Масштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летия

Александр Кондратенко: «Смежные права очень часто путают с соавторством или с правами на переработку произведений, что совершенно неправильно»

17.09.2015 13:31 Музыка Рубрика: Дайджест

О СМЕЖНЫХ ПРАВАХ

— Давайте пока оставим авторов в покое вместе с их рукописями, партитурами, картинами и поговорим о правах, которые являются производными от авторских. Такие права получили название «смежные». Очень часто эту категорию прав путают с соавторством или с правами на переработку произведений, что совершенно неправильно. В целях самой общей характеристики «смежные» права можно описать как права, связанные с воплощением произведений. Давайте разберём это понятие на простом примере. Например, автор сочинил песню и у него возникли авторские права на это произведение. Но наш автор не выступает на сцене, да и искусством вокала владеет так себе. Поэтому здесь и возникает новый правовой субъект – Исполнитель. Исполнение, манера, да и сама личность исполнителя также важна для успеха этой песни. Исполнитель воплощает музыкальное произведение (песню) и у него возникают права исполнительские (не авторские, он же – не автор, а только исполнитель), связанные с правами в отношении его исполнения. То есть исполнителю принадлежат смежные исполнительские права, а автору - авторские. Поэтому, если кто-то решит легально использовать результаты этого исполнения (например, для записи фонограммы или видео, или осуществления трансляции исполнения), то помимо договора с автором песни необходимо будет заключить договор с исполнителем.

ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СМЕЖНЫХ ПРАВАХ

— Особое место в области исполнительских смежных прав занимает личность дирижёра, но о нём немного позже. Несмотря на то, что дирижёр конкретно ни на чём не играет, он также является субъектом смежных исполнительских прав. Так же, как и в случае с авторскими правами, исполнение обязательно должно носить творческий характер. В терминологии ГК РФ даже существует специальный термин «автор исполнения», однако не только я, но и многие специалисты в области авторского права считают его неудачным, видимо из-за того, что «автор» – это автор, а «исполнитель» – это исполнитель, как бы банально это не звучало. При определении круга лиц, включаемых в понятие "исполнитель", законодательство традиционно придерживается подхода, в соответствии с которым исполнителями признаются только физические лица. Кстати говоря, спортсмены, участники массовых сцен и не могут претендовать на признание их исполнителями и получение охраны в качестве исполнителей, потому что не исполняют конкретного произведения, хотя насчёт фигуристов или гимнастов я бы поспорил. Также обратите внимание на ещё один подводный камень в отношении термина «исполнение», который может быть использован как способ использования произведения (как объекта авторского права), так и являться объектом «смежных» прав. При этом надо учесть ситуацию, что в том случае, если исполняемое произведение перешло в общественное достояние и имущественные права перестали охраняться ввиду окончания срока действия исключительных прав, смежные права исполнителя всё равно возникают и подлежат правовой охране.

О ПРАВАХ ИСПОЛНИТЕЛЯ В ЦЕЛОМ

— Теперь давайте перечислим конкретно все права, которые принадлежат исполнителю. Также как и авторские права, смежные права разделяются на исключительное право и личные неимущественные права.

К личным неимущественным правам исполнителя относится право признаваться исполнителем произведения, право на указание имени исполнителя или названия коллектива исполнителей, право на неприкосновенность исполнения. Отдельно оговаривается, что право исполнителя на имя может не применяется в случаях, когда «характер использования произведения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей». Право исполнителя признаваться исполнителем, его имя и неприкосновенность исполнения, как и положено личным неимущественным правам, охраняются бессрочно.

Теперь перейдём к исключительным правам в отношении исполнений, а конкретно, какими собственно способами может быть использовано то или иное исполнение. Их полный перечень содержится в статье 1317 ГК РФ, отдельно обращаю ваше внимание на различие понятий «исполнение» и «запись исполнения»:

Исполнителю принадлежит право:

1) сообщать исполнения в эфир и по кабелю, включая сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению, кабелю, оптоволокну и т.д.

2) разрешать запись исполнения, т.е. фиксацию звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

3) воспроизводить запись исполнения, т.е. изготовление одного и более экземпляра фонограммы либо ее части;

4) распространять запись исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

5) сообщать в эфир и по кабелю запись исполнения;

6) доводить запись исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

7) публично исполнять запись исполнения;

8) осуществлять прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

ОБ ОТНОШЕНИЯХ ИСПОЛНИТЕЛЯ И ИЗГОТОВИТЕЛЯ ФОНОГРАММЫ

— Для исполнителя важно понимать, что лицо, которое осуществляет запись, в дальнейшем получает права на её использование и фактически распоряжаться ею, в том числе - результатами вашего исполнения. Поэтому в случае, если между изготовителем фонограммы и исполнителем отсутствует какой-либо договор, то на основании пункта 3 статьи 1270 ГК РФ права исполнителя в отношении сделанной записи им утрачиваются в пользу изготовителя фонограммы, в частности – право на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения. Такой подход, основанный на согласии исполнителя осуществить запись, для него крайне невыгоден. Поэтому исполнение (например, студийное) должно осуществляться на основании договора с ясными и понятными финансовыми условиями, предусматривающих вознаграждение исполнителя или обязательства владельца фонограммы по выплате вознаграждения на условиях, зависящих от использования фонограммы или других факторов. На практике часто случается, что исполнитель самостоятельно занимается изготовлением фонограммы, в этом случае он становится обладателем смежных прав на фонограмму, которую может в дальнейшем использовать по своему усмотрению или передать кому-нибудь права на её использование.

О СООТНОШЕНИИ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ

— Теперь немного грустная тема для исполнителей, исполняющих чужие произведения. Сейчас мы разберёмся, как между собой взаимосвязаны авторские и смежные права? Дело в том, что многие исполнители осуществляют исполнения произведений, нарушая имущественные права их авторов, в частности - право авторов произведения на осуществление его публичного исполнения, забывая о пункте 2 статьи 1315 ГК РФ, которую ввиду её лаконичности, процитируем полностью: «Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений». То есть для того, чтобы законно исполнить чужое произведение, и уж тем более осуществить его запись, необходимо  получить разрешение от его автора, а ещё точнее – правообладателя. В противном случае, вы рискуете быть признаны нарушителем авторских прав с самыми печальными последствиями, в том числе – финансовыми. <...>

Ещё хотел бы разъяснить очень простую вещь, в отношении которой часто возникают вопросы у авторов-исполнителей. А каким образом коррелируются авторские и смежные права? Всё очень просто – вам как автору произведения принадлежат авторские права, а как исполнителю – смежные права исполнителя, а если вы ещё к тому же самостоятельно изготовили фонограмму – то и смежные права на фонограмму. При этом, все права никаким образом не поглощаются друг другом, а наоборот, принимают более объёмный и разносторонний характер.

(Soundrussia.ru, 16.09.15)

Акула примерила спортивный костюм в клипе NLO «Такая любовь»

23.04.2024 13:42 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка сингла

Премьера совместного клипа NLO и Акулы (Оксана Почепа) «Такая любовь» состоялась 23 апреля 2024 года. Группа представила свою версию хита певицы. В ролике участники NLO, предстают в образе дворовых гопников, которые оказывают артистке знаки внимания. В итоге Оксана Почепа меняет цивильный наряд на спортивный костюм.

«ИнтерМедиа» напоминает, что ранее американский рэпер Xzibit выпустил совместный клип с российской сибирской фолк-группой Otyken. Это экранизация ремикса на их оригинальную композицию «Belief», к которой рэпер дописал несколько куплетов на английском языке.

Фото: обложка сингла
Теги: клип, кавер-версии, Акула, NLO
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Фестиваль «Ээхх, Разгуляй!» покажет Первый канал

Наталья Ступникова

Телевизионную версию фестиваля «Ээхх, Разгуляй!» покажет Первый канал 30 апреля 2024 года. Концерт, организованный «Радио Шансон», состоялся в ноябре 2023 года на «Live Арена», и в нем приняли участие более 50 артистов. В их числе Юлия Михальчик, Руслан Алехно, Александр Буйнов, Михаил Шуфутинский, Евгений Кемеровский, Стас Михайлов, Сергей Трофимов, Денис Майданов, Сосо Павлиашвили, Любовь Успенская, Андрей Державин, Стас Ярушин, Shaman, группа «Дюна», Михаил Бублик, Олег Газманов и другие. Ведущие – Александр Устюгов и Аглая Шиловская.

Эфир в 18.20.

Фото: Наталья Ступникова На фото: Андрей Державин
Теги: телеверсия, анонс показа, Ээхх, Разгуляй!

Юрий Башмет проведет в Ярославле XVI Международный музыкальный фестиваль

23.04.2024 11:18 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
Алексей Молчановский

XVI Международный музыкальный фестиваль пройдет с 1 по 9 мая 2024 года в Ярославле и городах Ярославской области. Фестиваль будет проводиться под артистическим руководством народного артиста СССР, члена совета Российского союза правообладателей (РСП) Юрия Башмета.

В этом году на фестивале выступят Симона Кермес (сопрано, Германия), Вадим Репин (скрипка), Борис Березовский (фортепиано), Александр Рамм (виолончель), Ксения Башмет (фортепиано), Валерия Абрамова (скрипка), актеры театра и кино Евгений Миронов, Александра Урсуляк, Илья Шакунов, Полина Агуреева, Максим Литовченко, ансамбль «Хуун-Хуур-Ту» (Тыва), Кубинский квинтет саксофонов, Bolivar Brass Quartet (Венесуэла) и другие. Сам маэстро Башмет также примет участие как в качестве солиста, так и в качестве дирижера двух своих коллективов: Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» и лауреата премии «Грэмми» камерного ансамбля «Солисты Москвы».

Гала-концерт открытия фестиваля состоится 1 мая на сцене Ярославской филармонии. В программе открытия сочетаются как старинная, так и музыка XX века. В частности, арии Генделя, Броски и Порпоры прозвучат в исполнении королевы Барокко – немецкой певицы Симоны Кермес, также в этот вечер прозвучит «Итальянская сюита» из балета «Пульчинелла» на темы Дж. Перголези Стравинского (солист – Александр Рамм, виолончель), Три каприса для скрипки с оркестром Н. Паганини – Э. Денисова в исполнении Валерии Абрамовой, и редко исполняемый Концерт для фортепиано и струнных Шнитке (солистка Ксения Башмет). В завершение концерта прозвучит величественный Magnificat Вивальди с участием Филармонической хоровой капеллы «Ярославия». Весь вечер на сцене – камерный ансамбль «Солисты Москвы» под руководством маэстро Башмета.

2 мая Фестиваль традиционно навестит Рыбинск: во дворце культуры «Вымпел» маэстро Башмет и камерный ансамбль «Солисты Москвы» представят программу из сочинений Вивальди, Россини и «Воспоминаний о Флоренции» П.И.Чайковского.

3 мая в Ярославле выступит духовой ансамбль Bolivar Brass Quartet (Венесуэла). Сам маэстро Башмет в тот же вечер выступит в Доме культуры пос. Пречистое.

4 мая на сцене Российского государственного академического театра драмы имени Ф.Волкова будет поставлен спектакль-концерт «Рождение человека» по рассказам Максима Горького и произведениям Эдварда Грига в исполнении знаменитых артистов театра и кино Евгения Миронова и Александры Урсуляк. Участие в музыкально-литературном вечере в постановке Марины Брусникиной принимают камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением маэстро Башмета и фольклорный ансамбль «Комонь».

Традиционный вечер этнической музыки пройдет 5 мая и в этом году будет представлен этно-ансамблем «Хуун-Хуур-Ту» (Тыва).

7 мая в Театре Волкова – премьера: спектакль «Соборяне. Картины русской жизни» по Николаю Лескову. Это совместный проект Зимнего международного фестиваля искусств и Московского драматического театра имени Н.В.Гоголя. Режиссер-постановщик – заслуженная артистка России Полина Агуреева. Полноценным участником спектакля также является камерный ансамбль «Солисты Москвы» под руководством народного артиста СССР Юрия Башмета.

8 мая на сцене Ярославской филармонии состоится вечер джаза, который проведет Кубинский квинтет саксофонов.

Гала-концерт закрытия фестиваля состоится 9 мая. Среди его участников –солисты Вадим Репин (скрипка) и Борис Березовский (фортепиано), а также Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением маэстро Башмета.

Традиционно большое внимание на фестивалях маэстро уделяется образовательным проектам. Так, получит свое развитие Международная духовая академия, в рамках которой уже в восьмой раз в Ярославле пройдут мастер-классы по медным и деревянным духовым инструментам, а также пройдет мастер-класс Симоны Кермес по барочному пению. В рамках фестиваля уже в шестой раз пройдет Школа молодых журналистов, освещающих события культурной жизни и академического искусства в региональных СМИ.

β 16+