Рецензия: Витя АК - «Старая школа»
2020, A+, «Студия Союз»
Оценка: 7 из 10.
Довольно необычный по нашим временам альбом представил Витя АК. Во-первых, название пластинки полностью характеризует его стилистику: песни «Старая школа» в трек-листе нет, но все композиции отличаются принадлежностью к старой рэп-школе. По возможности внятные тексты, дворово-бытовая тематика, аккуратное использование ненормативной лексики, неприятный голос, но нормальная дикция - всё это отличает Витю АК от борзых фрэшменов. Кроме того, среди треков множество дуэтных, причём на фитах у Вити не только коллеги по группе «АК-47» и известные в узких кругах битмейкеры, но и популярные представители разных поколений и даже жанров: Сява, Cygo, Сола Монова и Моргенштерн.
Во-вторых, делюкс-версия альбома содержит комментарии Вити к каждой из песен. Это довольно редкий случай, чтобы рэпер старой школы как-то объяснял своё творчество. Обычно они делают сложные лица и говорят, что тексты их песен говорят сами за себя и не нуждаются в комментариях. Витя АК продемонстрировал полностью противоположный подход: в кратких подводках он успевает рассказать, о чём эта песня и с кем она записана. Причём делает это с обескураживающей искренностью и простотой. Например: «Трек «Кайфовать» - о том, что нужно расслабиться, кайфовать, радоваться жизни, не портить нервную систему». Спасибо, Виктор, очень доходчиво. Что бы мы делали без этих объяснений?
Кстати, трек «Кайфовать» в своей припевной части напоминает утрированную пародию на кальян-рэп, о чём Витя АК во вступлении умолчал. Вообще он предпочёл на этом альбоме слушателя не «грузить», а развлекать, что для «старой школы» не вполне типично. Так, трек «Айрмаксы» с участием рэпующей Солы Моновой демонстрирует юмор уровня «Кривого зеркала» (хотя и пожёстче), а в «Gandzha» цитируется фраза «это не крапива» из знаменитой Линдиной «Марихуаны». В лирической «Мы с тобой» Витя неожиданно рифмует свои переживания с фамилиями российских поп-звёзд: «Я так хочу быть с тобой, зашить в сердце дыру, как будто бы я Агутин, как будто бы ты Варум». Про идеалы старой рэп-школы с её мрачным реализмом артист вспоминает в «Щедрой душе»: подводка туманно сообщает, что это «песня о наших мечтах, проблемах, невзгодах», но своему легкомысленному тону в комментарии Витя и ВесЪ из «Каспийского груза» в самом треке противоречат. Безысходностью настроения номер напоминает раннюю «Касту»: «Щедрая душа Россия, слыхал, твоему братику недавно срок скостили. С детства делили всё, что было, поровну, и даже то, что было наворовано. А за что избили Мишу? Это самооборона». Но в целом социальные проблемы провинции творчеству Вити АК не близки - в основном он старается, чтобы всё звучало «бодрячком». Получается неплохо, но этого ли ждал слушатель от «Старой школы»?
Алексей Мажаев, InterMedia
Рецензия на клип Jony «Мне не больно»: Главное, чтобы костюмчик сидел
2024, Jony.
Оценка: 7 из 10.
Певец Jony назвал сингл «Мне не больно» самой сложной по структуре из своих композиций. По его словам, произведение было написано в депрессивном состоянии, но оно должно помочь слушателям освободиться от негативных эмоций. Песня действительно непростая: там есть и речитатив, и элементы арт-рока, и восточный колорит, причём одно с другим не смешивается, а переходит с разной степенью плавности. Артисту песня действительно могла помочь справиться с нервозностью: ну знаете, когда выговоришься или проорёшься, а то и поплачешь – становится легче. Насчёт слушателей не уверен: артист будто предлагает аудитории погрузиться в его состояние и вместе из него выходить – но зачем же специально вгонять себя в депрессию? Как бы то ни было, «Мне не больно» отчасти разрушает миф о Jony как о сладкоголосом сердцееде. Здесь он сознательно выходит из этого образа и делает слушателю если не больно, то неуютно.
Визуализировать эту историю взялся режиссёр Эльвин Фомин. Идея клипа – в том, чтобы избавиться от некой вещи, которая приносит тебе проблемы. Избавиться, отпустить, похоронить – и жить дальше. Но в реализации этой идеи артист и клипмейкер, на мой взгляд, слегка перестарались.
В первых кадрах с Jony, который и так стоит в изысканном костюме, портной снимает мерки. Долго, подробно, вдумчиво. После этого камера переносится в мрачный тёмный лес, где Jony, одетый в кожаный плащ, под дождём роет могилу. Не просто яму, потому что получившееся отверстие весьма широко и глубоко. Тут поневоле вспоминается первая сцена клипа и закрадывается мысль: так вот зачем снимали мерку! Исходя из этого, получается, что в могилу должен улечься сам Jony. Потомив зрителя ещё несколько секунд, артист втаскивает в кадр гроб… который при ближайшем рассмотрении оказывается внушительных размеров сундуком. После неких манипуляций с ключом сундук оказывается на дне ямы, и Jony, угрожающе танцуя с лопатой, его старательно закапывает, а потом разравнивает землю вокруг «могилы».
В следующем кадре он уже в ателье у портного, надменно смотрит на тот самый ключ и смахивает его в ящик стола – где, кажется, уже скопилась коллекция подобных ключей. Избавившись от сундука и лопаты, Jony в новом костюме горделивой поступью выходит на балкон, вероятно, своего дворца и осматривает владения. В конце зрителю ещё зачем-то объясняют, что в громадном сундуке были захоронены скромных размеров часы. Всё это должно символизировать обнуление после избавления от негативных эмоций и воспоминаний, но снято настолько прямолинейно и высокопарно, что клипу не хватает титра с дисклеймером: «Не пытайтесь повторить – может не сработать».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Том Йорк написал музыку для итальянского фильма «Confidenza»
Фронтмен Radiohead и Smile Том Йорк написал оригинальную музыку к новому фильму итальянского режиссера Даниэле Лукетти «Confidenza». Музыкант и композитор представил 22 апреля 2024 года два трека – песню «Knife Edge» (в формате клипа с кадрами из картины) и инструментальную композицию «Prize Giving». Всего же звуковая дорожка будет включать 12 музыкальных номеров, записанных с Лондонским современным оркестром и джазовым ансамблем, куда входят Роберт Стиллман и коллега Йорка по группе Smile Том Скиннер. Саундтрек будет выпущен в цифровом формате 26 апреля на лейбле XL Recordings.
«Confidenza» — это экранизация одноименного романа Доменико Старноне, вышедшего в 2019 году. Итальянская драма с Элио Джермано, Витторией Пуччини и Изабеллой Феррари в главных ролях вращается вокруг романа между учителем по имени Пьетро и его бывшей ученицей Терезой. В итальянский прокат картина выйдет 24 апреля.
Для Тома Йорка это уже второй опыт в киномузыке. Он дебютировал в этом качестве, написав саундтрек к фильму «Суспирия» Луки Гуаданьино 2018 года.
Трек-лист альбома «Confidenza (Music For the Film)»:
The Big City;
Knife Edge;
Letting Down Gently;
Secret Clarinet;
In The Trees;
Prize Giving;
Four Ways In Time;
Confidenza;
Nosebleed Nuptials;
Bunch Of Flowers;
A Silent Scream;
On The Ledge.
100-летие Булата Окуджавы отметит ЦДЛ пятью концертами и одним спектаклем
Серия концертов к 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы пройдет в Центральном Доме литераторов в мае-июне 2024 года. 10 мая, на следующий день после юбилейной даты, на сцену ЦДЛ выйдет Олег Погудин.
- Народный артист России Олег Погудин каждый год дает в Москве концерт из песен Булата Окуджавы, - напоминается в анонсе. – Но эта программа будет особенной. На сцене не будет оркестра. Как в начале своего творческого пути, артист выйдет на сцену только с гитарой, как много лет назад выходил не нее сам Окуджава.
17 мая запланирован вечер под названием «Пока земля еще вертится», где соберется «братство» Булата Окуджавы - его друзья — известные артисты, поэты и исполнители авторской песни. На концерте прозвучат песни Булата Шалвовича Окуджавы в исполнении Вероники Долиной, Вениамина Смехова, Елены Камбуровой и артистов ее «Театра музыки и поэзии», Евгении Симоновой, Юрия Ряшенцева, Бориса Львовича, Вадима Егорова, Дмитрия Богданова, Марка Розовского и артистов «Театра у Никитских ворот».
18 мая состоится концерт «Театры Москвы – Булату Окуджаве», в котором артисты различных театров столицы исполнят стихи и песни барда. В числе участников концерта Ирина Муравьева, Авангард Леонтьев, Андрей Анкудинов, Мария Матвеева, Михаил Левитин, Андрей Семенов, артисты Театра "Эрмитаж", Александра Равенских, Виталий Ленский, Александр Жигалкин, артисты театра "Современник", студенты ГИТИСа и другие. В роли ведущей выступит Ольга Остроумова. На концерте можно будет увидеть эксклюзивное видео с Булатом Окуджавой из архивов театров.
23 мая, на вечере закрытия 90-го сезона Клуба писателей ЦДЛ, будет показан спектакль «Маленький дворик арбатский с собой уношу…». Семь новелл как путешествие в мир поэта представят актеры театра МОСТ (режиссер Георгий Долмазян).
Наконец, 11 и 12 июня в ЦДЛ состоятся музыкально-поэтические вечера «Не стараясь угодить» актрисы Светланы Крючковой в рамках ее московских гастролей.
- Это не просто вечер. Это будет поэтическая и песенная перекличка Булата Окуджавы с его многолетними и верными друзьями: Исааком Шварцем, Юнной Мориц, Давидом Самойловым, Зиновием Гердтом, - сообщается в анонсе.