Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

21.09.2018
20.09.2018

Рецензия: «Артель Роса» - «Счастливые люди» ***

03.09.18 00:25 Раздел: Музыка Рубрика: Рецензии и обзоры
Рецензия: «Артель Роса» - «Счастливые люди» ***

2018, Tunecore

Это первый лонгплей группы «Артель Роса» - нового проекта саунд-продюсеров Григория и Александра Лапенковых и режиссера Ровшана Вахидова. Братья Лапенковы известны в музыкальном мире как основатели ВИА «Бабье лето», активно гастролировавшего в 90-е годы. Затем братья в качестве сессионных музыкантов сотрудничали с многими поп-звездами, а теперь решили создать проект «Артель Роса». Сами они называют свою группу ВИА - вокально-инструментальным ансамблем. Солистками стали выпускницы кафедры народного пения московского института культуры Ольга Калюжная и Ксения Галискарова, но это не вполне фолк-проект. Народное пение, как и стилистика ВИА - лишь элементы, складывающие в общую картину, впрочем, довольно пёструю. «Артель Роса» не имеет ничего общего с аутентичной этно-музыкой - хотя при необходимости девушки, конечно, могут отлично исполнить любые фолк-стандарты. Но это и не типичный народный ансамбль, и тем более не производитель поп-стилизаций под фольклорную музыку. Складывая в общую копилку собственные идеи и умения, «Артель Роса» стремится к производству оригинального продукта, сочетающего разные жанры. Получается не всегда ровно, но для такого полистиличного проекта это нельзя считать серьёзным недостатком.

Пластинка начинается с хита «Ромашка» - весёлого, позитивного и легкомысленного. О фолк-музыке здесь не напоминает примерно ничего, кроме вокальной манеры, да и то она тщательно очищена здесь от народнических штампов. В «Ляпоте» - название обязывает - «Артель Роса» возвращается к фольклору, но в этаком ёрническом формате. Разработка этой идеи продолжается в «Космонавтах» - «древнерусской» песни на космическую тематику. В «Камушке» в игру вступает мужской вокал - получается добрая и распевная стилизация под этническую музыку. «Чучело» удивляет слушателя парадоксальным рефреном «и вовсе ты не чучело, ангел мой хранитель». Это цепляющая фраза, заставляющая повнимательнее отнестись к тексту - который, как выясняется, действительно посвящён огородному пугалу, хорошо справляющемуся со своими обязанностями.

В шестом треке поп-фолковая волна внезапно сменяется: песня «Винтовки» написана на стихотворение Владимира Маяковского «Возьмём винтовки новые». В советские годы этот стишок считался детским и публиковался в книжках с картинками - может быть, поэтому у «Артели» получилась музыка в духе «детской эстрады», не слишком похожей на фолк. Но уже в следующем номере группа возвращается к корням, представляя этно-стандарт «Масленица». Потом «Артель Роса» продолжает бить в эту точку в «Тюре», «Саночках» и в финальной «Миленький ты мой». Возможно, подобный репертуар позволит проекту стать ближе к народу - хотя гораздо интереснее в их исполнении звучат оригинальные «Дюймовочка» и «Ромашка», в которых группа делает заявку на создание собственного жанра.

Алексей Мажаев, InterMedia