывшими»:

- Я его читал абсолютно как новую историю. И впоследствии предложил новую стилистику и концепцию, которая бы отличалась от оригинального сериала. Я предложил изменить жанр классической мелодрамы и направить историю в русло нуара и романтического триллера, потому что история становления такого персонажа как Елена Берн требует создания определенной атмосферы. И чтобы раскрыть нашу героиню, я посчитал необходимым использовать именно такую подачу истории, в которой переплетались бы страсть с напряжением. И я очень рад, что мы нашли общий язык с авторами сценария и продюсером проекта.

Премьера «Красных линий» состоится на Start весной этого года, дата будет объявлена позже.

β 16+