Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

«Наутилус Помпилиус» - «Золотой век» ***** (Слушать)

29.12.15 09:12 Раздел: Музыка Рубрика: Рецензии и обзоры
«Наутилус Помпилиус» - «Золотой век» ***** (Слушать)

2015, Первое музыкальное издательство

Нельзя не отметить остроумие концепции очередных сборников лучших песен «Наутилуса»: ранние вещи (конец 80-х) объединены издателем в альбом под названием «Золотой век» с золотым моллюском на обложке, а песни второй инкарнации «Нау» - в пластинку «Серебряный век». О ней мы поговорим в следующий раз, а пока обратимся к золотому веку Вячеслава Бутусова и Ко.

На сей раз я не буду придираться к отсутствию чёткого хронологического порядка в трек-листе. Дело в том, что вот эта песенная неразбериха великолепно соответствует тому, как воспринимались произведения «Наутилуса Помпилиуса» 25 и более лет назад. Первый официальный винил у группы появился в 1988 году - точнее, пол-винила, потому что другая сторона пластинки была отдана песням «Бригады С». К этому времени «Нау» уже были очень популярны - впрочем, изрядная часть населения ещё допускала, что за песню «Скованные одной цепью» музыкантов могут посадить. В «магнитоальбомной» дискографии «Помпилиуса» тогда были две очень популярные записи - «Разлука» (1986) и «Князь тишины» (1988). Их трек-листы частично пересекались, однако почти у каждого меломана тех лет имелась своя версия «Разлуки»: двухкассетники были достаточно распространены, чтобы дописывать себе песни с разных альбомов по собственному усмотрению. У меня на кассете «Разлука», например, не было собственно «Разлуки» - истошно исполненной Вячеславом Бутусовым народной песни. А многие сильно удивлялись, не найдя в «Разлуке» «Последнего письма» («Гудбай, Америка»): бытовало популярное мнение, что «Разлука» - это такой окончательный сборник лучших песен «Нау».

Словом, дух эпохи передают на сборнике не только сами композиции, но и их компоновка. В середине второго десятилетия XXI века «Золотой век» стоит переслушивать не только из ностальгических соображений, но и для того, чтобы убедиться в том, что некоторые зловещие тексты Ильи Кормильцева сохранили пугающую актуальность. Речь не только о «Шаре цвета хаки» или «Скованных одной цепью», смысл которых от частоты употребления немного затёрся. Куда более жутко сегодня выглядит «Мой брат Каин», готовый, как и в 80-е, «спасать Отчизну от масонов и рока». И песня «Взгляд с экрана (Ален Делон)», клип на который в своё время нарезали из кадров «Маленькой Веры» Василия Пичула, возможно, ещё станет саундтреком к какой-нибудь новой кинодраме. Ну а «Город братской любви» для нашего времени кажется даже слишком «лайтовым».

Социальность, которая не устаревает, и лирика, вцепляющаяся в тебя острыми когтями, закрытые глаза солиста и саксофон Могилевского - вроде бы совсем несложные рецепты Бутусова и Кормильцева, а действуют до сих пор. «Я хочу быть с тобой», «Последнее письмо» и «Эта музыка будет вечной» - это не только золотой век «Наутилуса Помпилиуса», но и золотой фонд отечественной музыки, без разделения на жанры. Кроме этих шедевров и раскрученных в перестройку шлягеров, сборник даёт возможность заново открыть для себя песни, которые нередко оставались на втором плане: «Тихие игры», «Синоптики», «Падал тёплый снег», «Князь тишины», «Всего лишь быть», «Бриллиантовые дороге»

Алексей Мажаев, InterMedia