Всё началось с «Боже, царя храни», или Первые в истории музыкальные звукозаписи на русском языке
Первые поставки грампластинок на территорию Российской Империи начались на рубеже 1897–1898 годов. В основном это были записи мировых звезд оперной сцены на английском, немецком и итальянском языках, сделанные техниками компании «Граммофон». Продавцы грампластинок в Москве и Санкт-Петербурге сразу же столкнулись с настойчивыми требованиями публики иметь записи на родном языке.
Поздней осенью 1898 года на прилавке магазина И.Ф.Мюллера - крупного торговца музыкальными товарами, появилась небольшая брошюра с интригующим названием «Наставленiе для сборки и приведенiя в действие грамофона самодействующаго».
Магазин этот находился в Москве на Петровке и был хорошо известен всем москвичам. Брошюра содержала «Списокъ пiес для грамофона», где были опубликованы названия и каталожные номера первых в истории звукозаписи десяти пластинок на русском языке.
Запись, положившая начало отечественной национальной дискографии, была спродюсирована известным в те годы петербургским музыкальным деятелем Ипполитом Павловичем Рапгофом. Его же можно считать и первым отечественным музыкальным продюсером, поскольку он не только организовал эту запись, но и активно занимался пропагандой нового вида искусства, устраивая граммофонные концерты, выступая в качестве «диджея» и продавца грампластинок.
Для первой русской записи он пригласил артистов Мариинской оперы. К сожалению, их имена и фамилии так и остались неизвестными, поскольку в каталоге фигурируют только названия произведений без указаний авторов и исполнителей. И если артисты и продюсер были российскими подданными, то звукорежиссер (звукотехник) был иностранцем, поскольку своих специалистов в России тогда еще не было.
В те далекие годы звукотехнику и продюсеру предстояло решить несколько сложных задач. Во-первых, артисты из России не имели опыта работы в студии и им приходилось всему учиться в процессе. Во-вторых, нужно было определиться с репертуаром записей, на который технологии того времени накладывали существенные ограничения: одно дело записывать арии из опер в сопровождении оркестра, другое - цыганский романс с аккомпанементом гитары. В-третьих, звукорежиссеру нужно было уловить и зафиксировать на пластинке не только настроение и мастерство артистов, но и загадочную русскую душу.
Скорее всего эта запись была сделана в Лондоне - именно там располагалась первая студия звукозаписи в Европе. Тираж дисков был изготовлен в Ганновере на базе телефонной фабрики братьев Берлинеров. (Первые заводы по производству пластинок появились в России только в 1902 году.) Модная новинка того времени – «Грамофон самоиграющий» – продавался по 80 рублей. Диски назывались «нотными кружками» и предлагались покупателям по два рубля за штуку, а иголки для проигрывания пластинок по рублю за 100 штук.
Каталог первых русских пластинок выглядел так:
(вторая колонка представляла исполнение на английском языке)
Расшифровка каталога
№ | Каталожный номер | Название произведения |
1. | 1350 | «Боже, Царя храни!» |
2. | 1351 | Ария из оперы «Жизнь за Царя» «Ты придешь моя заря» |
3. | 1352 | Ария из оперы «Жизнь за Царя» «Ты не плачь, сиротинушка» |
4. | 1354 | Ария из оперы «Жизнь за Царя» «Как мать убили» |
5. | 1356 | «Красный сарафан» |
6. | 1358 | «Ивушка, ивушка» |
7. | 1359 | «Вниз по матушке, по Волге» |
8. | 1362 | «Я Вас люблю, и вы поверьте» (Цыганская песня) |
9. | 1363 | «Возле речки, возле моста» |
10. | 1364 | «Ты для меня душа и сила» |
Говоря современным языком, первый отечественный каталог был «идеологически выдержан» и имел хороший коммерческий потенциал, поскольку состоял из одних хитов того времени. Он «политкорректно» начинался с гимна Российской Империи - «Боже, Царя храни!» (музыка князя Алексея Львова, слова Василия Жуковского), а заканчивался популярным романсом Петра Булахова «Ты для меня душа и сила». Классическим ядром каталога были три арии из оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за Царя». Далее следовал романс Г.Цыганова и А.Варламова «Красный сарафан», затем русские народные песни «Ивушка, ивушка», «Вниз по матушке, по Волге», «Я Вас люблю, и вы поверьте» (Цыганская песня). Под девятым номером шла народная песня о неразделенной любви «Возле речки, возле моста».
Судя по тому, как грамотно был составлен первый отечественный каталог грампластинок, можно сделать вывод, что Ипполит Рапгоф был человеком хорошо знающим рынок и чутко реагирующим на настроения публики. Первая партия русскоязычных пластинок разошлась так быстро, что пришлось срочно заказывать дополнительный тираж. Так началась история отечественной национальной дискографии.
Александр Тихонов, InterMedia
Татьяна Буланова отметит творческий юбилей будущей весной
Большой сольный концерт Татьяны Булановой состоится в Государственном Кремлевском дворце 15 марта 2025 года. Выступление будет посвящено 35-летнему творческому юбилею певицы, которая начала свой сценический путь в 1990 году. В концерте прозвучат главные номера исполнительницы «Ясный мой свет», «Не бойтесь любви», «Старшая сестра», «Женское сердце», «Мой ненаглядный», «Один день», «Ледяное сердце» и др.
А в начале весны состоялась премьера нового альбома Татьяны Булановой «Камео». Релиз пластинки состоялся на следующий день после 55-летия певицы. Цифровую версию альбома выпустил лейбл United Music Group. В альбом вошли 16 песен.
Тейлор Свифт стала объектом исследований после несчастной любви в клипе «Fortnight»
Премьера клипа Тейлор Свифт «Fortnight» из ее нового альбома «The Tortured Poets Department» состоялась 20 апреля 2024 года. В записи трека принял участие Post Malone, который сыграл в ролике главную мужскую роль, а в эпизодических ролях снялись Джош Чарльз и Итан Хоук (оба актера сыграли главные роли в фильме «Общество мертвых поэтов», название которого перекликается с названием альбома Тейлор).
По сюжету, Тейлор просыпается в свадебном белом платье в некой лаборатории, где ученые проводят над ней эксперименты после завершения неудачного романа: дают таблетки, от которых она видит свои прошлые отношения, исследуют мозговую деятельность и т.п.
Визуальный ряд и сюжет черно-белого видео многие уже сравнили с другим фильмом – «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса. Режиссером и автором сценария клипа стала сама Тейлор Свифт, а оператором – Родриго Приета.
- Это песня, которая, как мне кажется, действительно раскрывает много тем, затронутых в альбоме, - рассказала Свифт в интервью на iHeartRadio. – Я представляла, что действие происходит в некоем американском городе, где с тобой не случилась американская мечта, на которую ты рассчитывал. Ты не остался с человеком, которого любил, и теперь просто вынужден жить с этим каждый день, спрашивая себя, что бы было, или, может, высматривая этого человека в толпе. Действительно очень трагичный сюжет.
Тем временем альбом «The Tortured Poets Department» установил новый рекорд по скачиваниям и прослушиваниям на Spotify – более 200 миллионов за одни сутки. Предыдущий рекорд принадлежал последнему альбому Бейонсе «Cowboy Carter».
Юрий Башмет и Константин Хабенский объединят рассказы Чехова и Вампилова с сюитой Сен-Санса
Юрий Башмет и Константин Хабенский выступят на новой высокотехнологичной площадке в «Лужниках» 8 июля 2024 года в рамках серии концертов «Классика на МТС Live Лето». Актер и музыкант подготовили необычную литературно-музыкальную программу, сообщили агентству «ИнтерМедиа» организаторы концерта.
В программе Башмета и Хабенского будут звучать рассказы Чехова и Вампилова, а также сюита Сен-Санса «Карнавал животных». Мероприятие пройдет в сопровождении камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета.
На днях Константин Хабенский представил литературно-музыкальную композицию под названием «Взгляд в небо: звезды и мы». Показ состоялся в честь Дня космонавтики, который отмечается 12 апреля.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.