Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

07.12.2016

Алёна Петровская: фолк и современность

23.03.16 22:43 Раздел: Музыка Рубрика: Рецензии и обзоры
Алёна Петровская: фолк и современность

Традиционный ежегодный концерт певицы Алёны Петровской состоится 8 апреля 2016 года в КЗ «Колизей Арена» (СПб). Финалистка телешоу «Главная сцена» покажет программу, в которую войдут лучшие песни из её репертуара.

Алёну Петровскую можно назвать певицей новой формации. Она профессионально владеет традиционной «народной» манерой пения, но при этом доказывает, что народная музыка - это современный и интересно развивающийся жанр. Тембр её голоса с «народной изюминкой» позволяет это делать красиво и уверенно.

Собственно традиционные народные песни в ее репертуаре не занимают основного места, хотя она отлично умеет их петь. Большинство её композиций написаны современными авторами, что позволяет Алёне не зацикливаться на устоявшихся формах, а использовать разнообразный инструментарий. В связи с некоторыми устоявшимися представлениями о народной музыке попытки сделать что-то новое в жанре некоторым могут показаться рискованными. Однако Алёна и её авторы не считают, что народную песню нужно петь точно так, как пели в XVI веке (или как их пела Зыкина). На той же «Главной сцене» Петровская исполняла уже ставшую народной "Течёт река Волга", и члены жюри Валерий Леонтьев и Диана Арбенина пришли в полнейший восторг, хотя версия Петровской отличалась от привычного «оригинала» Людмилы Зыкиной. Говоря о сохранении традиций народной песни, многие почему-то имеют в виду, что «сохранение» - это когда ничего не меняется. Но в этом случае фолк-жанр поневоле превращается в памятник самому себе - в таких устоявшихся и неизменных формах он не может заинтересовать молодёжь. Даже из сюжетов древних песен теперь сложно что-либо понять, ибо быт, описываемый в них, изменился до неузнаваемости. Поэтому будущее жанра - именно в его расширении: народное пение даёт представителям фолк-музыки устойчивый базис, на основе которого можно допускать синтез стилистик и всевозможные эксперименты, а современная жизнь подскажет массу новых тем для текстов. Тогда и обывательское отношение к фолк-артистам (бесконечные шутки про кокошники и хороводы) сменится искренним интересом. Но тут важно не отойти от традиций далеко, и Алёне Петровской это удается.

Петровская - одна из тех молодых певиц, которая эти эксперименты с расширением стилистики проводит очень бережно, не допуская резко авангардных или альтернативных трактовок, но постепенно и мягко приучая слушателя к тому, что в народной песне для него уже не будет предсказуемости. Наблюдать, в какую сторону будет развиваться фолк, представляется крайне интересным занятием - хотя, конечно, и «не для всех». Это отчасти элитарное искусство потребует от слушателя какого-то культурного бэкграунда: в противном случае он просто не отличит новую фолк-музыку от традиционного хоровода в кокошниках.

Алёна Петровская родилась 30 сентября 1981 года в белорусском Могилёве (кстати, на белорусском и украинском она тоже поёт). Талант заявил о себе довольно рано: Алёна окончила общеобразовательную школу с музыкально-хоровым уклоном, после чего поступила в музыкальное училище по классу баяна. В 1999 году на музыкальном фестивале «Золотой шлягер» её прослушала Людмила Зыкина и посоветовала стать певицей, намекнув на «красивый тембр голоса».

В 2001 году Петровская переехала в Санкт-Петербург и поступила в институт культуры и искусств на кафедру русского народного песенного искусства. Стала солисткой ансамбля песни и пляски Ленинградского военного округа, «Град-квартета» и русского народного оркестра «Скоморохи», а с 2007 года работала бэк-вокалисткой у Елены Ваенги. В 2013 года Алёна Петровская начала сольную карьеру, а с Ваенгой они до сих пор прекрасно общаются: Елена поддерживала её на «Главной сцене», а Алёна иногда принимает участия в качестве гостя концертов Ваенги, которая признавалась, что училась петь народный репертуар именно у Петровской.

Алёна участвовала в фестивалях «Славянский базар», «Весна романса», «Праздник романса» , "Весна песни" и многих других. Сольные концерты в Петербурге она даёт с 2009 года, а широкую известность Петровская получила после участия в проекте телеканала «Россия» «Главная сцена», где она сумела покорить жюри своей манерой исполнения известных композиций из репертуара Людмилы Зыкиной, Валентины Толкуновой и др.

Алексей Мажаев, InterMedia