РСПП попросил правительство России снять барьеры развития креативных индустрий
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) настаивает на создании минимальных гарантий стабильности и устранении барьеров для развития компаний креативной экономики. Письмо с системным набором жизненно необходимых мер было направлено главе Правительства РФ Михаилу Мишустину.
Комитетом РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям совместно с Комитетом РСПП по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке в кратчайшие сроки были проанализированы барьеры и возможные шаги, которые нужно сделать для сохранения, восстановления и развития креативного сегмента, практически остановленного коронавирусной пандемией.
— Российский союз промышленников и предпринимателей провел подробный анализ положения дел в данной сфере с участием правообладателей и компаний, работающих в самых разных сегментах креативной экономики – в инжиниринге, архитектуре, музыке, кино, анимационном производстве, моде, дизайне и других областях. Предложения учитывают и прогнозируемую трансформацию рынков, в частности, переход к потреблению значительного объема творческого контента в онлайн-формате», – говорится в письме президента РСПП Александра Шохина, адресованном Михаилу Мишустину.
Кризисная ситуация четко показала болевые точки креативных индустрий как сектора экономики, полагает вице-президент РСПП Игорь Вдовин.
— До недавнего времени колоссальный инвестиционный потенциал креативного сегмента не был в полной мере оценен, и его поддержка осуществлялась не системно, — отметил он. —. Мировая же практика однозначно показывает, что креативные индустрии – это фактически «легкие» новой экономики. Для России креативный сектор – один из приоритетных. Сегодня мы обязаны включить весь имеющийся у нас административный и финансовый ресурс для оказания всесторонней поддержки креативным индустриям. В противном случае мы рискуем лишиться уникальной быстрорастущей движущей экономику силы».
Только за весенние и летние месяцы текущего года потери креативных индустрий, по оценкам экспертов, достигнут 150 млрд рублей, а отрасль потеряет немало талантливых профессионалов, которым придется искать другую работу, прогнозирует председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский:
— Креативные индустрии, да и малый бизнес в целом, – едва ли не главные пострадавшие от непредвиденных и вынужденных ограничений. А ведь именно в этом сегменте закладывались основы здоровой, сильной и самостоятельной экономики. Креативные индустрии ничего не просили у государства, рассчитывали только на себя. Но сегодня они столкнулись с вызовом, который по масштабу превышает их возможности. Ответить на него без системной консолидации усилий самих индустрий, государства, изменения законодательства, то есть изменения той институциональной среды, где появлялись и продолжают появляться конкурентные продукты, невозможно. Творческие люди, компании и отрасли, которые они создают своим интеллектом и трудом, как никогда ждут от власти ответственного отношения к творческому потенциалу страны», – заявил Кричевский.
Член Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Игорь Намаконов подчеркнул, что творческий бизнес вообще не упоминается ни в каких официальных документах в качестве особого субъекта и вида предпринимательства. В ситуации пандемии и экономической рецессии государство рискует потерять креативные индустрии, но самое страшное – глядя на данные Росстата, оно даже не заметит, что они были.
— Конечно, я немного сгущаю краски. Креативный капитал – это всегда мозги, это всегда интеллектуальная собственность, и в конечном счете люди выкрутятся, найдут новые ходы, новые возможности, переформатируют взаимодействие с рынком и соберут свои бизнесы заново, – считает Игорь Намаконов, – хотя не факт, что это будет на территории России.
По его словам, проблема в том, что на восстановление креативной экономики уйдет очень много времени.
— Сейчас все потеряли скорость, потеряли обороты, утратили связи, вернуться позже будет еще сложнее. Если творческие предприниматели не получат поддержку – в большинстве случаев речь идет даже не о финансовой поддержке, а об устранении очевидных барьеров, им придется рассчитывать только на себя и пробиваться самим, что в резко изменившихся условиях почти невозможно. В этом смысле мы можем себя откинуть катастрофически далеко назад, – добавил эксперт.
Креативные индустрии на 50% состоят из самозанятых и индивидуальных предпринимателей, и сейчас им очень нужна поддержка государства, заявила директор университета креативных индустрий Universal University Екатерина Черкес-Заде.
— Показателен опыт Германии, где по программе поддержки малый бизнес имеет право получить невозвратный грант на сумму от 5 до 15 тысяч евро. Чтобы не спровоцировать безработицу за тот период, что сотрудники не работают, государство выплачивает им 60% от зарплаты, при этом работодатель освобождается от уплаты социальных налогов на сотрудника. Есть также мера льготного кредитования со ставкой в один процент, где гарантии берет на себя государство. И все эти процессы получения материальной помощи можно получить онлайн. Однако даже с такими мерами поддержки трудно спрогнозировать, что будет с креативными индустриями через полгода или через год. Тем не менее профессионалов творческого сектора необходимо поддерживать, ведь их продукты и услуги строят экономику будущего, ─ подчеркнула она.
Последствия пандемии нанесли по киноиндустрии сильнейший удар, сказал российский кинорежиссер, сценарист и продюсер Карен Шахназаров (на фото):
— Предложенные меры было бы неплохо ввести, ведь под большой угрозой все кинопроизводство. Очевидно, что кинотеатры не работают и еще долго не будут. Даже если эпидемия пойдет на спад, вряд ли их откроют. Онлайн-кинотеатры будут пользоваться все большим спросом в отсутствии альтернативы, но им нужно решить вопрос с пиратством, которое расцветает пышным цветом.
Большинство мер, предложенных РСПП для устранения барьеров и стабилизации отраслей, создающих творческие продукты, не требуют прямых бюджетных субсидий. Часть мер – решение «застарелых» проблем, среди которых названо исключение необоснованного двойного обложения страховыми и пенсионными взносами сумм авторских вознаграждений, отказ от применения НДС в несвойственной сфере промежуточных сделок с интеллектуальными правами и его замена на налоги с конечного продукта или услуги, решение проблем крайней неэффективности государственной системы защиты интеллектуальной собственности – авторских и патентных прав, которая блокирует развитие отраслей.
Часть мер направлена на защиту авторов – основного ресурса и движущей силы креативной экономики. РСПП предложено изменить законодательство и наконец начать выплачивать вознаграждение создателям анимационных и кинофильмов в соответствии с Пекинским договором об аудиовизуальных исполнениях, который был ратифицирован Россией почти восемь лет назад – еще в 2012 году, кроме того, обеспечить законодательно равные гарантии выплаты вознаграждения вне зависимости от того, каким образом фильм попал к зрителю.
Не менее важным считают в Союзе промышленников и предпринимателей поддержку инфраструктуры, которая нужна для общения, развития, создания творческого продукта, – креативных кластеров: «имущество организаций, предоставляющих пространство, оборудование, услуги и иную инфраструктуру для ведения творческой предпринимательской деятельности» союз предложил освободить от налога на имущество и землю. Кроме того, разработчики документа предлагают создать новые механизмы, упрощающие работу онлайн-платформ, распространяющих творческий контент, которые гарантировали бы прозрачную выплату справедливого вознаграждения авторам и правообладателям.
Среди предложенных Правительству России 20 мер есть предложения по пяти значимым программам, которые могут быть реализованы в рамках национальных проектов. Они направлены на концентрацию талантов для решения важных национальных задач – вовлечение культурного наследия в современную экономику, создание комфортной городской среды, использование искусственного интеллекта и машинного обучения для защиты прав творцов.
В РСПП убеждены, что быстрая реализация предложенного комплекса мер позволит не только сохранить человеческий капитал и относительно безболезненно пройти через глобальный кризис, но и создать возможности и ресурсы для ускоренного восстановления российской экономики, которая благодаря этому получит шанс перестать быть настолько сырьевой
Рецензия на сингл Мота «Когда мужчина влюблён»: Блюзмен Мот
2024, Мот.
Оценка: 7 из 10.
Я уже отмечал, что Матвея «Мота» Мельникова редко называют просто Мот. Чаще всего – «рэпер Мот», хотя найти в его свежем творчестве что-то рэперское довольно непросто. Почему не приживается определение «певец Мот», понять сложно. Но коли так, после выхода сингла «Когда мужчина влюблён» его запросто можно называть «блюзмен Мот» - а почему бы и нет?
Песня и клип вышли 8 марта и стали красивым романтичным подарком для женщин. Мот в этом произведении выступает от имени всех мужчин, которые предстают в довольно уязвимом и, что там говорить, глупом виде: «Когда мужчина влюблен, воздух ему ведь не нужен»; «но я влюблён в твои «штучки», характера все «закорючки». При этом сама песня устроена довольно затейливо: в ней сочетаются элементы блюза, R'n'B и эстрадной баллады, а также хип-хопа. С творчеством Мота она пока не очень ассоциируется, хотя Матвей любит подобное смешение жанров, зато фрагментами почему-то кажется, что её мог бы исполнить Александр Иванов или певец Паскаль. При этом «эстрадности» полностью противоречит чисто рэперский подход Мота к тексту: он не стесняется стихотворных корявостей и использования сленга, а довольно ловко скрещивает их с романтичной подачей. Строчки вроде «с нею - пожар, на ножах у нас всё, но без неё всё ещё хуже» или «а приручила ты меня «на easy», приручила прям как щенка, я - твой затянувшийся кризис и твоё личное Кащенко» довольно дико выглядят на экране, но красиво и на удивление органично пропеваются Мотом.
Клип вполне соответствует посылу песни: Мот в нём с группой исполняет что-то вроде зимней серенады под окнами любимой. Артист и здесь не стесняется выглядеть нелепо, за что будет награждён хэппи-эндом.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Джереми Реннер противостоит русской мафии в новом сезоне «Мэра Кингстауна»
Первый тизер-трейлер третьего сезона сериала «Мэр Кингстауна» (Mayor of Kingstown) обнародовал 28 марта 2024 года Paramount+. По сюжету, серия взрывов потрясает городок Кингстаун и его жителей, когда новый босс русской мафии открывает свои магазины в городе, а внутри и за пределами тюремных стен бушует война с наркотиками. На главного героя Майка Макласки (Джереми Реннер) оказывается давление с целью положить конец войне, но ситуация усложняется, когда знакомое лицо из его тюремного прошлого угрожает подорвать попытки мэра сохранить мир между всеми противоборствующими сторонами.
В сериале также снялись Тейлор Хэндли, Эмма Лэрд, Тоби Бамтефа, Дерек Уэбстер, Ниши Мунши, Хэмиш Аллан-Хедли, Майкл Бичем и Хью Диллон, который вместе с Тейлором Шериданом выступает в качестве шоураннера проекта.
Третий сезона «Мэра Кингстауна» стартует на Paramount+ 2 июня.
«ИнтерМедиа» напоминает, что Реннер вернулся к съемкам в сериале в январе 2024 года - спустя ровно год после того, как чуть не погиб в аварии со снегоуборочным траком. Своим эмоции во время пребывания в больнице и выздоровления актер выразил, записав сольный альбом «Love and Titanium».
Вышел новый трейлер шпионского сериала «Сочувствующий» с Хоа Сюаньде и Робертом Дауни-младшим
Новый трейлер сериала «Сочувствующий» (The Sympathizer) обнародовал 28 марта 2024 года видеосервис Max. «ИнтерМедиа» напоминает, что телефильм, основанный на книге Вьет Тхань Нгуена, рассказывает историю вьетнамского шпиона и двойного агента.
Главный герой — капитан армии Южного Вьетнама, который после окончания гражданской войны эвакуируется в США. Там он следит за своим начальником, генералом, работая на Северный Вьетнам.
Главную роль в шпионском сатирическом триллере исполнил Хоа Сюаньде, а также снялись Сандра О, Скотт Ли, Фред Нгуен Кхан, Тоан Ле, Кью Тинь, Дуй Нгуен, Алан Чонг и Роберт Дауни-младший, который играет сразу нескольких персонажей, символизирующих различные «грани» американского истеблишмента. Режиссером 7-серийного фильма стали Пак Чхан Ук («Олдбой», «Решение уйти»), Марк Манден («Таинственный сад») и Фернанду Мейреллиш («Два папы»).
Премьера «Сочувствующего» состоится на Max 14 апреля.