Умер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летияДима Билан получил три статуэтки премии «Виктория-2024»

Иван Засурский: «Россия на распутье между свободой интеллектуальной собственности и госмонополией»

Статья журналиста, специалиста по истории средств массовой информации и авторского права, заведующего кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Ивана Засурского опубликована на интернет-портале «Вести.ru» 13 марта 2017 года.


Совсем недавно была утверждена стратегия научно-технологического развития России, стратегия, которая ориентирует общество на использование интеллектуального потенциала нации как основного ресурса для обеспечения устойчивого будущего страны. Решение этой задачи неразрывно связано с качеством функционирования института интеллектуальной собственности. Возможно, поэтому дискуссии вокруг выбора пути развития сферы авторского и патентного права стали столь оживленными.

И что интересно, наряду с прогрессивной, технологической повесткой чаще и громче звучат предложения по созданию единого мегарегулятора в этой сфере, который, в частности, обеспечит учет всей интеллектуальной собственности, созданной за счет средств бюджета. Авторы идеи предлагают передать все полномочия — от регулирования до оказания услуг в сфере интеллектуальной собственности, авторского и патентного права — единому ведомству, созданному на базе Роспатента.

Эта идея только за последние 5 лет неоднократно возникала в самых разных форматах и на разных уровнях, но так и не была принята. И это вполне закономерно – создание единого регулятора слишком упрощает картину, в то время как в реальности во всем мире интеллектуальная собственность существует и развивается как сложная, децентрализованная система. Она и дальше будет развиваться именно так – ведь новые объекты возникают благодаря творческим, интеллектуальным усилиям граждан, которые возникают и существуют помимо мегарегулятора.

Более того, есть основания полагать, что в одних руках система будет только хуже, ведь проблема совсем не в том, что у государства мало власти в этой сфере, а в том, что битва за полномочия скрывает реальную повестку – в корне такого объединения изначально заложен конфликт интересов: государственный мегарегулятор неизбежно начнет вести себя и как реальный маркетмейкер, монополизировав зарождающийся и разнообразный легальный рынок интеллектуальных прав России.

На стратегических сессиях по созданию дорожной карты интеллектуальной собственности Национальной технологической инициативы IP-Net, посвященных анализу проектов в сфере интеллектуальной собственности, был отмечен парадоксальный характер задач, стоящих перед государством в цифровую эпоху.

С одной стороны, в интересах государства нужно обеспечить максимальные возможности для защиты интеллектуальной собственности. С другой стороны, для развития общества, государству не менее важно обеспечить максимально широкий доступ к знаниям и культурным ценностям – в первую очередь, к достижениям науки. Это создает условия для новых открытий, инноваций, которые, затем государству предстоит защищать. Тонкость политики в том, чтобы достичь баланса между открытостью и запретом, что сегодня представляет собой сложную задачу – ведь интеллектуальная собственность оборачивается в глобальных сетях, которые априори невозможно контролировать.

Россия не уникальна в поиске решения этой проблемы – многие страны апробируют те или иные подходы. В Европе планируют завершить переход к политике открытого доступа к научным изданиям с учетом интересов издателей. Сингапур и Британия создают распределенные платформы для управления правами, повсеместно внедряя инструменты типа открытых лицензий и упрощая сделки с интеллектуальной собственностью. Ряд стран стремится максимально вывести услуги в сфере интеллектуальной собственности на открытый рынок. В поиске решений ведущими экономиками мира лишь одна общая черта – все без исключения делают ставку на информационное обеспечение бизнеса и вовлечение самих участников рынка в решение этих задач.

Мы видим, что ни одно государство не навязывает конкретных решений и не устраивает тотальной ревизии под предлогом необходимости создания единого реестра государственных прав в сфере интеллектуальной собственности. Ставка делается на разные, зачастую конкурирующие платформы, создающиеся в интересах различных участников рынка.

Последние годы Россия не только успешно вписывалась, но и формировала вполне прогрессивную по отношению к мировому сообществу повестку. Так, уже в 2013 году правительство приняло решение о создании публичной системы учета исследований и разработок, а министерство образования и науки, наконец, заняло позицию по поддержке открытых лицензий и открытых данных. Конечно, можно сделать больше, но это движение в правильном направлении. Более того, дело не ограничилось усилиями государства – в России уже создаются и, вероятно, будут запущены несколько реестров и сервисов в сфере интеллектуальной собственности, ориентированных на разные рынки. И это разумно, ведь одно дело – управление правами в кино с учетом договоров по всем видам использования и территориям, другое дело – музыкальная индустрия, обладающая своими особенностями. Наконец, не менее важны знания и культурные ценности, которые перешли в режим общественного достояния или опубликованы под открытыми лицензиями.

В целях работы с последними, в частности, в рамках проекта "Ноосфера. Запуск" создана система с реестром общественного достояния, публикаций и изданий на открытых лицензиях и сиротских работах Nooregistry.ru. Что интересно, проект реализован Ассоциацией интернет-издателей в тесном партнерстве с "Викимедиа.РУ", которая управляет "Википедией", "Викитекой" и другими вики-проектами в России, крупнейшим в Европе научным архивом открытого доступа "Киберленинка", НП "НЭИКОН", библиотекой Мошкова, проектом "Вернский", "Научным корреспондентом" и "Частным корреспондентом", АНО "Инфокультура".

Эти проекты востребованы десятками миллионов интернет-пользователей, которые каждый месяц не только используют ресурсы, но и пополняют их новыми объектами права. Российское общество очень подвижно и восприимчиво – оно способно создавать и использовать новые решения для эффективного оборота прав в эпоху "цифировизации". Реестр создан общественными организациями за счет средств Российской Федерации – неужели нам предстоит конкурировать за представление о подлинных интересов общества с бюрократическим мегарегулятором, который будет парализован непрерывным процессом написания законов и административных регламентов?

Может быть намного проще добиться взаимодействия таких систем охраняемых и не охраняемых произведений, на основе общих стандартов, сформированных самими участниками рынка? Тогда мы сможем дополнять друг друга и создавать эффективные сервисы, не дублируя функций. Ведь сегодня очень несложно организовать такое взаимодействие корпоративных, государственных и общественных систем – в соответствии с потребностями и интересами всех участников – от авторов, ученых до корпораций и студентов. Если же в России появится мегарегулятор, это как минимум приведет к большей закрытости и меньшей прозрачности всех процессов, а как максимум – к потере возможностей развития нового сетевого рынка интеллектуальных прав, являющегося основой "цифрономики", о которой совсем недавно говорил президент России в послании Федеральному собранию.

Идею децентрализации при взаимодействия цифровых систем поддерживают самые крупные участники рынка. Росатом, Объединенная авиастроительная корпорация – многие компании начали двигаться в этом направлении. В ту же сторону смотрит и Ассоциация интернет-издателей. Даже организации по коллективному управлению, несмотря на "тяжелое наследие" объявили о начале строительства открытых сервисов для авторов.

Новые технологии позволяют перейти на новый тип взаимодействия и качественно новый уровень прозрачности. Многие говорят о том, что будущее стоит за технологией блокчейн, обеспечивающей полную достоверность данных и операций, которая ранее не была возможной. А ведь именно достоверность и прозрачность лежат в основе справедливого распределения средств и вознаграждений авторов и правообладателей, является фундаментом легального оборота прав.

В России уже объявлено о проекте регистрации недвижимости на основе этой технологии. В активной фазе находятся и разработки, в частности Сбербанка по созданию финансовых инструментов на основе блокчейна. Простота и прозрачность, которые обеспечивают современные технологии, позволяют во многих случаях, особенно, где речь идет о рутинных административных действиях, избавиться от огромного и затратного для налогоплательщиков административного аппарата – всю работу легко сделают безлюдные и беспристрастные цифровые системы, которым мы можем доверять не меньше, чем чиновниками.

И что удивительно, при готовности общества к переходу "на цифру" самое слабое звено в сфере интеллектуальной собственности именно Роспатент, который хотел бы стать тем самым мегарегулятором. Ведомство достаточно архаично – сроки рассмотрения заявок недопустимо долгие, а разрешение споров – непрозрачное. Мы до сих пор не имеем открытой онлайн-процедуры досудебного урегулирования, а ведь только цифровые услуги могут быть доступными на территории нашей огромной страны. Довольно сложно доехать до Москвы, особенно из отдаленных регионов, а таланты и изобретатели есть в каждой точке России.

Конечно, отсутствие таких сервисов можно списать на недостаточное финансирование ведомства. Но есть решения, которые можно сделать, просто имея понимание происходящих в обществе процессов без существенных финансовых или еще каких-либо усилий. В отличие от Минобрнауки и большинства других ведомств, Роспатент до сих пор не обеспечил открытой публикации патентных данных. Требования Гражданского кодекса об открытой публикации остаются в значительной степени благими пожеланиями – то, как и что доступно гражданам из достижений науки и в каком виде будет обеспечена эта доступность, решают не потребители, а Роспатент. А ведь открытые данные – это кровь современной экономики – множество участников рынка моги бы строить на них свои решения, создавая новые продукты и услуги. Если бы патентные данные были представлены в формате открытых данных, многие поисковые системы или общественные ресурсы обеспечили бы доступ к ним без каких-либо бюджетных затрат.

Но мы продолжаем ждать, когда общество реализует право на получение информации, ждать, когда патентные данные будут опубликованы, и верить в то, что мегарегулятор сделает всех счастливыми, соглашаясь на создание монополии в сфере интеллектуальной собственности там, где должны работать единые правила, обеспечивающие интероперабельность всех систем и умножение усилий всех участников рынка. И все это происходит на фоне того, что с 2017 года общественные организации могут выполнять государственные задачи за счет средств бюджета, а это означает, что их роль может многократно возрасти.

В России хватает проектов в сфере интеллектуальных прав, и они успешно реализуются. В экспертном сообществе идет обсуждение и уточнение предложений по тому, какой должна быть система интеллектуальной собственности для реализации недавно утвержденной Стратегии научно-технологического развития и разрабатываемой сейчас "Стратегии-2035". Наверное, это обсуждение должно быть более открытым и более громким, а экспертам не стоит предлагать нам простые решения вроде очередной огромной и неповоротливой государственной информационной системы или единого мегарегулятора на базе Роспатента.

Гораздо важнее и эффективнее работа по сбору информации и организации взаимодействия между различными проектами, которые происходят по инициативе общественных организаций и участников рынка. Мы должны организовать широчайший доступ к произведениям – и здесь государство только начинает принимать правила, которых придерживаются, к примеру, крупнейшие социальные интернет-проекты в этой сфере. Но мы также должны способствовать максимально эффективной защите возникающих в результате работы с этими массивами произведений – включая их защиту от захвата не только патентными троллями, но и мегаамбициозными государственными ведомствами, которые слишком часто подменяют интересы государства логикой бюрократического развития, оборачивающегося застоем, закрытостью и неэффективностью.

«Dancing Queen» и «Don’t Worry, Be Happy» включенные в реестр Библиотеки Конгресса

обложка сингла

25 синглов и альбомов пополнят в 2024 году Национальный реестр звукозаписей Библиотеки Конгресса США, который ежегодно определяет записи, достойные сохранения, «на основании их культурной, исторической или эстетической значимости в записанном звуковом наследии страны». Вместе с новым пополнением реестр включает уже 650 записей.

Среди отобранных в этом году - хиты «Dancing Queen» группы ABBA, «Parallel Lines» Blondie, «Ready to Die» Notorious B.I.G., «Dookie» Green Day, «Wide Open Spaces» Chicks, «Don’t Worry, Be Happy» Бобби Макферрина и дебютный альбом группы Cars.

Полный список в хронологическом порядке:

  • “Clarinet Marmalade,” Lt. James Reese Europe’s 369th U.S. Infantry Band (1919);
  • “Kauhavan Polkka,” Viola Turpeinen and John Rosendahl (1928);
  • Wisconsin Folksong Collection (1937-1946);
  • “Rose Room,” Benny Goodman Sextet with Charlie Christian (1939);
  • “Rudolph, the Red-Nosed Reindeer,” Gene Autry (1949);
  • “Tennessee Waltz,” Patti Page (1950);
  • “Rocket ‘88,’” Jackie Brenston and His Delta Cats (1951) ;
  • “Catch a Falling Star” / ”Magic Moments,” Perry Como (1957);
  • “Chances Are,” Johnny Mathis (1957);
  • “The Sidewinder,” Lee Morgan (1964);
  • “Surrealistic Pillow,” Jefferson Airplane (1967);
  • “Ain’t No Sunshine,” Bill Withers (1971);
  • “This is a Recording,” Lily Tomlin (1971);
  • “J.D. Crowe & the New South,” J.D. Crowe & the New South (1975);
  • “Arrival,” ABBA (1976);
  • “El Cantante,” Héctor Lavoe (1978);
  • “The Cars,” The Cars (1978);
  • “Parallel Lines,” Blondie (1978);
  • “La-Di-Da-Di,” Doug E. Fresh and Slick Rick (MC Ricky D) (1985);
  • “Don’t Worry, Be Happy,” Bobby McFerrin (1988);
  • “Amor Eterno,” Juan Gabriel (1990);
  • “Pieces of Africa,” Kronos Quartet (1992);
  • “Dookie,” Green Day (1994);
  • “Ready to Die,” The Notorious B.I.G. (1994);
  • “Wide Open Spaces,” The Chicks (1998).
Фото: обложка сингла
Теги: Национальный реестр аудиозаписей
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Фильм «Let It Be», отреставрированный Питером Джексоном, покажут спустя полвека после премьеры

16.04.2024 18:01 Музыка Рубрика: Хроника 16+
постер к фильму

Отреставрированную версию документального фильма «Пусть будет так» (Let It Be) покажет Disney+ 8 мая 2024 года.

Оригинальная лента режиссера Майкла Линдси-Хогга 1970 года о записи последнего альбома Beatles была тщательно восстановлена командой Питера Джексона из Park Road Post Production.

- «Let It Be» был готов к выходу в октябре-ноябре 1969 года, но вышел только в апреле 1970 года, - рассказывает режиссер Майкл Линдсей-Хогг. - За месяц до его выпуска Beatles официально распались. И поэтому люди пошли смотреть «Let It Be» с грустью в сердцах, думая: «Я никогда больше не увижу Beatles вместе. Никогда больше у меня не будет этой радости», и это очень омрачило восприятие фильма. Но на самом деле, не часто можно увидеть, как артисты такого уровня работают вместе, чтобы превратить то, что они слышат в своей голове, в песни. А потом вы поднимаетесь на крышу и видите их волнение, дух товарищества и чистую радость от того, что они снова играют вместе как группа. И зная сейчас, что это был последний раз, мы смотрим на это с полным пониманием того, кем они были и есть, и это добавляет немного остроты. Я был ошеломлен тем, что Питер смог сделать с «Get Back», используя все материалы, которые я снял 50 лет назад.

«Let It Be» содержит кадры, не вошедшие в документальный сериал «The Beatles: Get Back» 2021 года и переносящие зрителей в студию и на крышу Apple Corps в Лондоне в январе 1969 года, когда музыканты, к которым присоединился Билли Престон, пишут и записывают свой последний альбом «Let It Be», получивший премию «Грэмми» и в последний раз выступают вживую как группа.

С выходом фильма документального сериала на Disney+ и одной из его серий в мировой кинопрокат обсуждение оригинального фильма «Let It Be» достигло апогея. Тогда при полной поддержке Линдси-Хогга Apple Corps попросила компанию Park Road Post Production Питера Джексона заняться тщательной реставрацией фильма с оригинального 16-миллиметрового негатива, что включало в себя ремастеринг звука с использованием той же технологии демикширования MAL, которая применялась в сериале «The Beatles: Get Back».

- Я очень рад, что фильм Майкла «Let It Be» был восстановлен и наконец-то переиздан после того, как он был недоступен в течение десятилетий, — говорит Питер Джексон. - Мне очень повезло, что у меня был доступ к отрывкам Майкла из «Get Back», и я всегда думал, что «Let It Be» необходима для завершения истории «Get Back». В трех частях мы показали как Майкла и Beatles снимают новый революционный документальный фильм. Теперь я думаю обо всем этом как об одной эпической истории, наконец завершенной спустя пять десятилетий. Эти два проекта поддерживают и усиливают друг друга: «Let It Be» — это кульминация «Get Back», а «Get Back» обеспечивает жизненно необходимый контекст для «Let It Be».

Максим Фадеев перезапускает «Глюкозу» с «Мышами»

16.04.2024 16:52 Музыка Рубрика: Хроника 16+
соцсети

Максим Фадеев, заявивший о прекращении сотрудничества с Натальей Ионовой, на протяжении многих лет бывшей лицом проекта «Глюкоза», показал фрагмент нового трека перезапущенного проекта. В своих соцсетях продюсер опубликовал короткий видеоролик с отрывками старых песен Глюкозы, в котором можно услышать небольшой кусок нового трека «Мыши». Полностью новый трек можно будет услышать уже 19 апреля 2024 года.

Сама Глюкоза (Наталья Чистякова-Ионова) представила на днях новый трек «Хулиганка». Новинка представляет собой кавер-версию песни Любови Успенской, вошедшей в ее альбом «Экспресс в Монте-Карло» (1993). Автор музыки Гари Голд, а текста — Илья Резник. Цифровой релиз осуществил лейбл Zion Music.

Фото: соцсети
Теги: Максим Фадеев, Глюкоза
β 16+