Масштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летия

«Известия»: почему тысячи российских композиторов лишились доходов

Fotodom

С наступлением карантина большинство российских композиторов осталось без средств к существованию: заказы прекратились, отчисления за исполнение сочинений — тоже. Шансов на скорое возобновление концертной деятельности нет. Более того, профессии «композитор» нет в профессиональном реестре, а это значит, что авторы, не состоящие в штате какой-либо организации, лишены права на соцобеспечение. Но главное —кризис высветил проблемы системы композиторского творчества, и они не исчезнут по окончании пандемии. «Известия» выяснили, какие реформы могли бы спасти отрасль.

На сегодняшний день в Союзе композиторов России состоят примерно 1,6 тыс. человек. Еще около 1,3 тыс. авторов числятся в молодежных организациях — Международной гильдии молодых музыкантов Российского музыкального союза (РМС) и Молодежном отделении Союза композиторов (МолОт). Реальное число композиторов в стране больше: многие сочинители не входят в творческие объединения. Консерватории страны ежегодно выпускают несколько десятков специалистов по специальности «композиция». Однако штатных должностей, подходящих для представителей этой профессии, практически не существует (если не считать преподавание в тех же консерваториях и, в меньшей степени, колледжах).

По этой причине композиторы оказались наиболее уязвимы в период карантина. В отличие от театральных актеров, сочинители музыки не получают даже минимальную зарплату, не могут подрабатывать сотрудничеством со СМИ, как писатели, и не продают свое творчество напрямую конечному потребителю, как художники. Но и претендовать на государственные пособия по безработице музыканты-фрилансеры не имеют права, ведь подтвердить, что они проработали 60 дней с начала года, невозможно. Равно как и доказать, что заказы потеряны из-за коронавируса.

На проблему обратили внимание в Российском музыкальном союзе. Еще в начале апреля в Правительство РФ было отправлено письмо. В числе предлагаемых мер по спасению индустрии деятели Союза предложили освободить авторов и исполнителей от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, усовершенствовать механизм начисления вознаграждения со стороны музыкальных цифровых платформ и сервисов.

— Поскольку нет концертов, упала и собираемость авторских отчислений. Из-за этого композиторы оказались в достаточно тяжелом положении. Многие авторы живут именно на эти деньги. Это наша зарплата, — поделился с «Известиями» гендиректор РМС Александр Клевицкий. И сообщил, что у него нет информации о каких-либо решениях по письму. В ответ на запрос «Известий» о судьбе обращения РМС пресс-служба правительства сообщила, что не комментирует детали служебной переписки.

Некоторые музыкальные организации выступили с собственными инициативами по поддержке композиторов. В частности, Русское концертное агентство объявило о создании Фонда поддержки российских музыкантов.

- В наиболее сложной ситуации оказались сейчас музыканты — солисты и композиторы, которые не являются штатными сотрудниками каких-либо организаций, — сообщается в релизе РКА.

Но если исполнители в рамках этой программы получат разовые выплаты без каких-либо обязательств, то в случае с авторами речь идет, фактически, об обычных заказах. Пяти выбранным жюри композиторам предлагается создать произведения, которые будут исполнены на концертах Юрия Башмета и Русского концертного агентства. Это хороший шанс в обычное время, но вряд ли спасение в экстренной ситуации.

Исполнители находятся в более выигрышной ситуации. Так, гендиректор Московской филармонии Алексей Шалашов рассказал «Известиям», что в случае частичного ослабления карантинных мер планирует проводить онлайн-концерты, за участие в которых музыкантам будут выплачиваться гонорары, но к композиторам это не применить.

— Наш принцип такой: поддерживать можно только за выступление. Гонорары могут быть за результат в исполнительской сфере. В случае с композиторами должны действовать какие-то иные формы помощи: закупки, стипендии, гранты. Я думаю, что здесь виднее профессиональным союзам, — поделился Алексей Шалашов.

У союзов, однако, нет своих ресурсов для внеплановых выплат, а деньги, получаемые от Министерства культуры, строго целевые — как правило, на проведение мероприятий, их невозможно использовать на что-то иное.

— У нас, к сожалению, нет своих средств, — подтвердил председатель Совета Союза композиторов России, народный артист Алексей Рыбников (на фото). - Мы написали письмо на имя вице-премьера Дмитрия Чернышенко с просьбой о поддержке, но пока ответа не получили. Надеемся, что композиторы будут признаны пострадавшими от пандемии и союзы все-таки получат какую-то помощь. Мне вспоминаются 1990-е годы. Но сейчас страна в ином положении, хочется верить, что нас услышат.

Нет возможности прийти на помощь композиторам и у Российского музыкального союза. По словам Александра Клевицкого, РМС поддерживает инициативы и проекты гильдий, однако, чтобы предложить дополнительное финансирование, нужны и дополнительные источники средств.

В Министерстве культуры сообщили, что Союзу композиторов из федерального бюджета выделяется субсидия на выплату стипендий деятелям культуры и искусства, а также единовременная материальная помощь. Всё это, однако, было и прежде, еще до пандемии.

В конечном счете, считают собеседники «Известий», проблема шире: это не только нехватка денег в кризисный период, но и отсутствие государственной системы финансирования композиторского труда.

— В Советском Союзе уже к 1930-м годам была налажена система заказов композиторам. Понятно, что там были различные идеологические ограничения, но тем не менее сам механизм действовал: композиторы регулярно создавали сочинения и получали за них деньги от государства, — напомнил композитор, худрук ансамбля «Студия новой музыки» Владимир Тарнопольский.

Он предложил установить жесткое требование к государственным музыкальным коллективам и театрам об использовании музыки современных авторов, а контроль за выполнением возложить на представителей академической музыкальной среды.

Обратить внимание на сами принципы работы композиторов в стране призывает и председатель Международной гильдии молодых музыкантов РМС «МолОт» Ярослав Судзиловский. В нынешней ситуации структурные проблемы стали особенно явными. Так, в общероссийском классификаторе профессий специальность «композитор» вовсе не значится. То есть по сути ее не существует. Да и система заказов в России не развита. Необходимо легитимизировать труд композиторов, дать им хотя бы какие-то гарантии занятости по специальности, подчеркнул Ярослав Судзиловский.

Находясь в вынужденной изоляции, композиторы погрузились в творчество. Александр Клевицкий рассказал, что дописывает свой Фортепианный концерт, до которого раньше руки не доходили, Александр Чайковский закончил Симфонию №7 «Карантинную», Ярослав Судзиловский каллиграфически переписывает прошлые сочинения, а Владимир Тарнопольский заканчивает новую пьесу, премьера которой состоится в берлинском Зале Пьера Булеза, и помогает коллегам отбирать контент для онлайн-публикаций.

Рецензия на клип Jony «Мне не больно»: Главное, чтобы костюмчик сидел

обложка сингла

2024, Jony.

Оценка: 7 из 10.

Певец Jony назвал сингл «Мне не больно» самой сложной по структуре из своих композиций. По его словам, произведение было написано в депрессивном состоянии, но оно должно помочь слушателям освободиться от негативных эмоций. Песня действительно непростая: там есть и речитатив, и элементы арт-рока, и восточный колорит, причём одно с другим не смешивается, а переходит с разной степенью плавности. Артисту песня действительно могла помочь справиться с нервозностью: ну знаете, когда выговоришься или проорёшься, а то и поплачешь – становится легче. Насчёт слушателей не уверен: артист будто предлагает аудитории погрузиться в его состояние и вместе из него выходить – но зачем же специально вгонять себя в депрессию? Как бы то ни было, «Мне не больно» отчасти разрушает миф о Jony как о сладкоголосом сердцееде. Здесь он сознательно выходит из этого образа и делает слушателю если не больно, то неуютно.

Визуализировать эту историю взялся режиссёр Эльвин Фомин. Идея клипа – в том, чтобы избавиться от некой вещи, которая приносит тебе проблемы. Избавиться, отпустить, похоронить – и жить дальше. Но в реализации этой идеи артист и клипмейкер, на мой взгляд, слегка перестарались.

В первых кадрах с Jony, который и так стоит в изысканном костюме, портной снимает мерки. Долго, подробно, вдумчиво. После этого камера переносится в мрачный тёмный лес, где Jony, одетый в кожаный плащ, под дождём роет могилу. Не просто яму, потому что получившееся отверстие весьма широко и глубоко. Тут поневоле вспоминается первая сцена клипа и закрадывается мысль: так вот зачем снимали мерку! Исходя из этого, получается, что в могилу должен улечься сам Jony. Потомив зрителя ещё несколько секунд, артист втаскивает в кадр гроб… который при ближайшем рассмотрении оказывается внушительных размеров сундуком. После неких манипуляций с ключом сундук оказывается на дне ямы, и Jony, угрожающе танцуя с лопатой, его старательно закапывает, а потом разравнивает землю вокруг «могилы».

В следующем кадре он уже в ателье у портного, надменно смотрит на тот самый ключ и смахивает его в ящик стола – где, кажется, уже скопилась коллекция подобных ключей. Избавившись от сундука и лопаты, Jony в новом костюме горделивой поступью выходит на балкон, вероятно, своего дворца и осматривает владения. В конце зрителю ещё зачем-то объясняют, что в громадном сундуке были захоронены скромных размеров часы. Всё это должно символизировать обнуление после избавления от негативных эмоций и воспоминаний, но снято настолько прямолинейно и высокопарно, что клипу не хватает титра с дисклеймером: «Не пытайтесь повторить – может не сработать».

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Фото: обложка сингла
Теги: рецензии, клип, Алексей Мажаев, Jony
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Том Йорк написал музыку для итальянского фильма «Confidenza»

22.04.2024 19:49 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка альбома

Фронтмен Radiohead и Smile Том Йорк написал оригинальную музыку к новому фильму итальянского режиссера Даниэле Лукетти «Confidenza». Музыкант и композитор представил 22 апреля 2024 года два трека – песню «Knife Edge» (в формате клипа с кадрами из картины) и инструментальную композицию «Prize Giving». Всего же звуковая дорожка будет включать 12 музыкальных номеров, записанных с Лондонским современным оркестром и джазовым ансамблем, куда входят Роберт Стиллман и коллега Йорка по группе Smile Том Скиннер. Саундтрек будет выпущен в цифровом формате 26 апреля на лейбле XL Recordings.

«Confidenza» — это экранизация одноименного романа Доменико Старноне, вышедшего в 2019 году. Итальянская драма с Элио Джермано, Витторией Пуччини и Изабеллой Феррари в главных ролях вращается вокруг романа между учителем по имени Пьетро и его бывшей ученицей Терезой. В итальянский прокат картина выйдет 24 апреля.

Для Тома Йорка это уже второй опыт в киномузыке. Он дебютировал в этом качестве, написав саундтрек к фильму «Суспирия» Луки Гуаданьино 2018 года.

Трек-лист альбома «Confidenza (Music For the Film)»:

The Big City;

Knife Edge;

Letting Down Gently;

Secret Clarinet;

In The Trees;

Prize Giving;

Four Ways In Time;

Confidenza;

Nosebleed Nuptials;

Bunch Of Flowers;

A Silent Scream;

On The Ledge.

Фото: обложка альбома
Теги: Том Йорк, саундтрек

100-летие Булата Окуджавы отметит ЦДЛ пятью концертами и одним спектаклем

22.04.2024 19:12 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
Fotodom

Серия концертов к 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы пройдет в Центральном Доме литераторов в мае-июне 2024 года. 10 мая, на следующий день после юбилейной даты, на сцену ЦДЛ выйдет Олег Погудин.

- Народный артист России Олег Погудин каждый год дает в Москве концерт из песен Булата Окуджавы, - напоминается в анонсе. – Но эта программа будет особенной. На сцене не будет оркестра. Как в начале своего творческого пути, артист выйдет на сцену только с гитарой, как много лет назад выходил не нее сам Окуджава.

17 мая запланирован вечер под названием «Пока земля еще вертится», где соберется «братство» Булата Окуджавы - его друзья — известные артисты, поэты и исполнители авторской песни. На концерте прозвучат песни Булата Шалвовича Окуджавы в исполнении Вероники Долиной, Вениамина Смехова, Елены Камбуровой и артистов ее «Театра музыки и поэзии», Евгении Симоновой, Юрия Ряшенцева, Бориса Львовича, Вадима Егорова, Дмитрия Богданова, Марка Розовского и артистов «Театра у Никитских ворот».

18 мая состоится концерт «Театры Москвы – Булату Окуджаве», в котором артисты различных театров столицы исполнят стихи и песни барда. В числе участников концерта Ирина Муравьева, Авангард Леонтьев, Андрей Анкудинов, Мария Матвеева, Михаил Левитин, Андрей Семенов, артисты Театра "Эрмитаж", Александра Равенских, Виталий Ленский, Александр Жигалкин, артисты театра "Современник", студенты ГИТИСа и другие. В роли ведущей выступит Ольга Остроумова. На концерте можно будет увидеть эксклюзивное видео с Булатом Окуджавой из архивов театров.

23 мая, на вечере закрытия 90-го сезона Клуба писателей ЦДЛ, будет показан спектакль «Маленький дворик арбатский с собой уношу…». Семь новелл как путешествие в мир поэта представят актеры театра МОСТ (режиссер Георгий Долмазян).

Наконец, 11 и 12 июня в ЦДЛ состоятся музыкально-поэтические вечера «Не стараясь угодить» актрисы Светланы Крючковой в рамках ее московских гастролей.

- Это не просто вечер. Это будет поэтическая и песенная перекличка Булата Окуджавы с его многолетними и верными друзьями: Исааком Шварцем, Юнной Мориц, Давидом Самойловым, Зиновием Гердтом, - сообщается в анонсе.

β 16+