Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

25.04.2018
24.04.2018

Рецензия: «Дыши ради нас». Каждому по «Оскару»! *****

21.11.17 11:56 Раздел: Кино Рубрика: Рецензии и обзоры
Рецензия: «Дыши ради нас». Каждому по «Оскару»! *****

Показ фильма «Дыши ради нас» состоялся в рамках фестиваля «Новое британское кино». Режиссер: Энди Серкис. В ролях: Эндрю Гарфилд, Клер Фой. В широкий прокат фильм выходит в России 30 ноября 2017 года.

Биографическая картина «Дыши ради нас» повествует о Робине Кавендише. Полиомиелит полностью парализовал его тело, оставив молодому жизнерадостному мужчине возможность только глотать, говорить и видеть – а дышит за него аппарат искусственной вентиляции легких. Врачи полагают, что жить Робину осталось несколько месяцев, но любящая супруга не готова сдаваться. Заручившись поддержкой друзей, она забирает Робина из госпиталя вместе с аппаратом искусственного дыхания, чтобы подарить мужу возможность жить с семьей и видеть, как растет их сын. Врачи уверяли, что без больничной палаты Робин не проживет и двух недель. Он прожил еще 36 лет.

В романе Умберто Эко «Остров накануне» главный герой цитирует Ларошфуко, говоря, что ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть прямо. Серкис следует этой максиме и снимает драматичную историю, фокусируясь на юморе: через него жизнь чувствуется куда ярче, чем постоянно кружащая над главным героем смерть. Фильм, который по описанию производит впечатление типичной слезовыжималки, на деле оказывается действительно смешным (хоть порой это и смех сквозь слезы). Да и сам Робин Кавендиш - не простой живой человек: на протяжении всего фильма он старается быть активным настолько, насколько позволяет ему его непростая ситуация, и даже чуть больше.

Кажется, весь фестиваль британского кино в этом году посвящен различного рода бунтарям. То индус, нарушающий правила королевского этикета («Виктория и Абдул»), то шотландский психиатр Рональд Дэвид Лэйнг, борющийся за права психически нездоровых людей («Бесит быть нормальным»), то пытающийся победить саму войну Алан Милн («Прощай, Кристофер Робин!»). Теперь в их полку произошло знатное прибавление, ведь Робин Кавендиш – тот еще нарушитель порядка. Ему повезло в трудный час оказаться в окружении деятельных, отчаянных и любящих людей, и их поддержка помогла ему перемолоть в труху текущее положение дел в вопросах медицинской этики.

Робин совершил революцию как во врачебном деле, так и в восприятии инвалидов обществом. В эпоху, когда официальная медицина считала, что больные должны лежать по палатам, поскольку иначе не выживут, он путешествовал по миру. Когда врачи полагали, что больные полиомиелитом могут лишь предаваться депрессивным мыслям о смерти, он показал всем, как можно любить жизнь, несмотря ни на что. Когда инвалидность воспринималась как постыдное уродство, которое надо обязательно прятать за семью печатями, он на собственном примере доказал, что любой человек может социализироваться, если дать ему шанс.

К слову, хотя инвалидные коляски впервые появились еще в древнем Китае, в массовое производство они вошли не без участия Кавендиша. Для него же было разработано первое такое кресло со встроенным портативным аккумулятором и вентилятором легких. Впоследствии это изобретение улучшило жизнь еще миллионам людей с ограниченными возможностями. Так что фильм совершенно точно нельзя обвинить в эксплуатировании темы и попытках давить на жалость – он лишь актуализирует проблемы инвалидов, существующие по сей день.

Эндрю Гарфилд, исполнивший главную роль, за последние годы прошел удивительную трансформацию после «Нового Человека-паука», исполнив ряд по-настоящему трудных ролей, требующих как внешних изменений, так и обстоятельного погружения в сложный внутренний мир своих героев. Это и Дезмонд Досс из «По соображениям совести», и отец Родригез из «Молчания». «Дыши ради нас» – это, пожалуй, не просто самый сильный фильм в его карьере, но и логичное продолжение плеяды выдающихся ролей, полностью заслуживающее оскаровской статуэтки, которой актера, увы, один раз уже обделили.

Павел Соломатин, InterMedia