Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

19.11.2017
18.11.2017
17.11.2017

Рецензия: комикс «Эдвард Росс. Как устроено кино» ****

19.10.17 15:15 Раздел: Кино Рубрика: Рецензии и обзоры
Рецензия: комикс «Эдвард Росс. Как устроено кино» ****

Как устроено кино. Теория и история кинематографа / Эдвард Росс; пер. с англ. Е Тортуновой. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 208 с.

Название этой книги нисколько не обманывает читателя – она действительно полностью посвящена тому, как устроено кино. Эдвард Росс с хирургической точностью выделяет ключевые аспекты кинематографа, такие как техники съемки, структура и особенности хода времени на экране, отношение к человеческому телу, влияние звука и декораций или государственной идеологии. А затем подробно рассказывает, как менялись (или не менялись) взгляды и технологии с годами.

Особенно удачно тут то, что эта книга – комикс, хоть она и выпущена издательством, которое специализируется на литературе по саморазвитию и бизнесу. Визуальный язык комикса близок к кинематографическому языку. Это делает возможным использование на всех страницах бесконечного числа отсылок к шедеврам кинематографа. В результате книга, с одной стороны, охватывает большой промежуток времени – от первых фильмов братьев Люмьер, немецкого экспрессионизма и фильмов Тарковского до блокбастеров вроде «Звездных войн», «Матрицы» и бондианы. С другой стороны, она доносит вполне серьезную информацию до максимально широкого круга читателей и не выглядит при этом излишне заумно.

«Как устроено кино» – это вполне наглядная настоящая энциклопедия по истории и теории кинематографа. Как и положено энциклопедии, в ней есть отсылки к литературе, с которой стоит ознакомиться тем, кто хочет изучить какую-либо тему поглубже. При этом она не ограничивается каким-то узким взглядом на кино, оторванным от остального мира. Кинематограф то документировал реальность, то создавал свои миры, испытывая влияние и в свою очередь тоже влияя на реальность. Также и книга не остается чисто культурологическим изысканием, затрагивая вопросы политики, мировой истории, психологии, урбанистики, философии, феминизма. В некоторых главах рассуждений о расизме, отношении к женщинам, калекам и ЛГБТ становится слишком много, но никогда они не идут в ущерб основному содержанию, лишь подробно раскрывая, почему кино появилось таким, каким мы его знаем, а сейчас стало таким, каким мы его смотрим. По своему масштабу эту энциклопедию уместно сравнить с графическим исследованием Скотта Макклауда «Понимание комикса».

Нет смысла говорить, что эта книга обязательна к прочтению тем, кто по-настоящему любит кино. Эдвард Росс его любит и всеми силами дает понять. И есть большой шанс, что русскоязычные синефилы не только подчерпнут для себя много нового, но и захотят посмотреть (или пересмотреть) не один десяток картин после этой книги.

InterMedia приводит отрывок из главы «Тело», в которой Росс рассуждает о функции актерского тела и изменении отношения к нему на примере фильмов «Быть Джоном Малковичем», «Властелин колец: Две крепости», «Восстание планеты обезьян», а также добавляя визуальные отсылки к картинам «Аватар», «Мстители», «Звездные войны» и «Апокалипсис сегодня».

Павел Соломатин,InterMedia