Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

13.11.2018
12.11.2018

Рецензия на книгу «Живые поэты» ***

26.06.18 00:24 Раздел: Музыка Рубрика: Рецензии и обзоры
Рецензия на книгу «Живые поэты» ***

2018, издательство «Бомбора»

«Живые поэты» начинались как интернет-проект. Поэтических сайтов в сети множество, и найти на них стихотворные жемчужины так же сложно, как иголку в стоге сена, особенно если её там нет. Любители хорошей поэзии там обычно долго не выдерживают — ибо им непросто продираться среди потоков графомании. «Живые поэты» в этом смысле представляли собой счастливое исключение: здесь есть отбор, редактура и даже некоторый менеджмент. Создатель проекта Андрей Орловский сам поэт, но не слишком витает в облаках — может быть, поэтому стихи «Живых поэтов» удостоились тёплого лампового издания, то есть выхода в виде настоящей книги.

Сюда вошли произведения 119 авторов, причём Орловский с командой сделали из издания книжки весомый пиар-повод. Для этого были привлечены звёзды. Среди «Живых поэтов» оказались, в частности, Борис Гребенщиков, Глеб Самойлов, Диана Арбенина, Андрей Бледный, Дмитрий Воденников, Хаски, Loc-Dog,Надя Грицкевич, Александр Гагарин, Лёха Никонов, Илья Черепко-Самохвалов и другие поэты и «поэты». Кроме того, нужно отметить «неравнодушное» оформление издания. Вёрстка затейлива, но не вычурна, каждому автору посвящён разворот, где есть не только его стихотворение, но и портрет (тех, кто захотел фотографироваться), а также список из трёх любимых поэтов. Признаться, перечисление кумиров часто говорит о поэте больше, чем собственно стихи. При этом у потребителя при перелистывании создаётся полное впечатление, что современная поэзия нуждается именно в такой подаче: просто размещения текста в интернете уже недостаточно.

Расцвет в стране рэп-культуры, казалось бы, свидетельствует о том, что может вернуться и «золотой век» отечественной поэзии, как в 60-е, когда стихи читали на стадионах. Судя по концертным сборам Басты и Оксимирона, эти времена уже вернулись. Судя по сборнику «Живые поэты», до возвращения этих времён ещё далеко. Содержание заметно отстаёт от формы. В книге слишком много поэтских откровений, чаще всего переходящих в самолюбование. Даже «селебы»-музыканты, давно работающие с художественным словом для своих песен, для сборника предоставили что-то максимально непесенное, а соответствующее, по их мнению, идеалам «высокой поэзии». В том-то и печаль: когда одна за другой поэтессы начинают в текстах заламывать руки и показывать себя загадочной и непонятной — непонятыми они и остаются. Пример рэперов показывает, что собирать большие залы ты начинаешь тогда, когда твои тексты оказываются созвучными интересам публики. Если пишешь для себя и дюжины друзей, вершиной карьеры так и останется появление в печатном сборнике «Живые поэты». Кстати, абсолютным чемпионом в хит-параде любимых поэтов представленных здесь авторов стал Иосиф Бродский.

Но должны же быть в сборнике какие-то стихотворения, которые произвели впечатление с первого взгляда? Да, и таких тут «целых» два. Это произведение Наума Блика, осмысленно составленное из аббревиатур, и короткая и едкая вещь Владимира Бомгарда.

Алексей Мажаев,InterMedia