Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

23.11.2017

Рецензия: документальный фильм «Дэвид Боуи» ***

10.10.17 08:28 Раздел: Музыка Рубрика: Рецензии и обзоры
Рецензия: документальный фильм «Дэвид Боуи» ***

Документальный фильм «Дэвид Боуи» (A BBC Studios production, Великобритания, 2017, режиссёр - Фрэнсис Уотли) был показан на Первом канале в ночь на 7 октября 2017 года. Британские документалисты сосредоточились на последних пяти годах жизни Боуи, когда были созданы альбомы «The Next Day» и «Blackstar», а также мюзикл «Лазарь» («Lazarus»).

В 2003 году Дэвид Боуи перенёс сердечный приступ и операцию на сердце, после чего будто бы оставил активную музыкальную карьеру. Выпуск концертных DVD, «Грэмми» за вклад, переиздания, гостевые появления - всё это очень напоминало жизнь почётного музыкального пенсионера, а не действующей творческой единицы. В начале 2010-х, когда все окончательно уверовали в уход Дэвида на покой, он в обстановке строгой секретности собрал своих музыкантов приступил к записи нового материала. За последние пять лет были созданы два альбома и мюзикл, а также много видеоматериалов к ним - документальная лента Уотли подчёркивает, что они были насыщены всевозможными образами, переосмысляющими карьеру Боуи и подводящими итоги. За несколько месяцев до выхода альбома «Blackstar» Дэвид Боуи узнал о смертельном диагнозе, но в отличие от многих других звёзд, сохранил это в тайне от широкой общественности. Про рак печени знали очень немногие доверенные лица; даже посвящённые в эту тему музыканты его состава рассказывают, что Боуи в разговорах никогда к ней более не возвращался. 7 января 2016 года вышел альбом «Blackstar», а 11 января стало известно о смерти музыканта. Известие прозвучало, простите за штамп, как гром среди ясного неба: интерес к последним работам, как бывает в таких случаях, невероятно усилился, и в них, естественно, немедленно обнаружили множество символов и знаков, намекающих на близкий уход.

Зная этот сюжет, можно представить, в какую слезоточивую клюкву могли бы превратить его умельцы с российских федеральных каналов. Тема «последние дни великого человека» очень привлекает и зрителей, и документалистов - ведь можно поставить в кадр свечи и наполнить «закадр» драматичными комментариями на грани истерики, подводящими к неизбежно трагическому финалу. Но сдержанный британец Фрэнсис Уотли, похоже, не знаком с работами Оксаны Пушкиной, поэтому он решительно проходит мимо всех возможностей повышения градуса. Вместо этого он сосредоточен на разнообразных нюансах работы над музыкой и видео - именно об этом подробно рассказывают люди, с которыми он делал свои последние творческие высказывания. В итоге фильм полностью лишён каких-то душераздирающих интонаций - вместо этого спокойная скорбь и желание разобраться в личности ушедшей звезды. Достаточно ли этого, чтобы в ночь на субботу собрать у телеэкранов Первого большую аудиторию? Вряд ли, но вряд ли это дожно было волновать Уотли.

Авторов больше всего интересовал финальный этап музыкальной карьеры Дэвида Боуи, но они не смогли обойтись и без архивных кадров разных лет. Даже беглого мелькания старых фрагментов хватает для того, чтобы предположить, каким мог быть документальный фильм, охватывающий все полвека творческой биографии Дэвида. Смена восхитительных образов, фонтанирование идеями, порой довольно странными, объяснение, что всё это значило для мировой музыки, - из такого набора составляющих можно было сделать гораздо более захватывающее документальное зрелище, чем то, что получилось у Уотли. Впрочем, это взгляд зрителя, а режиссёр имел право на собственное видение.

Алексей Мажаев, InterMedia