Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

Александр Прошкин: «Общество, которое не нуждается в собственном кино, ничего и не строит»

17.07.16 13:37 Раздел: Кино Рубрика: Хроника
Александр Прошкин: «Общество, которое не нуждается в собственном кино, ничего и не строит»

Пресс-конференция режиссера Александра Прошкина состоялась в Международном пресс-центре фестиваля искусств «Славянский базар» в Витебске 17 июля 2016 года.

О ВИТЕБСКЕ

- Я первый раз в Витебске. Город произвел на меня совершенно очаровательное впечатление. Особенно, когда в 5 часов идешь с утра с поезда, кажется, что это декорация к фильму о всеобщем благоденствии и счастье. Если это не так, то искренне желаю вам этого состояния достичь.

О СВОИХ ИСТОРИЧЕСКИХ ФИЛЬМАХ

- Большинство моих фильмов привязано к знаменательным датам. «Русский бунт» - это время становления русской государственности. «Холодное лето 53-го» - год смерти Сталина. В Америке я встретил «сумасшедшую» девушку, которая по моим фильмам защищает диссертацию по истории.

О ФИЛЬМЕ «РАЙСКИЕ КУЩИ»

- Это мой первый фильм о современности. В нем я пытался извлечь уроки из нашего будущего, чтобы улучшить наше будущее. Мы одной ногой застряли в советском прошлом и движемся к лучезарному будущему . Чтобы оно стало лучезарным, эти уроки надо извлекать. В основе лежит пьеса Вампилова «Утиная охота». Сначала она была запрещена, но потом ее ставили, где только можно. Первая экранизация «Утиной охоты» «Отпуск в сентябре» во многом повторила судьбу пьесы. Если «Утиная охота», это фиксация эпохи застоя, то в фильме я попытался показать современность, сквозь которую проступают черты этой эпохи. Мне было сложно найти актеров, которые болели бы нашим временем и имели бы свою точку зрения на происходящее в нашем обществе. Среди них – Евгений Цыганов и Чулпан Хаматова. Таким образом, это диалог времен и диалог актерских поколений.

О СОСТОЯНИИ СОВРЕМЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА

- Зачем сразу о грустном? Это неправильно поставленный вопрос. Проблема лежит в обществе и в том, как люди себя в нем чувствуют. В Азии огромные очереди в кинозалы. Люди прилетают из других городов, необыкновенный ажиотаж. Кино – барометр состояния нравов. Если общество строит новую цивилизацию, то подъем испытывает и оно, и кино. Кино должно быть не развлекательным, а о том, что жизнь усложнилась, и появились глубинные проблемы нашего существования. Общество, которое не нуждается в собственном кино, ничего и не строит. Это загнивание, хотя я и надеюсь, что это временно. К тому же пойти в кино всей семьей в Москве стоит несколько тысяч рублей. Поэтому люди либо не ходят туда, либо идут развлекаться. Считается хорошим тоном наше кино облить помоями. Выходят полуграмотные мальчики и девочки и говорят, что они принципиально не смотрят русское кино. В провинции люди на 50% лишены киноэкранов. Хочу поклониться Министерству культуры (что я нечасто делаю), за то, что оно осуществило поддержку кино в малых городах. Я не понимаю, как можно с телеэкранов воспитывать антиамериканское поколение, а в кино держать исключительно американский репертуар. Кино – это национальная идея, самоиндентификация нации. Люди посмотрели на жизнь своих современников и подумали, как эту жизнь изменить. У нас, как только начнут снимать фильмы о рабочем классе, ни одного зрителя в зале не будет. Зритель хочет красивых сказок. А наш герой – не человек с кулаками, а князь Мышкин, человек совести. Особого оптимизма на счет того, что в ближайшие годы что-то изменится, у меня нет.

О ФИНАНСИРОВАНИИ КИНО

- Еще одна проблема связана с финансированием. В нашей стране ничего не сделано для того, чтобы частный капитал приносил деньги в кино. В Австралии моментально расцвела кинематография, когда приняли закон о вычете инвестиций в кино из налогов. Правительство этот закон быстро отменило, и кино сразу «сдулось». Госфинансирование кино в нашей стране минимально и выборочно. Наша власть хочет, чтобы наше кино выглядело столь магнетично, как в США, но при этом за 20 копеек. Так не бывает.

ОБ УРОВНЕ СОВРЕМЕННЫХ АКТЕРОВ

- Талантов в России хватает – у нас даровитый народ. Весь вопрос в том, что формирует актера. Проблема в драматургии. Если актеры всю жизнь играют высосанных из пальца ментов, не имеющих никакого отношения к жизни, то мастером не станешь. Что в наши дни делал бы Смоктуновский? Играл бы ментов и олигархов? В советское время еще сохранялась преемственность с культурой начала ХХ века. Актеры шли в профессию с миссией что-то изменить. Они никогда об этом не говорили вслух, но они это делали. Сейчас в актеры идут за деньгами и славой. Ощущение миссии в наши дни утрачено даже очень талантливыми людьми. Есть актеры, которые существуют вне времени. Если мы говорим француз, то вспоминаем Габена. А русский для всего мира – Смоктуновский, человек совести, рефлексирующая натура, гений. Времена меняются, а эти люди остаются. У нас был великолепный актер Андрюша Панин. Я с ним работал в трех картинах и всегда шел от его личности. Он и погиб потому, что был изнасилован телевидением, постоянно играя в посредственных комбинациях. Тратил свою душу и талант, чтобы оживить мертвечину. Делал это блистательно, но мертвечина все равно не оживала. С актерами толком не работают, поэтому требовать от них, чтобы они стали новыми Ульяновыми и Смоктуновскими, бессмысленно.

О СОВРЕМЕННЫХ АКТЕРАХ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВОЙТИ В ИСТОРИЮ

- Предсказать, кто останется на века не возможно. Если кино будет говорить абсолютную правду, которая волнует зрителя, кино будет оставаться. Чулпан Хаматова – актриса европейского масштаба, которой подвластно многое. Это цельная личность, но ей абсолютно нечего играть.

О РЕМЕЙКАХ

- Я хоть и не молодой, но тоже на это отважился. Вопрос в том, для чего это делаете. Если вы хотите повторить успех фильмах 50-летней давности, то вы провалитесь. Если цель в диалоге эпох, то это уже художественная задача, поэтому здесь можно чего-то выиграть. Повторить успех не получится. В советское время была замкнутая система. Люди ходили в кино три раза в неделю, а сейчас основой жизни является попса.

О ГОДЕ КИНО

- В год кино с трудом отобраны фильмы на «Кинотавр». В Год кино я не имею никакого финансирования и ничего не снимаю.

Денис Ступников, InterMedia

Фото: WorldPodium