Сергей Апрелов: «Большинство относятся к рекламе, как к назойливой мухе, но приятно, когда она пропоет что-то красивое»
Сергей Апрелов известен как создатель увлекательного цикла программ «Моя рыбалка». Но мало кто знает, что он создал музыку к рекламным роликам компаний «МЕРЦ», «Эббот продактс» и многих других. Корреспонденту InterMedia Апрелов подробно рассказал об этой стороне своего таланта.
- Как вы попали в этот рынок?
- Начнем с того, что я в этом рынке не существую, это довольно случайное попадание. Даже, я бы сказал, попадание по необходимости. Потому что рекламой я занимаюсь очень давно, в свое время имел отношение к разным магазинам. Много лет назад, в конце 90-х, никто не обращал внимания на музыку, которая звучала в рекламных роликах. Брали любое произведение любого исполнителя — и вперед. Потом постепенно начало все зажиматься. Появились авторские права, я помню на этот счет скандалы с Юрием Антоновым и другими исполнителями. Так начали возникать мысли подбирать к рекламе какую-то авторскую музыку. Стали искать музыку легальную в музыкальных библиотеках. Конечно, оттуда ее заимствовать было можно, но она не оригинальная и, например, заказчикам было неприятно услышать эту же музыку у кого-то другого. Таким образом, пришли к мысли о написании музыки специально. Хочу подчеркнуть сразу, что композитором я не являюсь, потому что серьезно этим не занимаюсь. Поэтому когда возникла необходимость озвучивать какие-то ролики, я, понимая, где должны быть определенные музыкальные акценты, взял готовые сэмплы, которые никому не запрещены, заготовки и потом в нужных местах чуть-чуть доиграл. Получилось очень хорошо и качественно, это были ролики для медицинской компании Merz. На самом деле, я этому большого значения не придавал — сделали и сделали. Но для РАО требовалась информация об авторе, поэтому в этом качестве фигурирую я. Тем более, фактически так оно и было. На длительное время я даже об этом забыл, пока меня не разыскало агентство по авторским правам с целью выплатить деньги, которых, как выяснилось у меня за долгие годы там накопилось достаточное количество за примерно десять роликов. Из них были и такие, по которым меня по 5-7 лет не могли найти. Приятно, что эта система работает, что авторские права соблюдаются на деле.
- То есть РАО именно сами вышли на вас?
- Да, они меня нашли по документам на ролики, где указаны имена всех, кто имел отношение к производству. Сейчас я главным образом занимаюсь написанием музыки для озвучки своей программы о рыбалке. Эти выпуски у меня воруют и выкладывают где угодно. Вот и выясняется, что легче всего людей поймать на воровстве, написав для передачи свою музыку. А вот видео воруют нещадно, и очень тяжело доказать свое авторство. А по музыке это сделать легко. Это мое личное мнение, сложившееся после того, как РАО нашло меня. Мало того, в YouTube многая музыка блокируется, когда обнаруживается ее правообладатель.
- Такие прецеденты у вас уже были или это теоретические рассуждения?
- Года два назад у нас украли один концерт, и нам его удалось заблокировать.
- РАО вам выплатило серьезную сумму? И насколько эти выплаты регулярные?
- Все зависит от количества эфиров. Например, у тех роликов, которые я делал для «МЕРЦ», эфиров по центральным каналам было очень много — сотни раз точно. Поэтому за все я получил порядка 200 тысяч. Я не думаю, что это большие деньги, если рассчитать стоимость одного показа.
- Были ли периоды, когда музыка к рекламе была вашим остальным источником дохода или же всегда это воспринималось как приработка?
- Поскольку я не являюсь композитором в полном смысле этого слова, музыка к рекламе всегда была для меня приятным подспорьем. Я увлекаюсь музыкой, мне нравится ею заниматься. В свободное время люблю посидеть дома и поиграть на гитаре. Что-то даже сочиняю, но это, скажем так, хобби.
- Вы даже играли в группе «Четвертое измерение».
- Да, когда-то играл.
- Сейчас вы вольный художник или тоже где-то играете?
- У меня просто на это нет времени, потому что я постоянно пропадаю на съемках. К тому же я, что называется, вышел на международный уровень в этом отношении и поэтому часто нахожусь в зарубежных поездках. Так что времени на музыку катастрофически не хватает, хотя очень хочется. Я езжу, встречаюсь с иностранными коллегами, снимаю программы о тамошних рыболовах. Ловил рыбу в Голландии, Словакии, на Кипре вместе с серьезными рыболовами с мировым именем.
- А вы продолжаете писать музыку для рекламы?
- Рекламными роликами у меня тоже нет времени заниматься. Плюс сейчас заказов немного, потому что под себя все очень сильно подмяли рекламные агентства. Раньше у нас было долгосрочное сотрудничество с одним рекламным агентством, которым владели мои друзья, тогда я занимался рекламой вплотную. А вот в последние 5-7 я занимаюсь этим фрагментарно. Какие-то вещи делаю, но редко. Крупные рекламные агентства подминают под себя крупных заказчиков. На этом рынке все постоянно меняется.
- То есть динамика рынка музыки к рекламе не внушает оптимизма из-за ненужных посредников?
- Я бы так не сказал. Оформительская музыка для рекламы, программ и каналов — это очень перспективное направление, где все используют разные библиотеки, но я считаю, что для многих вещей нужно брать оригинальную музыку. Например, сейчас я буду делать документальное кино и тоже буду брать для него оригинальную музыку. Потому что музыка, созданная с помощью библиотек, имеет, так скажем, конечное значение, ведь рано или поздно ты будешь ее слышать в других произведениях. Мне было приятно, что на Discovery звучит музыка, которую я использовал.
– Для документального фильма вы будете писать музыку сам или прибегать к услугам сторонних композиторов?
- Скорее всего, я напишу основную тему сам, а какие-то фоновые вещи возьму из подборок.
- И о чем будет фильм?
- Тоже про рыболовов. Я пока эту тему целенаправленно разрабатываю.
- Какой написанной вами музыкой к рекламе вы особенно гордитесь?
- Честно говоря, никакой не горжусь (смеется). Я считаю, что она проходная. Дело в том, что в рекламе должны быть очень лаконичные темы, там негде развернуться. Если реклама должна быть поддерживающей, то тебе надо просто показать товар лицом — и всё. А если ты выводишь на рынок новый продукт, то музыка не должна оттягивать на себя внимание. Это очень важно. В этом случае человек не должен невольно оборачиваться на музыку, едва включив телевизор. Либо это должен быть какой-то трэш.
- Фоновый характер рекламной музыки не позволяет ее потом использовать, скажем, в песенном творчестве?
- Наверное, все-таки использовать можно, но я никогда этого не делал. Не надо забывать, что в рекламе есть еще такое понятие, как темпоритм, под который ты и подбираешь музыку. В рекламе есть свой закон, что вторая треть ролика должна быть ударной, акцентированной, а потом идти маленький джингл, вроде «динь-динь» или «бинго». Реклама должна обязательно влезть в эти критерии, поэтому даже стандартная музыка не всегда подходит под эти задачи. Соответственно, иногда приходится что-то компилировать. Многие это и делают. В каких-то вещах я могу заблуждаться, потому что есть профессиональные композиторы, которые живут рекламой.
- Кого из них вы можете выделить?
- Я никого из них не знаю, честно. Если же говорить об удачных мелодиях, то, наверное, я бы выделил «уууу, Danone!» (смеется). Потому что это — самое запоминающееся, из всей рекламы. Специально я этот вопрос не мониторил, потому что он не является для меня жизненно необходимым. Есть интересная реклама, есть запоминающая, но ведь большинство людей относится к рекламе, как к какой-то назойливой мухе. Приятно, когда эта муха пропоет что-либо красивое.
- Какие-то забавные ситуации при создании музыки к рекламе у вас были?
- Сам процесс съемки ролика порою очень бывает забавен. Люди на площадке пляшут, дурачатся, машут руками, а потом выясняется, что все это вошло в кадр. Понимая, что цена рекламы высокая, а производство дорогое, заказчики часто хотят вложить максимум информации в минимум времени. Как-то раз для одной заграничной компании был взят англоязычный текст и переведен на русский. Получилось намного длиннее, а ролик-то 15-секундный. Я попросил ведущего быстро зачитать эти слова, потом мы загнали это все в компьютер и чуть-чуть ускорили, убрав все паузы. Получилось ровно 15 секунд. Потом уже на съемки мы завели ведущему фонограмму, и ведущий под нее шлепал губами. Проговорить он не мог, а прошлепать худо-бедно получилось. Я считаю, это некое ноу-хау (смеется).
Денис Ступников (InterMedia)
Hatters, Хелависа и «Сектор Газа» получили «Чартову дюжину»
Победители XVII ежегодной музыкальной премии «Чартова дюжина» были объявлены 19 апреля 2024 года в эфире «Нашего радио». «ИнтерМедиа» напоминает, что организаторы отказались от проведения церемонии в формате концерта после теракта в Crocus City Hall.
Двух наград удостоились Hatters: за лучший клип «Весело» и как лучшая группа. Альбомом года стал «Острые края» группы «Заточка», песней года – «Чайковский» Юрия Шевчука и Дмитрия Емельянова.
В номинации «Взлом» победила группа GorillaGun, в номинации «side-проект» - группа «МодеМ» участника «Слота» Игоря «Кэша» Лобанова, солисткой года стала Хелависа, солистом – фронтмен костромской рок-группы «Гудтаймс» Артем Шаров.
В категории «совместная работа» отмечена песня «В нашем маленьком городе» в исполнении Бранимира, Чижа и «25/17», в номинации «лучший кавер» победила песня «Незнайка» группы «Гражданская оборона» в исполнении F.P.G, а лучшим концертом стало выступление Дианы Арбениной и группы «Ночные Снайперы» на московском стадионе «Открытие Банк Арена» 8 июля 2023 года.
«Легендой года» в этом году назван «Сектор Газа», а в номинации «Наше кино» победил сериал «Король и Шут».
Стас Михайлов расскажет про 55-летнию юбилей в ТАСС
Творческая встреча с певцом и композитором Стасом Михайловым, посвященная предстоящему юбилею исполнителя, состоится в пресс-центре ТАСС 24 апреля 2024 года. На ней музыкант расскажет про свой праздничный концерт с программой «55», который состоится на сцене «Live Арена» 27 апреля.
Народный артист РФ расскажет о подготовке к юбилейному концерту, программе и гостях торжественного вечера, а также проанонсирует юбилейный тур по России. Трансляция будет доступна на сайте ТАСС на странице анонса, а также в группе Пресс-центра ТАСС в «ВКонтакте».
Не так давно Стас Михайлов стал гостем нового выпуска YouTube-шоу «Вопрос ребром». Обзор на этот выпуск был опубликовало информационное агентство «ИнтерМедиа».
Начало в 12.00.
Справки и аккредитация: +7 (926) 608-0816, press-center@tass.ru.
Брайан Ино выпустил новую версию «Get Real» Боуи со звуками живой природы
Брайан Ино обнародовал 19 апреля 2024 года новую версию песни Дэвида Боуи 1995 года «Get Real». Релиз приурочен ко Дню Земли (он отмечается 22 апреля), и в связи с этим в ремиксе, созданном Ино, использованы, помимо инструментов и вокала Боуи, различные звуки живой природы. По словам Брайана (который является и соавтором первоначальной версии «Get Real»), он стремился заставить ее звучать так, будто «природа прокралась в искусство», и животные «проходят через каждое окно и щель в двери»
Ремикс был выпущен в рамках глобальной музыкальной инициативы Sounds Right, которая сделала природу официальным исполнителем на стриминговых платформах для сбора денег на сохранение Земли. Благодаря Sounds Right, доля гонораров от любой песни, в которой указана природа в качестве исполнителя, будет передана EarthPercent - благотворительной организации, основанной Ино. Затем организация распределит эти деньги на проекты по сохранению и восстановлению «самых ценных и нестабильных экосистем» в мире под руководством экспертно-консультативной группы Sounds Right:группы ведущих мировых биологов, экологических активистов, представителей коренных народов и экспертов.
Наряду с ремиксом «Get Real» Sound Right выпустили сборник, включающий новые версии песен Ви из BTS, Мика Дженкинса, MØ, Элли Гулдинг и London Grammar — все с указанием природы в качестве исполнителя.
- Всю жизнь я задавался вопросом - как мне вернуть что-то в те места, откуда я взял идеи? – размышляет Брайан. - Музыка зародилась как звуки мира природы, и Sounds Right создает систему, которая помогает природе и сохраняет планету, чтобы она могла продолжать вдохновлять нас на долгие годы.
Помимо основания EarthPercent, Ино занимается проблемами окружающей среды, борясь с изменением климата посредством своей музыки и выпуская благотворительные альбомы с участием таких артистов, как Майкл Стайп, Питер Гэбриел, Big Thief, Джарвис Кокер и Death Cab for Cutie.