Умер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летияДима Билан получил три статуэтки премии «Виктория-2024»

Рудольф Фурманов: «Надо правильно разработать театральную систему, а для этого нужен Закон о театре»

Народный артист России, основатель и художественный руководитель Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова Рудольф Фурманов рассказал «Известиям» о том, как усовершенствовать систему государственных и частных институций.

О ПЕРЕВОДЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАТУС

— На разных культурных форумах, встречах с министром руководители театральных институций всё чаще поднимают вопрос о возможности перевода их учреждений в государственный статус. Зачем это нужно, всем понятно: ради финансирования. Гостеатром, конечно, быть лучше по все статьям. Особенно такие заявки участились в Год театра. Растущий спрос на господдержку заставил меня задуматься: насколько сегодня эффективен институт гостеатра в России и, главное, как найти этот оптимальный баланс между частным и государственным финансированием?

О СВОЕМ ТЕАТРЕ

— Свой Театр имени Андрея Миронова я создал 30 лет назад. На собственные, поверьте, более чем скромные средства, без какой-либо помощи. С тех пор за мной закрепилась довольно приятная, но на сегодняшний день безосновательная слава — создателя первого частного театра в стране. Почему безосновательная? Да потому что частным театром нас уже не назовешь.

Да, у меня контрактная труппа 126 человек, но это лучшие артисты из петербургских государственных драматических театров и так называемые свободные художники. Мы играем спектакли в помещении, выделенном нам государством в бессрочное пользование. Мой театр получает субсидию. Раньше субсидий я не получал вообще. Откатов не даю, говорю прямо. Потом на разовую постановку по конкурсу стали выделять около 3 млн рублей. В год! Что такое это для театра? Слезы. На сегодняшний день — получаем 30 млн. И в репертуаре моего театра 30 спектаклей. Серьезный классический репертуар, не развлекуха. И современные режиссеры ставят — от учеников Георгия Товстоногова до Андрия Жолдака. В год не меньше четырех постановок. Занято порой до 20 артистов. То есть это, как видите, не театр «малой формы».

О РАЗЛИЧИИ ЧАСТНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТЕАТРОВ

— Но частным театр может называться тогда, когда у тебя в собственности есть свой театральный «дворец» и артисты. Поэтому я считаю, что понятие «частный театр» в нашей стране не очень точное. Вместо него имеет смысл ввести определения: государственный (или, пожалуйста, если вам угодно, бюджетный) и негосударственный.

Что значит государственный? Это театр, который полностью финансируется из госбюджета, пользуется по всем статьям его дотацией, а выручка от проданных билетов остается в собственности театра. Это просто какая-то райско-благодатная форма учреждения. Полностью дотационная и с сохранением выручки. Для кого существует театр? Для зрителей. Он субсидируется государством, чтобы быть общедоступным. Но если театр стопроцентно бюджетный, то почему билеты на спектакли стоят таких баснословных денег?

Когда, например, МХТ им. А.П. Чехова, Театр Наций, «Современник», Ленком приезжают на гастроли в Санкт-Петербург, билеты продаются по 15–20 тыс. рублей. Я уже не говорю о ценах, которые назначает Большой театр. Откуда такие расценки, если театр государственный по всем, как говорится, швам?

О СТИЛЕ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТЕАТРОВ

— Мой второй серьезный вопрос к гостеатрам связан со стилем работы. Во многих случаях он остается просто советским. Взять, например, репертуар. Артисты не могут спланировать свою жизнь, потому что не знают свою занятость на три (хотя бы) месяца вперед. Они как крепостные. А ведь планирование репертуара на квартал входит в госзадание. Если оно не выполняется, денежные средства должны возвращаться в бюджет, следующее финансирование не выделяется. Но это на бумаге. А на деле гостеатры подают своему работодателю филькину грамоту, отписку репертуара, продажа билетов на который не открывается.

У нас ведь до смешного доходит. Как хотим, так и будем использовать госсредства, что захотим, то и поставим. А стоит государству высказаться категорично в сторону спектакля, как сразу все начинают: «Цензура! Цензура!». То есть когда права и требование предъявляет продюсер — все молчат, стоят по струнке. А здесь можно игнорировать.

Модно сейчас стало с пафосом говорить: «Какое такое государство? Это я, налогоплательщик, это мои налоги, вот я хочу это поддержать, а это нет. Нечего за меня решать!» Но это демагогия. И я налогоплательщик. Как будем проблемы решать? Новгородским театральным вече? Я не ретроград. Пусть все ставят то, что захотят. Только не за счет бюджета, не за счет «налогоплательщиков». Пусть спонсоров ищут, цены поднимают. Люди, которые покупают билеты в театр, как назвал их Андрей Миронов, — «рубленосцы». Они зарабатывают деньги своим трудом. Они хотят свой заработанный рубль потратить на искусство, они выбирают, в какой театр им пойти. Мы ни в коем случае не должны этих людей подвести. Зритель не должен выходить из театра с ощущением, что его обманули.

О НЕОБХОДИМОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

— Поэтому я считаю, что стране не нужно такое огромное количество бюджетных театральных организаций. Они обязательно должны быть в небольших городах, где являются единственными очагами культуры, театрального искусства. Там их надо холить и лелеять, поддерживать и оберегать, запрещая перепрофилирование их зданий. Может быть, там для эффективности нужна оптимизация в их руководстве и финансировании. А все остальные театры должны перейти на субсидии.

Что это значит? Театру выделяются бесплатное помещение и субсидия — помощь государства за каждый проданный билет. 1 тыс. рублей, например. Тогда директора и худруки будут заинтересованы в том, чтобы ставить качественные спектакли, чтобы выручка была большая. В этом случае ценообразование на билеты не будет вызывать столько вопросов, сколько их возникает сегодня…

Я не люблю слова «реформа», но очевидно, что необходимость изменений в театральной среде назрела. Знаю, что у нас появятся противники, которые закричат: не трогайте устоявшуюся систему, дайте спокойно провести Год театра, ничего не надо, никаких изменений... Крик и истерия (особенно в соцсетях) давно уже стали основными аргументами в любом споре. Но поверьте — никто от этого ничего не потеряет. Надо лишь правильно разработать театральную систему, а для этого нужен Закон о театре. Где будут четко прописаны в том числе и контрактная система, и возможность дополнительного пенсионного фонда в условиях театра.

Может быть, тогда прекратятся и разговоры о том, как мало денег наше государство тратит на культуру. Замечу: огромные деньги тратятся, господа, огромные! Просто надо их разумно использовать. Я свой театр создал без копейки, своим трудом доказав, что такая, как наша, театральная структура имеет большое будущее, она эффективна, ей можно помогать.

Театр будет всегда, а вот каким он будет — зависит от нас. Так, кстати, когда-то — «Зависит от нас» — называлась программа Аркадия Исааковича Райкина. Актуально!

Фото: Илья Золкин

Балетное шоу Большого театра отменили в Южной Корее

16.04.2024 13:20 Театр и шоу Рубрика: Хроника 16+
Look Photos/Fotodom

Балетное шоу с участием солистов Большого театра отменили за день до премьеры в Южной Корее. Причиной стали сложные взаимоотношения между Сеулом и Москвой из-за позиции по Украине и Северной Корее. Шоу должно было пройти с 16 по 18 апреля в Центр исполнительских искусств «Сечжон» при участии 12 артистов Большого театра, сообщает Reuters. Сначала количество россиян на мероприятии сократили, а вскоре и совсем отменили шоу.

Посольство России в Южной Корее выразило глубокое сожаление из-за случившегося, отметив, что «страна в настоящее время демонстрирует определенную тенденцию в своем подходе к сотрудничеству с Россией и в культурной сфере».

Ранее в Сеуле были сорваны гастроли балерины Светланы Захаровой.

Источник: Reuters Фото: Look Photos/Fotodom
Теги: Южная Корея, отмена
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Спектакли Владимира Высоцкого покажет Первый канал к юбилею Театра на Таганке

Fotodom

Премьера документального фильма «Владимир Высоцкий: Я вышел на подмостки» состоится на Первом канале 23 апреля 2024 года к 60-летию Театра на Таганке.

Лишь немногим в 60-70-е годы прошлого века посчастливилось вживую увидеть драматического актёра Владимира Высоцкого на сцене Театра на Таганке. Уникальная документальная кинохроника, кадры которой запечатлели Владимира Высоцкого в театральных постановках Юрия Любимова, собиралась по всему миру на протяжении трёх с лишним десятилетий. В фильме использованы известные и эксклюзивные съёмки сцен из спектаклей (никогда прежде не показывавшиеся в полном объёме в документальных фильмах в России и за рубежом) - «10 дней, которые потрясли мир...», «Добрый человек из Сезуана», «Пугачев», Антимиры», «Гамлет», «Преступление и наказание».

Вошедшие в картину материалы предоставляют возможность современному зрителю хотя бы отчасти восполнить навсегда утраченную атмосферу живого общения с легендарной Таганкой в 60-70-х годах минувшего столетия. Материалы, найденные в разные годы в зарубежных архивах, были предоставлены телекомпаниями Болгарии, Венгрии, Сербии, Италии, Японии, Польши. О своих работах в спектаклях Юрия Любимова рассказывает только один человек — он же главный герой фильма — актёр и поэт Владимир Высоцкий.

Эфир в 00.00.

Сара Снук, Марк Гэтисс и Николь Шерзингер получили британские театральные награды

15.04.2024 15:45 Театр и шоу Рубрика: Хроника 16+
соцсети

Церемония вручения главной британской театральной премии Лоуренса Оливье состоялась 14 апреля 2024 года в Королевском Альберт-холле.

Лучшей драматической актрисой стала Сара Снук за сразу несколько ролей, сыгранных ею в спектакле «Портрет Дориана Грея», актером – Марк Гэтисс за главную мужскую роль в спектакле «Мотив и реплика», поставленном режиссером Сэмом Мендесом по пьесе Джека Торна.

«Бульвар Сансет» Эндрю Ллойда Уэббера, поставленный в театре «Савой», удостоился наград как лучший возрожденный мюзикл, за лучшие актерские работы Николь Шерзингер (в роли стареющей кинодивы Нормы Десмонд) (на фото) иТома Фрэнсиса (в роли сценариста Джо Гиллиса), режиссуру Джейми Ллойда, а также за звук, свет и музыкальное оформление.

Лучшим возрожденным спектаклем стала постановка «Дяди Вани» в Duke Of York’s Theatre.

β 16+