Ольгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФ

Рецензия на фильм Алексея Германа-младшего «Дело»: Пушкин этого не простит

кадр из фильма

Оценка: 7 из 10

Премьера драмы «Дело» прошла на Каннском кинофестивале в секции «Особый взгляд» 9 июля 2021 года. В России дистрибьютером картины станет компания All Media. Режиссёр: Алексей Герман мл. В ролях: Мераб Нинидзе, Анна Михалкова, Роза Хайруллина, Светлана Ходченкова, Александр Паль, Александра Бортич и другие.

Алексей Герман-младший ещё со своего дебютного фильма стал верным послом российского кино на главных мировых кинофестивалях. Однако в программу Каннского кинофестиваля его пригласили только сейчас – спустя 18 лет после премьеры «Последнего поезда». Это приятный сюрприз, как, впрочем, и само «Дело» — фильм-неожиданность, снятый режиссёром в карантинных условиях, пока производство большой международной картины про войну застопорилось из-за очередной волны пандемии.

Неожиданным «Дело» можно назвать ещё по одной причине: это ярко выраженное политическое кино, которое в России обычно если и снимается, то с опаской и с большими рисками так и не выйти в прокат. О политике в нашем кино либо стараются не говорить, либо прибегают к метафорам и образности, как в «Левиафане» Звягинцева. На мировой же авторской сцене к политическим фильмам привыкли, их высоко ценят (тот же «Левиафан» завоевал невообразимое количество наград), отчего и у Германа мл. есть все шансы на долгую фестивальную судьбу. Тем более что и тема его фильма хорошо знакома и крайне актуальна по сей день – домашний арест. Из-за которого, между прочим, два года назад на Каннский кинофестиваль не доехало сразу два режиссёра – иранец Джафар Панахи и наш Кирилл Серебренников, снова на этот раз пропускающий премьеру своего нового фильма на Лазурном берегу.

В фильме Германа-младшего запертым в собственной квартире оказывает Давид (Мераб Нинидзе), преподаватель литературы Серебряного века в провинциальном ВУЗе. Его обвиняют в казнокрадстве – в краже гранта на проведение научной конференции. Давид клянётся, что никаких денег он не брал, да и конференцию провёл успешно. Он подозревает, что дело сфабриковано, потому что чуть раньше запостил в свой соцсети собственное мини-расследование о том, как мэр их городка, по его сведениям, украл 5 миллионов, что выделили на памятник Петру I.

Давид – узник, но, как у Сартра (из которого, кстати, взят эпиграф к фильму), он свободен принять решение – смириться или бороться за своё освобождение. Герой нанимает адвоката, продолжает мирно протестовать, вывешивая лозунги на простыне у себя на балконе, и надеется на справедливость. Тем не менее основной «экшен» такого сюжета (суды, разбирательства, разговоры с общественностью) остаётся за кадром – мы, как и герой Нинидзе, на протяжении всего фильма заперты в его захламлённой квартире, откуда нам позволяют лишь иногда выйти прогуляться недалеко от дома.

С единством места действия львиную долю зрительского внимания утягивает на себя обстановка, в которой существует Давид. Елена Окопная, постоянный художник-постановщик всех фильмов Германа-младшего (а ещё его жена), получившая за «Довлатова» приз в Берлине, снова радует глаз внимательного зрителя. Квартира, в которой Давид живёт вместе с мамой (Роза Хайруллина), напоминает склад какого-то музея: на стене висит портрет Ахматовой, у кровати хранятся японские маски, на полке – книги Мандельштама, стихи которого Давид читает собаке. С советским поэтом герой сравнивает себя и вовсе прямым текстом: мол, его конфликт с мэром – это как конфликт Мандельштама и Сталина.

В целом многое в «Деле» проговаривается вслух и подаётся в лоб. Здесь нет особой тонкости в сценарии, как, например, у Джафара Панахи в изобретательной документальной работе «Это не фильм», где по-настоящему сидящий под домашним арестом режиссёр использовал иронию в качестве политического высказывания. Герман же не намерен сглаживать углы или завуалировано размышлять о коррупции, хотя порой в фильме всё же пробиваются нотки исконно русского абсурда. Соседи и местные жители, устроившие мини-пикет под окном Давида, уверяют, что он украл деньги не у какой-то там государственной организации, а у самого Пушкина, по их мнению, написавшего «Преступление и наказание».

Герман прямо проводит параллель между неграмотным народом и теми, кто поддерживает мэра (в контексте фильма – теми, кто отрицает коррупцию). Даже основной представитель власти предстаёт в абсурдном образе начитанного следователя (Александр Паль), с которым у Давида завязывается небольшой разговор про Оруэлла, заканчивающийся на фразе как раз в духе «1984»: лучше признайтесь, так проще будет.

Протагонист у Германа вышел противоречивым по всем пунктам. Занимается спортом, но с сигаретой в зубах. Учёный человек, но делает шаржи с изображением того, как мэр «сношается» со страусом. Интеллигентный полиглот, но хамит соседке снизу и ревнует бывшую жену. Давид – явно не тот человек, за которым хочется идти до конца, но все вокруг ему почему-то помогают, а студенты в нём души не чают (он даже поёт с ними у костра песни Шевчука, хотя эпизод, надо признать, выбивается из общей картины). Однако, как известно, у правды нет ни лица, ни харизмы, ни поступков, ни личных черт, и исходя из этого, разве человек, что стремится к правде, не заслуживает зрительской симпатии априори, каков бы он ни был по своей природе? Вопрос лицемерия, пожалуй, один из самых любопытных, что картина Германа-младшего подвешивает в воздухе.

Мераб Нинидзе, впрочем, играет безупречно, как и Александр Паль – тот ещё мастер коротких, но запоминающихся экранных появлений. Остальной же, очень даже звёздный, актёрский состав не столь очевиден. Анна Михалкова играет адвоката – персонажа, через которого фильм неуклюже пытается транслировать ряд других, ни к чему не приводящих, размытых, хоть и важных, тем домашнего насилия и женской эмансипации. Эпатажная Роза Хайруллина не изменяет себе, но её экранное время ограничено, ещё меньше его у Светланы Ходченковой, появляющейся в образе медсестры, и Александры Бортич, в буквальном смысле олицетворяющей свет в конце туннеля.

Нужно ли всегда бороться за свою правоту? Что если борьба окажется в итоге напрасной? А если приведёт к куда более плачевным последствиям? У Алексея Германа мл. на сей счёт вполне сложившееся мнение, которое требует определённой смелости, чтобы изложить его через кинематограф. «Дело» к концу могло бы свернуть в куда более радикальную и провокационную, оттого яро публицистическую, сторону, но вместо этого метит на порядок выше – к поучительно прозаическому финалу, который, кажется, только по меркам русского человека можно смело назвать счастливым.

Вадим Богданов, InterMedia

Оксана Акиньшина отправится за решетку в фильме «За слова отвечаю!»

предоставлено пресс-службой проекта

Съемки фильма «За слова отвечаю!» стартовали 24 апреля 2024 года в Москве. Главные роли в драмеди исполнят Оксана Акиньшина, Настасья Самбурская, Татьяна Орлова и Дмитрий Чеботарёв, режиссером стал Виталий Дудка («Юра дворник», «Кто там?»), сценарий написали Гаянэ Танцырева и Дмитрий Кирюшкин.

По сюжету, популярную «инфоцыганку» Свету Солнце (Акиньшина) сажают в тюрьму. Для защиты в суде ей необходимы ходатайства тех, кому помогли её тренинги. Но общая волна хейта не оставляет на это надежд. Единственные, кто теоретически могут выступить в защиту Светы — это её сокамерницы, однако они не верят ни в какие сакральные техники.

- Это история о том, что каждому человеку важна опора, этим она меня и зацепила, - говорит Виталий Дудка. - Мы все не идеальны. Часто мы зацикливаемся на своих слабостях, а это мешает нам двигаться дальше и быть счастливыми. Я бы хотел, чтобы после нашего фильма каждый смог чуть больше поверить в себя. У нас в проекте обширный и разнообразный женский каст. Такое количество главных героинь — большая редкость. В кадре одновременно будет очень много красивых и талантливых девушек!

Основная часть съёмок проходит в Екатерининском дворце, где постановщики за три недели с нуля построили колонию в заброшенном здании.

В проете также заняты Ирина Безряднова, Виктория Буцких (которая специально для проекта побрилась налысо), Ольга Ергина, Евгения Дмитриева, Алексей Золотовицкий, Дмитрий Блохин, Ефим Белосорочка, Ксения Каталымова и др.

Съёмки фильма закончатся в начале июня, а релиз запланирован в канун 8 марта 2025 года.

Фото: предоставлено пресс-службой проекта
Теги: начало съемок, Оксана Акиньшина, кинопроект, За слова отвечаю!
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Книга о Пьере Паоло Пазолини выпущена в России с закрашенным текстом

соцсети

Книга Роберто Карнеро «Пазолини. Умереть за идею» в переводе Мильды Соколовой вышло в издательстве АСТ весной 2024 года. Покупатели обратили внимание, что биография итальянского режиссера и поэта Пьера Паоло Пазолини подверглась цензуре: некоторые фрагменты текста оказались закрыты черными плашками. По некоторым подсчетам, из биографии "исчезла" примерно пятая часть книги, в основном, касающаяся личной жизни героя.

Выложенные с сеть фотографии отцензурированных страниц вызвали обсуждение в СМИ, в связи с чем издательство АСТ выпустило официальное объяснение. В нем сообщается, что правки были внесены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе ст. 6.21 КоАП «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола».

- Такое решение не является универсальным, - заявили в издательстве, - Как правило, зарубежные издатели нон-фикшна не соглашаются на сокращения и правки оригинального текста рукописи. Однако в данном случае правообладатель одобрил предложение издательства АСТ, текущая версия в России вышла с его разрешения. Решение редакции, выпустившей книгу, — вынужденное, чтобы издание могло увидеть свет. Закрасить фрагменты текста — более честный выбор, чем просто вырезать абзацы, будто их в книге и не было. Подобная практика — выпускать книги с заретушированными фрагментами, которые не соответствуют требованиям законодательства — уже широко применяется в российских издательствах.

По мнению АСТ, такое решение только повысит интерес к книге:

- Так, работа Роберто Карнеро стала интерактивной: читатель сам решает, воспользоваться ли ему какими-либо источниками информации, чтобы выяснить, что же скрыто от него в данной версии издания. Благодаря наличию скрытых фрагментов зарождается перекличка исходного текста с современным контекстом, в котором мы живем здесь и сейчас. Кроме того, книга становится артефактом эпохи, атрибутом перформанса, художественного высказывания. Неслучайно и название серии, в которой вышло издание — «Картина времени». Возможно, сигнальный экземпляр книги в скором времени станет экспонатом одного из музеев современного искусства.

Фото: соцсети
Теги: цензура, книги, биография, Пазолини

Фестиваль актуального российского кино «Маяк» пройдет в Геленджике осенью

предоставлено пресс-службой фестиваля

Второй фестиваль актуального российского кино «Маяк» пройдет в Геленджике с 5 по 10 октября 2024 года. В этом году программу фестиваля дополнит конкурс короткого метра. Его куратором стал киновед, эксперт по короткометражному кино Андрей Щиголев, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе фестиваля.

- Здорово, что «Маяк» открывает секцию короткого метра, этого конкурса не хватало, - говорит Андрей Щиголев. - Будем искать яркие фильмы и авторов, которым есть что сказать. Наша задача собрать в программе все самое актуальное и перспективное. И, да, мы рассматриваем только фильмы, которые не были показаны в России — премьера будет на «Маяке».

Фильмы основного конкурса будут бороться за награды в 7 номинациях: Лучший фильм (Гран-при), Лучшая работа режиссера, Лучший сценарий, Лучшая работа оператора, Лучшая женская роль, Лучшая мужская роль и Лучший дебют. В конкурсе короткого метра по решению жюри будет вручен приз за Лучший короткометражный фильм.

- «Маяк» привлек к себе внимание профессионалов и прессы благодаря тому, что представил срез отличного актуального российского кино, само наличие которого сегодня не всем очевидно, - считает программный директор «Маяка» Стас Тыркин. - Средний возраст режиссера, участвовавшего в конкурсе первого “Маяка”, — 38 лет. В этом году мы надеемся на некоторое его омоложение, благодаря программе короткометражных фильмов, отбор которых будет не менее жестким, чем в основном конкурсе. Но “Маяк” не является фестивалем дебютов, в программе обязательно будут представлены и новые картины ведущих российских авторов.

Прием заявок на участие в основном конкурсе и конкурсе короткометражных фильмов «Маяка» уже открыт. К участию принимаются игровые фильмы, ранее не демонстрировавшиеся в России и не представленные на онлайн-платформах. Заявку можно подать на сайте «Маяка» до 1 августа 2024 года включительно. Аккредитация на фестиваль будет открыта в июле.

«ИнтерМедиа» напоминает, что первый (пилотный) выпуск кинофестиваля «Маяк» прошел в Геленджике с 5 по 9 октября 2023 года и собрал на своей площадке более 300 представителей киноиндустрии и журналистов, пишущих о кино. Программа включала конкурс из одиннадцати российских полнометражных фильмов и серию деловых мероприятий.

Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля На фото: Стас Тыркин
Теги: анонс фестиваля, Маяк (кинофестиваль)
β 16+