Умер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летияДима Билан получил три статуэтки премии «Виктория-2024»

Евгений Сафронов (InterMedia): «Культурное развитие общества - задача государства, и оно не имеет права перекладывать эту задачу на бизнес»

12.07.2016 19:40 Музыка Рубрика: Дайджест

О ВВЕДЕНИИ КВОТ НА РУССКОЯЗЫЧНУЮ МУЗЫКУ НА РАДИО И ТВ

- Вопрос находится на стадии обсуждения, законопроект на рассмотрение не внесен. А вот идея эта старая и очень простая - каждая уважающая себя страна принимает меры по защите национальной культуры. В некоторых странах такие меры применяются уже довольно давно, особенно интенсивно - в Китае, Белоруссии, Франции. В СССР это было просто доведено до абсурда - в 70-х доля современной зарубежной музыки на радио и ТВ составляла около 1 процента.

ОТ КОГО ЗАЩИЩАЕТ ПОДОБНЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ?

- В первую очередь от контента, создаваемого в США, конечно. Дело в том, что экономическое лидерство какой-либо страны всегда в истории создаёт условия для доминирования в области культуры и искусства. В эпоху информационных технологий это доминирование усиливается многократно и легко заполняет электронные медиа других стран, вытесняя их популярные (народные) искусства, а политики это с удовольствием используют в своих целях - здесь нет ничего нового, это происходит всегда. После двух разрушительных войн в Старом Свете капиталы естественным образом перетекли в безопасные США, и сейчас страна, в которой живет меньше 5% населения мира, подмяла под себя четверть мировой экономики (для сравнения: РФ - около полутора-двух процентов). Поэтому американцы доминируют в культуре, и поэтому страны, заботящиеся о своей политической и культурной независимости, с ними борются.

Однако нужно понимать, что борьба ведётся не с американской культурой как таковой, а с особым видом креативной индустрии - так называемым международным контентом, который производится мощнейшим в мире производственным комплексом, специально созданным для этого в США. Международный контент создается на базе американских культурных стандартов, но предназначен он для распространения во всем мире, потому он уже не совсем американский, там множество заимствований из самых разных культур. Его потенциал огромен, прямая конкуренция с ним любой иной национальной индустрии, даже самой мощной - британской, немецкой, японской - просто немыслима. В некоторых направлениях производства творческой продукции - к примеру, киношных боевиках и фэнтези, - активность остальных стран за последние 20-30 лет подавлена Голливудом практически полностью. Что уж говорить - музыкальная индустрия США вообще сейчас составляет половину мировой. В этом же направлении ситуация развивается и в других секторах массовых индустрий - литературе, телевидение. Ну и, конечно, политиками культурная экспансия используется очень серьезно. Я вам пример приведу - одним из первых послевоенных договоров между Францией и США закреплялись всего два ограничения: для авиапромышленности и… кинопроизводства, причем интересы Голливуда лоббировал тогдашний госсекретарь США Бирнс. Грамотные политики всегда очень серьёзно относятся к soft power - “мягкой силе”, которая намного сильнее ракет.

О ДРУГИХ СПОСОБАХ ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

- Однако специалисты понимают, что национальную культуру невозможно защитить только запретами и ограничениями. К примеру, французы ввели ограничения для американской культурной продукции чуть ли не столетие назад - в 20-х годах XX века. Но ведь они постоянно работают над продвижением своего национального продукта, у них есть сеть эффективных культурных институтов, таких, как Бюро продвижения французской музыки, работающее при всех крупных посольствах. То же самое делают многие европейские страны. Белорусы достаточно жестко пытаются защитить национальную музыку, молодцы, прямо скажем, но с помощью даже самых великих достижений прошлого - “Песняров” или Игоря Лученка, - это сделать невозможно, а из относительно современного у них самый сильный продукт – это “Ляпис Трубецкой”, который уже распался, и в эфире его быть не может по политическим соображениям.

КАК ЗАЩИТИТЬ БЕЛОРУССКУЮ КУЛЬТУРУ?

- Давайте поймем разницу между значимым явлением культуры и сильным бизнес-продуктом - к сожалению, совпадает это далеко не всегда. Лично я с удовольствием слушаю белорусские коллективы, как и российские, и украинские: многие очень интересны, та же “Троица” - это просто блестяще, на мой взгляд. Но для создания сильной культурной индустрии необходимы бизнес-продукты, которые можно продавать - без индустрии популярная культура развиваться не сможет. Индустрия популярной культуры, что бы о ней сейчас ни говорили, играла заметную роль в СССР, и даже через 30 лет ведущие советские музыкальные проекты - в топе.

Однако культурная индустрия СССР прекратила своё существование, а то, что пытаются сделать на её обломках на постсоветском пространстве, не идёт ни в какое сравнение с прежней системой. Такие системы строятся десятилетиями, и они просто невозможны без серьезной и грамотной господдержки, а у наших 15 государств есть сейчас задачи, которые они считают более важными. Впрочем, ничего нового - серьезная и грамотная господдержка нужна развитию всех передовых отраслей в любой стране.

О ДОТАЦИЯХ В КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

- Хозяин может постоянно дотировать свой убыточный проект, и такое происходит - бизнес может иногда заниматься культурным развитием народа, за что ему спасибо огромное. Но стоит сократиться доходу хозяина - и он закроет убыточный ресурс, иначе он сам не выживет. Системное культурное развитие общества - задача государства, и оно не имеет права перекладывать эту задачу на бизнес. И это не должно быть прямое дотирование - оно чревато казнокрадством. Методы должны быть экономические, стимулирующие.

А вот в случае ввода каких-то ограничений в культурной индустрии государство обязано понимать, что доходы бизнеса снизятся, соответственно, потребуется дотация и возмещение ущерба. Надо заботиться об эффективном развитии предпринимателей, особенно тех, кто работает в культуре - на них ведь всё и держится. Но до такого уровня точного и продуманного государственного управления на постсоветском пространстве ещё не дотянулись

О ПОСЛЕДСТВИЯХ ЦИФРОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ

- Все наши частные музыкальные издательства и рекорд-лейблы - очень слабые, а цифровая революция просто их добила. Мы можем говорить о том, что это результат естественной конкуренции, но проблема ведь в том, что именно отечественная рекорд-индустрия - при всех её минусах - финансировала отечественную музыкальную культуру, создавала рабочие места и платила творцам за производство контента - десятки миллионов долларов ежегодно вкладывались в создание отечественной музыки.

Сейчас этого просто нет, из крупных компаний в музыкальной сфере остались лишь государственные филармонии и концертные залы. У них есть деньги, там работают грамотные и порядочные люди, но они все же поддерживают культуру только в рамках своих пристрастий и государственных заданий - то есть по определению не очень эффективно. О серьёзной музыке говорить не будем, а в популярной сфере пока все ограничивается простыми преференциями для попсы, от которых выигрывают только лидеры - Лепс, Михайлов, Киркоров… Это на самом деле хорошо и полезно, но все же это не выглядит, как системная поддержка отечественной культуры, особенно когда зарубежные артисты выбивают почву из-под ног.

К примеру, пять составов Boney M постоянно колесят по стране. Я очень люблю эту группу, но надо понимать, что из оригинального состава в живых осталось только трое, а под фанеру конца 70-х на корпоративах до сих пор выступают целых пять групп. Стоят они дешевле наших звезд, а на корпоративе проходят всегда отлично: вот такая особенность культурного менталитета, плюс создававшийся веками мощнейший фундамент культурной индустрии Запада. Нашим сложно что-то противопоставить, кроме снижения гонорара, а это означает конкурентное преимущество - ведь российские исполнители должны постоянно создавать новый продукт, а западные эксплуатируют репертуар 20-40-летней давности, даже и не думая вкладываться в новый.

О ПРИЧИНАХ СНИЖЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА НОВЫХ ХИТОВ

- Люди хотят как можно больше новых песен, но не просто песен, а хитов. Хиты появляются нечасто - одна песня из тысяч, а ведь на каждую из тысяч потрачено немало времени, денег и таланта. Из чего отбивать эти расходы? Спонсор нынче пошёл прижимистый, а на авторских отчислениях сейчас нигде в мире много не заработаешь - общий кризис, музыкальная индустрия упала вдвое. Вот и сокращается количество записанных в стране песен - а это по закону диалектики приводит к потере качества, то есть новых хитов будет меньше. Народ российский талантлив и терпелив, создавать новую музыку будет, конечно - но делать ему это всё труднее. Особенно если не удается проскочить на радио.

(Светлана Галанинская, Soundrussia.ru, 06.07.16)

Рецензия на альбом Dead Blonde «Перестройка»: От перестройки к перестрелке

обложка альбома

2024, Dead Blonde.

Оценка: 7 из 10.

Ну а кто ещё должен был выпустить концептуальный альбом про перестройку, если не Арина Буланова с Давидом Деймуром, собаку съевшие на циничных стилизациях советской перестроечной/постперестроечной попсы? Арина родилась в 1999 году, Давид – в 1993-м, то есть их воспоминаниям о перестройке можно доверять. Впрочем, сама Dead Blonde объясняет, что концепция альбома, который изначально назывался «Советская девчонка», заключается не в рассказе о перестройке в стране (закончившейся развалом страны), а о перестройке личности главной героини: «Как она превращается из простой, наивной, милой советской девочки, которая верит в коммунизм и в светлое будущее, в такую матерую стерву». Более того, по задумке Арины и Давида, альбом «Перестройка» является приквелом к первым альбомам Dead Blonde и GSPD. Как шутили в конце 80-х, «следующая стадия перестройки - перестрелка», а потом оказалось, что это не такая уж и шутку. Так что мы уже знаем, что будет дальше с «перестроившейся» лирической героиней: всё там у неё сложилось неплохо, хотя местами и опасно.

Самыми удачными на диске «Перестройка» оказались начало и конец. Вступление вообще стилизовано под советскую радиопередачу, в которой Арина Буланова играет на фортепиано мелодию из вымышленного кинофильма «Перестройка». Композиция «Пионерка» изо всех сил пытается быть похожей на советскую детскую песенку (и советский синтипоп); благодаря тому, что Арина и Давид по возрасту не застали пионерию, песня похожа на мечты зуммеров о вкусном советском мороженом и справедливости «развитого социализма». Но звучит занятно. Песня под веским названием «Под красною звездой» сначала пытается немного побыть военным маршем, но потом останавливается на чём-то среднем между фолк-попом, частушкой и группой «Комбинация». А судя по строчке «Веселей, рабочий класс!» - ещё и «Любэ», которые сначала тоже стебались над совковой эстетикой, а потом возлюбили её всеми фибрами. Для лирической героини перестройка здесь тем более мила, что открывает перед ней большие возможности, в том числе финансовые.

Ну а дальше, по сути, альбом врывается в хаос 90-х. Концептуальность разбивается о тот факт, что треки «Снег растаял на плечах» и «Питер – город криминала» выходили отдельными синглами и занимали высокие места в чартах. Все эти приметы времени вроде парфюма из Югославии и подкинутых «калашей» довольно беспорядочно перемешаны как в песнях, так и в головах сочинителей. Зато музыка в полном соответствии с тенденциями начала 90-х становится всё более дикой и примитивной («Малолетка», «Детка Киллер»). К концу альбома «советская девчонка» находит себя в мрачном EDM («Адреналиновый укол»), а в финале определяется со своим будущим. Трек «Стань моим продюсером» автобиографично и трогательно описывает встречу Арины и Давида: «Стань моим продюсером, мы будем делать музыку, красивую и грустную, как будто твоя муза я». Песня стала впечатляющей кодой «Перестройки» - здесь певица даже почти отказывается от стёба и циничных стилизаций… ну разве что совсем немного намекает на попадание в шоу-бизнес через постель и на прочие нюансы взаимоотношений певицы и продюсера.

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Фото: обложка альбома
Теги: рецензии, Алексей Мажаев, Dead Blonde
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Григорий Лепс отметит день рождения стадионным концертом

17.04.2024 22:01 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
Наталья Ступникова

Григорий Лепс выступит в ДС «Мегаспорт» 15 июля 2024 года. Концерт состоится накануне 62-го дня рождения артиста, который он будет отмечать 16 июля, поэтому его программа получила название «Концерт в день рождения». Детали предстоящего выступления пока не объявлены. Первоначально концерт планировалось провести в Crocus City Hall, где он традиционно проходил уже несколько лет.

Ранее агентство «ИнтеМедиа» сообщило, что Григорий Лепс выбил телефон из рук снимавшей его фанатки. Инцидент произошел на концерте музыканта в Костроме 13 апреля 2024 года. Певцу не понравилось, что одна из зрительниц концерта стала снимать его со слишком близкого расстояния.

Фото: Наталья Ступникова
Теги: Григорий Лепс, анонс концерта, Мегаспорт

Ёлка, Мари Краймбрери и «Винтаж» выступят на уютном «Вельвет фесте»

17.04.2024 20:36 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
Татьяна Федина

Фестиваль «Вельвет фест» состоится в саду «Эрмитаж» 18 августа 20924 года. Организатором выступает компания SAV Entertainment, в которой этот фестиваль называют «самым уютным музыкальным событием лета».

Участниками программы станут артисты лейбла Velvet Music Ёлка (на фото), Мари Краймбрери, Владимир Пресняков, «Уматурман», Нюша, Ева Польна, Наталья Подольская, Звонкий, группы «Винтаж», «Чи-Ли» и др. В этот вечер они исполнят свои главные хиты и, возможно, представят новинки.

Ранее стало известно, что III Moscow Jazz Festival пройдет в Москве с 10 по 16 июня 2024 года.. Среди хедлайнеров в этом году – Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр, Дафер Юссеф (Тунис), Ришар Бона (США), Авишай Коэн (Израиль), Константин Хабенский, Дмитрий Маликов с программой Pianomaniя Jazz, Виктор Добронравов и ансамбль «Кинопроектор», Роберто Фонсека (Куба), «Меджикул», Jukebox Trio и др.

Фото: Татьяна Федина
Теги: анонс фестиваля, Velvet Music
β 16+