Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

20.11.2018
19.11.2018

Борис Гребенщиков: "Вообще-то мы играем не для народа. Есть какие-то песни, которые нужно сыграть потому, что нужно"

02.04.18 13:48 Раздел: Музыка Рубрика: Дайджест
Борис Гребенщиков: "Вообще-то мы играем не для народа. Есть какие-то песни, которые нужно сыграть потому, что нужно"

ОБ ОТМЕНЕ КОНЦЕРТОВ ИЗ-ЗА БОЛЕЗНИ

— Простите, я не спортсмен, который может не выйти на старт, сославшись на травму или скверное самочувствие. Концертов в своей жизни я никогда не отменял. Один раз, правда, было такое — в Архангельске, но у нас тогда работал не очень адекватный менеджер, не договорился с местными организаторами и по личной инициативе снес выступление. Это случилось лет двадцать назад, не меньше. А так, чтобы по нашей вине... Нет, исключено.

ОБ УПОТРЕБЛЕНИИ АЛКОГОЛЯ НА СЦЕНЕ

— Мы играем сорок пять лет, за это время помню три эпизода, когда употреблял спиртное до или в ходе концерта.

Впервые — ради эксперимента где-то под Москвой с Сергеем Курёхиным.

В 1986 году у нас было восемь концертов в зале "Юбилейный" в Ленинграде. А мы приехали с гастролей в Сибири совершенно больными. Из семи членов группы у шестерых накануне первого выступления температура подскочила до 39 градусов. То же, что и в Ижевске: попросту не оставалось выбора.

И третий случай — в середине 90-х годов в Калининграде. Опять же из-за сильнейшей простуды. Тогда я выпил полбутылки коньяка и понял, что можно жить.

О ПРОСЬБАХ ИЗ ЗАЛА

— Вообще-то мы играем не для народа. Есть какие-то песни, которые нужно сыграть потому, что нужно.

О СМЫСЛЕ ПЕСЕН

— Знаете, сказанное мною в песне может быть понято, как угодно и кем угодно. Все зависит от подхода, взглядов конкретного человека. Любая песня — зеркало, в котором отражается слушатель. Ко мне это отношения не имеет. Я лишь пишу то, что должно быть сказано.

О БУДУЩЕМ

— Предвидение будущего — не мое сильное место. Мне вполне хватает настоящего.

О ГАСТРОЛЯХ

— Наоборот, люблю их. Идеальное время, чтобы остаться одному. В принципе, в последние годы мы не так много ездим. В среднем даем по восемь-десять концертов в месяц. Во время туров — больше. Но это не столь утомительно, как может показаться. Порепетировал, концерт отыграл — и свободен. Думай о вечном, читай, пиши...

О ЛИТЕРАТУРЕ

— В айпаде закачано с сотню книжек, от беллетристики до нон-фикшн, мемуаристики. Из последнего — Inside Out, история группы Pink Floyd, написанная Ником Мейсоном, ее бессменным участником. Мне понравилось. Хороший стиль.

Кита Ричардса с удовольствием перечитываю. Еще, как ни покажется смешно, могу возвращаться к "Мэри Поппинс". Акунина люблю, правда, до последнего романа о Фандорине руки пока не дошли, но обязательно прочту.

ОБ ОБУЧЕНИИ РИСОВАНИЮ

— Я классический самоучка. И не только в рисовании. Гитару тоже сам осваивал. Бабушка показала три первых аккорда, потом ребята во дворе еще пять. И — все.

О СТИХОТВОРЧЕСТВЕ

— На мой взгляд, учиться подобному — только портить, набираться лишних, ненужных сведений. Да и у кого брать уроки? У людей, которые сами порой не очень понимают, о чем рассказывают?

Как говорится, кто умеет — делает, кто не умеет — учит.

О БОБЕ ДИЛАНЕ И НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ

— Могу сказать даже более определенно: отношусь к нему с трепетной любовью. Вот уже полвека.

<...> Любая награда — как пуговица на пиджаке. На такие вещи нелепо обращать внимание. Премии может радоваться лишь человек, который не сознает ценности того, что делает. Собственно, именно так Дилан и отреагировал, не поехав в Стокгольм на церемонию. Нашлись дела поважнее.

О РЭП-БАТТЛАХ

— Недавно специально изучил вопрос, поскольку меня много раз спрашивали об этом, а я не знал, что ответить, был не в курсе. Поразился, что до начала показа шел длинный блок рекламы каких-то банков. Значит, они оплачивают эти баттлы? Посмотрел и на выдающегося рэпера Фараона. Простите, но один его ролик стоит больше, чем наша полугодовая работа в студии над новым альбомом. Кто и за что дает деньги этому молодому человеку?

Тот факт, что ТВ зарабатывает на этом деньги, — чудовищная пошлость и грязь! Не в произносимых со сцены словах, а в самом подходе. О каких поэтических баттлах речь, если все превращено в коммерческое шоу? Формула по-прежнему актуальна: кто платит, тот и музыку заказывает. Все куплено ради еще большей прибыли.

Впрочем, к Оксимирону как к человеку отношусь очень хорошо. Он друг моих детей, они вместе учились.

О СМЕНЕ МУЗЫКАНТОВ В ГРУППЕ

— А зачем? Это естественный процесс. Мы силком никого не держим, цепями не приковываем. Человек поиграл с нами, понял, что больше не может или не хочет, — ушел. Вольному воля.

О ЗАВИСТИ

— Тем, у кого хорошо получается то, что сам не умею. Для меня это стимул, хочу дать достойный ответ. Зависть — двигатель прогресса.

О НОВОСТЯХ

- Неужели за последнюю тысячу лет на Земле произошло хоть что-нибудь, заслуживающее внимания? Сомневаюсь.

Мне с избытком хватает того, что в гостиницах приходится по утрам слушать телевизор. Его включают в ресторанах, развлекая постояльцев за завтраком. Если нигде не началась новая война, уже хорошо. Хотя создается впечатление, нас именно к ней и готовят. Подспудно внушается мысль, что это неизбежно.

Лучше телевизор вообще не включать, не приближаться к нему. Вредно для психического и физического здоровья.

ОБ ИНТЕРВЬЮ АЛЕКСЕЯ СЕРЕБРЯКОВА ЮРИЮ ДУДЮ

— Нет, это посмотреть пришлось. Не понимаю, почему многие так ополчились на слова о национальной идее. Точнее, хорошо понимаю...

По моему глубокому убеждению, России помогают не те, кто старательно лижет государству задницу, а критикующие его ради того, чтобы страна стала лучше. Может, когда-нибудь это осознают и на самом верху, но, думаю, не при нашей жизни.

Серебряков высказал свое мнение. Имеет полное право. Мы лично не знакомы, но соглашусь, что есть в нашем народе отрицательные черты, от которых хорошо бы поскорее избавиться. С другой стороны, я прожил в России шестьдесят четыре года, видел и вижу такое количество прекрасных, умных, благородных и достойных людей, что никакая грязь к ним не прилипает. Вы ведь сами отлично знаете, что обычно всплывает на поверхность...

О ХАРАССМЕНТЕ

— А что мне тут комментировать? Будь я актрисой, подробно все рассказал бы, а так, извините, не владею материалом. И дочка Алиса никогда не говорила мне, что ее кто-то насиловал или хотя бы пытался.

На мой взгляд, люди сошли с ума. Если девушки не хотят, чтобы мужчины обращали на них внимание, — их дело. Только в итоге человечество вымрет. Впрочем, до этого, надеюсь, все же не дойдет.

Хотя кто может утверждать наверняка? Точно не я. Не умею ни предсказывать, ни фантазировать.

О ДРУЗЬЯХ

— Не знаю, что означает это понятие, но, безусловно, есть люди, к которым отношусь хорошо. Называть их не стану. Из суеверных соображений. Речь — великая и опасная штука.

О ГОСПОДЕ

- Повторяю, в мире существует лишь одно подлинное общение — человека с Богом. Для меня это самое важное и содержательное занятие. Как говорил знакомый учитель суфий, чем выше поднимаемся в развитии, тем ближе оказываемся к Господу. К этому и надо стремиться. А проявляет себя Бог в мириадах форм и лиц, во всем, что с нами происходит. Он может быть в облике и друга, и недруга. В соответствии с тем, что ты сам из себя представляешь. Всевышний всегда готов помочь, но мы часто не понимаем его и ерепенимся, громоздя одну нелепицу на другую...

(Андрей Ванденко, ТАСС, 02.04.18)