Масштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летия

Евгений Сафронов - об отсутствии системной государственной поддержки музыкальной индустрии

06.09.2017 12:31 Музыка Рубрика: Дайджест

Статья главного редактора информационного агентства InterMedia Евгения Сафронова «Нет плохой погоде! Летние фестивали спасли шоу-бизнес, но государству они не интересны» опубликована 5 сентября 2017 года в «Российской газете». Приводим полный текст материала.


Летние фестивали спасли шоу-бизнес, но государству они не интересны

Организаторы отечественных летних музыкальных фестивалей ещё в начале года начали со сдержанным оптимизмом обмениваться прогнозами - неужели, мол, начинает восстанавливаться концертная индустрия, изрядно потрёпанная коллизиями последних лет?

Два последних года для концертной отрасли с полным правом можно было назвать кризисными, и дело здесь не только в экономическом кризисе, падении доходов населения и др. В отличие, к примеру, от театра и цирка, в музыкальной отрасли очень велика доля гастрольных поездок - именно поэтому особенно болезненным для музыкантов стал разрыв многовековых культурных связей.

Российский и украинский шоу-бизнес всегда был единым целым, треть доходов российского бизнеса была связана с Украиной, а концерты ведущих украинских исполнителей всегда на ура принимались в России. Развал наработанных годами маршрутов, организационных и творческих связей - все это не могло не привести к системному кризису в отрасли, обернувшемся не только финансовыми, но и кадровыми, личностными потерями. Отрасль, которая вплоть до 2014 года росла на 10-20% в год, была отброшена назад минимум на десятилетие.

Неудивительно, что первые признаки восстановления промоутеры ждали как манну небесную, и особое внимание было приковано как раз к летним фестивалям. Несколько аншлагов на больших весенних концертах подтвердили общий тренд и промоутеры продолжили верстать свои звездные списки на лето уже намного смелее.

Летние фестивали - особый и весьма привлекательный сегмент российской музыкальной индустрии. Аудитория каждого из них насчитывает десятки, а то и сотни тысяч зрителей, что открывает широкие возможности работы со спонсорами, общепитом и местными властями и позволяет оперировать значительными бюджетами. Успех основных летних мероприятий вселил бы в индустрию уверенность в том, что начинается долгожданный подъем.

И надо было видеть лица промоутеров, с ужасом разглядывающих развернутые метеопрогнозы - такого холодного и дождливого лета, конечно, не ожидал никто. Дело ведь не только в том, что аномальные холода и дожди сокращают продажу билетов. В плохую погоду намного сложнее и дороже поддерживать весьма непростую инфраструктуру мероприятий, в первую очередь транспортную. Промоутеры начали снова готовиться к убыткам, но обратной дороги у них не было - ведь такие акции невозможно отменить за две недели.

А дальше случилось то, что иногда случается, но чего никто никогда не ожидает - конечно, не чудо, но нечто похожее на революцию. Промоутеры не верили своим глазам: билеты продавались не хуже (а то и лучше), чем прошлым солнечным летом. Погодныe катаклизмы не испугали зрителей - очевидно было, что им просто до смерти надоели негатив и тоска последних лет, а неадекватная погода была воспринята не как помеха, а скорее как в чем-то даже привлекательный аттракцион - достаточно просто посмотреть на откровенно счастливые лица на фоторепортажах с утонувших в дожде и грязи двухсоттысячных "Нашествия” и Alfa Future People (Тверская и Нижегородская области соответственно). Успех сопровождал как крупнейшие фестивали - "Пикник Афиши” (Москва) и "Дикая мята” (Тульская область), так и нишевые: изысканный "Усадьба Джаз” (Московская область, Коломенское), непредсказуемое Stereoleto (Санкт-Петербург), альтернативный Доброфест (Ярославская область), бардовская Грушинка (Самарская область) и многие другие.

Отдельно стоит отметить большие фестивали поп-музыки категории премиум, проходящие на больших крытых летних площадках и ориентирующиеся на участие топовых поп-артистов. Выручка от продажи билетов для таких акций второстепенна, главное - спонсорская и телевизионная составляющие, но и здесь заметны аншлаговые тенденции. Правда, есть особенность - ориентированные на русскоязычную аудиторию премиум-фестивали в 2017 г. прошли в основном за пределами РФ: "Лайма Рандеву" - в Юрмале, "Жара” - в Баку, "Славянский базар” - в Витебске. Лишь "Новая волна” в сентябре отпразднует наступление бархатного сезона на территории России - в Сочи.

Конечно, телевизионный формат накладывает на эти мероприятия характерный оттенок - прекрасно помню сетования Игоря Крутого на то, что из 5 песен, исполненных специальным гостем "Новой волны” Стингом в одном из концертов, РТР поставило в эфир только две, мотивируя тем, что на англоязычных песнях резко падает рейтинг, и если бы не Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Николай Басков и другие, то этим прекрасным мероприятиям вообще не видать эфира.

Особняком, конечно, стоит "Славянский базар”, на 18 фестивальных площадках которого на этот раз прошло 130 мероприятий - от гламурных шоу для миллионов телезрителей до вполне демократичных опен-эйров и камерных представлений для изысканной публики. Шеститысячный Летний амфитеатр в этом году был переполнен практически на всех 18 концертах - в сутки проводилось по три шоу (некоторые начинались в 2 часа ночи) - одних только билетов было продано около 120 000, а с учетом посетителей бесплатных мероприятий аудитория фестиваля составила никак не меньше 300 000 чел.

Итак, главный результат фестивального лета-2017: аудитория - а именно она является главной в этой индустрии - недвусмысленно дала понять, что готова к возрождению и дальнейшему развитию отрасли. Конечно, пока рано говорить о соревновании с лидером - венгерским Sziget, на который ежегодно продается до полумиллиона билетов, но все же тренд вполне понятен. Привлек особое внимание отечественной индустрии и тот факт, что в 2017 году по посещаемости в число крупнейших фестивалей Европы вошел киевский Atlas Weekend, собравший около 250 тыс зрителей (кстати, несмотря ни на что, на сцене фестиваля было немало российских артистов).

А теперь о грустном.

Сотни крупных и мелких отечественных фестивалей ежегодно собирают миллионы зрителей и десятки миллионов телезрителей, это важные и заметные события для внушительной доли активного населения страны. Логичным было бы предположить, что государство пристально следит за столь серьезной частью общественной жизни, создает условия и преференции ведущим промоутерам, содействует им и всячески поддерживает. Однако ни один (!) из организаторов это мое предположение подтвердить не смог. Часто помогают местные власти, изредка - такие федеральные ведомства, как МВД и Минобороны. О системной поддержке даже речи не идет.

Почему же государство весьма серьезно даже по мировым меркам поддерживает элитарные театры и музеи, массовое кино и еще более массовое телевидение, но, как мы уже говорили раньше, традиционно с удивительным упорством не замечает массовую музыку?

Ответ прост и печален, лежит он в плоскости прикладной бюрократии: музыкальная отрасль традиционно считается сферой ответственности Министерства культуры, но в Положение о Министерстве культуры Российской Федерации в 1992 г. упоминание о музыкальной отрасли почему-то включено не было. Этого оказалось достаточным для того, чтобы столь серьезный сегмент экономики просто перестал существовать для чиновников. Стоит вдуматься - Белоруссия, Латвия, Азербайджан, не говоря уж о Франции, Швеции и других европейских странах, считают необходимым системно поддерживать массовую музыкальную индустрию на государственном уровне, а вот России это совершенно неинтересно.

Итак, практически все шумные и заметные мероприятия федерального уровня десятилетиями организуются на свой страх и риск немногими частными предпринимателями, представителями малого бизнеса (за исключением разве что сказочно обеспеченного фестиваля AFP, поддерживаемого банком-учредителем). Это очень увлеченные и талантливые люди - равнодушным посредственностям здесь не выжить - но ведь речь идет о бизнесе, считающемся одним из самых рискованных в мире, и таланта и целеустремленности иногда просто может не хватить.

Результат: в 2017 году, несмотря на рост зрительского интереса, не было проведено ни одного заметного нового фестиваля. Более того, в летней афише так и не появились столь ожидаемые и авторитетные в прошлые годы события, как "Максидром”, "Кубана”, "Крылья” и другие. Стоит ли удивляться тому, что количество "фестивальных туристов”, выезжающих за музыкой в сопредельные страны и Европу, постоянно растет?

Все это очень печально для публики и организаторов, а вот у государства явно есть более важные вопросы - к примеру, в 2018 г. зрителям придется готовиться к изменению своих традиционных планов посещения практически всех летних фестивалей в связи с мероприятиями Чемпионата мира по футболу. Заранее согласовать этот вопрос с организаторами летних фестивалей, разумеется, никому не пришло в голову.

Hatters, Хелависа и «Сектор Газа» получили «Чартову дюжину»

19.04.2024 22:14 Музыка Рубрика: Хроника 16+
соцсети

Победители XVII ежегодной музыкальной премии «Чартова дюжина» были объявлены 19 апреля 2024 года в эфире «Нашего радио». «ИнтерМедиа» напоминает, что организаторы отказались от проведения церемонии в формате концерта после теракта в Crocus City Hall.

Двух наград удостоились Hatters: за лучший клип «Весело» и как лучшая группа. Альбомом года стал «Острые края» группы «Заточка», песней года – «Чайковский» Юрия Шевчука и Дмитрия Емельянова.

В номинации «Взлом» победила группа GorillaGun, в номинации «side-проект» - группа «МодеМ» участника «Слота» Игоря «Кэша» Лобанова, солисткой года стала Хелависа, солистом – фронтмен костромской рок-группы «Гудтаймс» Артем Шаров.

В категории «совместная работа» отмечена песня «В нашем маленьком городе» в исполнении Бранимира, Чижа и «25/17», в номинации «лучший кавер» победила песня «Незнайка» группы «Гражданская оборона» в исполнении F.P.G, а лучшим концертом стало выступление Дианы Арбениной и группы «Ночные Снайперы» на московском стадионе «Открытие Банк Арена» 8 июля 2023 года.

«Легендой года» в этом году назван «Сектор Газа», а в номинации «Наше кино» победил сериал «Король и Шут».

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Стас Михайлов расскажет про 55-летнию юбилей в ТАСС

19.04.2024 19:08 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
Илья Золкин

Творческая встреча с певцом и композитором Стасом Михайловым, посвященная предстоящему юбилею исполнителя, состоится в пресс-центре ТАСС 24 апреля 2024 года. На ней музыкант расскажет про свой праздничный концерт с программой «55», который состоится на сцене «Live Арена» 27 апреля.

Народный артист РФ расскажет о подготовке к юбилейному концерту, программе и гостях торжественного вечера, а также проанонсирует юбилейный тур по России. Трансляция будет доступна на сайте ТАСС на странице анонса, а также в группе Пресс-центра ТАСС в «ВКонтакте».

Не так давно Стас Михайлов стал гостем нового выпуска YouTube-шоу «Вопрос ребром». Обзор на этот выпуск был опубликовало информационное агентство «ИнтерМедиа».

Начало в 12.00.

Справки и аккредитация: +7 (926) 608-0816, press-center@tass.ru.

Фото: Илья Золкин
Теги: Стас Михайлов, анонс пресс-конференции

Брайан Ино выпустил новую версию «Get Real» Боуи со звуками живой природы

19.04.2024 18:26 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка сингла

Брайан Ино обнародовал 19 апреля 2024 года новую версию песни Дэвида Боуи 1995 года «Get Real». Релиз приурочен ко Дню Земли (он отмечается 22 апреля), и в связи с этим в ремиксе, созданном Ино, использованы, помимо инструментов и вокала Боуи, различные звуки живой природы. По словам Брайана (который является и соавтором первоначальной версии «Get Real»), он стремился заставить ее звучать так, будто «природа прокралась в искусство», и животные «проходят через каждое окно и щель в двери»

Ремикс был выпущен в рамках глобальной музыкальной инициативы Sounds Right, которая сделала природу официальным исполнителем на стриминговых платформах для сбора денег на сохранение Земли. Благодаря Sounds Right, доля гонораров от любой песни, в которой указана природа в качестве исполнителя, будет передана EarthPercent - благотворительной организации, основанной Ино. Затем организация распределит эти деньги на проекты по сохранению и восстановлению «самых ценных и нестабильных экосистем» в мире под руководством экспертно-консультативной группы Sounds Right:группы ведущих мировых биологов, экологических активистов, представителей коренных народов и экспертов.

Наряду с ремиксом «Get Real» Sound Right выпустили сборник, включающий новые версии песен Ви из BTS, Мика Дженкинса, MØ, Элли Гулдинг и London Grammar — все с указанием природы в качестве исполнителя.

- Всю жизнь я задавался вопросом - как мне вернуть что-то в те места, откуда я взял идеи? – размышляет Брайан. - Музыка зародилась как звуки мира природы, и Sounds Right создает систему, которая помогает природе и сохраняет планету, чтобы она могла продолжать вдохновлять нас на долгие годы.

Помимо основания EarthPercent, Ино занимается проблемами окружающей среды, борясь с изменением климата посредством своей музыки и выпуская благотворительные альбомы с участием таких артистов, как Майкл Стайп, Питер Гэбриел, Big Thief, Джарвис Кокер и Death Cab for Cutie.

Фото: обложка сингла
Теги: Дэвид Боуи, ремиксы, Брайан Ино
β 16+