Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

02.12.2016
01.12.2016

Сергей Миров - «Это «Секрет»? Игра в «Битлз» ****

07.06.16 08:04 Раздел: Музыка Рубрика: Рецензии и обзоры
Сергей Миров - «Это «Секрет»? Игра в «Битлз» ****

2016, АСТ

Это не первая книжка про бит-квартет «Секрет». Большинство предыдущих были довольно интересными, в том числе 96-страничная «амфоровская», вышедшая в серии «Легенды нашего рока» без указания автора. Ну а уж с автобиографической книгой Максима Леонидова «Я оглянулся посмотреть...», бешено трогательной и дико остроумной одновременно, вообще конкурировать сложно. Но если вас зовут Сергей Миров, то, оказывается, можно.

Вы ведь знаете Мирова? Если вы его хоть раз в жизни видели, то вы его не забудете. Даже если вы его не знаете как «продюсера, музыканта, автора песен, телережиссёра, журналиста, теле- и радиоведущего», то запомнили его как большого и шумного человека, обычно заполняющего собой весь объём помещения. Всеобщий знакомый, кладезь баек и историй, свой человек в рок-тусовке - «тебе бы, начальник, не картины, тебе бы книжки писать». Ну вот он и занялся.

Книга Мирова про «Секрет» очень похожа на самого Мирова. Она может показаться чересчур сумбурной, не по делу шумной и слишком нахальной - но это странным образом не раздражает. Ни в книге, ни в Мирове. Напрашивается любимая цитата из «12 стульев» «Ипполит Матвеевич никогда еще не имел дела с таким темпераментным молодым человеком, как Бендер, и почувствовал себя плохо», однако книжке про «Секрет» эта возбуждённость даже идёт. Автор здесь не Бендер, нет - он Карлсон. С непредсказуемыми реакциями, сумасбродными идеями, внезапными лирическими отступлениями. Диапазон отступлений невероятно широк - присев ознакомиться с биографией бит-квартета «Секрет», читатель заодно узнает много нового о Beatles и, например, группе Christie, а также о Def Leppard, Юрии Антонове и... Арутюне Акопяне. Вот это размах! При подготовке текста Миров подробно поговорил со всеми участниками великолепной четвёрки - но набором их цитат отнюдь не ограничился. В их фразы он вставляет собственные реплики, то и дело принимается с героями спорить, ловит Макса, Фому, Забла и Муру на неточностях, позволяет им ловить на неточностях себя, а в некоторых случаях предлагает читателю самому выбрать, как всё было. Подача спорная, но захватывающая. К тому же в процессе болтовни на, казалось бы, отвлечённые темы, Миров сумел очень точно высказаться, например, по поводу причин звёздных болезней, творческих кризисов и невозможности вечного существования даже самых любимых и талантливых коллективов.

Сомневаюсь, что книгу стоит читать тем, кто не отличает Леонидова от Заблудовского и не может напеть хотя бы десяток песен «Секрета». Миров не рассусоливается с базовыми биографическими подробностями - этим ему скучно заниматься - и обращается к уже подготовленным «секретоманам». Я вам обещаю: даже «секретовский» поклонник уровня «полубог» обязательно найдёт здесь две-три истории, о которых раньше не знал. Кроме того, в этом крайне субъективном повествовании чуть ли не впервые даётся объективное описание обстоятельств, приведших к распаду бит-квартета, а также подробно раскрывается роль легендарного «ядиректоргруппысекретатыктотакой» Натаныча.

Кстати, обещано продолжение под названием «Игра в «Секрет». После 1989 года биография группы вроде бы далеко не так богата на события, но Миров, кажется, думает иначе.

Алексей Мажаев, InterMedia