Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

19.11.2017
18.11.2017
17.11.2017

Рецензия: документальный фильм «Игги Поп» **** (Видео)

16.10.17 08:31 Раздел: Музыка Рубрика: Рецензии и обзоры
Рецензия: документальный фильм «Игги Поп» **** (Видео)

Документальный фильм «Игги Поп» («Gimme Danger», 2016, режиссёр - Джим Джармуш) был показан Первым каналом в ночь на 14 октября 2017 года. Музыкальные ленты про рок-музыкантов часто делаются по определённым лекалам - архивные кадры, интервью героя, реплики доброжелательных друзей и знакомых, - и от личности режиссёра, как доказывает нам Джармуш, зависит очень многое. Даже вполне профессиональные биографические фильмы могут выглядеть шаблонно, когда снимаются по заказу. А ведь таких лент гораздо больше, чем снятых по собственному зачину. Ну что же, встречайте редкий вид: выдающийся кинематографист Джим Джармуш снял двухчасовую документальную ленту про выдающегося музыканта Игги Попа. На заказ он бы это делать не стал - таким образом, фильм сразу обрёл такой козырь, как огромная заинтересованность и степень вовлечённости режиссёра. И он вроде бы не стал открывать «рокьюментарных» америк, использовав обычные для такой категории лент приёмы, - но история захватывает зрителя так же, как и режиссёра.

Впрочем, кое-какие фишечки всё же есть: так, вместе с фрагментами архивных концертов часто используются куски американских телешоу тех времён, о которых идёт речь, - как бы дополнительные иллюстрации к портрету эпохи. Зрителям, не очень знакомым с заокеанским телевидением 60-х, многое будет непонятно, но странным образом это не рассеивает внимание, а только усиливает. Ещё одной важнейшей вещью стала полная готовность Игги Попа к «сотрудничеству». Урождённый Джеймс Остерберг совершенно открыт перед Джармушем и зрителями, откровенно и с улыбкой рассказывая о своей жизни, и этому почему-то совсем не противоречат кадры с его буйным поведением на сцене. В свои 70 он крайне бодр, по-прежнему гастролирует (на этой неделе, например, выступает в Москве), участвует в социальных акциях и производит впечатление приятного человека, который в ладу с самим собой. В фильме, кстати, даётся объяснение, почему Игги Поп любит выступать с обнажённым торсом. Оказывается, в молодости он любил фильмы про египетских фараонов и их слуг, а герои там не очень жаловали рубашки.

И вот на этом гармоничном, милом фоне Джим Джармуш разворачивает масштабную картину невероятной трагедии музыкантов Stooges. Фильм на самом деле не про Игги, а про Игги и его легендарную группу, которая давно заняла подобающие места в рок-справочниках, но не перестала быть непонятой. Разумеется, теперь на расстоянии видится, что команда играла нечто, позже превратившееся в панк-рок, и стала мостиком, недостающим звеном между музыкой 60-х и музыкой 70-х. Но Джармуш даёт взгляд на ситуацию изнутри, а там - тяжёлые наркотики, конфликт со зрителями, отказы звукозаписывающих фирм, распад группы... Игги сделал нормальную сольную карьеру, но всегда считал времена Stooges лучшими для себя и постоянно так или иначе пытался вернуться к сотрудничеству с Роном и Скоттом Эштонами. Возродить группу удалось уже в ХХI веке - правда, ненадолго, ибо братья относительно быстро умерли. Им без Stooges было непросто - приходилось даже перебиваться случайными заработками, не связанными с музыкой. Нашли себя без Stooges только Игги и гитарист Джеймс Уильямсон, который после распада коллектива выучился на инженера-электронщика и дорос до высокого поста в Sony Electronics. Но знаете что? Когда Игги Поп позвал его обратно на сцену, Уильямсон ушёл в отставку и вернулся к гитаре, на которой не играл тридцать лет. Музыка и жизнь порой подбрасывают сюжеты, неподвластные даже сценаристам с хорошим воображением. Может быть, поэтому Джармуш захотел снять «Gimme Danger»?

Алексей Мажаев, InterMedia