Масштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летия

На Российской креативной неделе представили мир без интеллектуальной собственности

02.09.2021 08:39 Театр и шоу Рубрика: Хроника 16+
Филипп Мануйлов

Дискуссия «Право интеллектуальной собственности – как защитить свое творчество» состоялась на площадке «Деловая программа» Российской креативной недели 29 августа 2021 года. Модератор, президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев(на фото) открыл встречу провокационным вопросом: «Возможен ли мир без интеллектуального права?» Эксперты сошлись на том, что отсутствие регулирования не поставит под угрозу существование креативности как явления, но не позволит ей лечь в основу индустрий.

- Мир без IP… Наверное, это мир, в котором снова появятся крепостные музыканты, крепостные оркестры, крепостные театры. Потому что все равно кто-то должен будет вкладывать в это деньги, быть держателем этой монетизации. Раньше это был дворянин, у которого был, например, частный оркестр. Он владел людьми, а они создавали – рисовали, писали и исполняли музыку, создавали скульптуры и архитектурные шедевры, и это искусство дальше монетизировалось в виде представлений.

Представить себе новейшее время без интеллектуального права невозможно, – полагает председатель Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский.

Андрей Кричевский

Советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», советник Федеральной палаты адвокатов (ФПА) России Елена Авакян отметила:

- Механизм защиты авторов необходим, но в изменяющемся мире нужно задуматься о самом смысле института интеллектуального права, которое возникло как инструмент поощрения творчества. Сегодня благодаря YouTube и другим платформам каждый день производится огромное количество контента, пусть на него иногда без слез и не взглянешь. Должны ли мы стимулировать это творчество? Возможно, сама концепция правовой охраны интеллектуальных продуктов постепенно должна меняться.

Эксперт уверена, что в условиях экономики впечатлений, когда внимание аудитории становится основной ценностью, право интеллектуальной собственности стоит как минимум хорошо откалибровать, уравновесить интересы платформ, общества и творцов.

Директор юридического департамента ПАО «МТС» Анна Войцехович отметила, что интеллектуальная собственность – это не только самодеятельное интернет-творчество, но и «начинка» вполне традиционных индустриальных продуктов.

- Например, МТС – это не столько вышки, сколько 6 тысяч программистов, сидящих в небоскребе. Код, который они пишут, со временем, быть может, будет стоить дороже материальной инфраструктуры. Вышки 5G бесполезны без программного продукта.

Александр Химчук

В таких компаниях, как МТС, управление интеллектуальными правами – предмет особой корпоративной заботы, важнейшая часть правовой культуры всей компании. Тех же программистов специально обучают ответственно обращаться с результатами своего труда, заключать и соблюдать договоры. Но во многих отраслях отношения авторов, правообладателей, пользователей и лицензиатов остаются непрозрачными. Так, композитор, музыкант, продюсер проекта Estradarada Александр Химчук посетовал, что, заключая договор, автор зачастую не имеет представления ни о том, какой будет цепочка посредников, ни о том, каким будет фактический объем использования его произведения.

Однако вопрос прозрачности можно решить только с помощью цифровых технологий. Об инструментах такого управления рассказала управляющая IT-проектами Ассоциации IPChain Валерия Брусникина. По ее словам, часть контента идентифицируется с помощью Content ID, чтобы использование произведений можно было монетизировать, параллельно блокируя распространение пиратских копий.

- У онлайн-кинотеатров 60 млн пользователей, 30 млн пользователей у музыкальных сервисов, книжными пользуются 12,5 млн пользователей, платформами с аудиокнигами – больше 1 млн. Управлять таким количеством контента без цифровых инструментов невозможно. Контент необходимо сначала создать, популяризировать, а уже потом монетизировать, не забывая о защите, – отметила Валерия Брусникина.

Валерия Брусникина

Она напомнила, что цифровой оборот прав уже успешно обеспечивается специализированными платформами и сервисами – n'RIS, Fonmix, IPEX, Сo-Fi, работающими на базе распределенного реестра IPChain.

Валерия Брусникина полагает, что мир без IP невозможен.

- Не будет интеллектуального права – не будет и качественного контента, ведь на его производство нужны деньги. Система интеллектуальных прав, так же как и финансовая система – один из основных системных механизмов развития современного общества и современной экономики, - уверена эксперт.

Интеллектуальное право – основной способ защиты инвестиций в творческий продукт. Это лучше всего понятно компаниям, занятым производством контента. Поэтому «Газпром-медиа» был одним из инициаторов Антипиратского меморандума, а сейчас продвигает идею единого измерителя аудитории во всех средах.

- Для государства эти данные могли бы стать инструментом для более гибкого управления инвестициями, для авторов и правообладателей – основой прозрачного и справедливого распределения вознаграждения, а также решений о дальнейшей судьбе контента, – отметила заместитель генерального директора холдинга «Газпром-медиа» Юлия Голубева. -Простой пример – фильм «Серебряные коньки», который не показал экстраординарных результатов в кинопрокате, однако собрал хорошую кассу на платформах. Не располагая этими возможностями, продюсеры вряд ли приняли бы решение о запуске сиквела.

Юлия Голубева

Юлия Голубева посетовала, что Антипиратский меморандум до сих пор не стал законом.

Андрей Кричевский заметил, что если имеется в виду законопроект депутата Государственной Думы Сергея Боярского, то вряд ли стоит печалиться, что он до сих пор не принят. По его словам, меморандум хотя бы немного работает в отношении кино, но практически невозможно представить распространение его действия на музыкальный и литературный рынки.

- Текущая секторальная сделка по сути ограничивается кино. Как только вы попытаетесь распространить ее действие на соседние индустрии, например, на музыку или книги, вы потерпите фиаско – все, там это не работает. Даже на удаление ссылок на видео тратится огромное количество человекочасов, а в музыке речь идет о миллионах тайтлов. Механизм меморандума – яркий и положительный пример самоорганизации отрасли, но он, к сожалению, не масштабируем, – пояснил свою позицию председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям.

Чтобы подобная антипиратская система работала, нужно вести речь не только о «черных списках» пиратов, но и о «белых списках» добросовестных правообладателей и лицензиатов, позволяющих по умолчанию ограничить потребление пиратского контента. Юлия Голубева высказала идею, что даже маркировка поисковыми системами легальных платформ и сайтов, распространяющих контент, могла бы стать мощным инструментом развития культуры честного потребления. Однако ни о чем подобном в существующем законопроекте пока что речи не идет.

Без интеллектуальной собственности определенно не сможет обойтись промышленность, где временная монополия на дизайн или технические решения – залог развития технологий.

- Сегодня лидеры по подаче патентных заявок – металлурги. К сожалению, пока не отечественные, а японские и корейские, – сказала генеральный директор компании «Онлайн патент» Алина Акиншина.

Елена Авакян

По ее словам, сложность в том, что патентное право предполагает большое количество формальных процедур, и потому «перенести» промышленную собственность в современную IP-инфраструктуру значительно труднее, чем объекты авторского права, которые и создаются, и дистрибутируются, и потребляются в цифровой форме. Однако эту задачу Алина Акиншина не считает безнадежной.

Директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимир Энтин иронически заметил, что если и есть отрасль еще более инертная, чем металлургия, то это правоприменение. Юрист напомнил, что с миром без интеллектуальной собственности любой мог иметь дело вплоть до начала 90-х годов:

- Ее вопросами в Советском Союзе занимались два ведомства: Главлит и ведомство, решавшее вопросы секретности.

Сегодня же, по мнению Владимира Энтина, проблема не в самом интеллектуальном праве, а в сомнительных административных процедурах и неочевидных административных регламентах того же Роспатента. Так, реестр общеизвестных товарных знаков содержит обозначения, которые никто не знает, а разбирательствами в сфере промышленной собственности занимается Палата по патентным спорам, подчиненная тому ведомству, решения которого, собственно, в ней и оспариваются. По словам эксперта, патентные споры и вопрос общеизвестности товарных знаков целесообразно передать в компетенцию судебной системы.

Сергей Матвеев предположил, что комплекс судебной практики, секторальных сделок и цифровой инфраструктуры вполне может составить рабочую альтернативу Федеральной службе по интеллектуальной собственности.

- Вероятно, либо Роспатент станет децентрализованным, реально цифровым, и присоединится к народу, либо мы утратим институт патентного права – он будет игнорироваться рынком, о чем уже сейчас ярко свидетельствует печальная статистика ведомства, – отметил он.

Без существующих наработок и исследований по защите интеллектуальной собственности становление креативной индустрии и трансформация экономики становятся невозможными, пришли к единому мнению участники дискуссии. Они сформулировали ориентиры для развития отрасли. В первую очередь, это улучшение инфраструктуры честной фиксации сделок для повышения взаимного доверия участников рынка. Еще одним важным свойством IP эксперты назвали простоту – управление интеллектуальным правом должно быть легким и необременительным. Также необходимо повышать уровень знаний креативных специалистов о существующих продуктах, позволяющих защищать свою собственность и зарабатывать на ней. Если придерживаться такого плана, то рынок креативных индустрий может рассчитывать на взрывной рост.

Дополнительная информация: rspp_committee@ipci.pro

Скончался Зураб Базоркин из Самарского театра оперы и балета

соцсети

Актер и педагог Зураб Базоркин скончался на 78-м году жизни 24 апреля 2024 года. Соболезнования по поводу его кончины выразил коллектив Самарского театра оперы и балета, в котором он служил с 1976 года. Прощание с Зурабом Базоркиным состоится в Колонном зале театра в 25 апреля.

Среди ролей актера - Амонсро ("Аида"), Ренато ("Бал-маскарад"), Онегин ("Евгений Онегин"), Мизгирь ("Снегурочка") и многие другие. Зураб Базоркин был народным артистом Ингушской АССР.

Как мы сообщали ранее, Филипп Лоденбаш умер на 89-м году 22 апреля 2024 года.

Фото: соцсети
Теги: смерть
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

«Ундервуд» отметит столетие Булата Окуджавы «Сентиментальным маршем» в МХТ имени Чехова

Лиза Беляева

Концерты «Сентиментальный марш», приуроченные ко Дню Победы и столетию Булата Окуджавы, пройдут в МХТ имени Чехова 8 и 9 мая 2024 года. Со сцены группа «Ундервуд» исполнит такие песни юбиляра, как «Надежды маленький оркестрик», «Песенка о бумажном солдатике», «Полночный троллейбус», «Дежурный по апрелю» и другие. Актеры Константин Хабенский, Ульяна Глушкова, Елизавета Ермакова и Владислава Сухорукова прочтут стихотворения Булата Окуджавы, отрывки из воспоминаний самого поэта и его современников.

- В моем детстве и юности везде, в том числе и в моей семье, звучали песни Окуджавы, и я впитал их в себя. Но уже в период студенчества, исполняя эти песни, я чувствовал, что они по энергии имеют право существовать в другом регистре, - говорит Константин Хабенский. - Эта идея долго сопровождала меня, и однажды я поделился ею с ребятами из «Ундервуда». Мы решили рискнуть и записать свои интерпретации. А теперь хотим проверить, насколько у нас это получилось.

Вокалист «Ундервуда» Максим Кучеренко признался, что скучает без песен Булата Окуджавы и желает, чтобы они заняли достойное место в современном музыкальном мире.

- Надо хорошее, доброе, талантливое слово не забывать, чтобы оно не утонуло в пучине истории, - вторит ему коллега по группе Владимир Ткаченко.

Как мы сообщали ранее, трибьют-альбом группы «Ундервуд» Булату Окуджаве «Проект О» вышел 5 апреля 2024 года. В релиз вошли 13 песен в электрических аранжировках. Альбом вышел в преддверии столетия Булата Окуджавы, которое будет отмечаться 9 мая 2024 года.

Театр «МОСТ» отметит юбилей пьесы «104 страницы про любовь»

23.04.2024 16:33 Театр и шоу Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой театра

Показы музыкальной мелодрамы «104 страницы про любовь» состоятся 24 апреля и 31 мая 202 года на Основной сцене Театра «МОСТ». Они будут приурочены к 60-летнему юбилею пьесы, который отмечается в этом году, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе театра.

Первая экранизация произведения, написанного Эдвардом Радзинским в 1964 году, дала старт его яркой театральной биографии – по всей стране и за рубежом появлялись многочисленные интерпретации история любви бортпроводницы и ученого. Зрителям Театра «МОСТ» будет показана режиссёрская работа Георгия Долмазяна.

- Этой истории 60 лет, а она всё звучит и звучит! Эдвард Радзинский очень тонко поймал и отразил эпоху. Действующие лица — самые главные люди поколения 60-х: физики-ядерщики, которые совершают гениальные научные открытия; стюардессы, летающие в небе; поэты, двигающие вперед восприятие новой молодежной культурной программы. Эта пьеса о духе определенного времени. И этот дух, кстати, необходим именно сейчас — дух лёгкости, счастья, любви, желания любить и быть любимым, – рассказывает Георгий Долмазян.

По словам режиссера, ему очень нравится, что в этой пьесе тема любви представлена без каких-либо прикрас.

- Любовь чистая, любовь ежесекундная — все события в пьесе происходят за очень короткий промежуток времени, - говорит Георгий Долмазян. - Это требует от героев искренности, перехода на другие обороты, и заставляет всё пережить, почувствовать здесь и сейчас, не продумывая своих действий. Здесь все события происходят фактически за одну неделю – как мгновение, как молния! Она сверкнула и исчезла навсегда.

Постановка «104 страницы про любовь» представлена как «музыкальная мелодрама». В главных ролях заняты ведущая актриса Театра «МОСТ» Наталья Дедейко и заслуженный артист РФ Александр Лырчиков.

Ранее стало известно, что показы драмы «На дне» в постановке Юрия Грымова по пьесе Максима Горького состоятся 24 апреля, 7 и 29 мая 2024 года на Малой сцене театра «Модерн». В своей постановке режиссер переместил действие спектакля из условной Хитровки на Рублёвку.

Фото: предоставлено пресс-службой театра
Теги: анонс спектакля, МОСТ, 104 страницы про любовь
β 16+