Евгений Сафронов - об отсутствии системной государственной поддержки музыкальной индустрии
Статья главного редактора информационного агентства InterMedia Евгения Сафронова «Нет плохой погоде! Летние фестивали спасли шоу-бизнес, но государству они не интересны» опубликована 5 сентября 2017 года в «Российской газете». Приводим полный текст материала.
Летние фестивали спасли шоу-бизнес, но государству они не интересны
Организаторы отечественных летних музыкальных фестивалей ещё в начале года начали со сдержанным оптимизмом обмениваться прогнозами - неужели, мол, начинает восстанавливаться концертная индустрия, изрядно потрёпанная коллизиями последних лет?
Два последних года для концертной отрасли с полным правом можно было назвать кризисными, и дело здесь не только в экономическом кризисе, падении доходов населения и др. В отличие, к примеру, от театра и цирка, в музыкальной отрасли очень велика доля гастрольных поездок - именно поэтому особенно болезненным для музыкантов стал разрыв многовековых культурных связей.
Российский и украинский шоу-бизнес всегда был единым целым, треть доходов российского бизнеса была связана с Украиной, а концерты ведущих украинских исполнителей всегда на ура принимались в России. Развал наработанных годами маршрутов, организационных и творческих связей - все это не могло не привести к системному кризису в отрасли, обернувшемся не только финансовыми, но и кадровыми, личностными потерями. Отрасль, которая вплоть до 2014 года росла на 10-20% в год, была отброшена назад минимум на десятилетие.
Неудивительно, что первые признаки восстановления промоутеры ждали как манну небесную, и особое внимание было приковано как раз к летним фестивалям. Несколько аншлагов на больших весенних концертах подтвердили общий тренд и промоутеры продолжили верстать свои звездные списки на лето уже намного смелее.
Летние фестивали - особый и весьма привлекательный сегмент российской музыкальной индустрии. Аудитория каждого из них насчитывает десятки, а то и сотни тысяч зрителей, что открывает широкие возможности работы со спонсорами, общепитом и местными властями и позволяет оперировать значительными бюджетами. Успех основных летних мероприятий вселил бы в индустрию уверенность в том, что начинается долгожданный подъем.
И надо было видеть лица промоутеров, с ужасом разглядывающих развернутые метеопрогнозы - такого холодного и дождливого лета, конечно, не ожидал никто. Дело ведь не только в том, что аномальные холода и дожди сокращают продажу билетов. В плохую погоду намного сложнее и дороже поддерживать весьма непростую инфраструктуру мероприятий, в первую очередь транспортную. Промоутеры начали снова готовиться к убыткам, но обратной дороги у них не было - ведь такие акции невозможно отменить за две недели.
А дальше случилось то, что иногда случается, но чего никто никогда не ожидает - конечно, не чудо, но нечто похожее на революцию. Промоутеры не верили своим глазам: билеты продавались не хуже (а то и лучше), чем прошлым солнечным летом. Погодныe катаклизмы не испугали зрителей - очевидно было, что им просто до смерти надоели негатив и тоска последних лет, а неадекватная погода была воспринята не как помеха, а скорее как в чем-то даже привлекательный аттракцион - достаточно просто посмотреть на откровенно счастливые лица на фоторепортажах с утонувших в дожде и грязи двухсоттысячных "Нашествия” и Alfa Future People (Тверская и Нижегородская области соответственно). Успех сопровождал как крупнейшие фестивали - "Пикник Афиши” (Москва) и "Дикая мята” (Тульская область), так и нишевые: изысканный "Усадьба Джаз” (Московская область, Коломенское), непредсказуемое Stereoleto (Санкт-Петербург), альтернативный Доброфест (Ярославская область), бардовская Грушинка (Самарская область) и многие другие.
Отдельно стоит отметить большие фестивали поп-музыки категории премиум, проходящие на больших крытых летних площадках и ориентирующиеся на участие топовых поп-артистов. Выручка от продажи билетов для таких акций второстепенна, главное - спонсорская и телевизионная составляющие, но и здесь заметны аншлаговые тенденции. Правда, есть особенность - ориентированные на русскоязычную аудиторию премиум-фестивали в 2017 г. прошли в основном за пределами РФ: "Лайма Рандеву" - в Юрмале, "Жара” - в Баку, "Славянский базар” - в Витебске. Лишь "Новая волна” в сентябре отпразднует наступление бархатного сезона на территории России - в Сочи.
Конечно, телевизионный формат накладывает на эти мероприятия характерный оттенок - прекрасно помню сетования Игоря Крутого на то, что из 5 песен, исполненных специальным гостем "Новой волны” Стингом в одном из концертов, РТР поставило в эфир только две, мотивируя тем, что на англоязычных песнях резко падает рейтинг, и если бы не Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Николай Басков и другие, то этим прекрасным мероприятиям вообще не видать эфира.
Особняком, конечно, стоит "Славянский базар”, на 18 фестивальных площадках которого на этот раз прошло 130 мероприятий - от гламурных шоу для миллионов телезрителей до вполне демократичных опен-эйров и камерных представлений для изысканной публики. Шеститысячный Летний амфитеатр в этом году был переполнен практически на всех 18 концертах - в сутки проводилось по три шоу (некоторые начинались в 2 часа ночи) - одних только билетов было продано около 120 000, а с учетом посетителей бесплатных мероприятий аудитория фестиваля составила никак не меньше 300 000 чел.
Итак, главный результат фестивального лета-2017: аудитория - а именно она является главной в этой индустрии - недвусмысленно дала понять, что готова к возрождению и дальнейшему развитию отрасли. Конечно, пока рано говорить о соревновании с лидером - венгерским Sziget, на который ежегодно продается до полумиллиона билетов, но все же тренд вполне понятен. Привлек особое внимание отечественной индустрии и тот факт, что в 2017 году по посещаемости в число крупнейших фестивалей Европы вошел киевский Atlas Weekend, собравший около 250 тыс зрителей (кстати, несмотря ни на что, на сцене фестиваля было немало российских артистов).
А теперь о грустном.
Сотни крупных и мелких отечественных фестивалей ежегодно собирают миллионы зрителей и десятки миллионов телезрителей, это важные и заметные события для внушительной доли активного населения страны. Логичным было бы предположить, что государство пристально следит за столь серьезной частью общественной жизни, создает условия и преференции ведущим промоутерам, содействует им и всячески поддерживает. Однако ни один (!) из организаторов это мое предположение подтвердить не смог. Часто помогают местные власти, изредка - такие федеральные ведомства, как МВД и Минобороны. О системной поддержке даже речи не идет.
Почему же государство весьма серьезно даже по мировым меркам поддерживает элитарные театры и музеи, массовое кино и еще более массовое телевидение, но, как мы уже говорили раньше, традиционно с удивительным упорством не замечает массовую музыку?
Ответ прост и печален, лежит он в плоскости прикладной бюрократии: музыкальная отрасль традиционно считается сферой ответственности Министерства культуры, но в Положение о Министерстве культуры Российской Федерации в 1992 г. упоминание о музыкальной отрасли почему-то включено не было. Этого оказалось достаточным для того, чтобы столь серьезный сегмент экономики просто перестал существовать для чиновников. Стоит вдуматься - Белоруссия, Латвия, Азербайджан, не говоря уж о Франции, Швеции и других европейских странах, считают необходимым системно поддерживать массовую музыкальную индустрию на государственном уровне, а вот России это совершенно неинтересно.
Итак, практически все шумные и заметные мероприятия федерального уровня десятилетиями организуются на свой страх и риск немногими частными предпринимателями, представителями малого бизнеса (за исключением разве что сказочно обеспеченного фестиваля AFP, поддерживаемого банком-учредителем). Это очень увлеченные и талантливые люди - равнодушным посредственностям здесь не выжить - но ведь речь идет о бизнесе, считающемся одним из самых рискованных в мире, и таланта и целеустремленности иногда просто может не хватить.
Результат: в 2017 году, несмотря на рост зрительского интереса, не было проведено ни одного заметного нового фестиваля. Более того, в летней афише так и не появились столь ожидаемые и авторитетные в прошлые годы события, как "Максидром”, "Кубана”, "Крылья” и другие. Стоит ли удивляться тому, что количество "фестивальных туристов”, выезжающих за музыкой в сопредельные страны и Европу, постоянно растет?
Все это очень печально для публики и организаторов, а вот у государства явно есть более важные вопросы - к примеру, в 2018 г. зрителям придется готовиться к изменению своих традиционных планов посещения практически всех летних фестивалей в связи с мероприятиями Чемпионата мира по футболу. Заранее согласовать этот вопрос с организаторами летних фестивалей, разумеется, никому не пришло в голову.
Hatters, Хелависа и «Сектор Газа» получили «Чартову дюжину»
Победители XVII ежегодной музыкальной премии «Чартова дюжина» были объявлены 19 апреля 2024 года в эфире «Нашего радио». «ИнтерМедиа» напоминает, что организаторы отказались от проведения церемонии в формате концерта после теракта в Crocus City Hall.
Двух наград удостоились Hatters: за лучший клип «Весело» и как лучшая группа. Альбомом года стал «Острые края» группы «Заточка», песней года – «Чайковский» Юрия Шевчука и Дмитрия Емельянова.
В номинации «Взлом» победила группа GorillaGun, в номинации «side-проект» - группа «МодеМ» участника «Слота» Игоря «Кэша» Лобанова, солисткой года стала Хелависа, солистом – фронтмен костромской рок-группы «Гудтаймс» Артем Шаров.
В категории «совместная работа» отмечена песня «В нашем маленьком городе» в исполнении Бранимира, Чижа и «25/17», в номинации «лучший кавер» победила песня «Незнайка» группы «Гражданская оборона» в исполнении F.P.G, а лучшим концертом стало выступление Дианы Арбениной и группы «Ночные Снайперы» на московском стадионе «Открытие Банк Арена» 8 июля 2023 года.
«Легендой года» в этом году назван «Сектор Газа», а в номинации «Наше кино» победил сериал «Король и Шут».
Стас Михайлов расскажет про 55-летнию юбилей в ТАСС
Творческая встреча с певцом и композитором Стасом Михайловым, посвященная предстоящему юбилею исполнителя, состоится в пресс-центре ТАСС 24 апреля 2024 года. На ней музыкант расскажет про свой праздничный концерт с программой «55», который состоится на сцене «Live Арена» 27 апреля.
Народный артист РФ расскажет о подготовке к юбилейному концерту, программе и гостях торжественного вечера, а также проанонсирует юбилейный тур по России. Трансляция будет доступна на сайте ТАСС на странице анонса, а также в группе Пресс-центра ТАСС в «ВКонтакте».
Не так давно Стас Михайлов стал гостем нового выпуска YouTube-шоу «Вопрос ребром». Обзор на этот выпуск был опубликовало информационное агентство «ИнтерМедиа».
Начало в 12.00.
Справки и аккредитация: +7 (926) 608-0816, press-center@tass.ru.
Брайан Ино выпустил новую версию «Get Real» Боуи со звуками живой природы
Брайан Ино обнародовал 19 апреля 2024 года новую версию песни Дэвида Боуи 1995 года «Get Real». Релиз приурочен ко Дню Земли (он отмечается 22 апреля), и в связи с этим в ремиксе, созданном Ино, использованы, помимо инструментов и вокала Боуи, различные звуки живой природы. По словам Брайана (который является и соавтором первоначальной версии «Get Real»), он стремился заставить ее звучать так, будто «природа прокралась в искусство», и животные «проходят через каждое окно и щель в двери»
Ремикс был выпущен в рамках глобальной музыкальной инициативы Sounds Right, которая сделала природу официальным исполнителем на стриминговых платформах для сбора денег на сохранение Земли. Благодаря Sounds Right, доля гонораров от любой песни, в которой указана природа в качестве исполнителя, будет передана EarthPercent - благотворительной организации, основанной Ино. Затем организация распределит эти деньги на проекты по сохранению и восстановлению «самых ценных и нестабильных экосистем» в мире под руководством экспертно-консультативной группы Sounds Right:группы ведущих мировых биологов, экологических активистов, представителей коренных народов и экспертов.
Наряду с ремиксом «Get Real» Sound Right выпустили сборник, включающий новые версии песен Ви из BTS, Мика Дженкинса, MØ, Элли Гулдинг и London Grammar — все с указанием природы в качестве исполнителя.
- Всю жизнь я задавался вопросом - как мне вернуть что-то в те места, откуда я взял идеи? – размышляет Брайан. - Музыка зародилась как звуки мира природы, и Sounds Right создает систему, которая помогает природе и сохраняет планету, чтобы она могла продолжать вдохновлять нас на долгие годы.
Помимо основания EarthPercent, Ино занимается проблемами окружающей среды, борясь с изменением климата посредством своей музыки и выпуская благотворительные альбомы с участием таких артистов, как Майкл Стайп, Питер Гэбриел, Big Thief, Джарвис Кокер и Death Cab for Cutie.