Масштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летия

Популяризацию науки обсудили на ПМЭФ на примерах «Теории большого взрыва» и «Арктического лиса»

10.06.2021 23:21 Театр и шоу Рубрика: Хроника 16+
Антон Новодережкин/ТАСС

Сессия «Популяризация науки – дело креативных индустрий или молодых учёных?» прошла 5 июня 2021 года в рамках Петербургского международного экономического форума.

Модератор дискуссии – директор ФГБУ «Роскультцентр» Марина Абрамова (на фото) – уточнила задачу: попытаться определить, какие шаги необходимо предпринять для популяризации научной деятельности.

К сожалению, креативные индустрии и научную деятельность часто разделяют. На самом деле, в современном мире это чистый синтез, потому что невозможно себе представить развитие технологий без их популяризации. Живя в мире, где должна быть коллаборация всех друг с другом, мы вынуждены задавать такие вопросы: «Продвижение научной сферы и создание трендов – это дело рук самих учёных? Они должны сами овладеть креативными навыками и разобраться в диджитализации, или это невозможно сделать без креативного сектора, без журналистов, без СМИ и продюсеров? Должен ли это быть заказ системы? Что мы как креативная отрасль можем сделать полезного?»

Сергей Люлин

Заместитель президента Российской академии наук, представитель Министерства науки и высшего образования в Санкт-Петербурге Сергей Люлин остановился на финансовых и технических проблемах науки в России.

Когда я работал в Министерстве науки и высшего образования, я показывал свою презентацию министру Валерию Николаевичу Фалькову, она называлась «Продуктивная научная среда». Там описывалось много компонентов. С одной стороны, должна быть хорошая и интересная наука. Она должна поддерживаться хорошей научной инфраструктурой, у учёных должны быть приборы, сделанные на солидной технической базе. Если мы на коленке начнём собирать приборы, то мы получим квантовый компьютер, собранный из счётов. Сейчас финансирование науки увеличивается, мы все это чувствуем и видим. С другой стороны, мы все знаем, в каком месте находимся по финансированию науки в стране и по доле ВВП. Конечно, мы ощущаем, что денег маловато - их получают не все, и, может быть, это даже правильно, потому что их получают лучшие.

Но что с этим делать? Как представлять науку? Творческая визуализация тоже очень важна. Сотрудничество креативных индустрий и научного сообщества – это ключевой фактор.Отвечая на вопрос Марины Абрамовой о предложениях со стороны научного сообщества, Сергей Люлин привёл в пример некоторые уже действующие и ещё находящиеся в разработке проекты по популяризации науки.

Мы взяли и открыли двери в «Ночь музеев», назвали это «Метаморфозы науки». Получился честный разговор, к нам пришло 3 тыс. человек за ночь, а на следующий год – уже 5 тыс. Про учёных и науку говорят разное. Если человек смотрит ТВ, не думая, он может с ума сойти. То учёные бедные, то богатые, то на них держится вся экономика, то они шпионы – и никто не знает, где правда. В итоге молодой учёный не очень хорошо понимает, как к нему относится общество. У нас после каждого рассказа в рамках экскурсии в «Ночь музеев» были овации до полшестого утра. На этом драйве молодежь потом работала несколько лет, у неё просто глаза горели.

В научных институтах есть пустующие помещения., и мы в июле будем проводить сессии по контентному наполнению этого пространства. Это сотрудничество хорошего образования, хорошей науки и креативных индустрий, популяризация художественных методов.

Никита Марченков

О том, как сейчас меняется статус учёного на федеральном уровне, рассказал исполняющий обязанности руководителя Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт» Никита Марченков.

Очень важно сейчас формировать облик человечества завтрашнего дня, пропагандировать те разработки, которые на самом деле делают учёные. 2021 год в России – Год науки и технологии. Само профессиональное сообщество – это лишь часть людей, на которых ориентированы мероприятия этого года. Значительная часть аудитории – это будущие учёные, то есть дети, студенты, школьники, их родители и общество в целом. В целом увеличивается доля людей, которые хотели бы, чтобы их дети пошли в науку. Вчера на ПМЭФ помощник Президента РФ Андрей Фурсенко говорил, что сегодня эта доля увеличилась с 30% до 60 Важно и то, что перезапускается платформа общества «Знание». Его марафон «Новое знание» уже набрал более 70 миллионов просмотров. Вчера вручали премии тем, чьи лекции набрали более миллиона просмотров. Потребность в этом есть, людям это интересно. Конечно, надо продолжать наращивать усилия на ТВ и в других СМИ. На телевидении Минобрнауки будет запускать реалити-шоу. Выбрали канал, который смотрят домохозяйки. Почему? В 80% случаев карьеру ребёнка выбирает его мама.

Наш Координационный совет по делам молодежи при президенте РФ в этом году запустил также крупную акцию «На острие науки». Её основная цель – рассказывать молодым людям о самых интересных, прорывных исследованиях и, самое главное, – показать, что они будут нужны и востребованы в науке. В рамках этой акции молодые учёные читают лекции онлайн и офлайн, посещают школы, общаются с учениками. А по поводу 70 тыс. наших учёных в год, уезжающих за границу, могу сказать, что эти цифры надо приводить вместе с теми, которые показывают, сколько возвращается назад. На мой взгляд, сейчас движение учёных сбалансировано в обе стороны. Многие возвращаются в Россию благодаря тем инструментам, которыми государство их привлекает  например, системой президентских грантов. Так что у нас есть все условия для того, чтобы развивать науку и показывать результаты. Важно встречное движение учёных и креативных индустрий.

По просьбе модератора Никита Марченков назвал наиболее важные события в российской науке, на которые, по его мнению, можно было бы опираться в процессе её популяризации.

– Одно из них– запуск третьей вакцины от коронавируса. Из тех, что меньше на слуху, – запуск телескопа «Байкал», позволяющего исследовать космическое излучение, и токамак в Курчатовском институте. Токамак – это аналог Солнца на Земле: наши учёные научились генерировать в лабораторных условиях процессы, происходящие на Солнце. Это открывает гигантские перспективы в энергетике. Вошедшее в мировую науку слово «токамак» имеет советское происхождение, оно образовано от сокращения названия «тороидальная камера с магнитными катушками». О подобных научных событиях просто необходимо рассказывать, причем простым языком.

Юлия Голубева

Оценить возможность создания высокорейтингового контента о крупнейших событиях в науке было предложено заместителю генерального директора «Газпром-медиа Холдинг» Юлии Голубевой.

– Знаете, кто сегодня самые известные физики-теоретики? Это Стивен Хокинг и Шелдон Купер. Один – реальный учёный, автор большого количества книг, второй – герой сериала «Теория Большого взрыва». Сериал целых 12 лет приковывал внимание аудитории. Параллельно зрители в сотни раз повышали показатели поисковых запросов про ту же теорию Большого взрыва, теории струн, эффекта Доплера. Этот сериал называют ключевым фактором повышения интереса абитуриентов к физике при поступлении. По данным The Guardian, с момента выхода сериала в 2007 году количество заявок британских абитуриентов на физические факультеты выросло на 17%. В Штатах число изучающих физику также стабильно растёт на протяжении всех этих лет.

Мы видим, что, когда авторам удаётся воплотить на экране качественные образы героев, это может быть очень классным решением по повышению престижа той или иной профессии и, как следствие, – по привлечению талантливой молодежи в эту сферу. Сегодня холдинг «Газпром-медиа» способствует популяризации науки методами, которые некоторым могут показаться «олдскульными», но они всё ещё эффективны. Прежде всего, это создание передач на научную тематику. Могу привести в пример программу «Чудо техники» Сергея Малоземова на телеканале НТВ, проект телеканала «Пятница» «Умный дом» с Александром Пушным. Кроме того, мы сейчас развиваем нацпроект «Наука».

Тревожные данные социологов говорят о том, что сегодня большинство респондентов затрудняются назвать имя хотя бы одного из ныне живущих российских учёных мирового уровня. Очень важно использовать инфоповоды, которые генерирует научное сообщество, и правильно подавать их с точки зрения маркетинга, формировать образ науки - интересной, конкурентоспособной и привлекательной. Процесс популяризации – многогранный, он требует тонкой настройки. Важно чётко сформулировать, чего мы хотим. Например, создать такой образ учёного, чтобы он был не менее привлекательным, чем собирательный образ тиктокера или кинозвезды. С другой стороны, грань между популяризацией и примитивизацией науки – очень тонкая, и на ней надо балансировать осторожно, аккуратно и профессионально, чтобы не допустить распространения лженауки. Любым делом должны заниматься профессионалы, и эффективная коммуникация с широкой аудиторией без экспертизы, опыта и ресурса органов государственной власти, медиахолдингов и интернет-гигантов, невозможна.

Модератор Марина Абрамова отметила, что на популяризацию образа Илона Маска работают три продюсерские компании, а СМИ за рубежом получают квоту (3%, 5% и т.д.) на поддержку интеллектуального продукта, и вне зависимости от рейтинга они поддерживают топ-5 научных прорывов. «Если бы у нас была поставлена такая задача на уровне государства, может, это и дало бы результаты»

Александр Соколов

Своим мнением по поводу популяризации науки поделился старший научный сотрудник Института экологии растений и животных Уральского отделения РАН Александр Соколов.

– Я хотел бы начать выступление с критики учёного сообщества. Многие хотят побольше денег и чтобы их оставили в покое, но я уверен, что хотя бы час в день необходимо уделять популяризации. Молодые ученые всё умеют, всё знают, ориентируются в инстаграме, тиктоке и так далее. Им надо только чуть-чуть подсказать, куда двигаться. Второй момент  не надо стесняться учёных. Например, губернатор ЯНАО Дмитрий Артухов запросто приезжает к нам и репостит наши новости у себя в инстаграме, а у него 100 000 подписчиков!

Теперь про наш проект «Арктический лис». Песец – это символ Арктического совета (международная организация, призванная содействовать сотрудничеству в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития приполярных районов – прим.ред).И сейчас происходят феноменальные вещи: впервые в истории мы ведём спутниковое слежение за одним из этих животных. Люди с утра просыпаются и смотрят в инстаграме, куда убежал песец. Недавно мы обнаружили на Ямале крупнейшее лежбище моржей – краснокнижных, атлантических. Губернатор через 2 дня организовал экспедицию к моржам, и сейчас мы ведём переговоры о трёхлетнем комплексном проекте. Плюс к этому за три дня 200 000 просмотров набрал наш ролик о моржах. .. Но, будем откровенны, большая часть наших научных сайтов – скука смертная. Заходить туда не хочется. Последние года три что-то уже меняется, ещё несколько лет – и всё будет хорошо.

Игорь Намаконов

Отсутствие творческих талантов у многих научных специалистов отметил и генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов.

Количество ютуб-каналов на научные темы («Постнаука», «Физика Побединского», «Овердрайвер») огромно, и они имеют внушительную аудиторию. Но нам не хватает стремления друг к другу на уровне профессиональных сред, а ведь это – одно поле, и наука с креативными индустриями друг без друга выглядят довольно странно. Движение навстречу нам необходимо, и со своей стороны мы готовы его организовать. В частности, мы провели исследование «100 Most Creative Russians», которое выявило лидеров креативных индустрий. Там огромное количество людей, которых можно привлекать к дискуссиям с научными сообществами и таким образом создавать условия для реализации совместных проектов. Первое, что нам надо сделать – это встретиться, и мы эту встречу готовы организовать.

Марина Абрамова напомнила собравшимся, что с 8 по 11 июля в Москве пройдет «Российская креативная неделя», которая могла бы стать площадкой для таких встреч. Продолживший беседу генеральный директор Центра развития культурных инициатив Сергей Першин сообщил, что в рамках арт-кластера «Таврида» начато строительство Института креативных индустрий, который в 2023 году может стать идеальным пространством для коммуникации.

Андрей Кричевский

О перспективах популяризации науки как одной из креативных индустрий рассказал председатель комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский.

– Сейчас мы переживаем период, когда социальные системы становятся социально-техническими, прежде всего из-за цифровизации. Резко возросла значимость креативных индустрий, они проникают во все сферы нашей жизни, однако наука продолжает жить сама по себе – в «башне из слоновой кости». При этом очевидно, что прикладная наука – одна из креативных индустрий, и она точно не сможет быть востребованной обществом, если не будет играть по тем же правилам, что и вся креативная экономика. Если же говорить о фундаментальной науке, то ее логика несколько иная – она должна отвечать на большие вызовы, создавать новые пространства роста, изучать и предсказывать развитие социально-технических систем.

Денис Секиринский

Итоги обсуждения заявленной темы подвёл заместитель начальника Управления президента Российской Федерации по научно-образовательной политике Денис Секиринский.

– Сформулирую три тезиса. Первое: бинарность креативных индустрий и науки, которая фигурирует сегодня в нашей теме, довольно искусственна, симбиоз должен быть всегда. На рубеже XVIII-XIX веков наукой занимались чуть более 1 тыс. человек по всему миру, а сегодня это больше 8,5 млн человек. Произошла массовизация науки.

Второй тезис: важен собственный пример. Важно показать молодым людям, которые хотят сегодня заниматься наукой, что их ждёт. А учёный сегодня имеет достойное положение в обществе.

Третий тезис: важны реально масштабные задачи. Покорение космоса – это пик интереса к науке, который приходился на 60-е годы прошлого века. Тогда увеличение количества научных сотрудников шло по экспоненте. Есть ли сегодня такие задачи? Безусловно, да! У нас есть «Стратегия научно-технологического развития России до 2035 года», к которой мы, научные бюрократы, периодически обращаемся. У нас есть такие вызовы и в медицине, и в энергетике. Они не уступают ни космическому, ни атомному проектам. Ответы на них могут быть только нетривиальными, а они возможны при сочетании научных методов и творческого подхода креативных индустрий.

Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Теги: наука, репортаж, Петербургский экономический форум

Масштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАСС

предоставлено пресс-службой выставки-форума

IV Художественно-промышленная выставка-форум «Уникальная Россия» пройдёт с 2 по 12 мая 2024 года в московском Гостином дворе. Грандиозное событие объединит тысячи художников, мастеров, дизайнеров, руководителей промышленных предприятий, представителей учреждений культуры и туристических администраций, органов государственной власти и, конечно же, профессионалов и любителей истории и культуры со всей страны.

На выставке будут представлены предметы декоративно-прикладного, ювелирного искусства, народных художественных промыслов (НХП), а также живопись, скульптура, антиквариат. Объединенные стенды Республики Татарстан, Крыма, Бурятии, Тывы, а также Приморского и Камчатского края, Волгоградской и Калужской области представят все многообразие своих регионов. Всего в выставке примут участие 78 регионов Российской Федерации.

В рамках деловой программы пройдут дискуссии, лекции, презентации, мастер-классы – всего более 50 мероприятий.

На «Уникальной России» также состоятся специальные события к юбилеям легендарных предприятий и центров НХП России — столетию искусства Палеха и 130-летию предприятия «Торжокские золотошвеи».

Отдельные мероприятия будет посвящены юбилеям выдающихся деятелей культуры, науки и общественной жизни нашей страны. К 190-летию Дмитрия Менделеева состоится презентация энциклопедии экономических трудов учёного, а к 150-летию Николая Рериха будет организован круглый стол и экспозиция, посвящённая путешествию Рерихов в 1903-1904 гг. по древнерусским городам.

Каждый день для посетителей «Уникальной России» будут проходить концерты и фестивали, шоу, модные показы. На форуме также состоятся награждения победителей всероссийских конкурсов «Золотые руки России», «Уникальные мастера России»; сестёр милосердия - наградой «За самоотверженный и милосердный труд».

Организаторы «Уникальной России» более подробно расскажут об участниках экспозиции, мероприятиях деловой и культурной программы на пресс-конференции в пресс-центре ТАСС 23 апреля.

В числе спикеров:

  • президент Фонда развития художественной промышленности и ювелирного искусства Галина Ананьина,
  • председатель оргкомитета выставки-форума, председатель правления Ассоциации организаций народных художественных промыслов, ремесленников и художников «Наследие и традиции» Сергей Коломийцев,
  • директор выставки-форума и фонда «Уникальная страна» Валерий Богомолов,
  • заместитель директора департамента государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней Министерства финансов РФ Евгений Сидин,
  • народная артистка РСФСР Анна Шатилова.

Начало в 15:00.
Адрес: Тверской бульвар, 2 (Пресс-центр ТАСС)
Аккредитация СМИ: +7 (926) 608-08-16 press-center@tass.ru

Выставка-форум «Уникальная Россия» пройдёт 2 - 12 мая 2024 года, по адресу: Москва, ул. Ильинка, 4 (Гостиный двор).

Режим работы: с 11:00 до 21:00.

Аккредитация СМИ на выставку-форум: pr@intermedia.ru, +7 (916) 568-8959 (Ирина Кравченко).

Организатор выставки — Ассоциация организаций народных художественных промыслов, ремесленников и художников «Наследие и традиции».

Существенный вклад в проведение выставки-форума и поддержку Ассоциации вносят Фонд «Уникальная Страна» и Фонд развития художественной промышленности и ювелирного искусства.

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Официальное пресс-агентство - «ИнтерМедиа».

Дополнительная информация о проекте — на официальном сайте.

Сообщение носит исключительно информационный характер.

Фото: предоставлено пресс-службой выставки-форума
Теги: анонс пресс-конференции, анонс выставки, Уникальная Россия
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Скончался режиссер РАМТ Александр Пономарёв

соцсети

Александр Пономарёв скончался на 65-м году жизни. Соболезнования по поводу кончины режиссера выразил РАМТ, где он осуществлял свои постановки в последние годы. О времени и месте прощания с ним будет сообщено дополнительно.

- Он обладал удивительной способностью слышать стиль, атмосферу и особое дыхание эпохи, про которую говорил. Мастер литературного театра, способный пересочинить легендарную постановку футуристов или скрестить Островского и Хлебникова, - говорится в некрологе театра.

В активе режиссера более ста поставленных спектаклей. В 1997 году за спектакль Александра Пономарёва "Победа над солнцем" РАМТ получил свою первую премию "Золотая маска". Впоследствии режиссер поставил для театра еще целую серию спектаклей. Сейчас в репертуаре РАМТ есть две постановки Александра Пономарёва - "Блоха" и "Смерть Зинаиды Райх".

Александр Пономарёв также известен как киноактер. В его фильмографии 14 картин, среди них ленты "Однажды в Ростове", "Призраки зеленой комнаты", "После дуэли", "Прошедшее вернуть".

Как мы сообщали ранее, отец Ани Лорак Мирослав Иванович Куек скончался на 78-м году жизни.

Фото: соцсети
Теги: смерть

«Симона» с Дарьей Поверенновой и Зоей Кайдановской покажут в Маяковке

17.04.2024 11:00 Театр и шоу Рубрика: Анонсы 16+
соцсети

Премьера спектакля «Симон» состоится на Основной сцене Театра Маяковского 27 и 28 апреля 2024 года. Он поставлен режиссером Денисом Хуснияровым по одноименному роману одного из самых известных авторов современной русскоязычной прозы Наринэ Абгарян. «Симон» вышел в 2020 году и стал лидером продаж, переживая уже третье издание, но оставаясь неизвестным театральной публике.

Бедный каменщик Симон из горного армянского городка за свою честную жизнь не нажил никакого богатства, кроме одного — коллекции женских сердец, ювелирно собранных им из разбитых горем осколков. Симона больше нет с ними, но у каждой из пяти женщин есть история встречи и расставания с пусть неидеальным, но чутким и любящим человеком. И каждая история — путь с абсолютного дна жизни непременно к свету.

В спектакле заняты Алексей Дякин, Елена Мольченко, Наталья Коренная, Александра Ровенских, Дарья Повереннова (на фото), Зоя Кайдановская, Наталия Филиппова, Юлия Силаева, Максим Глебов, Юрий Коренев, Игорь Марычев, Людмила Иванилова, Надежда Бутырцева.

В прошлом году стартовали съемки сериала «Симон» с участием Ольги Кабо, Алёны Хмельницкой, Ирины Безруковой и Алики Смеховой.

β 16+