Глава Universal Music Russia Дмитрий Коннов: "Самая большая проблема российской музыкальной индустрии – полное отсутствие адекватного менеджмента"

- Продолжаете ли вы подписывать российских артистов в условиях пандемии? Таких запросов стало больше или меньше?
Артисты, потеряв основной источник дохода - концерты, - конечно же, стараются компенсировать это за счет нас, приходят с предложениями. Если говорить о каких-то известных именах, то сейчас мы видим в два раза больше запросов, чем в 2019 году. Мы все общаемся не с артистами, а с менеджерами - и я не устаю говорить, что самая большая проблема российской музыкальной индустрии – полное отсутствие адекватного менеджмента. Поэтому как только мы находим артиста с талантливым и адекватным менеджером, мы этому менеджеру начинаем присылать еще ребят, не менее талантливых - чтобы рядом с ними был кто-то, кто не выходит на сцену, но понимает, что дважды два при любой погоде и пандемии – четыре. Отношения менеджера и артиста сильно напоминают брак: кто-то постоянно живет в состоянии разводов и прекрасно себя при этом чувствует, а кто-то, заключив первый неудачный брак, очень страдает.
- Какие артисты сейчас преобладают на лейбле? Не хочет ли компания подписать каких-нибудь фрешменов?
Сейчас в нашем ростере более 100 артистов. Мы очень много работаем с так называемым “тру-рэпом” - артистами, которые пытаются не “ловить хайп” или выплывать за счёт количества подписчиков при полном отсутствии слуха и голоса, а всё-таки доносить до публики определенные сообщения. Что касается фрешменов - мы понимаем, что пользователи стриминговых сервисов уже подустали от рэпа, и сейчас самым популярным музыкальным жанром снова становится поп-музыка. Россия – это вообще страна победившей поп-музыки: когда-то она “оседлала” рок, и появился рокапопс; когда-то попса “поженилась” с шансоном - и выстрелили пришансоненные поп-звезды. Поп-музыка побеждает потому, что там бал правит хит - такая штука, которую, например, я, человек без слуха и голоса, могу напевать.
- Как пандемия коронавируса затронула ваш бизнес?
У музыкальной индустрии есть две составляющие: это контент, который генерируем мы, и концерты, которыми занимаются другие компании. Значительную долю наших доходов - более 70% - составляет продажа контента, оставшиеся 30% приходятся на продажу музыки на физических носителях, рекламу, мерч и пр. Universal Music Russia - стопроцентно цифровая компания, для нас цифровая революция уже закончилась - поэтому и пандемия на наш бизнес не оказала негативного воздействия. В абсолютных цифрах я могу похвастаться почти стопроцентным выполнением плана. Наш финансовый год совпадает с календарным, до конца года отставание в 2-3% мы можем догнать и даже перегнать.
- Сколько в российской музыкальной индустрии компаний, которые зарабатывают на контенте в чистом виде?
На российском рынке сейчас три мэйджора: мы, Sony и Warner. Кроме того, есть бизнес, который очень серьезно поднялся благодаря буму музыкального стриминга-это бизнес агрегаторов, посредников между музыкантами и той самой цифровой платформой, на которой вы можете послушать их треки. Мы считаем агрегаторов нашими конкурентами, но при этом весьма рады тому, что их немало - такие конкуренты не только исповедуют нашу бизнес-модель – модель лейбла - но и оказывают артистам некую техническую и юридическую помощь по доставке контента на все платформы. Крупнейшим игроком на российском рынке является французская компания Believe Digital, второй по важности - наверное, российский Национальный цифровой агрегатор (НЦА). Есть еще несколько значимых компаний, но большая пятерка России – это трое мейджоров и два агрегатора. Мы заняты однозначно только контентом и находимся в совсем другом положении, нежели коллеги и друзья, которые владеют ресторанами, или соседи по музыкальному бизнесу – концертные промоутеры.
- Если сравнивать производителей контента и концертных промоутеров, то на кого больше повлияла пандемия?
Дело в том, что все российские артисты так или иначе связаны с тем, что в 90-е называлось продюсерскими центрами. Сейчас это может быть компания звукозаписи или что-то ещё, но в сухом остатке это люди, которые вкладываются не только в создание контента, как мы, но еще и в создание концертной программы. На Западе это разделено, а в России собрано воедино, и поэтому наши коллеги очень сильно пострадали от пандемии. Исторически сложилось так, что годовой доход от концертов любого российского артиста - не менее 70%. Это характерно как для больших завсегдатаев Первого канала, так и для всех, кто хотя бы 10 минут продержался на сотом месте BOOMа.
- Как меняется доля доходов, получаемых артистами от стриминга, может ли она уже конкурировать с “традиционными” источниками доходов?
Она не очень сильно меняется, потому что доходы от стриминга, с одной стороны, растут, а с другой стороны - они растут только для одного процента артистов, и так во всём мире. Треки и артисты, которые постоянно занимают в чартах верхние 20-40 мест, забирают до 90% денег. Хотя пропорции, конечно, могут быть не такими драматичными и меняться от страны к стране. Например, артист может получать за один концерт 300 или даже 600 тысяч рублей. Сколько ему нужно настримить и вложить в продвижение, чтобы заработать аналогичную сумму в сети? Напомню, что ежемесячная подписка на стриминговый сервис для пользователя - 169 рублей, и она включает 20% НДС и комиссию продавца.
- Насколько значительна разница в контенте стриминговых сервисов?
Стоимость подписки никак не связана с объемом потребления, так что пользователю нет смысла одновременно подписываться на Apple Music, Deezer, Spotify и Boom. Контент везде одинаков, за исключением редких эксклюзивов, которые могут быть пару недель доступны только на одном из сервисов. Люди выбирают ту или иную платформу, исходя из ее потребительских качеств: кому-то важна новая музыка, кому-то важны рекомендации. Для всё большего количества людей в возрасте 30+ стриминг заменяет радио, потому что там нет рекламы, но есть любимые песни.
Порой люди не понимают, что между подходом аудио- и видеостримингов есть большая разница: видеостриминги бьются за эксклюзив, а музыкальным сервисам важна максимально широкая доставка контента.
- В чём заключается особенность выхода Spotify на российский рынок?
Во всём мире Spotify – наш партнер номер один, как и у всех лейблов. Позиции сервиса примерно одинаковы на территории старой Европы и Америки, но в России рынок стриминга уникален. Во-первых, у нас есть собственные музыкальные стриминговые сервисы: Yandex, Boom и ZvooQ, заработавшие в 2019 году более 50% оборота рынка. Вторая особенность связана с тем, что Spotify для западного человека является синонимом слова “стриминг”: в России по-прежнему ездят на джипах, делают ксерокопии и покупают детям памперсы - точно так же существует и английский жаргонизм I’m spoty, что можно перевести как “я постримил”. То, что Spotify пришел в Россию последним из больших игроков - тоже определенная особенность. Думаю, коллегам будет однозначно непросто, но это интересный челлендж. Они очень много вкладывали в рассказ о том, что такое стриминг, ещё когда люди в лучшем случае качали что-либо в ITunes. Стриминг - это новая форма потребления. Посмотрим, что будет дальше.
- Первые чарты на Spotify показали, что там слушают примерно то же, что и на других платформах. Почему?
Существует определённая тенденция: когда стриминг приходит на рынок, сначала им интересуется наиболее активная аудитория – тинейджеры и студенты, отсюда - одинаковые чарты. Вспомните, сколько слушали музыку вы сами, когда вам было 15, 30 и 45. В 15 лет вы могли спокойно слушать свой любимый трек в плеере десять раз подряд, и вам приходилось там на что-то нажимать - а сейчас вы можете закольцевать свою любимую мелодию, и она у вас будет играть постоянно. Сейчас заметно упал интерес к альбомам. Он есть, но люди, которые живут в инстаграмах и тиктоках, не в состоянии долго концентрировать свое внимание на чем-то одном. Прочитать роман для них - это тяжелая история, и точно так же они не будут слушать альбом на полтора часа. Формат современного альбома уже сократился до 8 треков, а 7 треков и меньше - это такой “недоальбом”, который называется EP. Людям хочется получать простую, короткую и понятную информацию: здесь танцуем, здесь плачем.
- Следует ли ожидать каких-то ценовых войн между сервисами? Может быть, это тот случай, когда будет какое-то равновесное предложение?
Сейчас существует равновесное предложение. Если вы обратите внимание, то большая часть предложений крутится вокруг суммы в 169 рублей в месяц за так называемую полную подписку. Основные войны ведутся скорее в области формирования пакетов услуг, где подписка на музыку является частью чего-то большего. Вот коллеги из “Яндекса” запустили пресловутый “Яндекс.Плюс”, который включает в себя доставку еды, такси, музыку и прочие сервисы. Оказалось, что это особенность русского рынка и что Россия чуть ли не первая страна в мире, показавшая рост подписчиков музыкального сервиса, который интегрирован именно в такое сочетание онлайн-заказа и физического товара. В этом смысле русский стриминговый рынок и интернет-рынок демонстрируют себя со всех лучших сторон.
Александр Тихонов по материалам видеоинтервью Кирилла Токарева на РБК-ТВ
Юрий Костин (ФПОМ): "Музыкальная индустрия - сообщающийся сосуд, все зависят друг от друга и должны быть заинтересованы в успехе друг друга"

Круглый стол, на котором были обсуждены ключевые вызовы, с которыми в настоящее время сталкиваются исполнители, авторы, стриминговые платформы, концертные агентства, театры, площадки, музыкальные издательства, состоялся 23 мая 2022 года под эгидой Фонда поддержки отечественной музыки и при участии ведущих профессионалов отечественной индустрии музыки.
Модератор круглого стола Юрий Костин (Президент Фонда и Премии «Виктория», президент «Газпром-Медиа Радио», вице-президент РАР) назвал встречу успешной и перспективной, отметив, что на ней присутствовали и высказывались представители всей цепочки, обеспечивающей создание, дистрибьюцию и монетизацию музыкальных произведений.
- У нас есть несколько ключевых проблем: даже при наличии отличного музыкального материала артисты испытывают проблемы в его распространении. Еще одна тема - концертная деятельность: новые концертные повестки, новые афиши, поддержка отечественных исполнителей, состоявшихся и новых. Но не хочется говорить только на языке сухих данных - мы говорим о культуре, о музыке, которая воспринимается сердцем. Несмотря на вызовы времени, мы должны отдавать себе отчет в том, что любое слово и любая нота остаются в информационном пространстве надолго, - заявил в своем вступительном слове Юрий Костин.
- Мы прошли пандемию, мы знаем, как было тяжело в это время наладить всё это и переформатироваться, - заявил Лев Лещенко. - Было очень много критических замечаний, артистов унижали. А что такое артист? Он создаёт продукт. Единственный продукт – это его творчество». Мы как сегмент культуры должны продвигать свои настроения, свои цели, свои задачи, определить эти цели.
- Наша с вами задача сегодня, как участников рынка, понять способны ли мы вообще конструктивно разговаривать друг с другом, понять интересно ли обсуждать вопросы индустрии в таком дружеском формате, - отметил Юрий Костин. - Речь не идет о создании какого-то нового формального объединения. У нас уже есть Фонд. Существуют другие профессиональные организации. Но мы все с вами уже и без того объединены одной индустрией и одной целью: ее развитием на благо страны. Фактически, индустрия существует, имеет все присущие развитому обществу составляющие, но ей необходимы площадки для обмена мнениями, опытом, подсвечивание проблем и их совместного решения. Это даст возможность развиваться, поддерживать молодые таланты, воспитывать хороший вкус и создавать высококачественные и конкурентоспособные продукты, зарабатывать деньги и системно развивать эту значимую часть культуры.
В фокус горячей дискуссии попали темы поиска и поддержки реальной и конкурентоспособной альтернативы ушедшим зарубежным компаниям, имеющим отношение к вопросам распространения музыкального контента, взаимодействие с дистрибьюторами, которые остались на российском рынке, повышение потенциала российских аудио- и видеоплатформ по популяризации отечественных исполнителей. Затронули также и вопрос организации туров и концертов, а также правовые аспекты деятельности артистов и лейблов.
Краткий обзор работы стриминговых площадок дал Дмитрий Коннов (Zvonko Group):
- Известно, что для широкого распространения музыкального продукта нужен посредник, который донесёт музыкальный продукт до всех стриминговых платформ, после чего соберёт положенное вознаграждение. На начало текущего года в России было 7 таких посредников, сейчас осталось только 3 легальных агрегатора. Проблемы, которые переживают сейчас стриминговые платформы – это отсутствие возможности оценить, что происходит с потреблением контента и какое количество подписчиков осталось на платформах.
Возникают проблемы с организацией концертов и туров, остро встают вопросы выпуска новых релизов, запуска новых проектов. Не ясно пока, как разговаривать с аудиторией и на каких площадках.
Евгений Сафронов (InterMedia) обратил внимание собравшихся на то, что в РФ только предстоит создать единую культурную политику, а сейчас, в ситуации, когда сферой культуры управляют целых 7 ведомств, задача повышения эффективности любой из культурных отраслей становится крайне сложной. В то же время нынешний Круглый стол открывает перспективы для предстоящей напряженной и результативной работы.
В заключительном слове Юрий Костин констатировал: «участники дискуссии продемонстрировали понимание общих задач, ведь музыкальная индустрия - это сообщающийся сосуд, все ее игроки зависят друг от друга и должны быть заинтересованы в успехе друг друга, в том числе, коммерческом».
В дискуссии приняли участие:
Лев Лещенко, народный артист РСФСР
Виктор Дробыш, музыкант, продюсер, заслуженный артист России
Сергей Жилин, музыкант, народный артист России
Денис Майданов, общественный и политический деятель, певец
Иосиф Пригожин, музыкальный продюсер
Дмитрий Коннов, управляющий партнёр "Zvonko Group"
Максим Дмитриев, генеральный директор РАО
Ирина Герасимова, генеральный директор - художественный руководитель Российского государственного музыкального телерадиоцентра
Евгения Киселева, генеральный директор ЗАО "Мультимедиа холдинг"
Константин Сидорков, директор музыкальных проектов "ВКонтакте"
Виктория Рыбакова, шеф-редактор Rutube
Ирина Дурдаева, АРС
Сергей Прописнов, генеральный директор "ЮП групп"
Мария Опарина, генеральный директор "Первого Музыкального" издательства
Евгений Сафронов, главный редактор информационного агентства InterMedia
и другие.
«Люмен» покажет новый альбом в Москве летом

Презентация нового альбома группы «Люмен» состоится в московском «Главклубе» 23 июля 2022 года. Свою очередную пластинку «Диссонанс» «Люмен» анонсировал в ноябре прошлого года, а месяцем позже состоялась премьера сингла «Жди меня». Музыканты планировали запустить для записи диска краудфандинговую акцию, но в итоге этого так и не произошло.
- Теперь, когда у нас высвободилось столько свободного времени, мы решили потратить его на студийную работу — реализовать новый материал, которого накопилось очень много, - рассказали музыканты. – Мы задумали большой, двухчастный альбом под названием «Диссонанс». Почему двойной, почему такое название — обязательно расскажем, но чуть позже.
Руслан Алехно впервые расскажет о семье на НТВ

Программа про Руслана Алехно выйдет на канале НТВ в июне 2022 года. В ней артист впервые покажет свою семью, и расскажет о личной жизни, которую он раньше не афишировал.
Недавно Руслан представил новую песню «Ждёт меня любимая», в которой тоже затрагивается тема семьи. Автором стихов выступил поэт Михаил Гуцериев, а музыку написал Сергей Ревтов.
- Здесь отображены не просто чувства, это любовь к семье, - говорит Руслан Алехно. - Потому что семья – это самое главное, что есть у каждого человека в жизни, и в стихах Михаила Гуцериева отображены этот смысл и эти чувства.
Пронзительность стихов отметил и композитор Сергей Ревтов.
- Меня глубоко потрясло это произведение! – сказал он. - В нем столько образов и метафор. Оно напомнило мне народные песни – протяжные, горестные, надрывные. Я считаю это душевным откликом на большую человеческую беду. Благодаря этому стихотворению у меня родилась мелодия, которая переросла в большую песню, очень надеюсь на то, что она найдет отклик в сердцах людей.
С 6 мая композиция «Ждет меня любимая» в исполнении Руслана Алехно звучит в эфире федеральных радиостанций.