Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

02.12.2016
01.12.2016

Лариса Максимова - «Детский лепет» ***

06.04.16 08:37 Раздел: Музыка Рубрика: Рецензии и обзоры
Лариса Максимова - «Детский лепет» ***

2016, «Астрель»

Книга «Детский лепет» родилась из одноимённой рубрики журнала Story. Семь лет назад главный редактор Владимир Чернов (ныне покойный) предложил телеведущей Ларисе Усовой (ныне Максимовой) брать в каждый номер интервью у детей звёздных родителей. «Я вяло согласилась», - вспоминает Лариса в предисловии, но затем тема её искренне увлекла. В итоге из детских интервью была сделана книжка «Детский лепет». От журнального варианта она отличается обилием иллюстраций - юная художница Маша Михалкова потратила летние каникулы, чтобы оформить книгу, - и разворотами с выжимками в виде особо уморительных детских афоризмов. В книгу вошло несколько десятков интервью детей звёзд. Лариса Максимова утверждает, что работа над рубрикой и книгой помогла ей по-новому взглянуть на собственного ребёнка.

Первая аналогия, которая приходит в голову - «От двух до пяти» Корнея Чуковского. Этой связи издатели не отрицают, но есть существенные отличия: во-первых, возраст интервьюируемых Ларисой Максимовой вовсе не ограничивается пятью годами, а во-вторых, Чуковский в своём исследовании детского языка не ограничивался малышами из хороших семей. Аннотация немного лукавит, утверждая, что «это были дети людей примерно одного круга - писателей, художников, учёных...» Не совсем так: Корней Иванович мог подслушать детские реплики на улице или на пляже - и совершенно не стремился отсортировать их по социальным группам. А вот в «Детском лепете» дети, конечно, отборные, то есть отобранные: понятно, что рубрика с незвёздными малышами была бы в журнале «непродающей» и долго бы не протянула.

По прочтении книги на поверхность выплывает один несложный вывод: дети непростых родителей практически ничем не отличаются от обычных детей. Они точно так же дурачатся, капризничают, провозглашают глупости, делятся секретами и произносят гениальные фразы, которые сразу же забывают. Читателю даже не особо важно, чей это сын или внучка, хотя они представлены вполне подробно: имя, возраст, степень родства. Это коллективный портрет детей, которых ещё не успели испортить взрослые. Фразы о знаменитых родителях, конечно, добавляют трогательности («папа с нами не живёт, вы разве не знаете?»), но в целом занимают в книге далеко не главное место - и, кстати, неплохо спускают звёзд с их рукотворных пьедесталов, ведь дети с их естественностью куда интереснее, чем «звезда в образе».

Очень украшают издание развороты с самыми забавными высказываниями. А вот эксперименты с формой, когда вместо интервью дети вдруг толкают монологи или пересказывают прочитанную сказку, выглядят довольно спорно. Немного утомляет и настойчивое желание интервьюера непременно поговорить с детьми о том, кто такой бог. Впрочем, их ответы скорее радуют: юные респонденты демонстрируют невероятную широту взглядов на теологию, добавляя много фантастических красок в вопросы, в которых и взрослые тысячи лет не могут разобраться. А некоторых детей эта тема вообще не интересует - что им до какого-то бога, если есть игрушки, велосипед и любимая девочка в детском саду?

Алексей Мажаев, InterMedia