Максим Виторган: «Художник всегда может обмануть чиновника»
ОБ УЧАСТИИ В ПОЛИТИКЕ
– Я, например, общаюсь с Алексеем Навальным. Более заряженного оптимизмом человека я не знаю. Он лишён рефлексии. Он выбрал дело своей жизни. Не знаю, как он его точно формулирует: стать президентом России, как-то иначе… не важно. У него в этом смысле абсолютная определённость и ясность. У Юли – жены его – абсолютное понимание этого. Но если же ты не Алексей Навальный (а я, конечно, не Алексей Навальный), то вот просто бывают времена, которые надо перетерпеть, пережить.
Три года назад я был значительно громче, потому что у меня была иллюзия, что с этим уровнем затрат и с этим уровнем рисков можно повлиять на ситуацию. Не кардинальным образом, а чуть-чуть сменить градус. Но нам чётко дали понять, что это не так.
Больше я рисковать не готов. У меня другие интересы в жизни. Я готов участвовать в этом как гражданин. Заниматься этим профессионально не готов. Но мне сложно оказаться в полной тишине. У меня жена по каждому поводу высказывает своё мнение громогласно. Я пытаюсь её как-то так чуть-чуть придержать, но против совести аргументы тяжело подбираются. Это сложная история. Меня родители воспитали в абсолютно антисоветской атмосфере. Папа на творческих вечерах рассказывал про культ личности. Я читал запрещённую литературу. И при этом однажды в нашей семье случилась страшная вещь. Я когда в школе учился, у меня один год была какая-то не совсем нормальная учительница по литературе. Мы как-то писали сочинение по "Молодой гвардии". Я написал текст, в котором, среди прочего, была мысль о том, что я не берусь осуждать предателя Стаховича, потому что сам не знаю, как бы повёл себя в таких обстоятельствах. В моей образцово-показательной школе это вызвало скандал, моих родителей вызывали в школу. Я до сих пор помню свою маму, которая дома уговаривала меня переписать сочинение. Помню поиск высосанных из пальца фальшивых и циничных аргументов, которые она была вынуждена использовать. Я помню её мучения. Помню её состояние. Это было предательство, да ещё и перед собственным ребёнком. Адская штука.
Нельзя требовать от людей героизма. Сегодня как только твой голос слышат больше пяти человек (которые являются членами твоей семьи) это уже может стать публичным и общественным заявлением. И это уже на сегодняшний день героизм. В 2012 году это не было героизмом. А сейчас это героизм. Мы видим примеры известных нам людей, которые потеряли работу, возможность заниматься работой своей. Таких людей огромное количество. Мы видим людей, которые попали в суды и в тюрьмы.
О ВНУТРЕННЕЙ ЭМИГРАЦИИ
– Для меня моей внутренней эмиграцией является в том числе и театральное пространство. Как показал нам опыт Советского Союза, художник всегда может обмануть чиновника. У чиновника всегда очень ограничен инструментарий, который он может использовать. Ну что может чиновник? Он может лишать денег. Он может просто запрещать. Он может запретить курить на сцене и ругаться матом. Но знаете, если я не могу сказать (запикаете потом) "да … твою мать", а скажу вместо этого "да рыжий клоун!" ни к селу ни к городу, то всё равно будет понятно, что я сказал "да … твою мать". Художественных приёмов значительно больше, чем приёмов у чиновника. Они могут хоть обзапрещаться, но зрители всё будут понимать. Ты вспомни театр застойного советского периода. Почему был такой бум? Потому что все научились читать между строк! Все приходили и читали спектакли как открытую книгу. Меня беспокоит другое. Я-то ладно. Я артист. Я могу играть в этом спектакле, могу играть в другом, в разных. Могу выступать в разных стилях и жанрах. А вот режиссёр-художник, который видит свой театр только таким, каким он его видит… когда вот этих людей ограничивают…
Пока (тьфу-тьфу-тьфу) не сильно ограничивают. Хотя то усердие, с которым, например, вдруг государство на городском уровне стало бороться с «Театром.док». Вы понимаете, что такое вообще «Театр.док»? Это 40-50 человек в зале. Театр на трёх стульях без декораций, который просто обсуждает современные темы. То, что государству уже и до этого есть дело. Вот этому мощному государству с военно-промышленным комплексом, с нефтянкой, с газовой промышленностью, государству-победителю есть дело до того, что там 100 человек обсуждают в зале! Разве это говорит о силе государства?
ОБ ОПТИМИЗАЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
– Я вообще эту проблему вижу так: количество театров, которые находятся в бюджете у города и страны – огромное. И эта система мне лично представляется в нынешних временах не очень эффективной. У нас были богатые времена, в которые эту систему надо было бы изменить. Я считаю, что театров с госучастием должно быть в разы меньше. Но для начала ты должен создать условия, при которых бизнесу выгодно вкладывать деньги в культуру. И таким образом часть ответственности переходила бы на плечи бизнеса. Государство не должно заниматься распределением денег. Я, честно говоря, вообще не уверен, что нужен такой механизм, как министерство культуры. Вообще. Я не очень знаком с мировой практикой, но вот ты слышал что-нибудь про министерство культуры в США? А там неплохо с культурой. И театров огромное количество. Разных. И с кино так ничего. И выставки. И выступления классических музыкантов. С этим тоже абсолютный порядок. Хотя никакого министерства культуры нет. Государство должно создавать условия. У нас же государство только контролирует каждый твой шаг. Контролирует и направляет. Министерство культуры и государство должны, наверное, поддерживать "идеологически правильные фильмы", хотя это чудовищное словосочетание. Ну хорошо, вот у них на это должен быть свой бюджет. Но дальше – не их дело.
О КОЛЛЕГАХ, КОТОРЫЕ «ТОПЯТ ЗА НОВОРОССИЮ»
– Ну вот я смотрю на Мишу Пореченкова, с которым нас когда-то связывали достаточно близкие и дружеские отношения. Я его хорошо знаю. Поехал он на Донбасс. Стоит он в этой напяленной каске и стреляет из пулемёта в пустоту. И я прекрасно знаю, как это произошло. Я понимаю механизмы этого. Я знаю, что его увлекает. Я знаю, как спровоцировать его взять пулемёт в руки. Вот именно так, не на войне. Как его заставить в настоящий бой пойти, я не знаю. А вот так – знаю. Но всё когда-нибудь заканчивается и меняется. И появится когда-нибудь огромное количество людей, которые скажут (как это было при советской власти): "Ой, а мы не знали, ой, а не думали, а мы не понимали". И у меня нет такого чувства: ага! А я вам говорил! А вы помните, как я вам говорил и вас предупреждал?! У меня нет чувства победы в этом смысле. Я считаю, что мы все здесь проигравшие. Относительно истории мы проигравшие. История не течёт так, как этого хотят Путин или Обама. История течёт естественно. Никто ещё не вернулся из капитализма в рабовладельческий строй через феодализм. Есть точка "а" и точка "б". И мы всё равно этот путь пройдём. Только вот путь мы можем этот удлинять.
ОБ ЭМИГРАЦИИ
– Я не могу себе представить эмиграцию. Это просто не укладывается у меня в голове. Не понимаю, как это со мной может произойти. Куда я поеду? Что я буду делать? И родители мои никогда не рассматривали этот вопрос, хотя в какой-то момент все вокруг уезжали. Тема получения второго паспорта возникает время от времени в наших разговорах. То один, то другой наш знакомый рассказывает, что это стало ещё легче сделать. Если подходить к этому исключительно цинично и рационально, то, учитывая, что ни я, ни Ксения не собираемся занимать руководящие государственные должности, то почему нет? По крайней мере, проще будет ездить. Может это и стоило бы сделать. Это само собой произойдёт. Или не произойдёт.
(Роман Супер, «Радио Свобода», 24.08.15)
«Ретро» по пьесе Александра Галина станет спектаклем Театра Армии
Премьера спектакля «Ретро» по одноименной пьесе Александра Галина в постановке режиссера Галины Дубовской состоится 12 мая 2024 года на Малой сцене Театра Армии. В постановке занят «золотой состав» - народная артистка РСФСР Алина Покровская, народный артист России Артём Каминский, заслуженная артистка России и Азербайджана Валентина Асланова, заслуженные артисты России Сергей Колесников, Людмила Татарова, артисты Софья Гуськова, Светлана Садковская, Елена Анисимова, Анна Киреева, Ольга Герасимова, Денис Кутузов, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе театра.
- Лирический, во многом философский сюжет возвращает к искренним, добрым человеческим взаимоотношениям, - говорится в аннотации спектакля.
Главному герою Николаю Чмутину тоскливо и одиноко. Дочь с зятем решают снова женить его и приглашают трех «невест» в один вечер. Так случайно встречаются совершенно разные, с непохожей судьбой, но так необходимые друг другу люди.
- Одной из задач я ставила разгадать название этой пьесы. Что значит «Ретро»? Это не столько о прошлом, сколько о том, кто они, эти «ретро люди»? – говорит Галина Дубровская. - На этот вопрос отвечает одна из героинь: «Я верила, что простые человеческие потребности будут удовлетворены, и человек ещё на моём веку задумается о своём высшем предназначении».
Режиссер отметила, что старшее поколение объединяет идеализм, «тоска по высоте».
- И не случайно главный герой – кровельщик, он работает на крыше, над ним – только облака и птицы, - говорит Галина Дубровская. - Наша главная идея - показать «уходящую натуру», людей, которых сейчас почти не осталось. Этот ретроспективный взгляд позволит понять, в чем же наши ценности. И нам нужен этот взгляд в прошлое, чтобы идти вперед.
Ранее стало известно, что премьера спектакля «Симон» состоится на Основной сцене Театра Маяковского 27 и 28 апреля 2024 года. Он поставлен режиссером Денисом Хуснияровым по одноименному роману одного из самых известных авторов современной русскоязычной прозы Наринэ Абгарян.
Иван Дергачев соединит воспоминания и импровизациями в масках Дель Арте в «Спектакля нет»
Моноспектакль «Спектакля нет. Иван Дергачёв» будет поставлен в Центральном доме культуры железнодорожников в Москве (ЦДКЖ) 25 апреля 2024 года. «Спектакля нет» — работа актера МХТ им. Чехова Ивана Дергачёва, где трогательные воспоминания из жизни сплетаются с импровизациями в масках дель арте, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе ЦДКЖ.
- Общение с залом придает хулиганское настроение, ведь всегда есть место для неожиданных откровений, риска и шуток, - говорится в описании постановки. - Главное – обмен душевным теплом, мотивация к творческому росту, преодолению трудностей художника-одиночки. Только бы не потерять в себе большого ребенка...
Во время спектакля Иван Дергачев погружает зрителя в личные воспоминания, когда каждый видит, как он в одиночку преодолевает трудности, как он воспринимает ушедшее детство, проживает школьный период, армию и сегодняшний день.
- Я общаюсь с залом, импровизирую и меняю направление в зависимости от хода спектакля, сохраняя атмосферу позитива и игры. Маски вплетены в канву истории, это и канонические маски Италии комедии Дель Артэ и маски реальных людей, с кем меня сталкивала судьба. Многие узнают в этих масках своих знакомых, а может и себя, – делится автор.
Петербургский спектакль «Прыжок в свободу», посвященный Рудольфу Нурееву, был поставлен в ЦДКЖ 18 апреля 2024 года. В роли Рудольфа Нуреева занят Сергей Янковский.
Масштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАСС
IV Художественно-промышленная выставка-форум «Уникальная Россия» пройдёт с 2 по 12 мая 2024 года в московском Гостином дворе. Грандиозное событие объединит тысячи художников, мастеров, дизайнеров, руководителей промышленных предприятий, представителей учреждений культуры и туристических администраций, органов государственной власти и, конечно же, профессионалов и любителей истории и культуры со всей страны.
На выставке будут представлены предметы декоративно-прикладного, ювелирного искусства, народных художественных промыслов (НХП), а также живопись, скульптура, антиквариат. Объединенные стенды Республики Татарстан, Крыма, Бурятии, Тывы, а также Приморского и Камчатского края, Волгоградской и Калужской области представят все многообразие своих регионов. Всего в выставке примут участие 78 регионов Российской Федерации.
В рамках деловой программы пройдут дискуссии, лекции, презентации, мастер-классы – всего более 50 мероприятий.
На «Уникальной России» также состоятся специальные события к юбилеям легендарных предприятий и центров НХП России — столетию искусства Палеха и 130-летию предприятия «Торжокские золотошвеи».
Отдельные мероприятия будет посвящены юбилеям выдающихся деятелей культуры, науки и общественной жизни нашей страны. К 190-летию Дмитрия Менделеева состоится презентация энциклопедии экономических трудов учёного, а к 150-летию Николая Рериха будет организован круглый стол и экспозиция, посвящённая путешествию Рерихов в 1903-1904 гг. по древнерусским городам.
Каждый день для посетителей «Уникальной России» будут проходить концерты и фестивали, шоу, модные показы. На форуме также состоятся награждения победителей всероссийских конкурсов «Золотые руки России», «Уникальные мастера России»; сестёр милосердия - наградой «За самоотверженный и милосердный труд».
Организаторы «Уникальной России» более подробно расскажут об участниках экспозиции, мероприятиях деловой и культурной программы на пресс-конференции в пресс-центре ТАСС 23 апреля.
В числе спикеров:
- президент Фонда развития художественной промышленности и ювелирного искусства Галина Ананьина,
- председатель оргкомитета выставки-форума, председатель правления Ассоциации организаций народных художественных промыслов, ремесленников и художников «Наследие и традиции» Сергей Коломийцев,
- директор выставки-форума и фонда «Уникальная страна» Валерий Богомолов,
- заместитель директора департамента государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней Министерства финансов РФ Евгений Сидин,
- народная артистка РСФСР Анна Шатилова.
Начало в 15:00.
Адрес: Тверской бульвар, 2 (Пресс-центр ТАСС)
Аккредитация СМИ: +7 (926) 608-08-16 press-center@tass.ru
Выставка-форум «Уникальная Россия» пройдёт 2 - 12 мая 2024 года, по адресу: Москва, ул. Ильинка, 4 (Гостиный двор).
Режим работы: с 11:00 до 21:00.
Аккредитация СМИ на выставку-форум: pr@intermedia.ru, +7 (916) 568-8959 (Ирина Кравченко).
Организатор выставки — Ассоциация организаций народных художественных промыслов, ремесленников и художников «Наследие и традиции».
Существенный вклад в проведение выставки-форума и поддержку Ассоциации вносят Фонд «Уникальная Страна» и Фонд развития художественной промышленности и ювелирного искусства.
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Официальное пресс-агентство - «ИнтерМедиа».
Дополнительная информация о проекте — на официальном сайте.
Сообщение носит исключительно информационный характер.