Большой фестиваль мультфильмов: «Как дети. Почему нужно на время отложить камеру и начать снимать мультики»
«Большой фестиваль мультфильмов» прошел с 25 октября по 4 ноября 2019 года в Москве.
У среднестатистического российского зрителя, какого возраста бы он ни был и каким бы родом деятельности ни занимался, все ещё очень живы бинарные оппозиции касательно того, что считать «интеллектуальным» направлением в кинематографе. Возвышенный и зачастую пугающий «жанр» артхауса (к слову, оксюморичное выражение) противопоставляется «низкому» и примитивному взгляду «китча». И даже в нем анимация предстаёт как направление маргинальное. Вплоть до начала 1990-х даже в среде профессионалов мультфильмы считали «детской» разновидностью кинематографа, подразумевая под этим определением основную целевую аудиторию. Так, максимальный статус, которым нарисованные картинки в движении располагают до сих пор – это сугубо техническое ремесло, поверхностное развлечение невзрослой аудитории. О том же, чтобы причислять анимацию к виду самостоятельного визуального искусства, не может идти и речи.
Между тем, именно современная анимация представляет собой наиболее свободную площадку для реализации новаторских идей и, в частности, осуществляет развитие в русле постмодернистской парадигмы, успешно перемалывая все стили и до предела размывая грани между высокой и низкой культурой. В современных анимационных произведениях содержатся разветвленные цепочки цитирований, пласты смыслов, зачастую весьма неоднозначные. И дело тут не только в софистической интеллектуальной игре. Современная мультипликация предоставляет ни на что не похожее «удовольствие от текста» посредством разрушения старой парадигмы и рождения нового мифа. Примерами таких работ могут служить картины Юрия Норштейна или Хаяо Миядзаки, а с недавних пор – гонконгского режиссера Юньфаня, совершенно невыносимая, но именно поэтому гениальная работа которого «Вишневый переулок, 7» получила приз за сценарий в рамках прошедшего Венецианского фестиваля.
Большой фестиваль мультфильмов текущего года свидетельствует о широком присутствии в современном анимационном искусстве не только новаторства как художественной политики, но и непосредственно инноваций: при поддержке Французского института в Москве на Технофабрике прошёл фестиваль французских фильмов виртуальной реальности; была организована специальная секция, посвящённая гендерной тематике «Только для женщин!», где фигурировали такие примечательные работы, как «Клитор» Лори Малепар-Траверси и «Любовь между мечтой и реальностью» Хисон Цой. Отдельный показ был посвящён потрясающей картине французских художниц Забу Брейтман и Элеа Гоббе-Мевлек «Ласточки Кабула», которая была представлена в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля 2019 года. Не обошли стороной и классиков. В рамках фестиваля прошла «Ночь Миядзаки», где показали три главных картины мультипликатора, а также состоялась лекция Юрия Норштейна «Цвет и свет в анимации».
Современная анимация – искусство синтетическое. Здесь сплетаются воедино живопись и графика, фотографии и музыка, документальное и художественное кино, театр и кинетическое искусство, поп-арт и энвайронмент, голография и лазерная инсталляция, компьютерная графика и видеоигры. Открытая система гетерогенной образности, свойственная анимации (куклы, фотографии, рисованные персонажи, бумажные/пластилиновые фигуры) уничтожает все жесткие рамки и структурные ограничения. В кадре могут сосуществовать объекты, совершенно разной природы, что вызывает эффект всякий раз уникального визуального пространства, которое само по себе есть лоскутное одеяло иерархически неупорядоченных, децентрированных элементов, поддающиеся лишь поэтическому/мифологическому осмыслению.
Следствием такого релятивизма в отношении художественной формы является отход от абсолютных истин и недоверие к легитимизирующей силе метанарративов, отказ от поисков первопричин и восприятие действительности как текстуализированной реальности, дискретной и фрагментарной. Деконструкция, цитация и ироническое пародирование выступают здесь приемами создания дискурса, что растворяет границы индивидуального текста, делая его фрагментом единой интертекстуальности. В искусстве анимации широко представлен принцип иронии с целью игры с тяжеловесными темами. Ироничная биполярность мира, опирающаяся на гиперреальный симулякр, обуславливает общую абсурдность анимационной среды, где жестокость травестийна и курьёзна. В рамках фестиваля этот принцип был воплощён в чешской картине «Кровавые сказочки» Терезы Ковандовой.
Программа «Премьеры. Избранное» показала последние русские анимационные картины. Здесь центральными темами стали обожаемые русскими творцами сюжеты о семье (работы «Дочь», «Узы», «Здравствуйте родные») и вечности. Так, например, одной из самых заметных для прессы стала новая работа Константина Бронзита «Он не может жить без космоса». При всем скепсисе, касающемся означенного тематического поля, стоит отметить, что иронично-абстрактная форма изложения, выбранная режиссёром (и в целом характерная для анимации), позволяет новаторски работать даже с такими обычно отяжелёнными патетикой сюжетами.
Справедливо отметить, что было бы не лишним российским авторам на время отложить камеры и взять вместо этого в руки краски, карандаши и прочие подручные средства. Ведь анимация не только предоставляет большую свободу в отношении материала и формальных экспериментов, но и объективно в меньшей степени подвержена цензуре, так как обладает ярко выраженной степенью условности. В этом смысле анимация является деятельным продолжением концепции постмодерна и авангарда XX века, в частности, в качестве напрашивающегося примера можно привести дадаистов, которые в своих творческих изысканиях также апеллировали к «детскому», «непосредственному» мировосприятию, выбрав в качестве самоназвания термин, имитирующий младенческий лепет.
В традиционной программе фестиваля «Ночь победителей» на протяжении 6 часов были показаны зарубежные лауреаты международных конкурсов. Второй по счёту картиной стала сюрреалистическая история датского режиссера Тью Сангарда «Животные», снятая в духе «Ангела-истребителя» Луиса Бунюэля. В ней рассказывается о том, как люди, оказавшись в замкнутом пространстве вагона поезда метрополитена, в течение небольшого временного периода отказываются от этических ценностей и фактически деградируют до первобытного состояния.
Французский режиссёр Бруно Колле представил в программе картину, наполненную рукотворными образами и фантасмагорической, шизоидной в хорошем смысле этого слова эстетикой, рассказывающую о человеке, больном Альцгеймером.
Другая анимация – «Томас в лощине диких Волков» Чинтис Лундгрен – вариант остроумного, гротескного осмысления gender studies. В нем вполне себе не одинокий волк под давлением внешней среды капиталистического рынка труда по воле случая переходит к весьма нетривиальной профессии жиголо, а его беременная жена тем временем посещает храм феминизма, заводит ручного раба, попутно осваивая тонкости садомазохистского наслаждения.
Размышления о природе времени в духе концепции длительности Анри Бергсона и работы Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» представлены чешской картиной «Прятки» (реж. Барбора Галиржова). Она представляет собой поэтическое высказывание о пространственной метафоре времени, буквализирующейся на фоне детской игры, где за несколько мгновений маленький мальчик с целью победить становится стариком, в результате чего его существование превращается в номадическое перемещение в череде замысловатых лабиринтов памяти.
Все вышеизложенное лишний раз доказывает тезис о том, что мультики - это будущее кинематографа. Не в смысле футурологических деклараций, а в том отношении, в каком современная анимация есть будущее уже сейчас, на самом острие настоящего. Именно поэтому мультики следует активно смотреть всем (и в первую очередь взрослым), а «Большой фестиваль мультфильмов» - одно из важнейших кинособытий осени.
Анна Стрельчук, InterMedia
Виктор Шамиров снимает драмеди об астрономах «Температура вселенной»
Стартовали съемки нового фильма Виктора Шамирова («Со мною вот что происходит», «Большая секунда») «Температура вселенной». Как сообщает «Кинопоиск», в марте работа над фильмом прошла в поселке Нижний Архыз в Карачаево-Черкесии.
Согласно синопсису это «история расставания и встречи, которая разворачивается в поселке астрономов». Виктор Шамиров описывает новый проект как камерную драму про людей, наблюдающих за космосом в далеком поселке среди гор Кавказа.
- Мне интересно, как люди, которые думают о космосе, живут свою обычную жизнь. Мне казалось, что это смешное сочетание науки о космосе и истерики семейной драмы, — говорит режиссер.
Главные роли в фильме исполнят Григорий Сиятвинда, Дарья Семёнова, Антон Эльдаров, Ольга Тумайкина, Александра Серзина, Ростислав Бершауэр, Михаил Филиппов и др.
- Мой персонаж — историк из Новосибирска, - рассказал Сиятвинда. - Он одинок, у него нет ни жены, ни семьи. Сергей впервые оказался в поселке Нижний Архыз. Он приезжает на день рождения к своему другу юности - ученому-астроному Андрею (Эльдаров). Сергея пригласила Наташа (Семёнова), жена Андрея, чтобы устроить ему сюрприз, хотя именинник еще не вернулся с конференции в Москве.
- Наташа - астрофизик, работает в местном институте, подрабатывает экскурсоводом, - говорит Дарья Семёнова. - Скромная и верная жена, мама двоих детей. Накануне празднования ей звонит из Москвы муж Андрей и сообщает, что больше к ней не вернется. Сергей пытается ее поддержать, они обсуждают, что сказать друзьям и семье. В какой-то момент между Сергеем и Наташей начинают зарождаться теплые чувства.
Для «Температуры вселенной» Шамиров собрал команду единомышленников, с которыми уже работал. Сценарий писал вместе с Ольгой Мотиной-Супоневой («Большая секунда»), оператором стал Семён Яковлев («Большая секунда», «А зори здесь тихие…»). Производством занимается кинокомпания «Контент-Клуб» («Летучий корабль», «Повелитель ветра»), продюсеры — Антон Сиренко, Павел Горин и Елена Быстрова.
Съемки фильма продолжаются. Дата выхода пока не названа.
Ева Лонгория и Хью Бонневиль снимутся в киномюзикле «Рождественская карма»
Кунал Найар («Теория Большого взрыва», «Космонавт») исполнит главную роль в фильме «Рождественская карма» (Christmas Karma) режиссера Гуриндер Чадхи («Играй, как Бекхэм», «Дом вице-короля»). Как сообщает Deadline, проект позиционируется как современный болливудский мюзикл, действие которого происходит в Лондоне и вдохновлено оригинальной «Рождественской песнью» Чарльза Диккенса.
Найяр исполнит роль Скруджа, а также в звездном касте фильма заявлены Ева Лонгория, Бой Джордж, Билли Портер, Хью Бонневиль, Лео Сутер, Чаритра Чандран, Пикси Лотт, Дэнни Дайер, Билал Хасна, Аллан Кордунер, Трейси-Энн Оберман, Руфус Джонс и другие.
Чадха написала сценарий, а также выступит в качестве одного из продюсеров, музыку к фильму напишут Гэри Барлоу из Take That, Шезней Льюис из All Saints (она снималась у Гуриндер в «Играй, как Бекхэм») и британский композитор Нитин Соуни.
- Так же, как я уже много лет наслаждаюсь «Этой замечательной жизнью» Фрэнка Капры, моя цель в «Рождественской карме» - создать праздничную классику для нашего времени и для будущих поколений, - говорит режиссер. - Саундтрек будет потрясающим: на него повлияли Евангелие, Бхангра, колядки и классические поп-песни. Вы не сможете усидеть на месте!
- Гуриндер обладает невероятной способностью рассказывать такие интересные современные британские истории, - признается один из продюсеров проекта Зиги Камасе. - Прошло более 20 лет с тех пор, как мы вместе сняли «Играй, как Бекхэм», и в этом фильме есть все те черты сердечности, комедии, драмы и невероятно приятный финал. Это будет праздник мультикультурного Лондона, наполненный невероятным набором песен, написанных Гэри, Шезней и Нитином, с использованием музыкальных жанров от рэпа до диско, и это будет лучший рождественский фильм, который мы выпустим в декабре 2025 года.
У постапокалиптического сериала «Fallout» будет второй сезон
Сериал «Fallout» продлен на второй сезон. Об этом Amazon Prime Video объявил 18 апреля 2024 года – через неделю после выхода финальной серии первого сезона. Он вошел в тройку самых просматриваемых сериалов видеосервиса за всю историю и стал самым просматриваемым сезоном в мире со времени выхода первого сезона сериала «Властелин колец: Кольца власти».
- Слава нашим безумно блестящим шоураннерам, Женеве Робертсон-Дворет и Грэму Вагнеру, нашему обалденному актерскому составу, - говорится в совместном заявлении продюсеров Джонатана Нолана и Лизы Джой. - Нам не терпится снова взорвать мир. Спасибо Bethesda и Amazon за смелость создать шоу, которое серьезно затрагивает все самые важные проблемы общества в наши дни: каннибализм, инцест, торт с желе. И это еще не все!
«ИнтерМедиа» напоминает, что сериал основан на одноименной серии видеоигр от Bethesda Game Studios. Это история об имущих и неимущих в мире, в котором почти нечего иметь. Спустя двести лет после апокалипсиса нежные обитатели роскошных убежищ от радиоактивных осадков вынуждены вернуться в облученный адский ландшафт Земли, оставленный их предками, и потрясены, обнаружив, что их ждет невероятно сложная, радостно странная и очень жестокая вселенная.
В сериале Элла Пурнелл играет Люси, оптимистичную жительницу Убежища с чисто американским духом смелости. Ее мирный и идеалистический характер подвергается испытанию, когда она вынуждена подняться на поверхность, чтобы спасти своего отца. Аарон Мотен исполнил роль Максимуса, молодого солдата, дослужившегося до звания оруженосца в милитаристской фракции под названием Братство Стали. Он сделает все, чтобы способствовать достижению целей Братства по установлению закона и порядка в пустоши. Уолтон Гоггинс появился в сериале в роли Гуля, морально неоднозначного охотника за головами, хранящего в себе 200-летнюю историю постъядерного мира. Эти разрозненные стороны сталкиваются, преследуя артефакт загадочного исследователя, который может радикально изменить динамику власти в этом мире.
В актерский состав сериала также входят Кайл Маклахлан, Мойзес Ариас, Сарита Чоудхури, Майкл Эмерсон, Лесли Уггамс, Фрэнсис Тернер, Дэйв Регистр, Зак Черри, Джонни Пембертон, Родриго Луцци, Аннабель О’Хаган и Кселия Мендес-Джонс.