Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

21.02.2017
20.02.2017

Рецензия: Земфира - «Маленький человек. Live» **** (Слушать)

25.01.17 08:08 Раздел: Музыка Рубрика: Рецензии и обзоры
Рецензия: Земфира - «Маленький человек. Live» **** (Слушать)

2016, Земфира

Случай Земфиры парадоксален, он не укладывается ни в какие привычные схемы взаимодействия в шоу-бизнесе. Сочинив десятки великолепных и несколько великих песен, певица совершенно не собирается отправляться на пожизненные коммерчески привлекательные гастроли с хитовой программой - хотя именно этого по большому счёту ждёт публика. Но вместо этого Земфира то надолго замолкает, то пускается в музыкальные эксперименты в вечном поиске совершенства. В этом поиске она уже поменяла, наверно, около двадцати сопровождающих составов, пока остановившись на интернациональной группе инструменталистов, с которыми она поехала в тур «Маленький человек». Помимо несомненного музыкального профессионализма, эти ребята не воспитывались на русском роке и никак не укоренены в здешние традиции, поэтому их взгляд на хиты Земфиры свеж до незамутнённости. Певица вроде как довольна этим составом (по крайней мере о наборе нового пока не слышно), и на концертном альбоме можно услышать редкого зверя - популярную русскоязычную музыку в абсолютно космополитичных аранжировках: «русский рок», к которому привычно причисляют Земфиру цифровые магазины, здесь на самом деле звучит как брит-поп, сёрф, хард-рок и что угодно ещё. То есть совершенно не так, как был записан на ранних пластинках певицы.

Удивительно, но многочисленные фанаты ранних записей не высказывают по этому поводу никакого возмущения, а с восторгом принимают любые новшества. Это, конечно, прекрасно, что российская публика пошла на концерты слушать аранжировки, а не песни, - однако данный подход пока работает применительно только к одному артисту. Остальным то ли не так интересно экспериментировать, то ли они слишком уважительно относятся к запросам публики. Со своей публикой Земфира, кстати, сейчас ладит, ласково общается с ней в соцсетях и даже иногда постит селфи - но чётко даёт понять, что на поводу у запросов зрителей она никогда не пойдёт. Да и ни к чему это: публика готова идти куда угодно за своим кумиром и ничего от него не требовать. Кроме концертов.

Впрочем, музыка Земфиры вызывает сильные эмоции не только у фанатов. После показа телеверсии «Маленького человека» в интернет-обсуждении приняли участие многие из тех, кто ранее рассказывал, что давно выбросил телевизор. В стремлении каждого высказаться было что-то болезненное, и даже те, кто концерт не смотрел, поспешили поделиться с общественностью этим фактом. Всё это говорит о том, что Земфира стала важнейшим социальным явлением - хотя она явно хотела бы просто заниматься музыкой, о чём говорят и её концерты, и её альбомы.

Вот и к «Маленькому человеку. Live» многие отнесутся как к «артефакту от главной рок-певицы страны» - а пластинка вообще не об этом. Скорее всего, она сделана для тех, кто хочет послушать не «любимые песни в концертном звучании», а «как это сделано с музыкальной точки зрения». «Мачо», «Жить в твоей голове», «Блюз», «Прогулка», «Скандал», «Мы разбиваемся», «ПММЛ», «Искала», «Хочешь», «Бесконечность», «ЛКСС» и другие хиты здесь отнюдь не являются поводом вспомнить любимые песни: это скорее приглашение открыть их для себя заново - в более сложных, неожиданных и многослойных версиях. Ну а тот, кто к этому не готов, может, не слушая, написать в блоге статус «Земфира - гений» или «Мне вообще неинтересно, что она делает».

Алексей Мажаев, InterMedia