Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

17.11.2018
16.11.2018
15.11.2018

Marvel vs DC: на что надеяться (или не надеяться) после Comic Con в Сан-Диего

03.08.18 22:12 Раздел: Кино Рубрика: Рейтинги и аналитика
Marvel vs DC: на что надеяться (или не надеяться) после Comic Con в Сан-Диего

Отгремел Comic Con в Сан-Диего и, наконец, в интернете появились показанные там трейлеры. В том числе это ожидаемые многими фанатами ролики к фильмам «Шазам» и «Аквамен», рассказывающим об одноименных героях комиксов DC.

Киновселенная DC (Warner Bros) стартовала позже, чем Marvel (Disney) - ее главный конкурент. В 2012 году студия Disney выпустила «Мстителей» – первый кроссовер, объединивший героев пяти фильмов, вышедших ранее – двух частей «Железного человека», а также «Невероятного Халка», «Тора» и «Первого мстителя». А что у конкурентов? У Warner Bros в том же году вышла заключительная часть трилогии Кристофера Нолана о Бэтмене – «Темный рыцарь: Возрождение легенды». По слухам, студия хотела добавить в этот фильм кого-то из героев комиксов о Супермене, но режиссер категорически отказался и настоял на своем видении.

Но художественная точка зрения – это один вопрос, тогда как коммерческая – совсем другой. К моменту, когда в прокат вышел новый фильм о Супермене – «Человек из стали» – у Disney в активе было уже семь фильмов (после «Мстителей» успел выйти третий «Железный человек»). С «Человека из стали» Warner Bros начала клепать свою супергеройскую франшизу очень быстро, добавив в фильм неимоверное количество различных отсылок – сразу и к Бэтмену, и к Лексу Лютору, и к Супергерл, и даже к Киборгу.

С первого же фильма у компании начались проблемы. «Человека из стали» критики и зрители встретили довольно нейтрально – от Снайдера после «Хранителей» ждали явно большего. Но реакция хотя бы не была такой агрессивно-негативной, как на вышедшие позже фильмы «Бэтмен против Супермена», «Отряд самоубийц» и «Лига справедливости».

Никак не стихающее противостояние экранизаций комиксов Marvel и DC показывает две вещи. Во-первых, более молодая киновселенная создавалась не просто в спешке, а буквально на коленке. Собственно, только ленивый не написал о том, как студийные боссы принимали множество поспешных и крайне противоречивых, спорных решений, приведших к фильмам, далеким от идеала. Во-вторых, за основу своего проекта они явно взяли формулу конкурентов, только предварительно немного вывернув ее наизнанку.

Disney снимает экранизации комиксов Marvel по простой и довольно понятной линейной формуле. Сольный фильм об одном персонаже, сольный фильм о другом персонаже, сольный фильм о третьем персонаже, – бац! – кроссовер «Мстители». Характеры главных героев раскрывали в сольных фильмах, к моменту объединения героев зрители уже хорошо понимали, что движет каждым из них. Второстепенные персонажи могли появляться в других фильмах, но раскрывали их также в кроссоверах (первое появление Черной вдовы, например, было во втором «Железном человеке», но интересную предысторию о ней показали в сиквеле «Мстители: Эра Альтрона»). К так называемой третьей фазе Disney уже начала потихоньку рушить свои же правила – в «Человеке-пауке» появился Железный Человек, в третьем «Торе» – доктор Стрэндж, в «Черной пантере» – Эверетт Росс. Но, когда хорошо знаешь правила, умеешь их красиво нарушать.

Warner Bros этого умения не хватило. Киновселенная DC строилась по тому же принципу, только в обратной последовательности. Сказалось стремление поскорее выпустить кроссовер и получить, наконец, максимум денег. Для понимания – первые «Мстители» собрали почти в два раза больше, чем «Стражи Галактики» и «Человек-паук: Возвращение домой», и почти в три раза больше, чем «Доктор Стрэндж», «Тор: Темный мир» и «Человек-муравей».

Но «Лигу справедливости» нельзя было выпустить совсем без предварительного рассказа о героях, которые в нее входят, поэтому вместо полноценных сольников студия решила сразу сделать «Бэтмена против Супермена», расценив, что культовых персонажей комиксов широкий зритель и так хорошо знает. Фильм объединил на экране сразу троих популярных героев (помимо упомянутых в заголовке персонажей важную роль в нем сыграла Чудо-женщина), а также намекнул на существование в этой киновселенной ряда других – Флэша, Аквамена и Киборга. Но этого продюсерам показалось мало – в том же году вышел «Отряд самоубийц». Картина повествовала про другую команду героев (или, правильно было бы сказать, антигероев) и также смешала сразу множество персонажей.

Результат неутешительный – поспешный кроссовер «Бэтмен против Супермена» принес только 330 млн долларов в США. Примерно столько же собрали «Стражи Галактики» и «Человек-паук: Возвращение домой», и это почти в два раза меньше, чем у «Мстителей», вышедших в 2012 году.

Единственным светлым пятном стала «Чудо-женщина» – картина, позитивно встреченная критиками и тепло – фанатами. Однако за ней последовала «Лига справедливости», чье создание омрачилось самоубийством дочери режиссера. Студия по-прежнему торопилась догнать конкурентов, поэтому вместо того, чтобы отложить выход картины, ее монтаж заканчивал (а по слухам – доснимал отдельные сцены) другой режиссер – Джосс Уидон (тот самый, что снимал первых «Мстителей»). В результате новый фильм лишился цельности и единства, а ряд сюжетных линий, начатых в «Бэтмене против Супермена», вообще не был развит. «Лигу справедливости» невзлюбили и те, кто ценят фильмы DC за мрачность стиля, и те, кто ждал обновления франшизы.

Картина вышла в 2017 году и стала пятой по счету в киновселенной DC. Для сравнения, вселенная Marvel к тому моменту насчитывала уже 17 (!!!) фильмов. В Warner Bros у руля стоял Зак Снайдер – режиссер, умеющий ставить поистине красивые кадры, но, увы, не умеющий рассказывать цельные истории. В Disney у руля стоял Кевин Файги – блестящий продюсер, умеющий не только видеть всю историю целиком, но и понимающий желания зрителей.

Disney выпускает по три фильма в год. Warner Bros снимает 1–2 фильма, непостоянное количество своих картин о супергероях выпускают также Fox и Sony. При таком объеме продукции как быстро зрителю наскучат однообразные герои в разнообразных трико и технологичных костюмах? Пока конкуренты только начинали копировать работающую формулу Marvel, эта формула уже стала устаревать. И Кевин Файги, скорее всего, понимал это, поэтому под его руководством в Disney начались творческие эксперименты.

«Стражи Галактики», «Человек-муравей», «Первый мститель: Противостояние», «Доктор Стрэндж» – все эти фильмы отличало наличие нестандартных шагов, а также большая авторская свобода, чем это было принято в таких продюсерских проектах ранее. Пожалуй, грызть локти компании пришлось только один раз – когда в 2017 году «Чудо-женщина» удостоилась отличных отзывов и показала хорошие сборы в прокате – ведь фильм про девушку-супергероя от Marvel должен был выйти лишь через два года, в 2019.

И вот наступил 2018 год. Disney выпустила свой самый масштабный кроссовер – фильм «Мстители: Война бесконечности», объединяющий вообще всех персонажей вышедших ранее фильмов. Самая эпичная картина из всех, грамотно совместившая веселый задор «Стражей Галактики», мрачность Капитана Америка, наивность Человека-паука и странность Доктора Стрэнджа, в которой положительные персонажи внезапно начали УМИРАТЬ на экране. А что тем временем могут предложить их главные конкуренты? В декабре в прокат выходит «Аквамен» – фильм про сына человеческого мужчины и женщины из Атлантиды, который, согласно комиксам, занимает трон этой подводной страны. Сможет ли эта история удивить зрителя так же, как «Война бесконечности»?

Трейлеры «Аквамена» и «Шазама» показали, что студия Warner Bros даже не пытается учиться на своих ошибках. В декабре выходит история, удивительно напоминающая борьбу за трон, уже показанную в «Черной пантере».

С «Шазамом» дела еще хуже. Он выходит в апреле 2019 года, но выглядит так, будто студия просто сдалась и решила отказаться от позиционирования «мы выпускаем мрачные фильмы по мрачным комиксам, не то что эти клоуны из Disney». Стиль типичного комикс-муви начала 2010-х годов, много примитивного юмора и ярких костюмов. Проблема в том, что все это уже видели много раз и успели от этого устать. Warner Bros будто бы признала поражение и решила слепо копировать Disney, снимая смешные сольники, только вот перенимать она стала ходы и решения, которые даже в Disney используются уже не так массово.

Хотя многим и кажется, что трейлеры «Аквамена» и «Шазама» выглядят обнадеживающе, преисполняться ожиданиями все же не стоит. Не менее перспективно выглядели промо-материалы к «Отряду самоубийц» – казалось бы, в трейлерах был и стиль, и атмосфера, и антураж, и мрачность, и юмор. Но, если споры о качестве «Бэтмена против Супермена» не утихали больше года, то «Отряд самоубийц» все просто тихонько забыли сразу после его выхода.

Пожалуй, до сиквела «Чудо-женщины» от экранизаций комиксов DC вообще не стоит ждать чего-либо выдающегося. Очевидно, наличие у руля феминистки и страх оскорбить общественность – это единственные факторы, заставившие подойти к созданию фильма вдумчиво, основательно, выделяя на него достаточно времени, а не делая все, как обычно, впопыхах. Да и то, после отказа Эммы Стоун исполнить роль злодейки и решения взять на ее место Кристен Уиг даже этот фильм начинает вызывать кое-какие опасения.

Нельзя сказать, что Disney не допускает ошибок. Почти вся третья фаза – это набор отличных злодеев, тривиальных историй и ужасных спецэффектов. Из всех фильмов по комиксам в ближайшее время прорыва стоит ждать не от Disney и Warner Bros, а, скорее, от Fox. Студия начала снимать фильмы про «Людей Икс» задолго до того, как хитрые киношники придумали концепцию «киновселенной», а потому это единственная франшиза, которая сейчас развивается в принципиально другом направлении, нежели остальные. Она не линейна, а идет «вширь». Вот вам суровый и брутальный «Логан», ориентированный на фанатов возрастной категории «18+», вот - фильм ужасов «Новые мутанты», вот - стебущий традиционных супергероев «Дэдпул». При этом для фанатов предельно простых фильмов продолжает выходить обычная линейка «Людей Икс». В эпоху однотипных экранизаций такое подлинное разнообразие подходов и жанров действительно может стать спасением от скуки в кинотеатрах.

Павел Соломатин,InterMedia