Рецензия на книгу: Александр Кушнир - «Майк Науменко. Бегство из зоопарка»
2020, «Выргород»
Оценка: 9 из 10.
Ленинградский рок 80-х дал много интересных групп, но в первую очередь он ассоциируется с «большой пятёркой» - «Аквариум», «Зоопарк», «Кино», «Алиса», «ДДТ». Из них три коллектива существуют до сих пор и чувствуют себя довольно бодро; посмертная популярность «Кино» давно превзошла прижизненный успех, и только «Зоопарк» почти забыт (широкими массами так уж точно). Виктор Цой погиб в августе 1990 года, Майк Науменко умер в августе 1991-го. При жизни эти фигуры были вполне сопоставимы, но после смерти одного ждал массовый культ, трибьюты и концерты памяти, второго - неловкие попытки друзей как-то сохранить наследие. Ни одну из юбилейных дат Майка Науменко не удалось отметить вовремя: про них либо забывали, либо не успевали вовремя организовать концерт или выпустить сборник. Это, казалось бы, соответствовало образу Майка как «великого неудачника», однако всё равно было несправедливо по отношению к автору «Уездного города N» и «Пригородного блюза».
Известие о том, что Александр Кушнир готовит книгу про Науменко, обрадовало, ведь оно означало не только появление полноценной биографии лидера «Зоопарка», но и исправление многолетней несправедливости. Энергичный Кушнир никогда не ограничивается только текстом: выход книги у него означает возвращение героя (будь то Курёхин или Кормильцев) в публичное инфопространство - сопутствующие презентации и лекции в конечном итоге должны повысить интерес публики к достойнейшей музыке Майка.
Это всё уже есть и ещё будет, но основная миссия книги, как оказалось, заключается не в популяризации творчества Науменко, а в возвращении реального человека на место во многом мифологизированного персонажа. Даже этот небольшой текст я начал по сути с пафосных восклицаний в духе «какой светильник разума угас!» А Александр Кушнир, который вообще-то обожает эффектные формулировки, в «Бегстве из зоопарка» предпочёл сохранять ровную и спокойную интонацию повествования, без забегания вперёд и постоянных намёков на трагическую развязку. Цитаты из старых интервью Майка и свежих интервью его друзей и родных информативны и уместны, а некоторые кадры и документы приводятся впервые.
В результате вырисовывается образ ранимого, тонкого и талантливого человека, который не вписался ни в старое, ни в новое время. Новаторские песни (а до Майка никто в русском роке так лихо, эпично и иронично не высказывался на тему секса, отношений и проблем «простого человека») из «золотого периода» он мог исполнять только на квартирниках и полуподпольных концертах, которые запрещали и разгоняли. Группа «Зоопарк», часто упоминавшаяся через запятую с «Аквариумом», на самом деле существовала недолго, нестабильно, и никто из участников оригинального состава не проявил себя в музыке после смерти Майка. Книга вполне убедительно объясняет, почему Науменко и «Зоопарк» не стали такими же всенародными любимцами, как Цой и «Кино» или Кинчев и «Алиса». Песни Майка в конце 80-х были вполне востребованы теми, кто до дыр заслушал «Дрянь» и «Сладкую N» на кассетах, однако вместо стадионов гастрольные маршруты «Зоопарка» пролегали по обшарпанным ДК, и поездки превращались в многодневные запои... К тому же у Науменко не сочинялись новые песни, появились проблемы с терпеливой женой, разочарование в музыке, зависть и раздражение по отношению к БГ и Цою - и желание забыться в алкоголе. Время от времени в охочих до сенсаций изданиях всплывает тема таинственной смерти 36-летнего Майка Науменко, но «Бегство из зоопарка» эту тему решительно и бесповоротно закрывает. К моменту физической смерти после пьяного падения на спину музыканта Майка уже не существовало - была лишь опустившаяся звезда рок-н-ролла, от которой навсегда осталась пара десятков скверно записанных великих песен, не поддающихся чужому исполнению.
Алексей Мажаев, InterMedia
Рецензия на синглы «Хулиганка» и «Мыши»: Две дозы Глюкозы
2024, Zion Music / Malfa.
Оценка: 6 из 10, 4 из 10.
Синглы вышли не одновременно, а с разницей в неделю, но писать про них, конечно, нужно не по отдельности. Тем более что два проекта под названием «Глюкоза» сейчас существуют параллельно, и даже стриминговые сервисы пока не научились их различать.
Мы сейчас не будем очень глубоко закапываться в историю проекта, но нужно сказать, что споры о том, кто поёт за Глюкозу, начались двадцать с лишним лет назад. Высказывались разные сенсационные версии, но дискуссия постепенно затухла – так как предъявленная Максимом Фадеевым в качестве вокалистки и лица проекта юная блондинка Наташа Ионова, в общем-то, всех убедила. Прошло много лет, Фадеев перестал работать с Наташей, но она так и осталась Глюкозой, выпуская под этими именем синглы и клипы. Всех, похоже, всё устраивало, пока Фадеев не озаботился вопросами нравственности и после «голой вечеринки», где присутствовала Наташа-Глюкоза, заявил, что возвращается к корням и у проекта будет другое лицо вместо дискредитировавшей себя Ионовой. Поэтому было решено вернуться к изначальной концепции «Глюкозы» как группы для детей с «мультяшной» певицей.
Очень любопытно, подумала публика, запаслась попкорном и стала ждать. Ждать пришлось довольно долго, почти четыре месяца, попкорн уже весь съели. Бывшая Глюкоза за это время успела выпустить пару синглов – естественно, под именем «Глюкоза». Последний трек «Хулиганка» представляет собой кавер-версию. Песню написали Гари Голд и Илья Резник для Любови Успенской, в исполнении которой композиция и получила известность. В версии Натальи Чистяковой-Ионовой сочетание кукольного голоса и шансонного надрыва выглядит довольно любопытным – хотя вряд ли понравится что поклонникам Глюкозы, что любителям русского шансона.
А вот «мультяшная» певица из «группы для детей» удивила по-настоящему. Кто поёт в фадеевской «Глюкозе», по традиции не объявлено, а на обложке сингла «Мыши» обновлённый образ похож не столько на девушку, сколько на вредную старушку. Двухминутный трек посвящён… козням Европы, которая гадит России и за это рифмуется с «опой». Мультяшная певица также грезит/грозит Европе ремешком… Других «групп для детей» у Максима Фадеева для нас нет, что, в принципе, и неудивительно, если в последнее время он вместо хитов пишет песни о Родине. В припеве про мышей, которые живут в стеклянном доме, поэтому всем видно, что они там делают, можно при желании найти какой угодно смысл, но факт в том, что припев не сочетается с антиевропейскими куплетами и выглядит куском какой-то другой песни.
Которая, видимо, никогда уже не будет написана. Но и дебютный сингл новой «Глюкозы» «от Фадеева» тоже сложно считать полноценной песней – «Мыши» больше похожи на набросок, наспех сделанный для КВН или даже для «Международной пилорамы».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Hatters, Хелависа и «Сектор Газа» получили «Чартову дюжину»
Победители XVII ежегодной музыкальной премии «Чартова дюжина» были объявлены 19 апреля 2024 года в эфире «Нашего радио». «ИнтерМедиа» напоминает, что организаторы отказались от проведения церемонии в формате концерта после теракта в Crocus City Hall.
Двух наград удостоились Hatters: за лучший клип «Весело» и как лучшая группа. Альбомом года стал «Острые края» группы «Заточка», песней года – «Чайковский» Юрия Шевчука и Дмитрия Емельянова.
В номинации «Взлом» победила группа GorillaGun, в номинации «side-проект» - группа «МодеМ» участника «Слота» Игоря «Кэша» Лобанова, солисткой года стала Хелависа, солистом – фронтмен костромской рок-группы «Гудтаймс» Артем Шаров.
В категории «совместная работа» отмечена песня «В нашем маленьком городе» в исполнении Бранимира, Чижа и «25/17», в номинации «лучший кавер» победила песня «Незнайка» группы «Гражданская оборона» в исполнении F.P.G, а лучшим концертом стало выступление Дианы Арбениной и группы «Ночные Снайперы» на московском стадионе «Открытие Банк Арена» 8 июля 2023 года.
«Легендой года» в этом году назван «Сектор Газа», а в номинации «Наше кино» победил сериал «Король и Шут».
Стас Михайлов расскажет про 55-летнию юбилей в ТАСС
Творческая встреча с певцом и композитором Стасом Михайловым, посвященная предстоящему юбилею исполнителя, состоится в пресс-центре ТАСС 24 апреля 2024 года. На ней музыкант расскажет про свой праздничный концерт с программой «55», который состоится на сцене «Live Арена» 27 апреля.
Народный артист РФ расскажет о подготовке к юбилейному концерту, программе и гостях торжественного вечера, а также проанонсирует юбилейный тур по России. Трансляция будет доступна на сайте ТАСС на странице анонса, а также в группе Пресс-центра ТАСС в «ВКонтакте».
Не так давно Стас Михайлов стал гостем нового выпуска YouTube-шоу «Вопрос ребром». Обзор на этот выпуск был опубликовало информационное агентство «ИнтерМедиа».
Начало в 12.00.
Справки и аккредитация: +7 (926) 608-0816, press-center@tass.ru.