Масштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летия

Культурно-зрелищная индустрия РФ в 2014 году

Предварительные результаты
комплексного исследования

Комплексное исследование культурно-зрелищной индустрии проводится информационным агентством InterMedia с 1994 г. Исследование за 2014 г. проводится по усовершенствованной методике, соответствующей последним изменениям в структуре и бизнес-моделях индустрии. В ходе работы были проанализированы финансовые показатели всех секторов и сегментов экономики, использующих музыкальные, драматические, музыкально-драматические, хореографические, сценографические и аудиовизуальные произведения на территории РФ. Расчеты включают выручку от розничных продаж, спонсорские взносы, государственное финансирование, гранты и другие виды доходов. Внутренние финансовые расчеты между участниками индустрии (например, между промоутером и билетным агентством, между артистом и издательством, между киностудией и прокатной сетью, между автором и авторским обществом) не обрабатываются во избежание двойного учета.

В ходе проведения последних исследований InterMedia выявилась также невозможность использования официальной статистической информации в силу применения Росстатом формальных методик и градаций, не соответствующих реалиям индустрии (те же проблемы присущи отраслевому классификатору ОКВЭД). Относительно детально отслеживается лишь деятельность государственных театров и цирков, однако практически отсутствуют данные по концертной деятельности или звукозаписи, радиовещанию, интернет-индустрии (к примеру, в ежегоднике и открытых данных Росстата вообще отсутствуют термины «концерт», «музыка», «запись»). В этой связи в методологии настоящего исследования широко использованы экспертные опросы и методы корреляционного анализа.

Исследование не включает следующие секторы: литература, изобразительное искусство, архитектура, игровая индустрия, художественная самодеятельность, образование, спорт, СМИ, музейно-выставочная деятельность, бизнес-мероприятия, мерчандайзинг, производство и торговля музыкальными инструментами, культурная деятельность силовых структур. Не учитываются инвестиции, капитальные вложения и кредитование в отрасли.

Для удобства оценок и сравнений вся индустрия разделена на три группы по видам потребления продукции и услуг:
– зрелищные мероприятия и услуги;
– распространение аудио- и видеозаписей;
– иные сегменты.

Культурно-зрелищная индустрия РФ в 2014 г.

Сектор (сегмент) индустрии Оборот (млн.руб)
Зрелищные мероприятия афишные (концерты,
спектакли, иные шоу в живом исполнении)
70 700
Зрелищные мероприятия частные, государственные,
корпоративные (только поступления в индустрию)
19 000
Кино (прокат и дотирование) 54 300
Радиостанции (только музыкальные) 15 497
Общественное питание, торговля, транспорт
(только поступления в индустрию)
3 901
Продажи физических носителей (музыка) 843
Продажи физических носителей (кино, видео) 1 100
Рингбэктоны (RBT) 6 500
Легальные сервисы аудио 2 000
Легальные сервисы видео 3 200
Нелегальные сервисы аудио 1 800
Нелегальные сервисы видео 2 200
Лицензирование образа
(звезды музыки, кино, театра)
127
Лицензирование музыки
(реклама, телевидение. игры и др.)
65
Профильные СМИ
(новости и критика - музыка, кино, театр)
170
Музыка на специализированных,
спутниковых, кабельных каналах ТВ
720
Кино на специализированных,
спутниковых, кабельных каналах ТВ
1 280
Программы на больших ТВ-каналах
(только доля музыки и кино)
139 204
Предоставление доступа в интернет
(только доходы от аудио- и видеотрафика)
294 100
Продажи бытового электронного оборудования
(только доля музыки и видео)
325 071
ИТОГО 941 779
 
 

Распределение секторов индустрии по видам потребления

Оборот
(млн руб.)

Зрелищные мероприятия (услуги)

144 000

Распространение записей

797 482

Иное

297

ИТОГО

941 779

 

 

1. Зрелищные мероприятия и услуги

Зрелищные мероприятия анализировались на базе мониторинга исходных данных Департамента маркетинговых исследований InterMedia — полной базы данных о зрелищных площадках РФ, их вместимости, посещаемости, стоимости билетов с учетом зонирования и сезонных колебаний. Консультации были проведены с ведущими экспертами отрасли. Учтены только зрелищные мероприятия, созданные силами и при помощи профессиональных исполнителей, режиссеров, сценаристов, сценографов и других специалистов. Не учтены зрелищные мероприятия, использующие только публичное воспроизведение фонограмм (дискотеки), мероприятия художественной самодеятельности.

 
Зрелищные мероприятия афишные (концерты, спектакли, иные представления в живом исполнении)

В таблице представлены расчеты только по мероприятиям, проведенные с предварительным объявлением (анонсированием) имен исполнителей или названий шоу (концертов, спектаклей) и сбором платы за вход со зрителей. Использование этой методики исключает из расчетов фоновые и вспомогательные варианты профессионального музыкального и театрального исполнительства (к примеру, оркестры в парках, аниматоры на массовых мероприятиях, детские утренники, живое исполнение в предприятиях общепита, если коллектив или диджей не объявляется заранее, и т.д.). При расчете дотирования мероприятий учтены поступления из бюджетов всех уровней, от частных и общественных организаций.

По субъектам федерации
Субъект федерации Кол-во постоянных коллективов и солистов Кол-во мероприятий Кол-во концертных организаций и промоутеров Кол-во площадок
Москва и Московская область 1 738 240 000 2 387 1 408
Санкт-Петербург и Ленинградская область 293 120 000 489 397
Остальные 2 669 220 000 2 035 2 405
Всего РФ 4 700 580 000 4 911 4 210

Источник: InterMedia

Основные финансовые показатели
Показатель Доходы (млн руб.)
Поступления от продажи билетов, млн руб. 68 000
Дотирование из различных источников, млн руб. 2 700
Всего поступлений 70 700

Источник: InterMedia

 
Зрелищные мероприятия неафишные (частные и корпоративные, ивенты)

Критерием отнесения ко второй группе является отсутствие платы за вход на мероприятие для его зрителей. Факт объявления имен исполнителей и названий шоу в этом случае не имеет значения. Учтены только поступления в индустрию от заказчиков — оплата работы исполнителей, ведущих, режиссеров, других специалистов индустрии, расходы на сценографию, прокат оборудования, транспорт, проживание, питание, аренду помещений, другие расходы. В расчетах использованы открытые данные компаний и общественных организаций, экспертные оценки.

Источник финансирования Доходы (млн руб.)
Бюджеты компаний, общественных организаций, профсоюзов 7 800
Федеральный и местные бюджеты 6 400
Частные лица 4 800
ИТОГО 19 000

Источник: InterMedia

 
Кинопрокат
Происхождение продукции Кол-во проданных билетов (млн) Доля в общем кол-ве проданных билетов Средняя стоимость билета (руб) Выручка (млн руб.) Доля в общей выручке Дотирование из различных источников Всего поступлений
Зарубежная кинопродукция 157 0,82 245 38 400 0,83 0 38 400
Отечественная кинопродукция (включая совместные) 34 0,18 231 7 900 0,17 8 000 15 900
ИТОГО 191 1,00 243 46 300 1,00 8 000 54 300

Источник: ООО «КиноЭкспертиза»

 

2. Распространение аудио- и видеозаписей

В отчетном году практически завершился процесс перехода потребления записей музыки и кино с физических носителей на сетевые - скачивание (сохранение записи на устройство потребителя) и стриминг (просмотр и прослушивание записей со сторонних серверов). Продажи CD и DVD многократно сократились за последние 10 лет (CD — в 25 раз с 487 млрд руб. в 2004 г.), большая часть специализированных сетей розничной торговли прекратила существование, этот сегмент рынка перестал играть сколько-нибудь заметную роль в индустрии. В то же время потребление музыки и кино через цифровые сети выросло в тысячи раз.

 
Распространение на физических носителях

Данные о продажах физических носителей рассчитаны экспертами InterMedia на базе данных, полученных от рекорд-лейблов, заводов-производителей, международных концернов, дистрибьюторов и рохзничных продавцов с привлечением авторитетных экспертов отрасли. Обвальное падение продаж наблюдается по всем форматам продукции. В последние годы наблюдается рост продаж LP (виниловые пластинки), однако этот сегмент незначителен.

Год DVD, млн копий DVD, объем продаж (млн руб.) СD, млн копий СD, объем продаж (млн руб.)
2013 10,7 1 900 6,200 1 215
2014 5,8 1 100 3,230 843

Данные InterMedia, М_Видео

 
Распространение через цифровые сети (интернет, мобильные)

В 2014 г. продолжался рост объема индустрии широкополосного доступа в интернет — как в сегменте проводного доступа (подключение домохозяйств и компаний), так и в мобильном сегменте. Лидером этого рынка является Ростелеком.

Виды договоров Выручка, млн.руб
Домохозяйства 117 000
Корпоративные клиенты 48 000
Мобильный интернет 181 000
ИТОГО 346 000

Источник: TMT Консалтинг

Доступ в интернет используется потребителями в основном для развлечений, в первую очередь — для просмотра видео и прослушивания музыки. В соответствии с OnLife-углубленным изучением интернет-поведения россиян, проводимым Comcon-2, в 2014 г. не менее раза в квартал 94% потребителей смотрит и скачивает видео, 89% — слушает и скачивает музыку. Ниже приведены данные о долях различных видов контента в мировом интернет-трафике, опубликованные Cisco Systems.

Распределение видов контента в мировом интернет-трафике (2014 г.)

Источник: Cisco Systems

Исходя из опубликованных данных, эксперты InterMedia провели расчеты доли выручки интернет-провайдеров России, полученной ими непосредственно за доступ к музыке и кино. Для этого общая сумма, полученная интернет-провайдерами России от предоставления доступа в интернет, была распределена в соответствии с данными Cisco.

Виды контента доля в объеме % Выручка, млн.руб
Общая выручка за широкополосный доступ 100 346 000
Видео 59 204 140
Музыка 8 27 680
P2P (музыка и кино) 18 62 280
ИТОГО музыка и кино 85 294 100
Остальное 15 51 900

Источники: InterMedia, Cisco, TMT Консалтинг

В культурно-зрелищной индустрии РФ продолжают свою работу также и сервисы, предоставляющие потребителю видео- и аудиоконтент с помощью скачивания и стриминга (розничная и рекламная модель). Практически все эти сервисы реализуют контент нелегитимно — исключением является небольшое количество (менее 15) легальных структур, заключающих договоры с правообладателями. Вступление в силу в 2014–2015 гг. изменений в антипиратском законодательстве в целом положительно повлияло на легальные сервисы: в первой половине 2015 г. рекорд-лейблы и издательства заключили несколько официальных договоров с бесплатными пиратскими сервисами, что позволило им несколько увеличить выручку. Однако, по мнению экспертов InterMedia, драйвером роста индустрии этот тренд не станет в силу незначительности сумм. Лидер рынка в этом сегменте — онлайн-кинотеатр ivi.ru — показал выручку в 2014 г. всего в 728 млн руб. при нулевой прибыли. Для сравнения: Ростелеком в 2014 г. за доступ к музыкальному и видеоконтенту, включая торренты и др., получил от населения 35,66 млрд руб. (85% от общего дохода компании от ШПД, составляющего 41,95 млрд руб.) при нулевых расходах на контент. Остальные компании этого сегмента либо планово убыточны, либо не открывают отчетность, в связи с чем некоторые эксперты считают развитие этого сегмента в существующих условиях бесперспективным. Сейчас оборот легальных сервисов предоставления аудио- и видеоконтента составляет менее 1,2% общего оборота индустрии, пиратских — менее 0,4%.

Выручка от аудио- и видеоконтента в цифровых сервисах РФ
Выручка, млн руб.
Аудиозагрузка и стриминг (легальные сервисы) 2 000
Ringbacktones RBT (легальные сервисы) 6 500
ВСЕГО легальные сервисы аудио 8 500
Видеозагрузка и стриминг (легальные сервисы) 3 200
Пиратские сервисы аудио 1 800
Пиратские сервисы видео 2 200
ВСЕГО легальные и пиратские сервисы аудио и видео 15 700

Источники: InterMedia, отраслевой доклад РАЭК, Digital Citizens Alliance

 
Бытовое электронное оборудование с возможностью воспроизведения и записи музыки и видео

В приведенных ниже расчетах определен размер дохода от реализации бытового электронного оборудования, используемого для записи и воспроизведения музыкального и видеоконтента. Расчеты проведены экспертами InterMedia по товарным группам на базе собственных исследований и открытых источников.

Продажи бытового электронного оборудования с возможностью воспроизведения и записи музыки и видео
Товарная группа Выручка, млн руб.
Мобильные телефоны и смартфоны 272 000
Телевизоры 198 000
Аудиосистемы 8 100
Персональные компьютеры 147 820
Наушники 8 500
Ноутбуки 115 000
Планшеты 79 300
Всего 828 720

Источники: T-Adviser, M-Видео

Распределение времени использования электронной техники потребителями

Источники: InterMedia, emarketer.com, campaignbrief.com

Доля потребления музыки и кино в общем объеме использования бытовой техники
Товарная группа Выручка, млн руб. Доля потребления музыки и кино в общем объеме использования, % Доля потребления музыки и кино в общем объеме использования, млн руб.
Мобильные телефоны и смартфоны 272 000 20 54 400
Телевизоры 198 000 70 138 600
Аудиосистемы 8 100 100 8 100
Персональные компьютеры 147 820 34 50 259
Наушники 8 500 90 7 650
Ноутбуки 115 000 34 39 100
Планшеты 79 300 34 26 962
Всего 828 720 325 071
Источники: T-Adviser, M-Видео, InterMedia 

Радиостанции

При расчете были использованы данные о доходах радиостанций, полученные от АКАР. На следующем этапе была определена доля аудитории, отдающая предпочтение музыкальному радио (экспертиза InterMedia по открытым данным АКАР и Медиалогии), после чего выведен размер дохода, относящийся к реализации музыкального продукта населению по рекламной модели.

Вид Доля (%) Поступления от рекламы, млн руб. Дотирование и другие источники, млн руб. ИТОГО
Все радио 100 16 900 5 239 22 139
Музыкальное радио 70 11 830 3 667 15 497
ИТОГО

Источники: АКАР, Медиалогия, отраслевой отчет Роспечати

 
Программы на основных общественно-политических телеканалах, посвященные музыке, кино, театру

В соответствии с предложенной методикой эксперты InterMedia рассчитали объемы эфирного времени программ, связанных с музыкой, кино и театром на всех больших телеканалах с распределением по типам программ. На следующем этапе эти данные были сопоставлены с доходами указанных телеканалов от рекламы, полученные от АКАР, а также доходами от дотирования и других источников, расчитанными экспертами InterMedia по данным, полученным от Росстата, телеканалов и государственных органов, после чего были выведены объемы доходов, связанных с музыкой, кино и театром. Доходы малых каналов включены в расчеты полностью в соответствии со специализациями.

Доходы основных общественно-политических каналов
Виды доходов Доходы (млн руб.)
Реклама 155 700
Дотирование и иные доходы 80 000
ИТОГО 235 700

Источники: InterMedia, Аналитический центр «Видео Интернешнл»

Программы ТВ, посвященные музыке, кино, театру на основных каналах
Вид программы Доля в общем хронометраже, % Доля от общего дохода, млн руб.
ВСЕГО 100 235 700
Праздничные концерты 1,05 2 475
Реалити-шоу 1,27 2 993
Ток-шоу с участием звезд 0,36 849
Кино 22,68 53 457
Сериалы 28,2 66 467
Другие телепрограммы посвященные музыке, кино, театру 5,5 12 964
Всего 59,06 139 204

Источники: InterMedia, АКАР

Специализированные, спутниковые, кабельные каналы ТВ
Специализации телеканалов Абонентская плата, млн.руб. Поступления от рекламы, млн.руб. Всего
Спутниковые каналы (музыка) 351 369 720
Спутниковые каналы (кино) 624 656 1 280

Источники: InterMedia, АКАР

 
Поступления от предприятий общественного питания, торговли, транспорта (включая прямые выплаты и сборы ОКУП)

Предприятия общественного питания, торговли, транспорта и других отраслей постоянно используют для повышения доходов работу представителей культурно-зрелищной индустрии. Информация о суммах, выплачиваемых такими предприятиями через ОКУП, получена из отчетности ОКУП. Данные о прямых выплатах — результат обобщения экспертных опросов InterMedia.

ОКУП Общие поступления ОКУП, млн руб. Доля предприятий (%) Поступления в ОКУП от предприятий (млн руб.) Прямые выплаты ИТОГО
Авторы 4 586 62 2 843 0 2 843
Исполнители и производители фонограмм 900 62 558 500 1 058
ИТОГО 3 401 500 3 901

 

3. Иное

Указанные ниже отрасли являются крайне закрытыми, потому единственный способ их изучения - обобщение экспертных оценок.

 
Лицензирование образа (звезды музыки, кино, театра, кроме СМИ, спорта и политики)
Выручка, млн.руб.
Реклама 25
Программы ТВ 60
Товары массового спроса 22
Электронные игры 20
ИТОГО 127
  
Профильные СМИ (новости и критика — музыка, кино, театр)
Вид СМИ Выручка, млн.руб.
Печатная пресса 100
Интернет-СМИ (новостные) 70
ИТОГО 170
  
Лицензирование музыки (реклама, телевидение, игры)
Вид лицензирования Выручка, млн.руб.
Синхронизация в телепередачах 30
Синхронизация в рекламных материалах 25
Синхронизация в электронных играх 10
ИТОГО 65

Исследование подготовлено рабочей группой Информационного агентства InterMedia:

Е.Сафронов (руководитель группы)

А.Тихонов (главный эксперт)

Ю.Антонова

Н.Галиулова

А.Гержан

Н.Толстова

А.Черномырдина

Ю.Чиренко

Рецензия на клип Jony «Мне не больно»: Главное, чтобы костюмчик сидел

обложка сингла

2024, Jony.

Оценка: 7 из 10.

Певец Jony назвал сингл «Мне не больно» самой сложной по структуре из своих композиций. По его словам, произведение было написано в депрессивном состоянии, но оно должно помочь слушателям освободиться от негативных эмоций. Песня действительно непростая: там есть и речитатив, и элементы арт-рока, и восточный колорит, причём одно с другим не смешивается, а переходит с разной степенью плавности. Артисту песня действительно могла помочь справиться с нервозностью: ну знаете, когда выговоришься или проорёшься, а то и поплачешь – становится легче. Насчёт слушателей не уверен: артист будто предлагает аудитории погрузиться в его состояние и вместе из него выходить – но зачем же специально вгонять себя в депрессию? Как бы то ни было, «Мне не больно» отчасти разрушает миф о Jony как о сладкоголосом сердцееде. Здесь он сознательно выходит из этого образа и делает слушателю если не больно, то неуютно.

Визуализировать эту историю взялся режиссёр Эльвин Фомин. Идея клипа – в том, чтобы избавиться от некой вещи, которая приносит тебе проблемы. Избавиться, отпустить, похоронить – и жить дальше. Но в реализации этой идеи артист и клипмейкер, на мой взгляд, слегка перестарались.

В первых кадрах с Jony, который и так стоит в изысканном костюме, портной снимает мерки. Долго, подробно, вдумчиво. После этого камера переносится в мрачный тёмный лес, где Jony, одетый в кожаный плащ, под дождём роет могилу. Не просто яму, потому что получившееся отверстие весьма широко и глубоко. Тут поневоле вспоминается первая сцена клипа и закрадывается мысль: так вот зачем снимали мерку! Исходя из этого, получается, что в могилу должен улечься сам Jony. Потомив зрителя ещё несколько секунд, артист втаскивает в кадр гроб… который при ближайшем рассмотрении оказывается внушительных размеров сундуком. После неких манипуляций с ключом сундук оказывается на дне ямы, и Jony, угрожающе танцуя с лопатой, его старательно закапывает, а потом разравнивает землю вокруг «могилы».

В следующем кадре он уже в ателье у портного, надменно смотрит на тот самый ключ и смахивает его в ящик стола – где, кажется, уже скопилась коллекция подобных ключей. Избавившись от сундука и лопаты, Jony в новом костюме горделивой поступью выходит на балкон, вероятно, своего дворца и осматривает владения. В конце зрителю ещё зачем-то объясняют, что в громадном сундуке были захоронены скромных размеров часы. Всё это должно символизировать обнуление после избавления от негативных эмоций и воспоминаний, но снято настолько прямолинейно и высокопарно, что клипу не хватает титра с дисклеймером: «Не пытайтесь повторить – может не сработать».

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Фото: обложка сингла
Теги: рецензии, клип, Алексей Мажаев, Jony
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Том Йорк написал музыку для итальянского фильма «Confidenza»

22.04.2024 19:49 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка альбома

Фронтмен Radiohead и Smile Том Йорк написал оригинальную музыку к новому фильму итальянского режиссера Даниэле Лукетти «Confidenza». Музыкант и композитор представил 22 апреля 2024 года два трека – песню «Knife Edge» (в формате клипа с кадрами из картины) и инструментальную композицию «Prize Giving». Всего же звуковая дорожка будет включать 12 музыкальных номеров, записанных с Лондонским современным оркестром и джазовым ансамблем, куда входят Роберт Стиллман и коллега Йорка по группе Smile Том Скиннер. Саундтрек будет выпущен в цифровом формате 26 апреля на лейбле XL Recordings.

«Confidenza» — это экранизация одноименного романа Доменико Старноне, вышедшего в 2019 году. Итальянская драма с Элио Джермано, Витторией Пуччини и Изабеллой Феррари в главных ролях вращается вокруг романа между учителем по имени Пьетро и его бывшей ученицей Терезой. В итальянский прокат картина выйдет 24 апреля.

Для Тома Йорка это уже второй опыт в киномузыке. Он дебютировал в этом качестве, написав саундтрек к фильму «Суспирия» Луки Гуаданьино 2018 года.

Трек-лист альбома «Confidenza (Music For the Film)»:

The Big City;

Knife Edge;

Letting Down Gently;

Secret Clarinet;

In The Trees;

Prize Giving;

Four Ways In Time;

Confidenza;

Nosebleed Nuptials;

Bunch Of Flowers;

A Silent Scream;

On The Ledge.

Фото: обложка альбома
Теги: Том Йорк, саундтрек

100-летие Булата Окуджавы отметит ЦДЛ пятью концертами и одним спектаклем

22.04.2024 19:12 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
Fotodom

Серия концертов к 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы пройдет в Центральном Доме литераторов в мае-июне 2024 года. 10 мая, на следующий день после юбилейной даты, на сцену ЦДЛ выйдет Олег Погудин.

- Народный артист России Олег Погудин каждый год дает в Москве концерт из песен Булата Окуджавы, - напоминается в анонсе. – Но эта программа будет особенной. На сцене не будет оркестра. Как в начале своего творческого пути, артист выйдет на сцену только с гитарой, как много лет назад выходил не нее сам Окуджава.

17 мая запланирован вечер под названием «Пока земля еще вертится», где соберется «братство» Булата Окуджавы - его друзья — известные артисты, поэты и исполнители авторской песни. На концерте прозвучат песни Булата Шалвовича Окуджавы в исполнении Вероники Долиной, Вениамина Смехова, Елены Камбуровой и артистов ее «Театра музыки и поэзии», Евгении Симоновой, Юрия Ряшенцева, Бориса Львовича, Вадима Егорова, Дмитрия Богданова, Марка Розовского и артистов «Театра у Никитских ворот».

18 мая состоится концерт «Театры Москвы – Булату Окуджаве», в котором артисты различных театров столицы исполнят стихи и песни барда. В числе участников концерта Ирина Муравьева, Авангард Леонтьев, Андрей Анкудинов, Мария Матвеева, Михаил Левитин, Андрей Семенов, артисты Театра "Эрмитаж", Александра Равенских, Виталий Ленский, Александр Жигалкин, артисты театра "Современник", студенты ГИТИСа и другие. В роли ведущей выступит Ольга Остроумова. На концерте можно будет увидеть эксклюзивное видео с Булатом Окуджавой из архивов театров.

23 мая, на вечере закрытия 90-го сезона Клуба писателей ЦДЛ, будет показан спектакль «Маленький дворик арбатский с собой уношу…». Семь новелл как путешествие в мир поэта представят актеры театра МОСТ (режиссер Георгий Долмазян).

Наконец, 11 и 12 июня в ЦДЛ состоятся музыкально-поэтические вечера «Не стараясь угодить» актрисы Светланы Крючковой в рамках ее московских гастролей.

- Это не просто вечер. Это будет поэтическая и песенная перекличка Булата Окуджавы с его многолетними и верными друзьями: Исааком Шварцем, Юнной Мориц, Давидом Самойловым, Зиновием Гердтом, - сообщается в анонсе.

β 16+