Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

02.12.2016
01.12.2016

Участники круглого стола «Стратегия развития системы коллективного управления правами» высказались за прозрачность

28.04.16 11:33 Раздел: Музыка Рубрика: Хроника
Участники круглого стола «Стратегия развития системы коллективного управления правами» высказались за прозрачность

В Малом зале Торгово-промышленной палаты РФ 27 апреля 2016 года в рамках IХ Международного форума «Интеллектуальная собственность – XXI век» прошел круглый стол на тему «Стратегия развития системы коллективного управления правами», организованный Всероссийской Организацией Интеллектуальной Собственности (ВОИС).

На мероприятии собрались ведущие эксперты в сфере интеллектуальной собственности, политологи, юристы, а также представители крупных компаний-правообладателей, в том числе представители Первого музыкального Издательства, компаний Orchard, Universal, Sony Music Entertainment, «Союз Мьюзик», «Мазай Коммуникейшенс», «С.Б.А./Гала Рекордз» и других. В дискуссии приняли участие музыкант, продюсер и режиссер Стас Намин и режиссер Владимир Котт. Модератором круглого стола выступил Николай Дуксин – генеральный директор АО «Национальный реестр интеллектуальной собственности» и творческого объединения «Газгольдер».

Открыл мероприятие музыкант, композитор и продюсер Стас Намин, который выступил с критикой в адрес сложившейся системы управления авторскими правами, призвав общественные и государственные организации «обратить внимание на воровство и мракобесие, которое, по мнению многих правообладателей, там происходит».

Далее с докладами выступили генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, старший партнер юридической компании «Катков и партнеры» Павел Катков, директор Международного фонда поддержки правовых инициатив Алексей Мигунов, директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов, руководитель направления интеллектуальной собственности Фонда «Сколково» Максим Прокш, юридический советник Гильдии продюсеров России и Ассоциации продюсеров кино и телевидения Александра Радоминова, режиссер театра и кино Владимир Котт, омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов и другие эксперты.

Основными темами выступлений и обсуждения стали такие вопросы, как соотношение интересов общества, правообладателей, пользователей в контексте защиты авторских и смежных прав, современные тенденции развития ОКУП, преимущества применения новых технологий в работе обществ по коллективному управлению с точки зрения пользователей, защита интересов правообладателей при ретрансляции аудиовизуальных произведений.

В своем докладе Алексей Мухин поднял вопрос о том, что на данный момент «складывается система, в которой деньги идут мимо авторов, и государство должно исключить кабальность условий, которые создают институты коллективного управления правами, обеспечить прозрачность работы обществ, уйти от хаоса».

Отдельное внимание было уделено актуальному вопросу пенсионного обеспечения работников творческих профессий. Алексей Мигунов в своем выступлении отметил, что работники творческих профессий – полноправные участники пенсионной системы. После развала Советского союза оказалось некому заниматься пенсионными отчислениями авторов. «Тема больная и востребованная в кругу авторов», – в завершение отметил он. Его поддержал также Алексей Мартынов:

- Ни копейки пенсионных отчислений не было сделано в пользу артистов и авторов. Откуда тогда должна формироваться пенсия? Этот вопрос нужно ставить очень остро и выносить за рамки профессионального сообщества. Это не просто юридический, а социальный и политический вопрос.

Руководитель направления интеллектуальной собственности фонда «Сколково» Максим Прокш выступил за уход от коллективного управления правами как такового. С его точки зрения, развитие интернета дает новые творческие и экономические возможности в данной сфере. Г-н Прокш считает, что в перспективе правообладатели уйдут от посредников и будут пользоваться услугами специальных цифровых площадок, обеспечивающих сбор данных об использовании интеллектуального продукта. На вопрос, насколько это реально, Максим ответил: «Никто не мешает установить везде точки доступа с программой распознавания музыки. И чем больше будет использоваться фонограмма, тем выше будет доход». Он отметил, что неизменным достоинством цифровой системы отслеживания использования музыкального продукта будет тот факт, что вся информация по эксплуатации будет четко фиксироваться. Чем лучше авторы научатся пользоваться новыми технологиями, тем всем будет проще.

Александра Радоминова выразила уверенность в том, что должны быть установлены четкие и понятные законодательные требования, которые обеспечили бы возможность контроля над обществами по коллективному управлению со стороны бенефициаров.

А Анатолий Семенов, в свою очередь, отметил, что «нельзя управлять правами на все, чего еще не существует. Это обычная работа с обязательствами, обычный финансовый механизм». Индивидуальное управление правами вполне возможно, и отличный пример – страховые компании, в этой сфере все работает.

Не менее актуальный вопрос – о реализации сбора вознаграждения в отношении авторов АВП на примере режиссера и сценариста – поднял также и Владимир Котт. «Композитор получает вознаграждение за каждый показ АВП, в котором звучит его музыка, будь то саундтрек или фоновая музыка. При этом сценарист и режиссер не получают ничего, что свидетельствует об очевидном неравенстве между композиторами и другими авторами фильмов».

Были затронуты такие актуальные темы, как применение новых технологий для повышения прозрачности работы обществ по коллективному управлению правами, автоматизация учета прав правообладателей и основные тенденции развития механизма коллективного управления правами в нашей стране. В частности, директор по развитию ВОИС Валерия Панкратова провела презентацию новых сервисов ВОИС – музыкального плеера для пользователей, личного кабинета и системы учета прав для правообладателей. Система позволит избавить пользователей от необходимости предоставлять отчет в ВОИС (это будет происходить автоматически) и получать качественный лицензированный музыкальный контент в удобном приложении, а правообладателю даст возможность точно знать, когда и сколько проигрывалось его произведение, и за что и в каком объеме начислено вознаграждение. Данные сервисы станут гарантом прозрачности процессов сбора, распределения и выплаты вознаграждения за публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

В целом участники круглого стола отметили, что государство должно исключить возможность приватизации менеджерами организаций по коллективному управлению правами вознаграждения, предназначенного для правообладателей, исключить кабальность условий для авторов и упростить процесс лицензирования, а главное - добиться максимальной прозрачности и эффективности на всех этапах деятельности. Сегодня система коллективного управления сталкивается с новыми вызовами и сложностями, требуется внедрение новых моделей взаимодействия между участниками рынка интеллектуальной собственности и для этого необходима консолидация усилий всех заинтересованных сторон.